Высокая шапка и другие обычаи в Киргизии

Чем больше шапка, тем выше статус. Традиции киргизов

Киргизия — страна кристально чистых озер и высоких гор. А еще здесь живет маленький, но гордый народ, строго следующим своим древним традициям. Предки киргизов были кочевниками, их образ жизни — смесь кавказских привычек, мусульманства и азиатского колорита.

  1. Шапка как показатель статуса
  2. Борьба за свободу невест
  3. Игра на закидывание козла
  4. Поделиться бараньим глазом в знак уважения
  5. Юрты на все случаи жизни и смерти
  6. Страна вагончиков и контейнеров
  7. Коллективное омовение после еды

Первое, что делают туристы, приезжая в Киргизию — покупают себе киргизскую высокую шапку. А что значит этот головной убор, и какие еще необычные традиции существуют у киргизов?

Шапка как показатель статуса

Киргизские шапки из войлока — это не просто национальный головной убор. Это мерило социального статуса. Белый высокий войлочный колпак с позолоченной вышивкой называется «бакай колпак» и предназначен для старейшин и уважаемых пожилых людей.

Впрочем, в Киргизии возраст — это всегда уважение. Высокие колпаки всегда носили мужчины, имеющие вес в обществе. А плоские шапки предназначались для простолюдинов.

Борьба за свободу невест

Эта древняя традиция стала в современной Киргизии просто национальной проблемой. Здесь по-прежнему воруют невест и принуждают их к замужеству.

В школах даже проводят пропаганду — как этого избежать. Хотя некоторые девушки мечтают быть украденными — для них это часть свадебной игры.

Игра на закидывание козла

Есть в Киргизии игра, очень отдаленно напоминающая поло. Они кидают тушу мертвого козла куда-нибудь подальше, к примеру, на склон горы. И киргизские джигиты должны доскакать туда и вернуть козла на место.

Вообще игры кочевников — впечатляющее зрелище. Недавно они стали проводиться в национальном масштабе и попали в наследие ЮНЕСКО. Правда козел у киргизов все чаще не настоящий, а просто имитация туши.

Поделиться бараньим глазом в знак уважения

Застолье киргизов — тот еще аттракцион. Во-первых, они сидят на полу — их столы очень низкие. А во-вторых, баран для них — самый прекрасный деликатес, при том все его части.

Голову получает самый желанный гость, и он делится бараньим глазом с тем участником застолья, который нравится ему больше всего. А самая уважаемая женщина получает бараний хвост. А уж уши барана достаются детям.

Юрты на все случаи жизни и смерти

Юрта — древнее жилище кочевников, для киргизов актуальна и в наши дни. Хотя в городах есть обычные дома и даже суперсовременные новостройки, киргизы по-прежнему хотят жить в юртах. Они умеют делать их весьма добротно. Допустим, у кочевых общин в юрте может разместиться целый детский сад. Самая дешевая юрта будет стоить около 80 тысяч наших рублей, ну а цена огромных и особо качественных юрт может превышать миллион.

В юртах киргизы проводят и последние дни своего пребывания на земле. Тело покойного лежит в специальной погребальной юрте 3 дня, и все с ним прощаются.

Страна вагончиков и контейнеров

В Киргизии порой сочетается несочетаемое — древние юрты с порой уродливыми экспонатами. К примеру, здесь очень много вагончиков — контейнеров — наверное со времен СССР они здесь остались, и никому особо не пригодились.

Поэтому их дешево раскупают для различных нужд — делают в них ларьки, склады и даже дачи. Стоит такое сооружение всего тысяч 30, зато хорошо защищает от непогоды и не ветшает, как обычный дом.

Коллективное омовение после еды

Нет, речь идет не о мытье рук. Просто киргизы делают жест «омен», как будто омывают лицо руками. У мусульман это часть молитвы, а у киргизов уже просто что-то типа ритуала.

Читайте также:
Фотографии Вифлеема

«Омен» говорит о том, что трапеза закончена, притом делают это все сидящие за столом одновременно.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!

10 национальных особенностей киргизов, которые нам не понять

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей киргизов, которые могут показаться жителям России удивительными и немного странными.

Они меряют статус по высоте шапки

Людей в войлочных головных уборах можно увидеть на улице Бишкека или Оша как в удушающую жару летом, так и лютым холодом зимой. А все потому, что здесь до сих пор жива традиция определять статус мужчины по его колпаку. Простые люди традиционно носили низкие колпаки, а представители высших слоев — более вытянутые. Люди старшего возраста и имеющие особый статус по традиции носят «бакай калпак»: головной убор из белого войлока с черными пересекающимися окантовками и ручной вышивкой.

Они играют в поло тушей козла

Самая популярная национальная игра кок-бору чем-то напоминает поло, где вместо мяча используется туша козла или ее муляж. Основная цель — забросить козла на специальное сооружение на территории команды-противника или доскакать с ней до ранее оговоренного места где-нибудь на вершине горы. В начале сентября 2016 года в Киргизии прошли вторые Всемирные игры кочевников, призванные сохранять боевые искусства и игры кочевых народов и возрождать к ним интерес. Помимо кок-бору в программу игр вошли разные виды борьбы, в том числе на поясах, конные скачки, стрельба из лука и комплексные охотничьи игры.

Они окуривают рынки дымом от сглаза

На рынках в Киргизской Республике можно часто увидеть женщин, разгуливающих вдоль рядов с дымящимися ступами и обмахивающих этим кислым пронизывающим дымом каждый второй ларек. В ступах дымится арча (можжевельник), и ее дым считается отличным средством от сглаза и злых духов. Таким образом эти женщины скромно, но все же зарабатывают: без спроса обдувают лавку, и ее хозяин уже оказывается вынужден заплатить небольшую сумму, часто 10–20 сомов (1 рубль = 1,06 сома).

Их юрты могут стоит дороже иномарки

Искусство изготовления киргизских юрт боз-уй недавно вошло в список наследия ЮНЕСКО. Юрта продолжает занимать важное место в жизни киргизов: в них живут семьи во время сезонного перегона скота, для детей кочевников в юртах организованы детские сады, по всей стране юрты используются как временные точки продаж или места общественных встреч. Стоимость юрты варьируется в зависимости от ее размера, вместительности и материалов: самая дешевая будет стоить порядка 80 000 руб., а что касается самой дорогой — совершенству предела нет. На форумах можно увидеть объявления по продаже юрт как за $3000, так и за $15 000. При этом срок службы юрты намного дольше, чем у среднестатистической иномарки, — примерно 25 лет в кочевых условиях.

Они строят юрты для покойников

Юрта занимала и продолжает занимать важное место и в похоронных обрядах. Даже в Бишкеке во дворах между пятиэтажками можно иногда увидеть поминальные юрты. Семья покойника возводит юрту, оставляет усопшего в ней на две ночи и три дня и позволяет таким образом всем родственникам, знакомым и соседям проститься с ним. Близкие родственники ушедшего при этом остаются в юрте круглые сутки.

Читайте также:
Фотографии Татевского монастыря

Они крадут невест

Ала-качуу, обряд похищения невесты, в Киргизии сохраняется до сих пор, хотя с ним усиленно борются правозащитные организации. По их данным, более 15 000 девушек ежегодно становятся жертвами обряда несмотря на то, что он уголовно наказуем. При этом лишь небольшое количество краж постановочное, большинство девушек крадут насильно. Если невесту украли, то она обязана будет выйти замуж за своего похитителя. Финальным жестом ала-качуу становится белый платок: если старшая женщина в семье надевает его на голову девушке, та становится невестой. Если невеста пытается сбежать, обычно поперек порога ложится мать или бабушка жениха. Девушка по местным обычаям не имеет права оскорбить старшего — перешагнуть через него. Общественные организации в Киргизии ведут большую просветительскую работу: выпускают плакаты, в которых подробно рассказывают, что делать в случае кражи, призывают старшее поколение отходить от старых обрядов, публикуют социальные ролики, в которых говорят о важности самостоятельного выбора девушки.

Они строят дачи из грузовых контейнеров

Путешествуя по Киргизии, обращаешь внимание на удивительную привязанность местных жителей к списанным грузовым контейнерам. Из них в Бишкеке по принципу LEGO составлен целый рынок, из них же получаются отличные гаражи и офисные помещения, а два-три контейнера подряд с вырезанными окнами превращаются в дачу. Один контейнер стоит чуть менее $1000, в разы дешевле хорошей юрты, а возводится почти так же быстро. В общем, киргизы не отстают от современных трендов в архитектуре и вовсю следуют принципам вторичного использования.

У них стол — это пол

Путешественники, планирующие поездку в Киргизскую Республику, должны быть готовы к ежедневным гимнастическим увертюрам, которые им придется совершать, садясь за стол. Дело в том, что здесь принято есть, сидя на циновке на полу, а если не на полу — то на приподнятых платформах, имитирующих пол. Если в начале застолья сесть на пол обычно не представляет особого труда, то после обильного пира, продолжающегося не один час, встать из-за стола получится, только держась за соседа.

Они преподносят хвост барана в знак уважения

На особо важные события и праздники в Киргизии принято резать барана. При этом разные его части будут предназначены разным гостям вокруг стола — в зависимости от их положения. Голова барана чаще всего подается самому почетному гостю, хвост — почетной гостье, а подвздошная (тазовая) кость — старейшине. Счастливчик, получивший голову, должен вырезать глаза барана и разрезать их пополам, поделившись деликатесом с другим гостем, которого он бы хотел чаще видеть. Нёбо обычно дарится молодой женщине, в то время как левое ухо остается у хозяина, а правое отдается детям.

У них нельзя вставать без омена из-за стола

Омен перед едой и после еды уже не воспринимается в Киргизии как религиозный обряд, хотя свои корни берет именно в мусульманстве. Поднеся обе ладони к лицу и произнеся «омен», киргизы таким образом благодарят за стол. Обычно омен совершается совместно, включая гостей. В конце любого праздника, успешных переговоров или простого употребления пищи старший из присутствующих или почетный гость произносит благодарственные слова и дает небольшое напутствие, а потом все собравшиеся одновременно совершают омен. После омена брать еду со стола не принято.

Читайте также:
Фотографии Паласио Бароло

  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

40 элементов кыргызской культуры: 12. Элечек ( головной убор замужних женщин)

Элечек (кимишек, бас орау) – головной убор замужних женщин у некоторых тюркских народов (кыргызы, қазақи, каракалпаки, ногаи – весьма близкие друг к другу по языку и генеалогии-санжыре народы). Сегодня, когда идет возрождение собственных культурных ценностей, очень важно не замкнуться в своих национальных квартирках и искать различия между близкородственными народами. Гораздо важнее находить общее и восстанавливать богатое наследие собственных общих предков без всяких споров о том, что есть, например, кыргызское или қазақское, и у кого оно появилось вначале. Как можно разделять что-то на свое и чужое, если мы происходим от одних предков? Поэтому здесь представлены все виды элечеков, которые могли быть или будут у кыргызов, так как они были и есть у других братских нам народов. Параллельно я попытаюсь дать объяснения тем или иным деталям элечека, естественно, в своей интерпретации, а правильность выводов на выбор читателя – я всего лишь выражаю свое мнение.

Собственно говоря, элечек – это тюрбан, который весьма распространен у многих народов, ориентализованый (образ Востока в глазах Запада) образ которого связан с образом роскоши и дворцово-гаремной сексуальности. Однако у тюркских народов, тюрбан-элечек, напротив, связан с образом чистоты женской и материнской порядочности. Уже в древности в Центральной Азии символически тюрбан был связан больше с женским началом и женским циклом, зачастую условно привязываемым к лунному, что отражало способность к деторождению.

Реконструкция женского головного убора, выполненная на основании стенной росписи Пенджикента (VII в.), изображающей богиню Луны

Что именно считать элечеком и чем он отличается от тюрбана? Элечек должен состоять минимум из двух (трех) частей, (1) тюрбана (собственно элечек), (2) хвостика от тюрбана, прикрывающей косы и (3) ткани, прикрывающей щеки и шею). Иногда для сохранения формы элечека ее наворачивают на тюбетейку.

Элечек предохранял замужних женщин не только от дурного глаза, но и от солнечных лучей. Недаром поэтическими эпитетами молодых невесток и жен (келин-жеӊе) стали «белые щечки» и/или «белая шейка», так как в отличие от девичьей шапки, элечек предохранял кожу женщины от загара. Необязательно элечек мог быть из белого материала, например, у каракалпаков молодые жены носили кимишек из красного материала, а более пожилые – белые.

Красный и белый кимишеки каракалпаков

Слово кимишек (у қазақов и каракалпаков), возможно, это сокращение от «кийим элечек» – по крайней мере, так называли кыргызы элечек қазақских женщин. Другой женский головной убор каракалпаков дает возможное объяснение одной из деталей элечека. У каракалпаков женщины на тюбетейке носят «попек» – дополнительное украшение в виде кистевого шарика или кисти – причем незамужние девушки и девочки носят попек на левой стороне, а замужние – на правой стороне тюбетейки.

Попек на тюбетейках каракалпакских женщин

Это наводит на мысль о том, что попек показывал принадлежность женщины той или иной стороне – вспомним, что юрта делится на женскую и мужскую половины и тюркский эл в древности также делился на каганский (условно мужской) и катунский (условно женский) крылья. Попек на той или иной стороне тюбетейки также символизировал принадлежность женщины самой себе (к левой стороне, к которой еще можно ходить) или принадлежность какому-либо мужчине. Точно так же часть материала элечека загибалась в ту или иную сторону, что дополнительно (помимо самого элечека) символизировало то, что женщина уже принадлежит тому или иному мужчине, впрочем, как и он ей.

Читайте также:
Роковые ошибки туристов в горах: правила выживания

Элечек, завернутый направо (қазақи и каракалпаки)

И здесь необходимо небольшое пояснение, почему одни элечеки завернуты влево, а другие вправо. Возможно, это связано с тем, что в древности у тюрков (условно) мужским главенствующим крылом считалось левое крыло, но позже (возможно, в постмонгольский период) главным (условно) стало правое крыло, поэтому в символическом обозначении принадлежность к мужскому немного спуталась. А возможно, просто женщины одного рода-племени заворачивали элечек в одну сторону только потому, что женщины другого рода-племени заворачивали его в противоположную сторону (здесь уместно добавить фразу, которую использовали мусульманские историки: «Аллах знает лучше», особенно, если это касается женской одежды).

Элечек, завернутый налево (кыргызы, қазақи)

Разновидность элечеков варьируется не только от принадлежности тому или иному роду-племени, но и от статуса женщины в семье. Так, например, вдовы носили черный элечек, а женщины статусом выше носили элечек больших размеров или выше, или и выше, и больше. Например, на этом фото поклона новоиспеченного қазақа-жениха матери и родственницам невесты понятно сразу, кому именно в первую очередь адресован поклон, который, кстати, сегодня қазақские джигиты отказываются делать, в отличие, например, от кыргызов-женихов.

Между тем, количество разновидностей қазақского кимишека достойно поклонения.

Некоторые разновидности қазақского кимишека

Впрочем, как и у любого другого тюркского народа, замужние женщины которого надевают элечек. Некоторые элечеки были с выступом вперед, что очень похоже на копирование сакского калпака.

Кроме всего прочего, возможно, в элечеках может присутствовать два хвостика, так как замужняя женщина заплетала две косы (у нас используется один широкий), как видим на этих половецких изваяниях.

Однако возникает вопрос, как работали женщины в таких больших головных уборах? Опять-таки, скорее всего, количество материала элечека и, соответственно, его вес и комфортность для работы зависели от статуса и возраста женщины в семье. Кроме того, женщины могли работать не только в небольших элечеках, но и платках, как, например, эти две қазақские молодухи, которым предстояло работать за пятерых.

Зависимость размера тюрбана от положения женщины в целом, возможно, прослеживается в тюрбанах других этнических групп, статус которых был неравен статусу господствующей тюрко-мусульманской верхушки. Так, например, тюрбаны и кимишеки цыган, чала-қазақов и евреев был намного меньше в размерах и в весе, как и вес этих групп в тогдашнем обществе.

Цыганка, чала-казашка, еврейка

Поэтому, возможно, следует учитывать зависимость размеров элечека от статуса женщины в роду и ее возраста. Очень даже возможен облегченный вариант элечека, который, судя по всему, существовал. На этой миниатюре из Шах-наме, написанной в XVI веке для турецкого султана и хранящейся в Топкапы в Стамбуле, видны женщины с небольшими тюрбанчиками (судя по кругам на головном уборе материя завернута несколько раз вокруг головы, как и элечек) и накосниками.

Афганские кыргызские женщины используют облегченный вариант элечека, который весьма удобен для повседневной жизни.

Скорее всего, мы привыкли к большим элечекам из-за того, что в начале 20 века, когда делались фотографии кыргызских женщин в элечеках или своим собственным воспоминаниям, и их носили в основном женщины старшего возраста, которым и полагалось носить на голове больше материала по статусу. Сегодня, когда удобство повседневной одежды является определяющим для выбора женщин, вполне возможно рекомендовать носить по случаю элечеки и меньших размеров. Возрождение национально-культурных ценностей может идти не только по сохранившейся этнографической истории конца XIX-начала ХХ вв., можно пойти гораздо дальше и разнообразить гардероб наших женщин, чему они и сами будут рады.

Читайте также:
Фото Латинского квартала

Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram

Высокая шапка и другие обычаи в Киргизии

Калпак – войлочный головной убор конической формы с загнутыми полями – таким мы знаем современный кыргызский калпак. Какой формы он мог быть раньше? Когда его стали носить кыргызы?Что он символизировал?

Чтобы ответить на эти вопросы необходимо, прежде всего, проверить принадлежность калпака кыргызам, ведь калпак носят или носили многие тюркские и нетюркские народы, такие как наши соседи казаки, узбеки, каракалпаки, лобнорцы и даже русская элита в XVI – XVII вв .

Мужская одежда в Московии XVI – XVII вв.

Судя по всему войлочные головные уборы скотоводческо-земледельческие народы Великой Степи (которых принято было называть “кочевники”) начали носить с древнейших времен, скорее всего, с момента открытия самой технологии изготовления войлока. Теперь уже трудно сказать, кто был изобретателем калпака, какой народ стал носить его первым, но скорее всего кыргызы являются единственным народом, который носит его до сих пор в массовом порядке (судя по всему больше чем қазақи).

Калпак тюркского воина XVI века (узбек или туркмен)

Войлочные головные уборы схожие с калпаком известны как на территории современной Кыргызской Республики, так и на территориях когда-либо населенных кыргызами, такими как Монголия и Южная Сибирь. Калпак возможно совпадал с формой воинских шлемов или использовался в качестве подшлемника и в одно время калпак и шлем были синонимами. Под калпаком можно иметь в виду конические войлочные головные уборы без завязок и с полями, загнутыми, тканевыми или меховыми и без полей. Такие же головные уборы с завязками лучше называть башлык’ами. Калпаки могли быть с острой или загнутой верхушкой. Так например, в китайских сведениях о кемских (енисейских) кыргызах пишется, что « Зимой делают шапки из соболя, летом золотом украшают шапки, заостряют маковку и свертывают ее конец. Они, по знакомству с уйгурами, доныне еще надевают такие головные уборы. Подчиненные делают шапки из белого войлока, в остальном покрой в общем одинаков » (Тайпинхуаньюйцзи. Описание мира годов правления Тайпин. 976-983 гг. Сунская династия)

Относящаяся к примерно тому же времени (династия Таң 618-906) фреска в пещерах Дунхуана (северный Тибет, пещера №158) показывает плачь народов мира в связи с уходом Будды в нирвану (гибелью его телесной оболочки). Среди прочих существует изображение человека (кыргыза?) в калпаке, очень близкой к современной форме, которых режет свою грудь ножами в бесконечном горе.

Будда в нирване, пещера №158, Дунхуан

Калпак становится частью этнических названий древних и современных народов. В древней Персии в наскальной Бехистунской надписи ( VI в. до х. э.) население, проживавшее в предгорьях Теңир-Тоо, в том числе и на территории нашей страны, называлось «сака тиграхауда» (остроконечная [войлочная] шапка). Упоминается также и вождь Скунха, плененный персами.

Плененный вождь саков-тиграхауда Скунха на барельефе Бехистунской надписи

В русских летописях XII века есть сведения о кочевых племенах под названием «черные клобуки. Каракалпаки населяют северо-западную часть современного Узбекистана в Приаралье.

Калпак (как шлем и как войлочный подшлемник и отдельный головной убор) становится атрибутом любого свободного мужчины-воина и до нас дошли множество каменных воинов в калпаках.

Калпак и башлык генетически связаны друг с другом, скорее всего в теплую погоду поля башлыка заворачивались наподобие буденовки и отсюда и пошел калпак. Скорее всего, кыргызы имели и калпак с завернутой верхушкой с древнейших времен, еще до того, как этноним кыргыз упоминался в каких-либо письменных источниках. Например головной убор этого каменного изваяния, относящегося к окуневской культуре на территории нынешней Хакасии ( II тыс. до х.э.) очень похож на калпак с загнутой верхушкой, сакский ( скифский ) калпак (на западе он известен как фригийский калпак).

Читайте также:
3 reasons not to use a private visa!

Форму сакского калпака дают многочисленные изображения саков (скифов) дошедшие до нас, как например изображения этих трех саков на золотом кувшине из кургана Куль-Оба (Украина, V в. до х.э.).

Интересно, что троянский принц Парис, похитивший Елену, из-за чего началась великая война воспетая Гомером, также изображался греками в сакском калпаке (в древней Греции статуи раскрашивались). Статуя Париса-лучника находилась позади Парфенона в Афинах и скорее всего, здесь калпак выступает в качестве медного шлема и возможно, что Парис носил также и войлочный подшлемник такой же формы.

Сакский калпак известный на западе как фригийский, становится там символом свободы. Первоначально в древнем Риме его носили освобожденные рабы. После Французской революции 1789 года фригийский калпак становится мировым символом свободы.

На знаменитой картине Делакруа «Свобода ведущая народ» сама Свобода носит на голове фригийский (сакский) калпак. Фригийский ( фракийский ) колпак можно часто встретить в символике Соединенных Штатов Америки, в частности на многих монетах США изображается Свобода во фригийском колпаке (например 50 центов с бюстом Свободы в колпаке, доллар с сидящей Свободой и другие), Колумбии. Также изображён на гербах Аргентины, Сальвадора, Кубы, Никарагуа, Боливии, и Колумбии.

Калпак становится также и сакральным символом. В него одеты первые святые Руси братья Борис и Глеб убитые Святополком в 11 в. Головной убор патриарха РПЦ носит название клобук (калпак).

Калпак носили и тюркские дервиши и суфии, как например эти памирские дервиши (фото 1900 гг.)

Скорее всего поля калпака мог быть могли быть оторочены не только бархатом, как делается это сегодня, но и мехами или овечьей и каракулевой шкурой.

Сакральный символ калпака, скорее всего, возник от удлинения головы конусообразными головными уборами, в том числе и калпаком, которые, возможно символизировали единорога (символ Теңри, символ Христа) пожертвовавшего собой ради жизни на Земле (поэтому мученики Борис и Глеб одеты в калпаки). О единороге в кыргызской культуре будет отдельная статья. Волхвы принесшие дары новорожденному Христу в древности также изображались в сакских калпаках

Ак калпак: все, что вы не знали про гордость кыргыза

Не так прост ак-калпак, как может показаться на первый взгляд. Раньше было достаточно одного взгляда на этот национальный мужской головной убор, чтобы узнать, откуда родом джигит, сколько лет ему, каков его социальный и семейный статус. Сегодня об этом удивительном и для многих утерянном «языке» калпака знают единицы.

Тайный код

Издавна ак-калпак делали только из войлока белого цвета. Его выкройка достаточно проста: четыре расширяющихся клина. Снизу они не сшиваются, что позволяет поднимать или опускать поля, а верх изделия украшают кисточкой.

Каждый элемент калпака имеет огромное значение

А учреждение в 2016 году Дня национального головного убора ак-калпака, по его словам, не сильно-то поспособствовало изучению традиций.

Болотбек Дыйканбаев рассказал, что каждый элемент калпака имеет огромное значение. Если, например, цвет окантовки и отворот зеленые, значит, владельцу 12 лет.

«Орнамент по-кыргызски называется «оймо». На детском головном уборе имеется четыре «лепестка», которые направлены в разные стороны. Этот узор называется «умай эне». Его вышивали на детских принадлежностях, так как считалось, что мать Умай охраняет ребенка во сне от злых духов», — объяснил он.

Читайте также:
Фотографии острова Мюстик

Как правильно искать жену

Когда молодому человеку исполнялось 24 года, цвет окантовки менялся на голубой. Соответственно менялся и узор: он вытягивался в две стороны. Это означало, что обладатель ак-калпака уже вполне взрослый и может воевать, может защищать свой дом.

Еще в недавние времена достаточно было взглянуть на отворот ак-калпака, чтобы понять, например, что джигит ищет невесту. В этом случае он надевал калпак с красными или бордовыми отворотами.

Если мужчине исполнялось 36 лет, кант на головном уборе следовало заменить на коричневый, а в 48 — на бежевый. Любой встречный читал: этот мужчина может подавать пример подрастающему поколению. Черный появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. Если же вдовец решался второй раз жениться, то надевал белый калпак с каймой из черного войлока.


Фото ИА «24.kg». Сравните, калпак китайский и современный

«Когда отвороты белые, а узоры смотрят вверх и вниз, это значит, что перед вами уважаемый человек, руководитель, начальник. Значение имеет и высота колпака: чем он выше, тем больший перед вами начальник. Самый высокий калпак должен быть у президента. Кочевники много не говорили, они по головному убору издалека понимали, кто перед ним», — улыбается знаток.

Помни корни свои

Но не только выбор цвета рассказывал о мужчине. Разрез клиньев на ак-калпаке давал понять, какого роду-племени джигит.

Разрез спереди был у представителей правого крыла. По обоим бокам — левого. А вот у «средних» родов, на кыргызском «ичкилик», головной убор вообще был без разрезов.

Мне рассказывал о символах на калпаке мой отец, а ему – его отец, а тому – его отец. Я сын чабана. Когда мы летом выезжали на джайлоо, то по ночам, охраняя скот, он мне рассказывал истории, легенды нашего народа.

Те, кто шьют национальные головные уборы, тоже не знают всех тонкостей. Они руководствуются принципом: красиво — и ладно.

Беречь, но не навязывать

Хранитель традиций убежден, что относиться к национальному убору следует с большим уважением. Нельзя дарить другому человеку собственный калпак, кидать его, играть им или оставлять на земле. Пренебрегая калпаком, его обладатель унижает сам себя.

«У кыргызов есть пословица, которую можно перевести так: если шапку снял, то и голову потерял. Калпак — ценный подарок уважаемым людям и близким. Но, думаю, нельзя никого заставлять его носить. Вот в Жогорку Кенеше говорят, что чуть ли не каждый госслужащий должен носить калпак. Кого заставлять? Если русский, узбек, таджик, кореец, да и сам кыргыз сидят в министерстве — они должны калпак носить? Смешно. Если чиновник захочет, пусть носит. Но заставлять. У каждой нации есть свои традиции, своя одежда. Мы живем в современном мире, в XXI веке», — считает Болотбек Дыйканбаев.

По его мнению, головной убор не может быть дешевым. К сожалению, сегодня появилось много китайских искусственных подделок.

Китайский калпак из синтетики — это дешевка. Поэтому такой калпак даже в мусорном баке можно увидеть. И это плохо.

Традиции в новом исполнении

В студии дизайнера-ремесленника Бурмы Бекишевой глаза разбегаются от разных по цвету калпаков. Сегодня такие в моде. Яркие стилизованные головные уборы пользуются спросом у молодежи. Их — в отличие от классических — могут носить и представительницы прекрасного пола.

Читайте также:
Катастрофа Ту-154 под Донецком

«Все начинается с выбора сырья. Оно должно быть качественным. Есть войлок ручного изготовления и фабричный. В последнее время калпаки шьют из сырья разных цветов. Получаются такие современные этно-калпаки. Их часто сочетают с цветными стегаными чапанами. Калпак тем самым как бы переживает второе рождение», — рассказывает мастерица.


Фото ИА «24.kg». Выкройка калпака достаточно проста

Бурма Бекишева к такой трансформации относится с пониманием, считая, что в эпоху глобализации кыргызам необходимо сохраниться как этнос.

Чем мы, кыргызы, известны другим людям? Нашей юртой, нашей одеждой и нашим языком, культурой. Это и есть национальная идентификация. И хорошо, что молодежь сегодня с удовольствием носит национальную одежду, головные уборы.

История, рассказанная орнаментом

Цветные калпаки Бурма Бекишева узорами не украшает, они и без этого яркие. Но о том, что зашифровано в орнаменте, знает не понаслышке: долгие годы преподавала в школе, шила шырдаки, сумки, головные уборы.

«Каждый из узоров несет особый смысл, каждый можно прочитать. Точнее, раньше можно было. Сейчас же часто встречаются узоры ни о чем. Смотришь, набор отдельных элементов, не связанных между собой, — собачий хвост, звезда, человек. Или вообще женский узор на мужском калпаке. Это недопустимо. Нельзя путать мужские и женские орнаменты, потому что каждый из них несет свою энергетику. Если вижу, что обладатель такой шляпы настроен доброжелательно, подхожу, говорю ему об этом», — рассказывает Бурма Бекишева.

Орнаменты делятся на растительные, бытовые, животные и космогонические (солнце, луна, звезды, явления природы).

Новый поворот

По словам мастерицы, привнесли свою лепту в национальный наряд и Всемирные игры кочевников. Сейчас часто на калпаках, одежде, аксессуарах можно встретить эмблему Игр, стилизованную под петроглиф.

Раньше кыргызская женщина никогда не носила калпак. Да и сегодня не наденет головной убор, выполненный в традиционном мужском стиле.

А вот современный калпак вполне может стать частью женского гардероба, как джинсы, кепи и другие прежде сугубо мужские вещи. Как правило, это красные калпаки с рисунком ала-кийиза, украшением к ним идет брошь.

    Фото ИА «24.kg». Бурма Бекишева. Такие колпаки пользуются спросом у молодежи

«Раньше вся информация передавалась от матери к дочери, от отца к сыну. Но сейчас мало тех, кто может расшифровать орнамент. Моя мама учила меня технологии кийиза: показывала, как обрабатывается шерсть, как закатывается она в чий, как красят. Действия родителей дают хороший пример детям. Не зря говорят, что когда ученик готов, учитель всегда найдется. Это народная культура, наследие», — говорит Бурма Бекишева.

Это простая геометрия и арифметика, но в них вся соль.

5 правил жизни киргизов, которые вас поразят

Красивая горная страна, отгороженная от мира заоблачными вершинами Тянь-Шаня и Памиро-Алая, до сих пор не слишком известна туристам, зато здесь практически в неизменном виде сохранились древние обычаи. Киргизы и сегодня живут в юртах, пасут скот и качают детей в колыбели. Чтобы узнать вообще все о традициях этого народа, придется прочитать полмиллиона строк самого длинного в мире эпоса — киргизского «Манаса». Подборка «Тонкостей» поможет немного сэкономить время.

1. Живи в юрте

Юрта для киргиза — не просто дом: это символ семьи, родной земли и всей нации. Даже на государственном флаге республики изображен тундук — центральный круг юрты, в котором скрещиваются элементы каркаса. Такое сборное жилище распространено у многих кочевых народов, но именно киргизская юрта боз-уй считается настоящим произведением искусства. В 2014 г. ее включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Читайте также:
Интересные и удивительные факты о жизни в Турции: фото

В отличие от других стран Средней Азии, эти сооружения в Киргизии устанавливают не только по праздникам: в них живут на джайлоо (летних высокогорных пастбищах), их используют в качестве детских садов или гостевых домов в труднодоступных местах.

2. Носи колпак

Еще один национальный символ — белый войлочный колпак. Киргизы носят его с незапамятных времен: белоколпачным народом их называли еще в хрониках Древнего Китая. В наши дни ак-калпак надевают на работу, в гости и просто так, а чаще всего мужчин в войлочных шапках можно увидеть 5 марта — в День ак-калпака, который отмечают в стране с 2016 г. Всего известно более 80 видов колпаков, а самые старшие и уважаемые люди носят бакай калпак, украшенный черным вышитым орнаментом.

3. Хватай и беги

Именно так переводится с киргизского название одного из самых жестоких киргизских обрядов — ала-качуу, или похищение невесты. Романтика тут и не ночевала: жених с друзьями хватают девушку на улице, заталкивают в машину и увозят в дом похитителя. Если невеста пытается уйти, поперек дороги ложится мать или бабушка жениха, а переступить через нее — значит оскорбить старшего и заслужить проклятие. Так заключается около 20 % всех браков в стране: каждый день в Киргизии похищают 30–40 девушек, за год так набегает под 10 000 невест. Искоренить эту традицию не удалось до сих пор, хотя по закону похитителям грозят до 10 лет тюрьмы и 3000 USD штрафа.

4. Берегись сглаза и злых духов

Чтобы защитить человека от сверхъестественных сил, киргизы издавна используют обереги и специальные обряды. Больше всего берегут детей: у кочевников детская смертность была высокой, а рождение здорового ребенка считалось большим счастьем. Даже в современных семьях в первые 40 дней малыша стараются никому не показывать, чтобы его не сглазили. По той же причине младенца не зовут по имени, заменяя его ласковыми прозвищами или названиями животных.

В детскую одежду вшивают амулеты с шерстью яка, конским волосом или изречениями из Корана. Эффективным средством от сглаза, джинов и прочей нечисти считается арча (можжевельник): из нее делают детские колыбели, а дымом от арчи окуривают дома и рынки.

5. Качай колыбель

Больше 1000 лет киргизы растят младенцев в колыбели (бешик). Это наследие кочевников: деревянную конструкцию, сделанную без единого гвоздя, было удобно перевозить на лошади или верблюде, а ее форма обеспечивала безопасность ребенка. Сегодня врачи не советуют использовать люльку вместо детской кроватки, но многие семьи не спешат отказываться от традиции. На 7-й день жизни малыша укладывают в бешик, предварительно смазанный маслом и окуренный арчой, и устраивают большой праздник бешик той: созывают родных и друзей, режут скот, готовят мясо, поют песни и благословляют новорожденного.

Женские головные уборы кыргызов XIX – ХХ в.

Женские головные уборы

отличались разнообразием, в первую очередь обусловленным принадлежностью женщины к той или иной семейно-возрастной группе, а также локальными традициями.

Девичьим головным убором, который начинали носить по достижении 9-12 лет, являлась шапка тебетей с войлочной тульей, крытой плюшем, бархатом, сукном или шелком ярких цветов.

Тулью обычно шили из четырех треугольных клиньев, высота которых определяло высоту убора. Старинные тебетеи отличались высотой. Также отмечено бытование шапок с невысокой цилиндрической тульей, имеющий плоский верх. Девичьи шапки тебетеи имели опушку из меха выдры и пучок перьев филина, пришивавшийся на макушке уку-тебетей. Для южно-киргизского костюма была характерна топу– девичья тюбетейка, верх которой украшался вышивкой или различными нашивными деталями из перламутра, бисера, серебра и т.д.

Читайте также:
Святые места в Крыму, помогающие забеременеть

Старинный свадебный головной убор шокулё отличала высокая конусовидная тулья с тремя лопастями: прямоугольными наушными и треугольной затылочной. Убор шили из красного сукна или бархата, простегивали на шерсти или вате вместе с подкладкой частыми параллельными рядами, что придавало шокулё рубчатую фактуру и особую плотность. Декор этого ритуального головного убора составлял сложную знаковую систему и состоял из перьев журавля-красавки или цапли, нашивных фигурных бляшек из драгоценных металлов и перламутра, аппликации из парчи, вышитых орнаментальных элементов.

В лобной части прикрепляли большую округлую серебряную или позолоченную бляху калкан. Шокулё надевала невеста, отправляясь в дом жениха, затем носила его около года, после чего в ходе специального обряда сменяла на головной убор замужней женщины -тюрбан элечек, теки, калак сложной формы, надевавшийся поверх шапочки кеп такыя или чач кеп. У различных групп кыргызов тюрбан имел различия в способах наматывания полотна, отчего зависела и его форма.

Богатые женщины делали тюрбан из 30-50 м белой тонкой хлопчатобумажной ткани или кисеи. В северных районах практиковали три основных способа ношения тюрбана, определявшихся возрастом владелицы. Так, молодые
женщины до 20 лет носили тюрбан с тремя-четырьмя волнообразными выступами спереди, подбородочной повязкой, прикрепленной к боковой или задней части султанами из перьев журавля или филина, а также с серебряным ленточным украшением кыргак, кораллами или вышитой повязкой. Женщины старше 30 лет носили тюрбан с ровными выступами, украшениями и наспинным покрывалом; тюрбан женщин старше 50 лет сочетался с подбородочной повязкой и наспинным покрывалом, а также наброшенным поверх платком, концы которого отводились назад. Вдовы носили тюрбан без украшений, его высота была снижена или же верхнюю часть после наматывания слегка заваливали на левую сторону.

Шапочка кеп такыя или чач кеп имела шлемовидную форму, она плотно охватывала голову, закрывая волосы. Шили ее из белой хлопчатобумажной кустарной или фабричной ткани. Покрой шапочек северных и южных областей расселения кыргызов имел значительные различия. Так, на севере шапочка имела маленькую округлую тулью с короткой затылочной лопастью, а на юге у кеп такыя имелись выраженные наушные выступы жаак и длинная наспинная (наносная) полоса куйрук, пришивавшаяся к затылочной лопасти. Шапочки на севе-
ре не декорировались, на юге же жаак и куйрук обильно вышивались, а к концу каждого наушного выступа прикрепляли длинную коралловую подвеску сагак.

Вышивали наушные лопасти двумя способами: либо тамбурным швом, либо старинным швом терскайык, выполнявшимся по счету ниток. Для вышивки накосной полосы шов терскайык никогда не применялся, ее стилистика зачастую не была связана с вышивкой наушных выступов. По краю шапочки, обрамляющему лицо, пришивали жемчужные или коралловые бусины, перламутровые бляшки или пуговицы, а также серебряные шаровидные бубенцы. Полосу куйрук завершала на конце тесьма с бахромой, плетеная из шелковых ниток.

В комплекс женского головного убора южных кыргызов входил большой белый платок дурийа, богато декорированный вышивкой шелком по периметру и в одном из угловых сегментов. Платок набрасывали на тюрбан различными способами.

В начале XX в. тюрбан стал вытеснять большой платок российского мануфактурного или фабричного производства, шерстяной или шелковый с кистями, гладкокрашеный или полихромный.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: