Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Спас-на-Крови

Храм Спаса-на-Крови

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге – один из самых красивых и великолепных соборов не только города на Неве, но и всей России. Он является одновременно православным храмом и мемориальным памятником, напоминающим об одной из трагических страниц в истории нашей страны. Расположенный в историческом центре Северной столицы, на набережной канала Грибоедова, который в прошлом именовался Екатерининским, Спас-на-Крови впечатляет своей монументальностью и величием.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Спас-на-Крови

Основные моменты

Собор Воскресения Христова на Крови – таково полное название этого храма – по своему исполнению немного напоминает собор Василия Блаженного в Москве. Кроме того, прообразами для него стали московские храмы Троицы в Останкине и Никитках, а также ярославские: Иоанна Предтечи в Толчкове и Иоанна Златоуста в Коровниках. Однако отличия между ним и названными культовыми сооружениями очевидны. Спас-на-Крови не только по архитектурным, но и художественным характеристикам является совершенно уникальным и самобытным.

Четырехугольное здание, венчаемое пятью большими и четырьмя меньшими главами, три апсиды закругленной формы с золотыми главами на восточной стороне и фронтоны-кокошники, украшающие северный и южный фасады, делают эту монументальную православную святыню узнаваемой во всем мире. Не меньше впечатляют высота Спаса-на-Крови, составляющая 81 метр, и его вместимость – внутри одновременно может находиться до 1600 человек.

Отдельные туристы, особенно из тех, кто приезжает в Санкт-Петербург и Россию впервые, даже не догадываются, что собор Спаса-на-Крови возведен над местом, где более 135 лет назад действительно пролилась самая настоящая кровь. Страшное событие, случившееся тогда, и предопределило появление здесь мемориального однопрестольного храма, ставшего символом покаяния всего народа за деяние, совершенное кучкой авантюристов. Уже одно то, что средства на строительство были собраны по всей России, говорит само за себя.

Собор Воскресения Христова на Крови – яркий памятник отечественного зодчества, в котором нашли свое воплощение лучшие традиции русского архитектурного стиля. В настоящее время он является музеем, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице.

Золотой двухглавый орел на храме Вид на храм со стороны канала Грибоедова

Предыстория строительства

Вторая половина XIX века выдалась для России очень нелегкой. С одной стороны государство было ослаблено участием в Крымской войне и тяжелым положением в экономике, с другой – имели место масштабные преобразования, у истоков которых стоял император Александр II. Речь идет, прежде всего, об отмене в 1861 году крепостного права, ставшей мощным толчком для дальнейшего развития страны. Освободив 23 млн крестьян от помещичьего рабства, он получил в народе благородное прозвище «царь-освободитель» и вошел в историю.

Император Александр II

Вместе с тем, проводимые государем реформы – земская, судебная, военная, образования и ряд других – хоть и несли в целом положительные изменения, но в их осуществлении были ошибки, что спровоцировало усиление революционного движения. Часть населения была недовольна нововведениями, и этим воспользовались радикалы, вступившие в борьбу с самодержавием – именно его они считали главным злом. В конце 70-х годов возникла организация «Народная воля», использовавшая в своих методах борьбы террор. Они поставили своей целью убить царя и ряд представителей высшего руководства страны, полагая, что их устранение приведет в движение массы, которые свергнут самодержавие, и огромная империя станет республикой.

Провозгласив такие намерения, они тут же приступили к осуществлению задуманного, вынеся Александру II смертный приговор и начав настоящую охоту на самодержца. На него было организовано несколько покушений, которые последовали одно за другим. Теракты не увенчались успехом, но зато при их совершении погибло много ни в чем не повинных людей. В ответ власть была вынуждена усилить репрессии против «народовольцев» и даже пойти на некоторые уступки. Однако это, похоже, только раззадорило цареубийц. И вот 1 марта 1881 года они устроили на царя еще одно покушение, которое стало последним.

Жестокий теракт тщательно готовился, потому и достиг в этот раз своей цели. Это случилось в тот момент, когда император, возвращаясь с военного парада в Михайловском манеже, проезжал в своей карете по набережной Екатерининского канала: революционер Н. Русаков бросил в нее бомбу. Несколько человек из свиты получили тяжелые ранения, в том числе смертельные, но царь остался жив и отказался сразу покидать место покушения. Один из сопровождавших телохранителей с помощью толпы скрутил злоумышленника, другой подбежал доложить, что злодей уже пойман. «Слава богу, я уцелел, но вот. » – произнес император, указывая на раненых, стонущих на мостовой. В этот миг под ноги ему полетела вторая бомба, брошенная другим террористом, поджидавшим своего часа, — И. Гриневицким.

Когда пороховой дым рассеялся, народ, пораженный ужасом, увидел распростертое на земле окровавленное тело. «Поскорей. во дворце. там умереть», – прошептал раненый склонившемуся над ним великому князю Михаилу Николаевичу. Это были его последние слова, и в 16:35, уже в Зимнем дворце, император скончался. Сын покойного Александр III решил увековечить память отца храмом на месте его злодейского убийства. Строительство, затянувшееся почти на 25 лет, велось по проекту архитектора Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия.

Убийство Александра II на рисунке XIX века Александр II на смертном одре Первая часовня на месте убийства император

Совершенное цареубийство потрясло всю страну. Ожидания «Народной воли», что народ вслед за этим выйдет свергать самодержавие, не оправдались. Люди, наоборот, стремились попасть на место теракта, чтобы помолиться за душу императора и погибших из числа сопровождавших его лиц. Особенно негодовали верующие, увидев в трагической смерти императора отголосок евангельских событий. Тогда, в библейские времена, Иисус Христос погиб на кресте, искупив грехи всего человечества, а царь Александр Николаевич подобно ему был убит за грехи народа российского, поэтому неудивительно, что сама собой родилась идея увековечить память о мученике.

Читайте также:
Фотографии Эль-Караколя

Это желание охватило все слои населения, включая самые бедные. И вот, спустя несколько лет, на месте, где император получил смертельное ранение, его сын и преемник Александр III повелел возвести храм-памятник, храм-покаяние. Его строительство, продолжавшееся 24 года, продолжило собой давнюю традицию возводить культовые сооружения в ознаменование важных исторических событий либо в память о погибших. Изданием соответствующего указа император поддержал решение Санкт-Петербургской городской Думы. Правда, депутаты предложили возвести на месте ранения царя часовню. Император же посчитал, что на этом месте должен стоять настоящий храм.

Однако строительство полноценного культового сооружения было делом нелегким и не быстрым, а время терять не хотелось. На месте гибели императора было решено сначала установить деревянную шатровую часовню, которая на средства купца И. Ф. Громова была сооружена архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года Александру II, будь он жив, исполнилось бы 63 года, и день его рождения был выбран в качестве даты освящения этой часовни.

Панихида об упокоении души царя Александра Николаевича совершалась здесь ежедневно. Часть мостовой и небольшой участок ограды набережной, на которых остались следы крови императора, – через стеклянные двери часовенки всё это очень хорошо просматривалось. Спустя два года она была перенесена на Конюшенную площадь и впоследствии разобрана, а на ее месте началось строительство храма Спаса-на-Крови.

Как возводился собор Воскресения Христова на Крови

Началу работ предшествовало проведение сразу двух конкурсов на лучший проект. Первые 26 из них были готовы уже 31 декабря 1881 года. Свое видение будущего храма-памятника представили многие архитекторы того времени, такие, как И. С. Богомолов, А. Л. Гун, И. С. Китнер, уже упомянутый Л. Н. Бенуа и ряд других. Специальная комиссия отобрала 8 проектов, которые посчитала наиболее удавшимися, признав при этом самой лучшей работу А. И. Томишко, выполненную в русско-византийском стиле и названную «Отцу Отечества».

Проекты-победители, разумеется, были продемонстрированы действующему государю, однако ни один из них ему не приглянулся. Александр III хотел видеть в будущем храме черты истинно русского зодчества, присущие церквям XVII века, особенно ярославским. А собственно место, где царь был смертельно ранен, предстояло оформить в виде отдельного придела.

Второй конкурс, итоги которого были подведены 28 апреля 1882 года, тоже не выявил окончательного победителя. На нем был представлен уже 31 проект, их авторами являлись многие знаменитые архитекторы – например, Р. П. Кузьмин, Н. В. Султанов, Р. А. Гёдике, А. И. Резанов, А. Л. Обер, А. Н. Бенуа и другие. Александр III вынужден был отклонить и их, поскольку ни одна работа не соответствовало его видению будущего собора.

И вот, спустя некоторое время, наконец, появился проект, который хоть и не полностью, но всё же удовлетворил взыскательные вкусы государя. Его разработчиками были архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев). Император наложил на него 29 июля 1883 года свою высочайшую резолюцию и повелел авторам доработать свои изыскания, и 1 мая 1887 года он был окончательно утвержден.

Спас-на-Крови в вечерней подсветке

Первый камень в основание храма, однако, заложили еще в октябре 1883 года. Была образована специальная комиссия по строительству храма Спаса-на-Крови, которую возглавил Великий князь Владимир Александрович, младший сын погибшего царя. В состав комиссии вошли архитекторы Р. Б. Бернгард, Д. И. Гримм, А. И. Жибер, Р. А. Гёдике, которыми в проект вносились коррективы по ходу работ. Немалую роль в улучшении собора сыграл И. В. Шторм: благодаря его предложениям общая композиция храма только выиграла.

Если бы не мозаичные работы, продвигавшиеся не так быстро, как хотелось бы, то освящение Спаса-на-Крови могло бы произойти лет на десять раньше. И вот этот долгожданный и благословенный день настал: 6 (19) августа 1907 года, в день православного праздника Преображения Господня, митрополитом Антонием (Вадковским) была совершена церемония освящения. Она была обставлена очень торжественно, при участии императора Николай II и членов его семьи. Менее чем через год, в апреле 1908 года, тот же митрополит Антоний освятил Иверскую часовню-ризницу, стоявшую рядом с собором Воскресения Христова на Крови. Ризница являла собой хранилище икон, которые когда-либо подносились в память о трагической кончине Александра II.

Спас-на-Крови строился с использованием новейших для тех лет технологий, поэтому его с полным основанием можно назвать одним из самых современных зданий начала XX века. Больше того, оно даже было полностью электрифицировано, о чем не могли мечтать даже многие важные государственные учреждения. 1689 ламп освещали храм Спаса-на-Крови изнутри, что по тем временам было просто немыслимо! Что касается стоимости всего строительства, то она оценивается в довольно внушительную сумму – 4,6 млн рублей. Собор в память об убиенном царе-освободителе был вторым после Исаакиевского собора культовым сооружением Санкт-Петербурга, который, будучи в ведении Министерства внутренних дел, находился полностью на содержании государства.

Оформление фасадов храма

Храм Спаса-на-Крови в советское время и в наши дни

Собор Воскресения Христова на Крови от остальных храмов отличался тем, что не планировался для массовых посещений. Прихожане могли входить в него только по пропускам. Некоторые богослужения, совершавшиеся в нем, посвящали памяти погибшего от рук террористов Александра II. Настоятелем собора в сентябре 1907 года назначили профессора П. И. Лепорского.

Читайте также:
Правовой статус неграждан Латвии

После Октябрьской революции 1917 года большевистское правительство перестало выделять финансы на содержание храма Спаса-на-Крови. Вследствие этого настоятелю не оставалось ничего другого, как обратиться к петроградцам с просьбой о поддержке собора в эти трудные времена и, по возможности, материально, внося на его содержание посильные суммы.

В конце 1919 года городские власти решили организовать приход при храме Воскресения Христова на Крови. Петр Лепорский активно возражал против этого, справедливо замечая, что приходским он никогда не был. Но Петросовет от своего не отступался, и уже 11 января 1920 года храм Спаса-на-Крови был передан так называемой «двадцатке», то есть новообразованному приходу. В 1922-1923 годах управление собором осуществляла Петроградская автокефалия под началом Николая (Ярошевича), епископа Петергофского.

Купола храма в окружении городской застройки

После того, как заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергей (Страгородский) издал «декларацию», в которой провозглашалась безоговорочная лояльность коммунистическому режиму, Спас-на-Крови стал центром оппозиционного течения в Русской православной церкви, известного как иосифлянство. Его последователи не поддерживали линию сотрудничества с большевиками. И за последними дело не стало: 30 октября 1930 года, согласно постановлению Президиума ВЦИК, храм был закрыт.

Через год комиссия Ленинградского областного Совета по вопросам культов вынесла обоснование, что собор Воскресения Христова на Крови целесообразно разобрать, только осуществление этой задачи решили перенести на неопределенное время. В 1938 году власти вновь вернулись к вопросу о необходимости снесения храма, и уже было решили его положительно, но тут началась Великая Отечественная война, которая отвлекла городские власти на решение более важных задач. Так, во время блокады помещение собора использовалось как морг для погибших от голода, холода и ранений ленинградцев. После 1945 года в бывшем храме, который к тому моменту арендовал Малый театр, хранились декорации к спектаклям.

Фрагменты интерьеров храма

В конце 60-х годов Спас-на-Крови был взят под государственную охрану. В июле 1970 года в нем решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор», что стало для этого монументального сооружения спасением от окончательного забвения: ведь он находился в аварийном состоянии и нуждался в неотложной реставрации. В начале 80-х годов стартовали работы, первый этап которых завершился только в 1997 году. Тогда же мемориальный музей-памятник «Спас-на-Крови» открыл свои двери для посетителей, это произошло ровно через 90 лет после его освящения.

23 мая 2004 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) отслужил в Спасе-на-Крови торжественную литургию – первую после длительного перерыва, растянувшегося на более чем семь десятилетий. Через десять лет приход собора Воскресения Христова на Крови получил официальную регистрацию.

Храм Спаса-на-Крови

Спас-на-Крови — один из самых известных соборов Санкт-Петербрга и России, православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II]] (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Внутри собора до сих пор хранятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненный император.

Собор расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.

Коллекция мозаик храма — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыты более семи тысяч квадратных метров здания. Изготовление этих шедевров заняло целых десять лет. Даже иконостас в Спасе на Крови мозаичный.

Храм изначально строился как электрифицированный, его освещали 1689 электроламп для лучшего выявления красоты мозаичных панно.

Высота центрального сооружения Спаса на Крови — 81 метр. Это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II — 1881. Второй по высоте купол — 63 метра, в память о возрасте убиенного императора.

Официальное название — собор Воскресения Христова на Крови.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Временная часовня
    • 1.2 Архитектурный конкурс
    • 1.3 Строительство храма
    • 1.4 История прихода храма
  • 2 Архитектура и внутреннее убранство
    • 2.1 Купола
    • 2.2 Внешний вид собора
    • 2.3 Внутреннее убранство собора
  • 3 Как добраться
  • 4 Расписание богослужений
  • 5 Фото
  • 6 Видео
  • 7 Ссылки

История [ править ]

Временная часовня [ править ]

1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.

Читайте также:
Серфинг на Бали: все что нужно знать серферу

Архитектурный конкурс [ править ]

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 года были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гёдике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки под наблюдением профессора Д. И. Гримма, окончательно проект был утверждён только 1 мая 1887 года. В создании Храма принимали участие: помощники проф. А. А. Парланда архитектор В. И. Фиделли и Д. А. Орехов; художник Н. К. Бодаревский, мозаичист В. А. Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров и др.

Строительство храма [ править ]

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

История прихода храма [ править ]

Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.

6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

Читайте также:
Изысканная еврейская кухня

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на крови).

Архитектура и внутреннее убранство [ править ]

Купола [ править ]

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора [ править ]

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора [ править ]

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Коллекция мозаик храма — одна из крупнейших в Европе. Ими покрыты более семи тысяч квадратных метров здания. Изготовление этих шедевров заняло целых десять лет. Даже иконостас в Спасе на Крови мозаичный.

Как добраться [ править ]

Адрес: 191011, Санкт-Петербург, Наб. канала Грибоедова 2Б, корп А.

Проезд: 5 минут пешком от станции метро «Канал Грибоедова»

Расписание богослужений [ править ]

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте храма.

История храма Спаса на крови

История храма Спаса на крови считается одной из судьбоносных для России. Поэтому архитекторы старались создать особый, исконно русский стиль, отличающийся от остальных.

Читайте также:
Авиакомпания Оренбуржье: отзывы, парк самолетов

Необычайно оригинальный храм Спаса на крови фото в Питере которого указывают на то, что достопримечательность представляет собой яркий образец исконно «русского стиля», сигнализирует о зарождении на территории России приблизительно в 1830 годах во времена заката классицизма, а также начала популярности эклектики. Национальное возрождение России тогда подразумевалось, как укрепление православного древнего духа, превозносившего по-настоящему чистую христианскую веру, а также полное возвращение к патриархальному укладу. Церковная постройка грани девятнадцатого – двадцатого веков сегодня является популярной туристической достопримечательностью России.

Перед тем как ознакомиться с историей храма Спаса на крови, стоит немного узнать о его внешнем облике. Силуэт храма вырастает прямо над водной гладью известного канала Грибоедова. Его светящийся золотом, многогранной мозаикой, а также красочной эмалью свод стоит на четырех опорах, которые представляют собой столбы. Поверх него находится пять глав, среди которых выделена средняя шатровая, а также луковичные по бокам. Место по центру занято 8-мигранным шатром, который представляет собой ярко выраженный высотный доминант. Именно он визуально создает впечатление своеобразной нацеленности вверх. Купол шатра по габаритам значительно уступает куполам на боковых главах и того, что на колокольне, из-за чего создается впечатление, что шатер разрезает небесное пространство. Поэтому обычно несложно узнать, где находится храм Спаси на крови, поскольку изящное строение видно издалека.

История Спаса на крови

Праздничный вид строения еще ни о чем не говорит, ведь построено оно на месте одного из самых главных трагических происшествий российской истории, на месте, где был смертельно ранен Александр II во время теракта, совершенного народовольцем И.И. Гриневицким. когда он направлялся на парад войск на Марсово поле. Тогда Россию потрясло это трагическое происшествие. Великий храм на этом месте был воздвигнут по приказу Александра III, сына убитого Царя, народом он стал называться «Спас на крови». Внутри этой церкви должны были регулярно совершать службы по убиенному, она считается важным местом собрания паломников, где они молились о душе Александра II.

Благодаря традиции русского зодчества церковные сооружения строили, как память о важных исторических событиях. Представители «русского стиля» старались воссоздать национальный исконно русский стиль, который был укоренен древнерусским зодчеством, а также народным искусством, глубочайшими традициями самобытности народа. Внешний вид храма Спаса на крови в Питере буквально завораживает.

Знаменитые архитекторы Питера А.И. Томишко, И.С.Китнер, В.А. Шретер, и. С. Богомолов участвовали в первом конкурсе по созданию проекта. Проекты были поданы на рассмотрение в «византийском стиле», который не отвечал характеру требуемого «русского церковного творчества». Александр III не выбрал ни одного из них, выразив пожелание построения храма в русском вкусе и, чтобы его создание служило своеобразной метафорой приближения Петербурга к заветам, диктованным старомосковской Русью. Постройка должна была символизировать единство Царя и государства, народа и его непоколебимой веры, напоминая потомкам о династии Романовых, стать памятником самодержавию России.

По результатам второго конкурса высокое одобрение получила совместная работа архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице- Сергиевой пустыни под Питером, и архитектора А.А. Парланда. Этот проект больше всего понравился новому императору, удовлетворив все его требования. После того, как Парланд внес корректировки, значительно изменив начальный облик церкви, проект был в 1887 году утвержден. Архимандрит Игнатий внес предложение освятить будущий храм- памятник во имя Воскресения Христова. если рассматривать фото храма Спаса на крови в Питере, можно понять, что тут четко прослеживается идея заключалась в глубоком осмыслении преодоления смерти, утверждая связь между смертью Александра II и жертвой Спасителя в искуплении. место ранения, повлекшего за собой смерть самодержца- освободителя, должно было восприниматься как «Голгофа для России». Собор Воскресения Христова торжественно заложили 6 октября 1883 года в присутствии императорской четы: Александра III и Марии Федоровны, и митрополита Исидора, который составил план церемониала. В честь этого внутрь основания будущего престола заложили закладную доску с выбитой специально для этого печатью. Император Александр III заложил лично первый камень. Обагренные кровью фрагмент решетки канала, часть булыжной мостовой и гранитные плиты предварительно сняли, упаковав внутрь ящиков, занесли для хранения в часовню на Конюшенной площади.

Имеются также интересные факты о храме Спаса на крови которые необходимо знать. Строительство храма началось раньше утверждения окончательного проекта. Его строительство заняло 24 года, а смета составила 4 606 756 рублей. Из них 3 100 000 рублей выделила казна, остальное пожертвовали императорская, государственные учреждения, частные лица.

Близость канала вносила свои коррективы в строительство, значительно усложняя его. Для этого впервые, вместо привычной всем забивки металлических свай, применили в строительной практике Питера под фундамент бетонное основание. Кирпичные стены возвели на сплошном мощнейшем фундаменте, приготовленном из путиловской цельной плиты. Кроме того, они были оформлены красно-коричневым кирпичом, привезенным из Германии, детали из белого мрамора получили особое внимание. Наружная облицовка отличалась своей высокой декоративностью, невероятной сложностью выполнения. Особую красоту придают затейливые поливные изразцы, многоцветная декоративная черепица, произведенная фабрикой Харламова. В 1894 году были сведены купола, в 1896 Петербургским Металлическим заводом были выполнены каркасы девяти глав собора из металлоконструкций. Главы были покрыты четырехцветной ювелирной эмалью, произведенной по специальной рецептуре фабрикой Постникова и не имеющую аналогов русской архитектуры. Площадь их покрытия составляет тысячу квадратных метров, что, по сути, считается беспрецедентным случаем для истории зодчества России.

Крест, высота которого составляет 4,5 метра, был водружен на центральную главу церкви Спаса на крови в Санкт-петербурге торжественно в 1897 году, после чего митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сразу же совершил отдельный молебен, освятив его. После этого строительство продолжалось еще десять лет, которые заняли преимущественно отделочные работы, укладка мозаики. Также были учтены следующие моменты:

  1. Колокольня высотой 62,5 метра стоит на месте непосредственного смертельного ранения Александра II, поэтому ей отводится особая роль. Над ее луковичной частью был установлен высокий крест, увенчанный императорской короной.
  2. Под золотым навесом, со стороны запада колокольни, находится Распятие из мрамора с образом спасителя, выложенного мозаикой, отмечающего снаружи храма место трагедии, повлекшей за собой смерь царя.
  3. Ниже карниза поверхность колокольни покрыта рисунками гербов городов, а также губерний, где скорбящие сопереживали об убийстве Царя-Освободителя всю Россию.
Читайте также:
Фото Канзас-Сити

Войдя во внутрь храма Спаса на крови в СПБ, посетитель сразу оказывается недалеко от места ранения Александра II, то есть с той частью набережной, которая выделена шатровой сенью из яшмы, представляющей собой шатер с восемью гранями, поддерживаемый четырьмя колоннами. Большая часть его убранства состоит из натуральной алтайской и уральской яшмы, роскошного балюстрада, изысканные вазоны и цветы из камня поверх шатра выполнены из родонита с Урала. За решеткой из золоченного металла, украшенной императорской короной, видно булыжную мостовую, плиты тротуара и решетку канала – место, где замертво упал Царь-Освободитель. Возле памятного места проводят панихид люди приходя туда, молились, продолжают молятся о упокоении его души. Основные события царствования, эпизоды его судьбы высечены на досках из гранита красного цвета внутри ниш ложной аркады, которая размещена понизу стен фасадного полотна.

Оба крыльца объединены под одним шатром. Они прикомпонованы к колокольне со стороны севера и юга, а также представляют собой парадные входы. Двуглавые орлы венчают покрытые разноцветной черепицей шатры, в тимпанах крылец – композиции из мозаики, выполненные по оригинальным эскизам В.М. Васнецова «Страсти Христовы»

Созданный архитектором А. Парландом уникальный храм Спаса на крови в СПБ, объединил все лучшие качества арсенала зодчества допетровской Руси. Как следствие, необыкновенная элегантность и множество декора. Спас на крови, исключительно благодаря театральному красочному декору, выглядит как настоящий цветок. который расцвел на болотистой почве Петербурга. Облик его выделяется неукротимым изобилием ярчайших деталей, изысканной палитрой всевозможных отделочных материалов, колоритом, переливами, откликами мозаик, эмалей, изразцов, разноцветной черепицы.

Спас на Крови — Собор Воскресения Христова на Крови

Спас на Крови — православный храм в Санкт-Петербурге, полное название которого — Собор Воскресения Христова на Крови (также храм Спаса на Крови).

Спас на Крови

Своё название собор получил от места, на котором был построен. Именно здесь 1 (по новому стилю — 13) марта 1881 года было совершено покушение на императора Александра II, в результате которого он был ранен и вскоре скончался. Выражение в названии храма «на крови» является указанием именно на кровь императора.

Таким образом Спас на Крови является памятником царю-мученику. Сегодня это ещё и памятник архитектуры, а также музей, входящий в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“».

Император Александр II

Располагается собор в центре города на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, а также одна из центральных площадей города — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I.

Строительство собора было начато по приказу сына Александра II — императора Александра III. Первоначальный проект храма принадлежал двум архитекторам: Альфреду Парланде, Спас на Крови для которого стал самой известной работой, и настоятелю Троицко-Сергиевой пустыни архимандриту Игнатию (Малышеву), который со временем отошёл от строительства храма, в результате чего тот оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.

Альфред Парланд

Располагаясь в историческом центре Санкт-Петербурга, Собор Воскресения Христова на Крови неизменно привлекает внимание туристов. Не последнюю роль в этом играет внешний облик храма. Спас на Крови строился в русском стиле и в определённой степени являлся подражанием Собору Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Собор (храм) Василия Блаженного в Москве. Кроме того, архитектурными ориентирами собора стали храмы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.

Строительство храма велось на протяжении 24 лет. Так, начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907. Именно в этом году 6 (по новому стилю — 19 августа) храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским).

С момента смерти Александра II и до начала строительства Спаса на Крови на месте покушения на императора располагалась часовня, решение о возведении которой было принято уже на следующий день после гибели царя на чрезвычайном заседании Городской думы. Часовня возводилась на средства купцов Громова и Милитина (последний из которых стал старостой, то есть ведал хозяйством церковной общины), а её архитектором выступил Леонтий Бенуа.

Часовня на месте гибели Александра II

Освящение часовни произошло довольно быстро, уже 17 (29) апреля того же 1881 года. После её появления здесь стали проводиться памятные панихиды. Часовня оставалась на месте своего первоначального воздвижения до начала строительства собора, то есть до 1883 года. После этого она была перенесена на Конюшенную площадь. На новом месте объект был на протяжении девяти лет, после чего был полностью разобран.

После того, как было принято решение о строительстве на месте покушения на императора собора, был объявлен конкурс на лучший проект, участие в котором приняли авторы 26 работ. Из числа представленных проектов было отобрано 8 лучших, среди которых первое место одержал проект А.Тимошко, предполагавший возведение собора в русско-византийском стиле. Работа называлась «Отцу Отечества». На втором месте оказался проект «1 марта 1881 года» академиков И.Китнера и А.Гуна. Проект Л.Бенуа, который являлся автором находившейся на этом же месте часовни, занял третье место. Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III, в результате чего было принято решение о проведении второго конкурса, на который был подан 31 проект. Однако и все новые проекты также были отклонены главой государства.

Читайте также:
Фотографии Киево-Печерской Лавры

После этого было принято решение о проведении ещё одного конкурса, в результате которого победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Однако и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант утверждён только в мае 1887 года.

Проект храма архимандрита Игнатия

Строительство Спаса на Крови было начато в октябре 1883 года. Комиссию по строительству возглавлял Великий князь Владимир Александрович — третий сын Александра II. Растянувшееся на 24 года строительство было завершено в августе 1907 года, когда в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи состоялось освящение собора.

Строительство храма, деньги на которое собирались по всей стране, обошлось в 4,6 млн рублей.

В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, представляющая собой отдельно стоящее здание. Хотя по первоначальному проекту, предложенному архимандритом Игнатием, предполагалось возведение двух часовен, представлявших собой угловые башенки, расположенные на ограде собора. Часовня, строительство которой было завершено в 1907 году, вместе с храмом Спас на Крови была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II. Помимо этого в часовне-ризнице хранились архивные материалы, касающиеся строительства храма.

Иверская часовня-ризница

Примечательно, что Собор Воскресения Христова на Крови возводился с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.

Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом, а находился на государственном содержании. Собор находился в ведении Министерства внутренних дел, массовые посещения храма не предусматривались, хотя его вместимость была достаточно большой: собор способен вместить до 1600 человек. При императорской власти вход в храм осуществлялся только по пропускам.

Спас на Крови внутри

В 1920 году после смены власти храм стал приходским, хотя против такого решения возражал настоятель собора протоиерей Пётр Лепорский.

С июля 1922 года до июля следующего года собор принадлежал Петроградской автокефалии, после чего стал обновленческим. С августа 1923 года он стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, а с конца 1927 года превратился в центр иосифлянства в Ленинграде. 30 октября 1930 года храм был закрыт, а спустя год было принято решение о разборке здания. Однако сроки данной процедуры обозначены не были, в связи с чем Спас на Крови простоял до начала Великой Отечественной войны, когда перед властью возникли другие вопросы.

В военное время Спас на Крови выполнял функцию морга, здесь размещали тела погибших горожан, а после войны здесь разместился склад декораций Малого оперного театра.

Следы от снарядов

В 1968 году храм был передан под охрану Государственной инспекции по охране памятников, спустя два года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.

На протяжении 1970-90-х годов в здании проводились инженерные, общестроительные и реставрационные работы. В августе 1997 года Спас на Крови открылся для своих первых посетителей, а 23 мая 2004 года здесь была отслужена первая после нескольких десятков лет перерыва литургия. Спустя ещё почти десять лет в январе 2014 года здесь был зарегистрирован приход храма.

Сегодня увидеть Спас на Крови во всей его красе может любой желающий. Причём полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. В архитектурном отношении композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный пятью куполами. Помимо этого, собор имеет ещё четыре главы. В общей сложности храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную пятью куполами, часть из которых имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метра.

Купола собора

На стены храма с внешней стороны нанесены надписи, повествующие о достижения России во время правления императора Александра II. В оформлении сооружения использован различный отделочный материал, в числе которого кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченная медь и мозаика.

Особенно много мозаики во внутреннем убранстве храма. Она создавалась в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, в числе которых были авторы с мировыми именами. Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций во всей Европе.

Мозаика собора

Посещая Собор Воскресения Христова на Крови, следует также уделить отдельное внимание часовне-ризнице, которая сегодня является памятником истории и культуры федерального значения и используется для организации и проведения выставок.

Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом, на вершине которого находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа (выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг). В отделке здания использован кирпич, а украшениями являются изразцы и мозаичные иконы. Вокруг часовни располагается ограда, аналогичная той, что отделяет Спас на Крови от Михайловского сада.

Читайте также:
Фотографии Винчестера

Спас на Крови

Ежедневно с 10:00 до 18:00, ср – выходной.
Вечерние программы музея: с 18:00 до 21:30 (с 1 мая по 30 сентября, выходной день – среда).

  • История
  • Архитектура
  • Интерьер и мозаика
  • Режим работы
  • Расписание богослужений
  • Цены на билеты
  • Экскурсии
  • Правила посещения
  • Как добраться

Спас на крови (Храм Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге — православный мемориальный храм-музей, воздвигнутый на месте покушения на российского императора Александра II Освободителя. Этот действующий девятиглавый собор, вмещающий 1600 человек, является символом города и одной из главных его достопримечательностей.

История храма Воскресения Христова

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.

Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.

Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.

Архитектура собора

Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.

Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.

Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.

Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство

Интерьер и мозаика Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Собор Воскресения Христова является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Его коллекция считается крупнейшей в Европе. Площадь поверхностей, украшенных мозаикой, превышает 7000 кв. м. Для ее создания использованы уральские и алтайские поделочные камни, цветной итальянский мрамор и тысячи самоцветов.

Мозаикой украшены не только стены и колонны храма, пол собора, выполненный из мрамора, представляет собой 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.

Иконостас Спаса на Крови славится уникальным цветовым подбором мрамора: градация коричневых оттенков напоминает резьбу по дереву. Мозаика для украшения храма производилась в мастерской В. А. Фролова, а эскизы для нее создавали более 30 художников, среди которых В. М. Васнецов, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.

Убранство храма сильно пострадало после его закрытия в 1930 году, в течение 50 лет памятник не отапливали и использовали в качестве склада для театральных декораций. Реконструкция началась лишь в 1977 году и продолжалась до 1995 года.

Спас на Крови на панорамах Google: интерьер

Режим работы Спаса на Крови

  • Основное рабочее время храма: с 10:00 до 18:00 (среда — выходной день).
  • Вечерние часы работы музея: с 18:00 до 21:30 (с 1 мая по 30 сентября, среда — выходной день).

Расписание богослужений в храме Воскресения Христова (Спас на крови)

  • Божественная литургия — 7:20;
  • Всенощное бдение — 18:00.

Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2022 году

  • Полная стоимость — 350 рублей;
  • Владельцы международных карт ISIC — 200 рублей;
  • Посетители от 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • Пенсионеры РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры образовательных организаций РФ и Республики Беларусь — 100 рублей;
  • Входной билет в вечернее время — 400 рублей;
  • Аудиогид на русском, английском, немецком, французском, итальянском, испанском, финском, китайском, корейском, японском языках — 200 рублей;
  • Комплексный билет в храм Спас на Крови и Музей камня — 450 рублей.

Экскурсионное обслуживание на русском языке:

  • Экскурсионное обслуживание одного посетителя при условии присоединения к экскурсионной группе (для лиц, обладающих правом бесплатного посещения музея) — 50 рублей;
  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 600 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 1500 рублей.

Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:

  • Экскурсия для группы от 1 до 5 человек — 1000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 6 до 20 человек — 2000 рублей;
  • Экскурсия для группы от 21 до 30 человек — 3000 рублей.

Билеты и аудиоэкскурсии

Тематические экскурсии

  • Евангельские сюжеты в мозаиках Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. В ходе экскурсии посетители знакомятся с коллекцией мозаики собора, ее персонажами, тематикой и христианской символикой;
  • Архитектура и наружное убранство Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Храм является уникальным памятником «русского стиля» рубежа XIX — XX веков. Познакомится с элементами декора наружных стен и великолепными куполами вы сможете на данной экскурсии;
  • Мозаика Спаса на Крови (45 минут) — 400 рублей. Экскурсовод расскажет не только о мозаике собора, но и о художниках, создавших этот уникальный объект, их технике и технологии мозаичного набора.
Читайте также:
Отдых в Архипо-Осиповке в 2022 году: цены и достопримечательности.

Лица, имеющие право на бесплатное посещение музея:

  • герои Советского Союза, Российской Федерации и Полные Кавалеры Ордена Славы;
  • многодетные семьи (три и более ребенка до 18 лет);
  • организованные группы детей и молодежи, отдыхающих в лечебно-оздоровительных учреждениях;
  • лица до 18 лет, студенты (курсанты), аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры ВУЗов Российской Федерации и Республики Беларусь — третий четверг каждого месяца;
  • инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • воины-интернационалисты и участники боевых действий;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и/или знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период ВОВ;
  • инвалиды I, II группы, дети инвалиды, и сопровождающее (инвалида I или II группы, либо ребенка- инвалида) лицо;
  • военнослужащие срочной службы;
  • лица, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан (в частности, учащиеся суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов);
  • дети до семи лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребенка);
  • штатные сотрудники музеев Министерства культуры РФ, члены ИКОМ (Международный совет музеев), члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены Союза музеев России;
  • организованные группы лиц, находящихся в государственных социальных учреждениях.

Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

В храме запрещено:

  • приносить в собор холодное и огнестрельное оружие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, ядовитые и пачкающие предметы;
  • посещать храм в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • приносить чемоданы, дорожные сумки, большие рюкзаки, снасти, лыжи, воздушные шары;
  • кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках и кроссовках с колесами;
  • употреблять еду и напитки;
  • заходить за ограждения и в служебные помещения, облокачиваться на стойки, колонны и витрины храма;
  • делать надписи и объявления;
  • оказывать услуги экскурсионного характера без согласования с администрацией;
  • шуметь, петь, танцевать, слушать музыку и играть на музыкальных инструментах;
  • курить и мусорить на территории музея;
  • находиться в соборе с животными;
  • оставлять детей дошкольного возраста без присмотра взрослых;
  • производить фотосъемку со вспышкой во время экскурсии.

Как добраться

Спас на Крови находится в историческом центре города по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер А.

До храма очень легко добраться на общественном транспорте. Самым удобным вариантом является поездка на метро (линия 2). От станции «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова) необходимо пройти всего около 7 минут.

Маршрут от ст. «Невский проспект» до собора на карте — Google Maps

Также можно добраться до Спаса на Крови на автобусах: № 3, 7, 22, 24, 27, 191 (ост. «Невский проспект») и троллейбусах: № 1, 5, 7, 10, 11, 22 (ост «Невский проспект»).

Чтобы заказать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber или Gett.

Если арендовать автомобиль, то дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.

Маршрут от аэропорта до собора Спас на Крови на карте — Google Maps

Спас на Крови внутри: видео

Спас на Крови с высоты: видео

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

  • История создания Спаса на Крови
  • Проектирование и строительство
  • Архитектура
  • Каменное убранство
  • Мозаика

История создания Спаса на Крови

В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.

Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля».

Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.

После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади.

Во время проезда кортежа по набережной Екатерининского канала народоволец Н. Рысаков бросил бомбу, завернутую в платок, прямо под карету императора. Взрывом была повреждена задняя стенка кареты, но Александр II не пострадал. Пытавшийся скрыться террорист был схвачен. Государю предложили немедленно вернуться во дворец, однако он пожелал осмотреть место взрыва и взглянуть на преступника. И когда он по набережной возвращался к своему экипажу, раздался второй взрыв. Народоволец И. Гриневицкий бросил бомбу прямо под ноги царю. Истекающего кровью от тяжелых ран императора положили в сани и отвезли в Зимний дворец. Через полтора часа, в 15:35, государь скончался.

Читайте также:
Правовой статус неграждан Латвии

Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.

Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге

Красивейший мемориал с непростой историей. Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге овеян множеством городских легенд и загадок. Чего он только ни перенес на своем веку.

Это крупнейший памятник русского мозаичного искусства. Мастера использовали богатую коллекцию самоцветов. Одно только покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью заняло площадь 1000 квадратных метров.

Девятикупольный храм построен в нехарактерном для Петербурга стиле русского зодчества. Не зря часто отмечают сходство между Спасом на Крови и Храмом Василия Блаженного: многие композиционные приемы и формы церквей созданы по примеру Москвы и Ярославля 17 века.

С момента трагической гибели Александра II и основания собора в память о его мученической смерти место прочно вошло в городской фольклор. А реставрацию с ее строительными лесами, занявшую целых 25 лет, отразили в творчестве Булат Окуджава и Александр Розенбаум.

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2б

Координаты: 59.940037, 30.328930

Режим работы: 10:30-18:00, ежедневно (выходной – среда)

История

Все произошло 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского (сейчас — Грибоедова) канала. Террористы, члены организации «Народная воля», убили императора самодельными метательными снарядами. Они надеялись, что гибель царя приведет к социальным преобразованиям и разожжет революцию.

Место гибели царя-освободителя сразу же приобрело особое значение: участок оградили забором уже в тот же день вечером. Тогда же был выставлен часовой.

Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге возводили 14 лет. При его строительстве применили самые передовые технологии того времени: здание было полностью электрифицировано. Всего свет давали 1689 электроламп. Собор оснастили и молниезащитой. Громоотводами служили кресты центральной главки и колокольни. Строительство храма обошлось в 4,6 миллиона рублей.

Интересные факты

  • Пропорции собора выбраны неслучайно. Высота одного из куполов — 81 метр, что символизирует год смерти царя. Другого — 63 метра, это возраст, в котором он погиб.
  • «Спас на картошке» — так неофициально прозвали храм. После снятия блокады тела захоронили, и до конца войны здание приспособили под картофелехранилище. До тех пор там находился морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов горожан.
  • После мемориал стал складом декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. В какой-то момент хранилище загорелось, пожар почти уничтожил уникальный мозаичный узор. Позже при обследовании храма в центральном куполе обнаружили застрявший там со времен войны немецкий фугасный снаряд. Во время артобстрела он пробил свод купола и увяз в перекрытии свода, чудом не взорвавшись. 240-миллиметровый снаряд массой около 150 килограммов, никем не замеченный целых 20 лет.

Что посмотреть

Внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа есть небольшой каменный купол. Под ним — огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной. Там взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки канала.

Уникальность храму придает не только внешний облик, но и потрясающее внутреннее убранство.
Фото: Олег ЗОЛОТО

Хотя изначально входившие в декор самоцветы уже утрачены, внутреннее убранство храма и сейчас представляет едва ли не главную ценность Спаса на Крови, а это более 7000 квадратных метров. Над эскизами работали Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Павел Беляев и другие мастера Академии художеств.

Существует легенда о том, что одна из икон предсказывает будущее России. Если смотреть на нее долго и внимательно, то можно обнаружить даты поворотных моментов в отечественной истории. Например, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, смерть Сталина. Но правда ли это — доказательств нет.

Храм Спаса на Крови в разное время года

Цены на билеты в зависимости от сезона в Спасе на Крови не меняются. Особый тариф есть для иностранцев. Количество посетителей летом в несколько раз превышает число зимних туристов, впрочем, как по всему Санкт-Петербургу.

С 1 мая по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на Крови в белые ночи». Выходной день — среда.

Собор вмещает около 1600 человек, так что в любое время года места хватит для всех желающих.

Где сделать красивое фото

Особенно красив собор в ясную погоду, когда синева неба подчеркивает яркие цвета эмали куполов. Откуда открывается лучший вид на храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге:

  • Марсово поле
  • Мало-Конюшенный мост
  • Набережная канала Грибоедова
  • Итальянский мост
Билет для взрослых 350 руб.
Билет для детей До 7 лет — бесплатно
От 7 до 18 лет — 100 руб.
Билет для студентов России и Белоруссии 100 руб.
Билет для пенсионеров России и Белоруссии 100 руб.
Билет для иностранных студентов (необходимо предъявить карту ISIC) 200 руб.
Вечерняя экскурсия 400 руб.

Цены в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге указаны на 2021 год.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: