Правовой статус неграждан Латвии

Правовой статус неграждан Латвии

Неграждане Латвии, а также Литвы и Эстонии – это сугубо прибалтийское явление. Суть его заключается в том, что все население государства делится на две категории – граждан и неграждан. При этом правовое положение и тех и других подтверждает паспорт. Надпись “nepilsоna” свидетельствует о принадлежности своего владельца как раз к негражданам.

  1. Кого в Латвии называют «негражданами»
  2. Какими правами наделены граждане и неграждане
  3. Куда можно поехать без визы негражданам Латвии
  4. Процедура натурализации
  5. Сложности при натурализации
  6. Итоги
  7. Кто такие неграждане Латвии: Видео

Кого в Латвии называют «негражданами»

По данным Управления по делам гражданства и миграции Латвийской Республики, на 1 января 2019 года в стране насчитывается 224 670 человек, которые пребывают в статусе неграждан (в то же время цифра, показывающая, сколько неграждан в Латвии было в середине 90-х годов прошлого века, колебалась в районе 730-740 тысяч человек), что примерно 10,7 % от общей численности населения. Еще 5 105 неграждан проживает сегодня за пределами данного государства.

Закон от 12 апреля 1995 года, в котором говорится о статусе граждан некогда существовавшего СССР, не принадлежащих к гражданству Латвии или любого другого государства, относит к данной категории следующих лиц:

  1. До 1 июля 1992 года они были прописаны на территории Латвии.
  2. Последнее зарегистрированное место проживания до указанной даты также было зафиксировано на территории Латвийской Республики.
  3. Суд установил, что до обозначенной даты они и их дети непрерывно проживали в течение 10 лет в данном государстве.

В конце XX столетия статус неграждан получили в основном лица, переселившиеся в республику из СССР в промежутке с 1940 по 1989 годы, а также их дети, которые родились до 1 июля 1992 года.

Этническая принадлежность неграждан по количеству человек распределилась следующим образом (в порядке убывания):

  • русские;
  • латыши;
  • белорусы;
  • литовцы;
  • украинцы;
  • поляки;
  • цыгане;
  • евреи.

А возрастная категория этих лиц в основном составляет 41–60+ лет.

Идеологической и юридической основой разделения жителей страны на две категории стало восстановление латвийской государственности в ноябре 1991 года, являвшейся продолжением той, которая была прервана на 50 лет. Соответственно латвийское гражданство получили только те, кто пребывал в нем до 1940 года, и их потомки.

Закон об этом был принят в октябре 1991 года. На его основании чуть больше 700 тысяч человек получили статус «лица без гражданства в Латвии».

Дальнейшая судьба «непризнанного» населения была предопределена самой историей. После распада СССР (вплоть до 1995 года) ситуация оставалась неясной. В октябре 1998 года был принят закон, который значительно расширил список прав лиц, принадлежащих к данной категории.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века и по сегодняшний день закон, регулирующий правовое положение неграждан, подвергался изменениям семь раз.

Какими правами наделены граждане и неграждане

Статус негражданина Латвии отличается от того, в котором пребывают апатриды (лица без гражданства) тем, что первые имеют в своем распоряжении латвийский паспорт фиолетового цвета (у граждан он красный) и пользуются более узким спектром прав.

В тоже время все владельцы таких документов находятся под дипломатической защитой Латвии за границей, имеют право проживать на территории государства, не подавая прошение на ВНЖ.

Закон о негражданах устанавливает, что лица этой категории не являются ни иностранцами, ни гражданами, ни апатридами: они принадлежат к группе жителей страны, пребывающих в особом статусе (такое положение прописано в законах всех республик Прибалтики).

С другой стороны, ООН не относит неграждан к числу лиц, попадающих под действие Конвенции о правовом положении апатридов, но учитывает их в своей статистике лиц, не имеющих гражданства.

Что касается прав жителей Латвии с паспортом nepilsona, то здесь можно встретить довольно много ограничений:

  • трудовой стаж, который был накоплен ими за пределами Латвии до 1990 года, не учитывается при начислении пенсионного пособия;
  • пособие по безработице этим лицам, если часть стажа была получена в другой стране, выплачивается в меньшем объеме, чем гражданам;
  • лица, состоящие в латвийском гражданстве, в безвизовом режиме могут посещать 94 государства, неграждане – только 38;
  • паспорт nepilsonа не дает права учиться в Колледже государственной пограничной охраны, в Полицейской академии, Колледже пожарной безопасности;
  • гражданин может утратить свой cтатус исключительно в судебном порядке, негражданин – в административном.

Кроме того, рассматриваемая категория жителей страны не имеет права:

  • носить огнестрельное оружие;
  • служить в армии и правоохранительных органах;
  • принимать участие в выборах и голосовать;
  • работать чиновниками, нотариусами, адвокатами, фармацевтами, сотрудниками ЗАГСов.

Ряд ограничений можно найти и в правах на покупку недвижимости, оформлении приватизационных сертификатов.

Куда можно поехать без визы негражданам Латвии

После вступления Латвии в Евросоюз латвийцы получили возможность безвизового передвижения по всем государствам, входящим в него. Лица, которые принадлежат к категории неграждан, пользоваться такой привилегией начали только в 2007 году.

Пребывание в России для большинства лиц с фиолетовыми латвийским паспортам является безвизовым. В таблице приведем порядок нахождения на иностранной территории при безвизовом въезде в некоторые государства для обеих категорий жителей Латвийской республики:

Читайте также:
Фотографии Эль-Караколя
Страна Правила для граждан Правила для неграждан
Участники ЕС Без ограничений До 90 дней каждые полгода
(в Хорватии – до 90 дней в году,
в Великобританию и Ирландию
понадобится виза).
Лихтенштейн До 90 суток в году Нужна виза
Россия Нужна виза До трех месяцев каждые полгода
Украина До 90 суток в полугодии Нужна виза
Гонконг Порядка 90 дней каждые 6 месяцев Нужна виза
Израиль До трех месяцев в каждом полугодии Нужна виза
Гаити, Гватемала, Коста-Рика, Мексика 90 дней в полугодии Только визовый въезд

В страны Южной Америки и Африки негражданам Латвии понадобится визовое разрешение, в то время как граждане могут пребывать на некоторых из этих территорий в безвизовом режиме от 30 до 180 дней.

Процедура натурализации

Существует только одна возможность заменить латвийский паспорт негражданина на полноценный гражданский – это натурализация. Прием заявлений на прохождение данной процедуры ведется с 1995 года.

В 1999 году была внесена поправка в закон, которая разрешила детям кандидатов на латвийский гражданский статус получить его без сдачи экзаменов на знание государственного языка, истории и законодательства. Но касается это только несовершеннолетних лиц, которые родились после августа 1991 года.

  • принесение присяги верности Латвийской Республике;
  • уплату пошлины;
  • сдачу экзамена.

Получить гражданство таким способом заявители могут в течение одного года, но чаще всего на это уходит 7-8 месяцев.

Сложности при натурализации

Основная причина, по которой большинство желающих не могут легализоваться в Латвии, это наличие так называемых окон натурализации. В частности, речь идет о части 1 статьи 11 Закона “О гражданском статусе”, которая предусматривает целый ряд ограничений, и о квотах, которые значительно урезают число потенциальных кандидатов.

Итак, стать гражданином Республики не могут:

  • Те, кто представляет собой угрозу общественному порядку и государственности страны, независимости ее территорий, неприкосновенности государства. Сюда можно отнести кандидатов, которые выступали против независимости Латвии, после мая 1990 года распространяли идеи шовинизма, фашизма, коммунизма, национал-социализма, разжигали расовую или национальную нетерпимость. Отдельной группой считаются лица, которые связаны с террористическими группировками или с отмыванием денег.
  • Те, кто несет воинскую службу в других странах без согласования с латвийским Кабинетом министров.
  • Те, кто после июня 1940 года выбрал Латвию в качестве места проживания после демобилизации из Вооруженных сил Советского Союза или РФ, если на момент призыва в них латвийская территория не являлась местом их постоянного проживания. Данное ограничение не распространяется на тех, кто более 10 лет состоял в браке с латвийским гражданином или бывшими гражданами других прибалтийских республик.
  • Те, кто выполнял функции информаторов, агентов или сотрудников КГБ СССР, а также служб безопасности других государств, за что был осужден в Латвии или в других странах.

Несколько лет назад Управление натурализации провело исследование и установило, что основными причинами, по которым неграждане отказываются проходить путь до гражданства, являются:

  • убеждение, что статус гражданина полагается им по праву – 34,2 %;
  • недостаточный уровень владения государственным языком – 23,2 %;
  • необходимость прохождения экзамена по истории государства – 20,5 %;
  • меньшие расходы на оформление виз в ряд стран, включая РФ – 20,2 %;
  • размер пошлины, которую нужно уплатить при присвоении гражданства – 20,22 %.

Препятствующими причинами выступают также нежелание служить в латвийской армии, отсутствие мотивации, возраст (пожилым людям сложно проходить данную процедуру, потому они предпочитают от нее отказаться). Но даже вопреки этому порядка 1 тысячи человек ежегодно переходят в категорию граждан.

Итоги

Неграждане Латвийской республики представляют собой отдельную категорию лиц, которых нельзя отнести ни к гражданам, ни к иностранцам, ни к апатридам. Возникла она в результате восстановления страной своей государственности в 1991 году.

Численность населения, пребывающего в данном статусе, сегодня составляет почти 11 % жителей страны. Большая часть из них проживает в крупных городах – Риге, Юрмале.

Законом Латвийской Республики предусмотрена процедура получения негражданами полноценного гражданского статуса, но не все онис читают это для себя необходимым.

Кто такие неграждане Латвии: Видео

Три десятилетия неопределенности: почему в Латвии и Эстонии до сих пор существует статус негражданина?

Одна из версий – правительства этих стран панически боятся, что неграждане «неправильно» проголосуют.

Почти год назад, 19 апреля в Москве у ворот посольства Латвии в России прошёл митинг протеста, организованный ЛДПР. Поводом для проведения митинга стало отстранение от должности мэра Риги Нила Ушакова, однако лидер ЛДПР Владимир Жириновский определил целью этого политического действа «демонстрацию солидарности с русскими в Прибалтике, в частности, в Латвии. Так, как действует Латвия в отношении нацменьшинств, не ведет себя больше ни одна другая страна Евросоюза. А так, как с русскими поступают в Латвии, не делают даже людоеды в Африке».

Прибалтийские «тигры» уже не первое десятилетие занимают лидирующие позиции в мире среди государств, избравших своей национальной политикой нацизм и ксенофобию. В частности, Латвия и Эстония – две страны бывшего СССР, ныне члены Евросоюза, культивирующие отношение к определённой части проживающих на территории их государств как к негражданам. Стоит напомнить, что же означает это определение, в каких ещё странах присутствует подобное разделение на людей первого и второго сорта и что делается Россией и Евросоюзом для того, чтобы хоть как-то унять продолжающийся в странах Балтии парад ксенофобии.

Откуда в Прибалтике неграждане и кого таковыми считают

Этот юридический термин – «негражданин» – в Европе существует лишь в Латвии и Эстонии. После распада СССР вопрос о гражданстве в этих странах возник как один из государствообразующих. Без особых дискуссий во властных структурах этих стран национальные гражданства без процедуры натурализации приехавшим на постоянное жительство еще с сороковых годов гражданам из разных республик бывшего СССР было решено не предоставлять.

Эстония и Латвия «вошли» в состав СССР в 1940 году, и повторно в 1944 году. До самого развала Союза – более 50 лет – нахождение в его составе страны Балтии называют «оккупацией». Исходя из такого определения целой исторической эпохи важнейшим – и первым – шагом новых независимых республик стало восстановление юридической преемственности от их стран, существовавших до 1940 года.

Не все неграждане русские. По статистическим данным Эстонии и Латвии, этнических русских среди неграждан около 61 процента. Остальные – белорусы, украинцы, казахи, таджики, представители других национальностей бывшего СССР.

Почему прибалтам так нужна категория «неграждане»?

Ещё в начале девяностых, во время запуска процесса приватизации в том числе в Прибалтике, неграждане участвовать в нём не имели права. Собственность бывшего Советского Союза на территории этих государств поделили граждане, латыши и эстонцы. Кроме того, «неграждане» Латвии до сих пор не участвуют в выборах разных уровней, они не имеют права занимать должности в государственных учреждениях, работать в полиции и силовых структурах. В остальном они обладают теми же правами, что и «первосортные» прибалты – впрочем, названных ограничений вполне достаточно для определения Латвии и Эстонии как государств, культивирующих ксенофобию и нацизм в русле государственной политики.

В Латвии, по разным оценкам, от 200 до 350 тысяч человек неграждане, в Эстонии – от 70 до 90 тысяч человек.

А в начале девяностых в Латвии проживало около 700 тысяч неграждан, в Эстонии – около 200 тысяч. Кто-то уехал в Россию, где процедура получения гражданства для таких «репатриантов» до сих пор максимально упрощена, кто-то прошёл процедуру натурализации и получил национальные гражданства балтийских стран. До последнего времени число неграждан в Латвии и Эстонии постоянно менялось – дети неграждан с рождения тоже являлись негражданами.

В Эстонии в 1990 году было 12 процентов неграждан, а в 2019 – 5 процентов от всего количества жителей этого государства. В Латвии эти цифры составляют соответственно 25 и 15 процентов.

Юридическое основание появления этой категории людей в Латвии, например – решение Верховного Совета Латвийской Республики от 15 октября 1991 года «О восстановлении прав граждан Латвийской республики и основных условиях натурализации». Согласно этому документу, гражданство Латвии получили лишь две трети жителей этой республики, все они были гражданами довоенной Латвии и их потомки. Причину такого решения Верховного Совета Латвийской республики (позднее – Сейма) депутаты называли безо всякого стеснения. Эта причина – недоверие нового руководства республики к трети населения Латвии как к избирателям.

«Теоретически у латышей была возможность бороться за свою независимость с оружием в руках,– вещает Андрей Пантелеевс, работавший в своё время председателем комиссии Сейма Латвии по национальной безопасности и являющийся лидером партии «Латвийский путь».– Это привело бы к кровавым столкновениям. Гораздо разумнее выглядел другой путь – попытаться легальными средствами проникнуть в существовавшие в то время структуры власти, а для этого необходимы были голоса, ведь тогда голосовали все жители Латвии. И мы лгали, что наша цель – так называемый нулевой вариант. Но это была сознательная ложь, которая помогла избежать человеческих жертв».

Статус неграждан Эстонской республики регулируется «Законом об иностранцах» Эстонской Республики от 1993 года. Больше никакой особой разницы между отношением к негражданам и их юридическим определением у Эстонии и Латвии нет.

Известные латвийцы, которые были или остающиеся негражданами

Александр Гапоненко, предприниматель и общественный деятель, принципиально отказывается проходить процедуру натурализации

Татьяна Жданок, общественный и политический деятель, депутат Европарламента, добилась признания гражданства Латвии через суд в 1996 году. Александр Казаков, общественный деятель Латвии, принял гражданство России и после участия в акциях Штаба защиты русских школ был депортирован.

Валерий Каргин, президент и совладелец крупнейшего латвийского банка «Parex banka», Сейм присвоил гражданство за заслуги перед Латвией.

Юрий Петропавловский, латвийский политик, сдал экзамены, но правительство отказало в натурализации и латвийский суд встал на сторону правительства. Оспаривает решение в Европейском суде по правам человека

Виктор Щербатых, пятикратный чемпион Европы по тяжёлой атлетике, получил гражданство Латвии, прожив два десятилетия негражданином.

Как стать гражданином Латвии или Эстонии через процедуру натурализации? И на что имеют право неграждане?

Для получения гражданства неграждане обязаны сдать экзамен на знание национального языка и истории страны.

С начала 1990х годов больше 50 процентов неграждан прошли процедуру натурализации. Стоит отметить, что неграждане Латвии и Эстонии имеют право на медицинскую помощь, трудоустройство, пенсию и социальные услуги наравне с гражданами Латвии и Эстонии.

Неграждане Латвии и Эстонии могут безвизово перемещаться по Европейскому союзу (кроме Великобритании и Ирландии) и странам Шенгенской зоны, имеют право на трудоустройство. В туристическую поездку они могут отправиться лишь на 90 дней в полугодие. Безвизово посещать Российскую Федерацию неграждане могут тоже 90 дней в полугодие. Также они имеют право на трудоустройство в России.

Неграждане в латвийском праве отличаются от апатридов (лиц без подданства, лиц без гражданства), лиц, не имеющих государственной принадлежности. Они имеют латвийские паспорта (в отличие от изначально синих, а с 2007 г. красных гражданских, паспорта неграждан фиолетового цвета), подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство.

Конституционный суд Латвии в пунктах 15 и 17 решения о порядке лишения статуса негражданина констатировал:

«С принятием закона о негражданах возникла новая, ранее неизвестная международному праву категория лиц «неграждане Латвии». Неграждане Латвии не подлежат приравниванию ни к одному из установленных международно-правовыми актами статусов физического лица, потому что установленный для неграждан объём прав не соответствует полностью ни одному из этих статусов. Неграждане Латвии не могут считаться ни гражданами, ни иностранцами, ни также лицами без подданства, а лицами «С особым правовым статусом».

Правовая связь неграждан с Латвией признана в известной мере, на основании чего возникли взаимные права и обязанности. Это вытекает из статьи 98 Конституции Латвийской республики, которая, среди прочего, определяет, что каждый, имеющий паспорт Латвии, имеет право на защиту государства и право на свободное возвращение в Латвию».

Этим Латвийская Республика обосновывает мнение, что наличие категории неграждан не является нарушением Конвенции ООН о сокращении числа апатридов 1961 года. УВКБ ООН не относит неграждан к числу субъектов Конвенции о статусе апатридов 1954г., но включает их в свою статистику лиц без гражданства.

Специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости обозначает неграждан Латвии как апатридов и ссылается на конвенцию 1961 года, рекомендуя Латвии пересмотреть условия натурализации.

При получении гражданств Латвии и Эстонии любые ограничения в Европейском Союзе и Шенгене снимаются, человек вправе работать в любой стране Евросоюза. Однако для посещения России после натурализации придётся получать визу.

Власти прибалтийских стран определили и категорию людей, которые никогда не получат гражданства Латвии и Эстонии. Это военнослужащие бывшего СССР, избравшие Латышскую или Эстонскую ССР местом жительства после демобилизации из Вооруженных сил. Сотрудники КГБ СССР, внештатные, информаторы и т.д. Правда, возникает вопрос: как прибалты определяют внештатных сотрудников или информаторов бывшего КГБ, ведь эта информация засекречена? Или всё на уровне highly likely?

Не видать гражданства стран Прибалтики и тем, кто был замечен в распространении идей коммунизма после 1990 года, либо работал в связанных с коммунистами структурах до их законодательного запрещения и ликвидации.

В каких ещё странах мира есть неграждане

В мире существует порядка 15 миллионов человек без гражданства. Это этнические и религиозные меньшинства, потомки мигрантов, дети беженцев.

От 10 до 15 миллионов человек в мире не являются гражданами ни одной страны. Почти все они лишены права на образование, здравоохранение, жилье и работу.

Так по рука об руку с какими странами идут Латвия и Эстония (по информации Reuters)?

  • Мьянма и Бангладеш . В 1982 году буддистское большинство Мьянмы приняло закон о гражданстве, который фактически превратил в лиц без гражданства большинство рохинджа, мусульман восточноазиатского происхождения. Этническое насилие заставило многих бежать из страны, но сотни тысяч рохинджа до сих пор остаются в Мьянме. В соседнем Бангладеш и других странах Азии живут около 900 тысяч рохинджа. Некоторых из них продают в рабства на плантации или рыболовные суда.
  • Кот-д’Ивуар . В Кот-д’Ивуаре живут 692 тысячи человек без гражданства. Многие из них — потомки мигрантов, в особенности из Буркина-Фасо, Мали и Ганы, которые в течение XX века приезжали работать на кофейных и хлопковых плантациях Кот-д’Ивуара. Как минимум четверть населения Кот-д’Ивуара — иностранного происхождения, и вопрос о том, кто является кот-д’ивуарцем, вызвал две гражданские войны в этой франкоязычной западноафриканской стране.
  • Таиланд . Почти 479 тысяч жителей страны — люди без гражданства, включая высокогорные племена Яо, Хмонг и Карен, живущие на границе с Мьянмой и Лаосом, и полукочевых «морских цыган» на побережье Андаманского моря.
  • Сирия . В 1962 году многие курды на северо-востоке страны были лишены гражданства — шаг, который Human Rights Watch называет частью плана по «арабизации» региона. До гражданской войны в Сирии было около 300 тысяч курдов без гражданства, многим из них президент Башар Асад обещал гражданство после восстания 2011 года. По данным ООН, количество людей без гражданства в Сирии упало до 160 тысяч человек, но, скорее всего, потому, что многие бежали от войны. Эксперты предупреждают, что дети, рожденные сирийскими женщинами в Ливане и Иордане, могут оказаться людьми без гражданства.
  • Кувейт . После получения страной независимости в 1961 году многие представители кочевых бедуинских племен не получили гражданства. Их потомки известны как «бидун», на арабском «без» (гражданства). По данным ООН, в Кувейте живут 92 тысячи «бидун», но, по некоторым оценкам, их число гораздо больше. Они часто не имеют доступа к образованию, здравоохранению и работе.
  • Непал . Хотя Непал уверяет, что у него нет населения без гражданства, эксперты полагают, что число людей без гражданства может исчисляться сотнями тысяч. Часть проблемы — закон, запрещающий женщинам, вышедшим замуж за иностранцев, передавать гражданство детям. Также гражданства нет у людей, изгнанных из Бутана в 1990-х.
  • Доминиканская Республика . Согласно решению суда от 2013 года, вкупе с предыдущими поправками к закону о гражданстве, направленными на борьбу с нелегальной миграцией, без гражданства остались, по данным ООН, 134 тысячи человек гаитянского происхождения, рожденных в Доминиканской Республике.
  • Ирак . В Ираке примерно 47 тысяч жителей без гражданства, включая «бидун», палестинских беженцев и курдов-файли, исторически живущих на ирано-иракской границе. Как минимум 150 тысяч курдов-файли потеряли гражданство в 1980-х годах при режиме Саддама Хусейна, и хотя с тех пор некоторым из них вернули гражданство, другие остаются лицами без гражданства.
  • Европа . В Центраьной и Восточной Европе живут десятки тысяч рома (цыган) без гражданства. После распада Чехословакии и Югославии новообразованные государства заявили, что рома должны получить гражданство какой-нибудь другой страны. Рома в Косове и Боснии потеряли гражданство, бежав от боевых действий. Семьи рома часто не регистрируют рождение детей или не оформляют право на собственность, предпочитая передавать дома родственникам в частном порядке. Из-за этого им сложно доказать, откуда они родом.
  • Колумбия . До 25 тысяч детей, рожденных венесуэльцами, бежавшими в Колумбию от политического и экономического кризиса у себя в стране, рискуют оказаться лицами без гражданства. Для получения гражданства Колумбии у ребенка должен быть хотя бы один родитель-колумбиец.

Автоматическое предоставление гражданства детям неграждан

В соответствии с законом, подписанным в 2019 году президентом Латвийской республики Эгилсом Левитсом, новорожденные дети в семьях неграждан с 1 января 2020 года автоматически получают гражданство республики. Вслед за Эстонией (где подобная поправка к закону о гражданстве была принята в 2016 году) и Литвой (где гражданами были признаны сразу все жители ставшей в 1991 году независимой республики), в Латвии начали автоматически присваивать гражданство страны новорожденным в семьях, где один или оба родителя имеют статус неграждан. С 1 января 2020 года другое гражданство дети получают, только если этого пожелают родители – но статус неграждан «наследоваться» больше не будет.

О необходимости предоставления гражданства детям апатридов последние несколько лет настаивали даже в Совете Европы, отмечая, что у неграждан (в основном это бывшие граждане СССР, не получившие латвийского гражданства) по-прежнему нет некоторых политических прав. Правительство же республики год за годом твердило, что Латвия не обязана «предоставлять гражданство тем людям и их потомкам, кто никогда не был гражданами Латвии и кто въехал в страну в годы оккупации». И всё же ко мнению «старших братьев» по Евросоюзу, по сути, кормящих прибалтийские республики на протяжение многих лет, не прислушаться стало уже невозможно.

В 2017 году бывший тогда президентом Латвии Раймондс Вейонис внес в Сейм законопроект о предоставлении гражданства детям апатридов. Тогда утвердить его не удалось, но очередная попытка с новым составом Сейма нашла отзыв среди его депутатов.

Латвийские народные избранники одобрили закон в октябре прошлого года, и избранному президенту Эгилсу Левитсу оставалось его формально утвердить.

В посольстве РФ в Риге приветствовали это решение латвийских властей. Но определили его как промежуточное, назвав «важной вехой на пути полной ликвидации массового безгражданства в Латвии». Российские дипломаты призвали Ригу не останавливаться на достигнутом и окончательно признать, что люди, которые работали на благо Латвии и внесли вклад в ее развитие, порой посвятив ей всю свою сознательную жизнь, имеют бесспорное право на получение латвийского гражданства.

Однако в Латвии и Эстонии считают, что сделали для неграждан и без того больше, чем они того заслуживают. Вероятнее всего, больше шагов навстречу людям второго сорта в этих государствах не будет. Правда, время работает против блюстителей чистоты прибалтийской крови: скоро в этих странах просто физически не может быть неграждан, поскольку люди стареют и умирают, а их дети, благодаря настойчивой работе России и вынужденной – Евросоюза – растут уже гражданами

Получение статуса негражданина

Нормативные акты:

  • закон «О статусе бывших граждан СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства»
  • правила Кабинета министров № 1011 от 14 декабря 2004 г. «Порядок определения статуса негражданина Латвии»

1) Лицо признается негражданином, если оно отвечает следующим условиям:

  1. на 1 июля 1992 г. было прописано на территории Латвии независимо от статуса указанной в прописке жилой площади, или его последнее зарегистрированное место жительства до 1 июля 1992 г. находилось на территории Латвийской Республики, либо решением суда констатирован факт, что данное лицо до указанной даты не менее 10 лет непрерывно проживало на территории Латвии;
  2. не является гражданином Латвии;
  3. не является и не являлось гражданином другого государства;
  4. на него не распространяются ограничения, предусмотренные частью третьей статьи 1 закона «О статусе бывших граждан СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства».

Необходимые документы:

свидетельство о рождении или выписка из регистра рождения (если есть);

документ, подтверждающий семейное положение (свидетельство о браке, документ о расторжении брака) (если есть);

документ, удостоверяющий личность заявителя (если есть);

документы, подтверждающие право заявителя на статус негражданина (если есть);

документ, выданный определенным Управлением по делам гражданства и миграции иностранным компетентным органом и подтверждающий, что данное лицо не является и не было гражданином соответствующей страны, или документальное подтверждение невозможности получить такой документ.

Управление по делам гражданства и миграции при определении учреждения, указанного в пункте 7, учитывает юридические связи лица с соответствующим государством:
  1. государство рождения;
  2. государство последнего зарегистрированного места жительства;
  3. государственная принадлежность родителей или других членов семьи заявителя;
  4. государство, гражданином (подданным) которого может быть соответствующее лицо, или в гражданство (подданство) которого оно может быть принято.
2) Негражданином признается родившийся в Латвии до 31.12.2019 ребенок, если он не является и не был гражданином какого-либо другого государства, и на момент его рождения:
  • один из родителей является негражданином, а другой – гражданином другого государства согласно взаимной договоренности родителей о выборе для ребенка статуса негражданина Латвии.
3) Негражданином признается родившийся за границей до 31.12.2019 ребенок, если он не является и не был гражданином какого-либо другого государства, и на момент его рождения:
  • оба его родителя являются негражданами Латвии;
  • один из родителей является негражданином Латвии, а другой – лицом без подданства или неизвестен;
  • один из родителей является негражданином, а другой – гражданином другого государства согласно взаимной договоренности родителей о выборе для ребенка статуса негражданина Латвии.

Необходимые документы:

  1. В заявлении необходимо указать и национальность, место жительства (желательно – печатными буквами) и контактную информацию (электронный адрес, телефон, если есть).
  2. При необходимости уточнить отображение личного имени на латышском языке просим обращаться в Агентство латышского языка: www.valoda.lv, по телефону: +371 67225879, электронный адрес: konsultacija@valoda.lv.
  3. свидетельство о рождении или выписка из регистра рождения;
  4. документ, удостоверяющий личность родителей (паспорт, идентификационная карта);
  5. документ, удостоверяющий личность ребенка (если есть);
  6. документ, выданный иностранным компетентным учреждением и подтверждающий, что ребенок не является и не был гражданином соответствующего государства (при определении вышеуказанного учреждения принимаются во внимание юридические связи ребенка с соответствующим государством, место рождения, гражданство родителей).

Важно!

Документ о регистрации акта гражданского состояния должен быть переведен на латышский язык (кроме случаев, когда документ оформлен на английском, немецком, французском или русском языке и выдается в дипломатическом или консульском представительстве Латвии или отправляется почтой из-за границы) и легализован в порядке, предусмотренном нормативными актами.

Легализации не требуют публичные документы, выданные в странах Европейского союза, Европейской экономической зоны, Соединенном королевстве Великобритании и Северной Ирландии (кроме его заморских территорий) или Швейцарской Конфедерации, предназначенные для использования в Латвии.

Куда можно подать документы?

В настоящее время документы можно подать в Управление по делам гражданства и миграции удаленно, отправив их по почте в Управление по делам гражданства и миграции по адресу: Čiekurkalna 1.līnija 1, k-3, Rīga, LV-1026.

При отправке документов по почте копии документов должны быть нотариально заверены, за исключением копии документа, удостоверяющего личность.

Если оригиналы документов отправлены по почте, они будут возвращены по указанному адресу вместе с принятым решением.

Важно!

При необходимости удостовериться в юридической силе оригинала документа или верности производного документа Управление по делам гражданства и миграции вправе в любой момент потребовать предъявить оригинал документа.

В какой срок рассматриваются представленные документы?

Решение принимается в течение одного месяца со дня получения всех необходимых документов Управлением по делам гражданства и миграции.

Проблемы статуса неграждан в Латвии

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 26.12.2020 2020-12-26

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Новиков, Б. М. Проблемы статуса неграждан в Латвии / Б. М. Новиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 232-234. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77079/ (дата обращения: 31.01.2022).

В статье исследуются аспекты статуса категории «негражданин Латвии» и ее отграничения от других родственных категорий. Рассматриваются права данной категории и трудности в гражданско-правовых отношениях неграждан и граждан других стран. Автор исследует правовой статус таких жителей Латвийской Республики.

Ключевые слова: неграждане, субъект мчп, статус лица, гражданство, права неграждан, Латвия.

После распада СССР проблема национальных меньшинств стала особо острой в страна Балтии. Верховным советом ЛР в 1991 году было принято решение «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условий натурализации» в котором указывалось, что гражданами вновь образованного государства становятся только те лица, которые имели гражданство Латвии до 1940 г.. и их потомки [1]. В результате такого решения появилась особая группа постоянных жителей Латвии — «неграждане». Тем самым латышский законодатель с одной стороны, признает их законными и правомочными резидентами страны, а с другой — существенно ограничивает их гражданские и политические права по сравнению с гражданами Латвии [1, с. 855]. В связи с этим возникает логичный вопрос, как воспринимать лиц из данной категории? Как гражданина Латвии, как лиц без гражданства, или как иностранца? На этот вопрос деликатно дает свой ответ правосудие. В деле № 2004–15–0106 Конституционный суд ЛР признал, что «Вместе с принятием закона «О негражданах» возникла новая, до сих пор неизвестная в международном праве категория лиц — неграждане Латвии. Неграждане Латвии не приравниваются ни к одному статусу физического лица, установленному в международных правовых актах, поскольку объем установленных для неграждан прав не соответствует полностью ни одному такому статусу. Неграждане Латвии не считаются ни гражданами, ни иностранцами, ни даже лицами без гражданства, это лица с особым правовым статусом» [4]. Такое неопределенное положение жителей Латвии не позволяет им в должной мере быть участником ни международных гражданско-правовых отношениях, ни гражданско-правовых отношениях внутри самого государства. В тоже время, у неграждан Латвии есть стойкая правовая связь с государством. Этот факт не дает нам определить латвийских неграждан, как лиц без гражданства, а ряд ограничений в правах, по смыслу международного права, не позволяет определить их, как граждан Латвии [2]. По юридическому смыслу, понятие неграждан наиболее близко к понятию «гражданин без права участия в политической жизни государства» [2, с. 90]. Особую актуальность проблемы подчеркивает численность таких неграждан.

По данным на начало 1993 года треть жителей Латвии оказались лишены гражданства и оторваны от гражданско-правовых отношений. Изначально предполагалось, что статус негражданин будет временным, на сегодня каждый десятый житель Латвии является негражданином, в Риге — каждый пятый. Как подсчитали в Латвийском комитете по правам человека, неграждане имеют 84 ограничения в правах по сравнению с гражданами Латвии, причем в 18 случаях иностранцы — граждане ЕС имеют больше прав, чем латышские неграждане [5].

В гражданско-правовых отношениях неграждане Латвии имеют значительные ограничения. Они не могут самостоятельно приобрести землю без особого разрешения органа местного самоуправления. Так, неграждане не имеют и право на защиту своей интеллектуальной собственности за рубежом, потому что ряд международных договором гарантирует такую защиту только гражданами государства. Лицензия на авиаперевозки за рубежом гарантируется двухсторонними соглашениями лишь авиакомпаниям, контролируемым гражданами Латвии. Только гражданам Латвии гарантирована поддержка в торговле за границей. Такое отличие в правах у граждан и неграждан подчеркивает такую черту латвийской демократии, как этническая небеспристрасность. Силами активистов удалось получить для неграждан право свободно поселяться за рубежом и право наследовать земельные участки, которых ранее у неграждан не было.

Такая правовая неопределенность в статусе более чем 200 тысяч жителей Латвии порождает заинтересованность всего международного сообщества в решении данного правового вакуума. Латвийский Конституционный Суд уже высказывался на этот счет: «Тот факт, могут ли латвийские неграждане рассматриваться как граждане в понимании международного права, является не только правовой, но главным образом политической проблемой, которая должна быть рассмотрена в рамках демократического политического процесса в государстве» [6, с. 75].

Однако, стоит заметить и некоторые продвижения по данному вопросу. Так, с 1 января 2020 года вступил в силу Закон «О прекращении предоставления статуса негражданина», который закрепил предоставление гражданства Латвии детям неграждан. На сегодняшний момент проблема неграждан все равно остается неурегулированной [3].

В августе 2020 года в очередной раз по данному вопросу высказался Министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он подчеркнул, что ситуация с негражданами в балтийских республиках «дискриминационной» и высказал свое возмущение о наличии такого «позорного явления безгражданства, главным образом русскоговорящих жителей, лишенных демократических и социально-экономических прав». Сегодня решение данной проблемы идет достаточно медленно, неграждан становится меньше в силу ухода из жизни и эмиграции такого населения [6].

Таким образом, как подчеркивают многие ученые-правоведы, латвийских неграждан нельзя отнести ни категории граждан, ни к категории лиц без гражданства, они находятся между двумя этими категориями. Этот латвийский феномен порождается серьезную неопределенность в статусе таких жителей не только в пределах государства, но и в рамках частноправовых отношений между гражданами других стран. Многие международные договоры не могут защищать в должной мере данную категорию лиц. Данная проблема остается без решения уже почти 30 лет и может оставаться нерешенной еще несколько десятилетий, порождая множество конфликтов и правовых неопределенностей.

Правовой статус неграждан Латвии

Омбудсмен разъясняет существенные различия между людьми со статусом негражданина и статусом лица без гражданства (апатрида), поскольку в публичном пространстве часто встречается некорректная интерпретация этих понятий и объемаправ и обязаностей .

1. Неграждане — это не лица без гражданства.

В Латвийской Республике действует закон «О лицах без гражданства», в котором четко прописано, что лицо может признано лицом без гражданства в Латвийской Республике, если на него распространяются условия Конвенции от 28 сентября 1954 года о статусе апатридов. В свою очередь лицо, являющееся субъектом закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства», не может быть признано лицом без гражданства.[1]

2. Социальные и экономические права лиц без гражданства и неграждан существенно различаются, и, если бы неграждане являлись лицами без гражданства, они бы имели гораздо меньше прав.

Неграждане, в отличие от лиц без гражданства, являются лицами, принадлежащими к Латвийской Республике. Неграждане имеют выданный Латвийской Республикой паспорт, они находятся под защитой Латвийской Республики во время пребывания за границей, имеют право постоянного пребывания в Латвийской Республике, равные с гражданами социальные и экономические права, большую часть политических прав (исключение — например, не имеют права голосовать) и право в любой момент получить гражданство Латвийской Республики в порядке натурализации.

В отношении различий в объеме социальных и экономических прав между апатридами и негражданами важно отметить, что в каждом законе наряду с гражданами Латвии в качестве охраняемого или относимого субъекта можно найти и неграждан, в то же время социальная и экономическая защита лиц без гражданства обеспечивается в меньшем объеме.[2]

Конституционный суд уже 7 марта 2005 года в деле № 2004-15-0106 признал:

«Вместе с принятием закона «О негражданах» возникла новая, до сих пор неизвестная в международном праве категория лиц — неграждане Латвии. Неграждане Латвии не приравниваются ни к одному статусу физического лица, установленному в международных правовых актах, поскольку объем установленных для неграждан прав не соответствует полностью ни одному такому статусу. Неграждане Латвии не считаются ни гражданами, ни иностранцами, ни даже лицами без гражданства, это лица с “особым правовым статусом”».

Представители Латвии в международных учреждениях последовательно защищают позицию, что статус негражданина не может быть приравнен к статусу лица без гражданства.

Неграждане не считаются иностранцами, поскольку в соответствии со статьей 1 закона «О иммиграции» иностранец — это лицо, не являющееся гражданином или негражданином Латвии.

Группа независимых экспертов Европейского союза по вопросам основных прав (EU Network of Independent Experts on Fundamental Rights) в своем отчете по основным правам в Европейском союзе и его государствах-членах в 2003 году также указала, что неграждане, определенные в законе «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства», не являются ни гражданами, ни иностранцами, ни лицами без гражданства. Группа экспертов указывает, что неграждане Латвии принадлежат к до сих пор неизвестной в международном праве категории лиц.[3]

В том же самом деле Конституционного суда Сейм выразил мнение, что цель закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или другого государства» не состояла в том, чтобы сохранить статус негражданина полностью для всех на неопределенное время. Этот статус был установлен как временный, чтобы лицо со временем получило гражданство Латвии или другого государства.

3. Социальные и экономические права неграждан и граждан Латвии не различаются.

Социальные и экономические права неграждан и граждан Латвии одинаковы. Неграждане получают равные социальные гарантии как граждане и сталкиваются с теми же социальными рисками, что и граждане. Они имеют право получить образование бесплатно, как и граждане, право свободно учреждать коммерческие общества и работать в частном секторе, а также свободно наслаждаться правом на культуру наравне с гражданами. Однако негражданам запрещена работа на государственной службе, в правоохранительных органах, в судебной системе, в связанных с судебной системой независимых профессиях, где реализуется государственная власть и где законно требовать гражданство Латвийской Республики. Это исключение соответствует праву на государственную службу, установленному в статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах.

[2] См. субъекты в законах, затрагивающих гарантированные индивиду экономические и социальные права.

[3] Synthesis Report: Conclusions and Recommendations on the Situation of Fundamental Rights in the European Union and its Member States in 2003, 4 February 2004, p. 90).

Неграждане (Латвия)

Неграждане ( латышск. nepilsoņi , англ. non-citizens , aliens) — субъекты латвийского закона [1] от 12 апреля 1995 г. «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства» — лица, которые не являются и не были гражданами никакого государства, кроме СССР, отвечающие таковым требованиям: «1 июля 1992 года они были вне зависимости от статуса указанной в прописке жилой площади прописаны на территории Латвии, или их последнее зарегистрированное место жительства до 1 июля 1992 года было в Латвийской Республике, или решением суда установлен факт того, что до упомянутой даты они не менее 10 лет непрерывно жили на территории Латвии», а также их дети.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Статус, различия в правах
  • 3 Возможности натурализации
  • 4 Неграждане как политический вопрос
  • 5 Ссылки
  • 6 Примечания
  • 7 См. также

История [ править | править код ]

Юридическое основание появления этой категории людей — решение [2] Верховного Совета ЛР от 15 октября 1991 г. «О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации», согласно которому гражданство Латвии было признано только за примерно 2/3 жителей страны (гражданами довоенной Латвийской Республики и их потомками), вопреки пункту 2.5. предвыборной программы правившего Народного фронта Латвии [3] . Вплоть до 1995 г. юридический статус неграждан (тогда около 700 тысяч человек) был неясен.

К началу 2007 г., по данным [4] Регистра жителей, в Латвии проживало 392 816 неграждан (17,19 % жителей), из них более 99,5 % — представители национальных меньшинств. Число неграждан сокращается в результате вымирания, эмиграции и натурализации (ускорилась после либерализации закона о гражданстве в 1998 г.).

Статус, различия в правах [ править | править код ]

Неграждане в латвийском праве отличаются от апатридов (лиц без подданства, лиц без гражданства, лат. bezvalstnieki) — лиц, не имеющих государственной принадлежности. В отличие от них неграждане, например, имеют латвийские паспорта (в отличие от синих гражданских, фиолетового цвета. По-английски в них неграждане обозначаются как «Alien»), подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство. Конституционный суд Латвии в решении [5] о порядке лишения статуса негражданина признал, что «в известной мере признается правовая связь неграждан с Латвией и на ее основании возникли взаимные права и обязанности. Это вытекает из статьи 98 Конституции, которая, среди прочего, определяет, что каждый обладатель латвийского паспорта имеет право на защиту государства и право свободно вернуться в Латвию». Этим Латвийская Республика обосновывает мнение, что наличие категории неграждан не является нарушением Конвенции ООН о сокращении числа апатридов 1961 года [6] .

Неграждане не имеют избирательных прав (в отличие от неграждан Эстонии, также и на выборах самоуправлений), хотя могут состоять в латвийских партиях [7] и делать им пожертвования [8] . Ограничены они также в профессиональной деятельности: не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, практиковать свободные юридические профессии, работать чиновниками, присяжными, землемерами, работниками ЗАГСов и др. Также существуют ограничения в социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости, в правах на приватизационные сертификаты (примерный аналог российских ваучеров), в подсчёте пенсионного стажа, в праве ношения оружия, в возможности обучения в некоторых вузах, в выезде без виз в ряд стран [9] (до января 2007 г. — в том числе в большинство стран ЕС). C другой стороны, Россия взымает консульские сборы за визы в Россию с неграждан в меньшем размере, чем с граждан Латвии [10]

Возможности натурализации [ править | править код ]

Приём заявлений на натурализацию (приём в гражданство) в Латвии начался в феврале 1995 г. Однако до конца 1998 г. большинство неграждан не имело права натурализоваться из-за так называемых «окон натурализации». До сих пор натурализация для многих неграждан невозможна по статье 11 Закона о гражданстве [11] (лица, демобилизовавшиеся в Латвии из рядов Советской армии; деятели ряда федералистских организаций 1991 года, включая компартию; уголовные преступники; действующие работники иностранных государственных служб; бывшие работники и агенты КГБ и иностранных спецслужб; по приговору суда — «выразители идей тоталитаризма», в том числе коммунизма; лица, антиконституционными методами действовашие против независимости и государственного строя Латвии). Регистрация в качестве гражданина ЛР возможна для лиц, прошедших полный курс обучения в школе с латышским языком обучения, а с февраля 1999 г. — и для детей неграждан, родившихcя после 21 августа 1991 г. (дата восстановления независимости).

Для натурализации необходимо принести обещание верности Латвийской Республике, уплатить пошлину, сдать экзамены по латышскому языку, конституции, гимну и истории Латвии (порой с идеологически окрашенными требуемыми ответами). Правительство, однако, может отказать лицу в гражданстве и при выполнении этих требований, по политическим мотивам (см. Юрий Петропавловский). В среднем процесс натурализации занимает 7—8 месяцев. К концу мая 2007 г. процедуру натурализации прошли успешно 124 153 человека [12] (большинство — неграждане, но также апатриды и иностранцы).

Основные причины, по которым неграждане не идут на натурализацию: убеждение, что гражданство полагается им по праву — 34,2 %, владение латышским языком — 23,2 %, сдача экзамена по истории — 20,5 %, меньшие расходы неграждан на визы в ряд стран, включая Россию — 20,2 %, размер пошлины — 20,2 % [13] .

Неграждане как политический вопрос [ править | править код ]

Согласно опросу [14] SKDS 2005 г., предоставление негражданам права голоса на муниципальных выборах поддержали бы 45,9 % жителей Латвии, но только 38,4 % граждан, против были бы 35,6 % жителей, но уже 42,8 % граждан. В частности, за такие попраки к законам выступили 74,6 % русских и 24,8 % латышей, против — 7,8 % русских и 55,9 % латышей. Периодически в стране проходят публичные мероприятия и обращения против негражданства и за расширение прав неграждан. [15] [16] [17]

За упрощение натурализации и расширение прав неграждан выступает Центр согласия [18] , а объединение ЗаПЧЕЛ [19] — также за автоматическое признание неграждан гражданами ЛР. Большинство правящих партий и «Новое время» поддерживают статус-кво. Партия ТБ/ДННЛ [20] выступает за прекращение натурализации. ЛПП/ЛЦ вскоре после выборов 9-го Сейма заявили, что выступают за присвоение негражданам права голоса на муниципальных выборах [21] , но в Сейме соответствующие предложения не поддерживают [22] , предлагая рассмотреть вопрос на референдуме одновременно с ближайшими выборами самоуправлений, в 2009 г.

Международное сообщество высказывает несколько различающиеся мнения о негражданстве и условиях натурализации. В рекомендациях международных организаций типичны пожелания упростить процедуру натурализации и сократить различия в правах граждан и неграждан. Так, миссия ОБСЕ по надзору за парламентскими выборами 2006 г. в Латвии констатировала, что

тот факт, что значительная часть совершеннолетних жителей не имеет права голоса, свидетельствует о продолжающемся дефиците демократии. Совет Европы и Совет государств Балтийского моря рекомендовали обсудить возможность присвоить негражданам право голоса на выборах самоуправлений. [23]

Другой пример — резолюция ПАСЕ от 17 ноября 2006 г., содержащая следующую оценку ситуации:

Ассамблея считает, что условия натурализации, принятые в Латвии, не представляют непреодолимых препятствий для приобретения гражданства Латвии и установленная процедура не содержит чрезмерных или противоречащих существующим европейским стандартам требований. Однако, учитывая очень специфичную ситуацию неграждан, которая не имеет прецедента и потому не имеет рамок европейских норм или практики, Ассамблея считает, что возможны дальнейшие улучшения, чтобы избежать необязательных требований для получения гражданства Латвии. [24]

Пожелания допустить неграждан к выборам самоуправлений и ускорить процесс натурализации выражали также органы ООН [25] и Евросоюза [26] . МИД России в 2003 г. опубликовал Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Латвии по правам национальных меньшинств [27] , включающий ряд замечаний о правах неграждан.

Правовое положение национальных меньшинств в Латвии и Эстонии: исследование МГИМО

Управление инновационного развития продолжает серию интервью с сотрудниками МГИМО, работающими над научно-исследовательскими проектами по государственным заказам. Наш сегодняшний собеседник — Максим Игоревич Кацев. Проект «Национальное законодательство Латвии и Эстонии и правовые стандарты Евросоюза в области защиты прав национальных меньшинств» был выполнен научной группой под руководством профессора В.П. Воробьева.

— Максим Игоревич, чем, на Ваш взгляд, вызван заказ на такое исследование: необходимостью реакции России на существующее положение национальных меньшинств в Латвии и Эстонии или поиском решений этой проблемы со стороны России?

— Ситуация действительно непростая — факт ущемления прав национальных меньшинств в этих странах налицо. Однако сегодняшнее положение дел — не сиюминутная ситуация, а следствие процессов, начавшихся более 20 лет. На мой взгляд, интерес Администрации Президента и внешнеполитического ведомства к данной проблематике может свидетельствовать о готовности и решительности руководства нашей страны наконец развязать этот гордиев узел.

— Кто из проживающих сейчас в Латвии и Эстонии подпадает под определение «национальные меньшинства»? Каково сейчас положение национальных меньшинств в Латвии и Эстонии?

— Национальные меньшинства — международное правовое понятие. Это представители этнической группы, проживающей на территории государства, являющиеся его гражданами (в случае с Латвией и Эстонией — апатридами или негражданами), но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной.

В Латвии крупнейшими национальными диаспорами являются русские (более 27% населения), белорусы (более 3%), украинцы (более 2%), поляки (более 2%), литовцы (1,4%). Примерно аналогичная картина наблюдается в Эстонии: русские (более 25%), украинцы (более 2%), белорусы (1,1%), финны (0,8%). Численное превосходство русскоязычного населения по сравнению с другими нацменьшинствами очевидно, однако его правовое положение является наиболее дискриминационным.

— В своей работе, насколько я знаю, Вы уделяете особое внимание характерной только для Латвии категории «неграждан». Расскажите о возникновении в Латвии такого понятия как «неграждане». В чем его суть?

— Неграждане Латвии — это более трехсот тысяч человек, не имеющих с 1991 г. гражданства ни одной страны, но имеющие специфический статус. С юридической точки зрения, субъекты закона «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства» — это лица, которые не являются и не были гражданами никакого государства, кроме СССР, а также их дети.

— А почему они не получили гражданство Латвии, если там проживали до распада СССР? У них была такая возможность?

— Такая возможность предусмотрена Законом о натурализации. К концу июля 2010 г. за все время процедуру натурализации успешно прошли чуть более 130 тыс. человек (большинство — неграждане, но также апатриды и иностранцы). По данным исследования, проведенного под эгидой Управления натурализации, основные причины, по которым неграждане не идут на натурализацию, таковы: убеждение, что гражданство полагается им по праву; недостаточное владение латышским языком; сложности в сдаче экзамена по истории Латвии; меньшие расходы неграждан на оплату визы в Россию; высокий размер госпошлины.

Представители международных организаций отмечают, что процесс натурализации неграждан в Латвии идет очень медленно, и рекомендуют латвийским властям всесторонне способствовать его упрощению.

— Какова была реакция международного сообщества на появление такой категории лиц?

— Международные организации неоднократно рекомендовали латвийским властям действовать в направлении сокращения различий в правах граждан и неграждан.

В декабре 2001 г. Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКПРН) отметила в своем докладе, что неграждане не обладают правом избираться и быть избранными как на парламентских, так и на муниципальных выборах. Также ЕКПРН указала на то, что правовые нормы исключают для неграждан некоторые права собственности, а также право работать по определенным профессиям в государственном и частном секторе и право получать определенные социальные пособия. В заключении ЕКПРН призвала власти Латвии устранить эти «несправедливые ограничения».

Бюро по институтам демократии и правам человека ОБСЕ в своем Докладе в ноябре 2002 г. подняло тот же вопрос о правах избираться и быть избранными для неграждан на муниципальных выборах в Латвии.

Не оставил без внимания положение неграждан и Комитет по правам человека ООН. Еще в декабре 2003 года Комитет высказал свою обеспокоенность большим числом неграждан, которые, согласно закону, не являются ни иностранцами, ни апатридами (лицами без гражданства), а особой категорией людей, проживающих в Латвии, долгое время и тесно с ней связанных.

Миссия ОБСЕ по надзору за парламентскими выборами 2006 г. в Латвии также констатировала тот факт, что существенная часть взрослого населения не имеет избирательного права. Это свидетельствует, по мнению представителей данной организации, о продолжающем иметь место дефиците демократии.

К сожалению, эти рекомендации международных и европейских структур фактически были проигнорированы властями Латвийской Республики.

— Неграждане Латвии существенно ограничены в правах. Не вызывало ли это акций протеста на национальной почве?

— Очевидно, что вопрос негражданства в Латвии стоит весьма остро. Периодически проходят сборы подписей и публичные обращения общественных организаций за расширение прав неграждан, подаются соответствующие законодательные инициативы. Митинги при этом нередко бывают приурочены к выборам или годовщине «безгражданства» 15 октября. К сожалению, ни к какому позитивному результату эти действия не приводят.

Латышские националистические организации, в свою очередь, проводят мероприятия против натурализации или её темпов, подают в Сейм соответствующие поправки к законам и проекты политических деклараций.

— Какова ситуация с дискриминацией русских в Эстонии?

— В Эстонии крупнейшим национальным меньшинством также являются русские (25,6% в начале 2009 г.), при этом они ощущают разнообразные формы государственного давления и находятся в худшем, по сравнению с титульным населением, экономическом положении. Так, в течение многих лет безработица среди неэстонского населения страны значительно выше аналогичного показателя среди эстонцев. По результатам исследования Европейского агентства по базовым правам (FRA), наибольшей дискриминации из стран Балтии подвергаются русские, проживающие в Эстонии.

Министр по делам народонаселения Эстонии Урве Пало в феврале 2010 г. признала, что положение русских в Эстонии во многом напоминает сравнительно недавнее положение негров в Америке, когда они вроде бы были гражданами страны, но реально не имели равных с белыми прав. При всем наличии формального равенства национальностей в Эстонии, представители некоренных наций чувствуют себя здесь ущемленными, а эстонцы зачастую провоцируют подобные чувства.

В 2008 г. Агентством Евросоюза по защите основных прав человека был проведён опрос в странах ЕС, согласно которому дискриминацию на расовой почве или в качестве иммигранта в Эстонии ощущают 59% русских.

— Пытались ли власти России как-то повлиять на сложившуюся ситуацию?

— МИД России в 2003 г. опубликовал Перечень основных претензий и рекомендаций международных организаций и НПО к Латвии по правам национальных меньшинств, включающий ряд замечаний о правах неграждан. Россия с июня 2008 г. ввела безвизовый режим для большинства неграждан Латвии (в отличие от граждан), а ранее взимала с них консульские сборы за визы в меньшем размере, чем с граждан Латвии. В целом, конечно, работа ведется, но чтобы действительно изменить сложившуюся ситуацию, необходим интенсивный диалог, а самое главное — взаимный двусторонний интерес в дальнейшем улучшении отношений между Россией и странами балтийского региона.

— Каким образом изменялась ситуация с дискриминацией национальных меньшинств после вступления стран Балтии в ЕС?

При вступлении Латвии в ЕС проблема неграждан (или натурализации) была обозначена как одна из ключевых сфер, в которой должна быть проделана значительная работа. Теперь, когда Латвия является полноправной страной-участницей ЕС, ее прямой обязанностью является применение европейского права и приспособление к нему своих правовых актов. С 2002 г., по данным Управления по делам гражданства и миграции, количество неграждан в Латвии уменьшилось более чем на 150 тысяч человек, однако в последние годы эти темпы сократились.

В июне 2007 года Европейская комиссия против расизма и нетерпимости вернулась к обсуждению правового статуса неграждан в Латвии: «ЕКРН призывает латвийские власти делать все возможное, чтобы продолжать успехи в процессе натурализации. В этой связи следует взвесить возможность сделать существующие правила процедуры натурализации более гибкими».

Таким образом, налицо положительные изменения — институты Европейского союза пристально следят за ситуацией в Латвии и Эстонии, настоятельно рекомендуя прекратить дискриминацию национальных меньшинств. Однако еще предстоит немало сделать, чтобы ситуация с правами человека и гражданина в этих странах достигла уровня зрелых демократических государств.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: