Музей Сайдашева в Казани — подробная информация с фото

Музей Салиха Сайдашева

Казань чтит своих героев и бережно хранит память о каждом из них. Салих Сайдашев горожанами любим и почитаем. Будучи при жизни выдающимся татарским композитором, он стал основоположником татарской профессиональной музыки и создателем нового жанра в национальном искусстве — музыкальной драмы. Также он был одним из первых татарских педагогов, помимо этого он сочинял музыку для спектаклей татарского Государственного академического театра им. Г. Камала, выступал в качестве дирижера и пианиста.

Сам музей распахнул двери для посетителей 25 июня 1993 года и расположился в двухэтажном доме, который признан историческим памятников и был возведен в 1904 году архитектором Ф. Ф. Амлонгом. Здание является так называемым дворовым флигелем, в свое время оно входило в комплекс строений клуба Общества служащих в правительственных и общественных учреждениях, который среди жителей города именовался «новым» или «чиновничьим» клубом. Сейчас место носит название Театра драмы и комедии им. К. Тинчурина. Одну из квартир в этом доме занимал композитор Салих Сайдашев с 1930 по 1954 годы с короткими перерывами, именно здесь родились его лучшие произведения.

Экспозиция музея насчитывает множество личных вещей композитора, предметов того времени и музыкальных инструментов. Также здесь представлены аудио- и видеозаписи, ноты с фотографиями и автографы. Место оснащено системой светозвукового автогида, знающего татарский, русский и английский языки.

Музей исследует жизнь и творчество великого композитора, пропагандирует его музыкальное наследие и творчество прочих значительных композиторов (как татарских, так и русских и даже зарубежных). Каждый год музей проводит более 250 экскурсий и прочих мероприятий. Большой популярностью пользуются лекции и выставки, часты музыкальные занятия. Дошкольникам вход в музей бесплатный.

История

Как бы ни ускорялась жизнь, есть вещи, которые остаются незыблемыми и неподвластными времени. К ним относится искусство в самом широком понимании слова, именно его деятели часто остаются в памяти общественности на протяжении многих веков.

Именно по этой причине один из исторических памятников Казани, двухэтажная постройка, бывшая когда-то пристанищем для так называемого «Нового клуба», а позже для Театра драмы и комедии, с 1993 года стала домом для музея Салиха Сайдашева.

Композитор появился на свет 3 декабря 1900 года в Казани и стал 10-м ребенком для своего отца, который скончался, так и не увидев его. Маленький Сайдашев рано начал тяготеть к музыке. Сначала он освоил гармонику, а затем родственники, удостоверившись в необыкновенных способностях мальчика, приобрели ему рояль. Первым учителем будущего великого композитора стал народный музыкант Загидулла Яруллин, позже он стал обучаться у педагогов Казанского музыкального училища.

Уже в 13 лет Сайдашев стал частью татарской театральной труппы «Сайяр», выступая там в качестве музыканта. Все спектакли сопровождались его игрой на рояле, а во время антракта мальчик выступал в оркестре. В 1918 году он организовал свой собственный, а спустя четыре года примерил на себя роль дирижера и музыкального руководителя театра им. Г. Камала. Именно в то время начались золотые годы его творчества, когда были созданы лучшие произведения и был основан новый жанр — музыкальная драма.

К сожалению, последние годы жизни композитора сопровождались искусственно созданным вакуумом вокруг его персоны, он был отлучен от театра и пребывал в глубочайшей депрессии, несмотря на это народное признание по-прежнему было сильно, что в полную силу проявилось на 50-летнем юбилее гения, когда артист был награжден званием народного.

Сейчас музей украшен двумя мемориальными досками в честь композитора, на каждой из которых имеется надпись на татарском и русском языках.

Экспозиция

Музей состоит из экспозиционных залов и музыкального салона, в котором посетители собираются на творческих встречах и музыкальных вечерах. Экспозиция музея раскрывает историю Сайдашева как продолжателя многовековых богатейших традиций татарской музыкальной культуры, одновременно с этим делается упор на новаторство его произведений, выражающееся в том, что автор талантливым образом соединял национальные фольклорные традиции и опыт европейской музыкальной классики.

Фонд музея хранит огромное количество личных предметов Сайдашева, а благодаря оригинальному художественному решению экспозиции гости в полной мере могут погрузиться в осмысление эпохи, этапы биографии и наиболее выдающиеся творческие достижения автора с позиции настоящего времени. В качестве наиболее запоминающихся элементов в экспозиции посетители отмечают инсталляции, посвященные самым знаменитым произведениям композитора — «Голубая шаль», «Наемщик» и «Марш Красной Армии».

Читайте также:
Отдых в Калутаре от А до Я

Мемориальная Белая комната демонстрирует настоящие вещи Сайдашева, среди которых нашлось место для круглого винтового стула, дирижерской палочки, посмертной гипсовой маски и даже старинного пианино фирмы «Georg Hoffman». Здесь также можно обнаружить трельяж матери композитора конца XIX века, заполненный от руки дневник первой ученицы Сайдашева, а также насладиться 16 музыкальными фрагментами из его произведений, которые озвучивают художественно-образные композиции. Особой ценностью обладает часть увертюры к музыкальной драме Фатхи Бурнаша «Тахир и Зухра».

Для экспозиции музея характерен нестандартный подход к показу достояний композитора, соединивший воедино изобразительный ряд, свет и звук. В качестве ценных экспонатов музея выступают подарки знаменитых татарских певцов, композиторов и музыкантов.

Обстановка

Попадая в музей, гости оказываются в небольшом холле с гардеробом, здесь же размещен киоск с литературой, где можно подобрать в подарок друзьям и близким неплохие экземпляры. В холле стоит и макет памятника композитора работы скульптора М. М. Герасимова, выполненный в белом цвете.

В музее нет привычных витрин и экспонатов, здесь имеют место тематические экспозиции. Каждая из них освещает определенную тему или период в жизни Сайдашева. Каждая деталь представления продумана, цвет со звуком также играют важную роль, подсвечивая и озвучивая памятные для композитора предметы. С первого этажа гости поднимаются наверх, где встречаются с основной экспозицией музея. С самого начала их встречает стена с фотографиями. Всё в этом зале будто живет и дышит, звуки возникают то тут, то там, ведя за собой зрителя по жизни Сайдашева.

Каждый, оказавшийся здесь, непременно захочет узнать больше о жизни автора после окончания экскурсии. Именно на пробуждение интереса она и направлена и свою задачу выполняет блестяще.

Как добраться

Музей расположен в пяти минутах езды на наземном общественном транспорте от станции метро «Площадь Тукая», поэтому доехать до него не составит труда. Также можно добраться от станции метро «Кремлевская», от нее до музея всего 1 км.

До музея ходит несколько маршрутов автобуса, а именно № 10, № 30, № 35а, № 54, № 63, № 91 до остановки «Театр им. К. Тинчурина», также можно доехать на троллейбусах № 3, № 5, № 7, № 8.

В городе работают местные службы такси и приложения для смартфонов, известные всем: Яндекс. Такси, Максим, Uber, Gett.

Галеев Б.М. Путешествие в мир Сайдашева

Источник: Казань.- 2000.- № 12.- С. 73-74

Можно спорить до бесконечности — как соотносятся образование, школа и божий дар таланта, кто был первым профессиональным татарским композитором, в какой мере это звание можно отнести к Салиху Сайдашеву. Несомненно одно — это был Музыкант, это была Личность, неординарная личность, ставшая легендой еще при жизни. Впрочем, достаточно увидеть любую его фотографию с открытым и по-детски ясным лицом, чтобы убедиться в этом и поверить в его высокое предназначение. И не удивительно, что мои коллеги-художники, с самого начала 1990-х готовившие проект Музея С. Сайдашева, в поисках соответствующего этой личности решения предложили и осуществили оригинальный, неожиданный художественный прием — представить экспозицию в стиле поп-арта, с остраненной (от слова «странный»), иногда парадоксальной подачей вещественных объектов, несущих в себе скорее не документальную ценность, а выступающих здесь как символ, как образ времени, образ страны, где жил «герой» музейной экспозиции — наш замечательный музыкант Салих Сайдашев.

Не выходя за рамки экспозиционного сценария и сохраняя документальные материалы, бережно и трепетно подготовленные научными сотрудниками музея Д. Саиновой-Ахмеровой, А. Ханиной, А. Соколовой, художники В. Нестеренко, А. Леухин, О. Бойко сочли возможным именно в сайдашевском музее выйти за рамки традиционного подхода, что дало повод для усталых адептов подобного подхода «ахнуть» и «ужаснуться». «Мы не дадим вам издеваться над нашим великим музыкантом!» Раздражало их все: раскрытый сундук с гармонью (в разделе «Детство композитора»), медные трубы в старом шифоньере в окружении красных знамен (раздел «Марш Красной Армии»), казенный кожаный диван с размещенными па них фотографиями коллег Сайдашева (раздел «Союз композиторов ТАССР»); выкрашенные в белый цвет венские стулья и фортепьяно (мемориальная комната композитора); перевязанный больничной марлей тромбон (в эпизоде «Последние дни композитора»). Но особенно бесила их включенная в экспозицию обыкновенная садовая скамейка, усеянная по контуру светящимися лампочками (эпизод «Парковая музыка 50-х»). Дискуссии при обсуждениях проекта разгорелись такие, что некоторыми чиновниками уже готовилось для голосования решение («существует мнение») отказаться от готовой работы дизайнеров и заменить их вариант привычными витринами и стендами, которые, по их мнению, ближе и понятнее «нашему татарскому народу».

Читайте также:
Фотографии Сент-Хельера

Пришлось вмешаться в споры и мне, чтобы напомнить о том, что усталость и закоснелость не есть обязательный признак принадлежности к народу, и — тем более — не дает право выступать в качестве защитника замечательного композитора, который сам при жизни в достаточной мере испытал удушающие объятья подобных радетелей за «понятное» и «народное». А если отвлечься от подобных частностей, мы воочию убедились, что нельзя предъявлять для обсуждения оригинальные, непривычные проекты в незавершенном виде, без всех ее, казалось бы, даже эфемерных компонентов. Дело в том, что проект изначально предполагал представление подобного поп-артовского, «вещевого» решения с введением звуки, света, игровых элементов, когда с их помощью все эти расположенные среди документов «вещи» органично включались бы » общую драматургию единой театрализованной экспозиции. Тем не менее, несмотря на такое объяснения-пояснения, некоторые чиновники продолжали настаивать на том, что все это есть откровенное «надругательство над татарским народом», который они, по-видимому, в своем лице представляли.

И тут, обсуждая с коллегами-художниками, что делать дальше, я вдруг вспомнил интересную притчу советских времен, рассказанную нам при личной встрече писателем Василием Аксеновым. Один живописец постоянно отвергался отборочной комиссией — что, мол, это за мазня. Тогда он решился на отчаянный шаг. Дорисовал в углу каждой картины маленькую белую собачку и представил картины вновь, чем окончательно поверг эту комиссию уже совсем и полную ярость: «И так непонятно, а тут еще эта белая собачка! Зачем. » Художник долго упирался и, наконец, сдался, согласился убрать белую собачку. Довольная своей принципиальностью, комиссия приняла, пропустила все картины на выставку. Я думаю, эта байка, точнее, этот хитроумный прием пришелся бы по душе самому Салиху Сайдашеву. Судя по фотографиям, он был улыбчивым и сам наверняка, использовал немало таких тактических ходов в своем бесконечном турнире на выживаемость. Как бы то ни было, музей эта «белая собачка» тогда выручила.

Я предложил коллегам-художникам использовать в качестве нее, этой «собачки», их пресловутую садовую скамейку с лампочками и, как ожидалось, чиновники покричали, покуражились, а затем — после того, кик скамейку убрали, – успокоились и сдались. А когда экспозиция была смонтирована художниками в самом помещении музея, когда и мы кончили свою работу, — «театр полон, ложи блещут», — самые хмурые и заскорузлые чиновники просветлели своими натруженными лицами. И вздохнули облегченно. Итак.

Уже в фойе висят на стенах инструменты. Слышен — из скрытых громкоговорителей — звук их настройки. Зажигается над дверьми табло «Приглашаем вас!», и под музыку Сайдашева зрители идут по лестнице наверх. Поднимаются вверх и туки. Здесь, на втором этаже, где жил когда-то Сайдашев, и развернута основная экспозиция. В начале ее стена с фотографиями. Под ней, в сундуке, зажигается керосиновая лампа, и затем, по ходу рассказа, начинает «играть» лежащая там же гармонь. Конечно, — это электрический свет, включаемый автоматикой, конечно, – это электрический звук из громкоговорителя, спрятанного внутри гармони. Плавно высвечивается портрет матери, затем отца. Рассказ о детстве композитора. Звуки перемещаются, ведут зрителя по экспозиции, по жизни композитора. Пенье соловьев над головой, звуки курая, начинают мерцать всполохи па афишах ансамбля «Сайяр». В следующем эпизоде зажигаются окна в макете медресе, на два голоса идет стереорассказ о юности музыканта, о встречах с Тукаем, о первых учителях. Открыты клавиши фортепьяно, оно звучит ожившей памятью прошлого. Шумы, речь, музыка — все это как бы окропляет живою водой вещи-экспонаты, которые сами по себе, возможно, остались бы просто занятным антиквариатом. Музей превращается в сцену, где вместо актеров — заговорившие стены, зазвучавшие документы, фотографии, которые высвечиваются по ходу повествования указующими перстами световых лучей.

Читайте также:
Современная архитектура Дубая

Но это не просто «автогид», замещающий живого экскурсовода. Свет, звук, речь, шумы и, главное здесь, — музыка являются равноправными участниками этого своеобразного спектакля, своего рода коллективного «спиритического сеанса» в стенах мемориального музея. Иногда звук из скрытых динамиков переключается в висящий открыто на стене картонный рупор довоенных времен — песни Сайдашева поет Г. Кайбицкая. В эпизоде «Начало войны» грозную песню «Вставай, страна огромная» поет патефон — сквозь грохот и взрывы бомб. Зажигается и мерцает синхронно со звуком облако под потолком в эпизоде о работе композитора над музыкальной драмой «Наёмщик». А внизу — макет маленькой сцены в свете вспыхнувших прожекторов. В эпизоде последних военных лег — трубы звучат, а из труб вместе со звуками излучается свет: победоносный «Марш Красной Армии».

Конечно, сделать это было не просто. Десятки громкоговорителей и проектов, сотни метров электропроводов, магнитофоны, программаторы, запоминающие устройства — вот что нужно для светозвуковой театрализации музея. Создание этой аппаратуры и было первоначально задачей, поставленной перед нашим коллективом. Но по ходу работы, столкнувшись с тем, что специфика нового дела оставалась непривычной и для музейных работников, и для художников, нам пришлось взять на себя, так сказать, сверх принятых обязательств, и написание литературного сценария, и режиссуру. Сценарий был озвучен и зафиксирован на магнитной ленте актерами казанских театров, вся фонограмма с речью, музыкой, шумами была подготовлена на Татарской студии радиовещания Л. Шакирзяповой и А. Шагиахметовой. Многие десятки часов занял затем у нас монтаж света, звука согласно экспозиции и маршрута движения зрителя внутри нее. (Вся экспозиция была разделена на тридцать две самостоятельно звучащие зоны. Продолжительность «путешествия в мир Сайдашева» так мы назвали спектакль —- составила пятьдесят минут.) Особенность жанра светозвуковой театрализации обусловливает возможность воспроизведения этого «фонограммного» спектакля на разных языках. Были подготовлены и смонтированы варианты на русском, татарском, английском.

Надо особо отметить — подобная непривычная подача экспозиционной информации не сразу была принята и понята даже работниками самого музея, вероятно, обескураженными поначалу тем, что «автогид» может обречь их на безработицу. Более того, некоторые из них вели экскурсию с параллельным своим рассказом, перебивая «автогида», превращая этим путешествие по музею в подлинный «театр абсурда». Чтобы примирить живых гидов и «автогида», мы решили дополнить систему возможностью приостанавливать автопоказ для попутных дополнений и ответов на вопросы. Более того, была подготовлена специальная фонограмма с одними только шумами и музыкой. В конце концов, все утряслось, человек и робот договорились, и несколько лет подряд театрализованный «автогид» успешно работал в музее.

После открытия музея в 1993 году здесь побывали руководители Казани и Татарстана, отметившие высокую содержательность экспозиции и оригинальное художественно-информационное ее решение. Одними из первых посетителей, кстати, были участники всероссийского совещания по музеям, отметавшие уникальность казанского эксперимента. Для обмена опытом и пропаганды нами был снят документальный фильм о музее и нашей работе.

За многие годы работы СКБ «Прометей» нам приходилось вплотную приобщаться к творчеству разных композиторов — к А. Скрябину, в ходе неоднократных постановок его световой симфонии «Прометей», к Г. Свиридову, когда в Казани снимался первый в нашей стране светомузыкальный фильм по его «Маленькому триптиху», к С. Губайдулиной при работе над ее светомузыкальной композицией «Аллилуйя». Мы благодарны судьбе, что она дала возможность столь тесно соприкоснуться с музыкой и жизнью нашего знаменитого земляка С. Сайдашева, когда мы целый год с удовольствием работали над оснащением и оформлением сайдашевской экспозиции в надежде на то, что вес вместе создадим музей, достойный его имени. Рады, если это нам удалось.

Читайте также:
Стоимость высшего образования в Европе

Музей Сайдашева в Казани — подробная информация с фото

Самый известный и крупный планетарий находится рядом с Казанью, на территории астрономической обсерватории им. В. Энгельгардта в посёлке Октябрьский Зеленодольского района. Он – единственный в России планетарий, действующий в составе ВУЗа, а именно Казанского федерального университета. Несмотря на то, что самой обсерватории больше века, первый камень в основание планетария и будущего астропарка был заложен в августе 2011 года, а меньше чем через два года комплекс был открыт президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.

В планетарии современное оборудование, поэтому он отлично выполняет как научно-исследовательскую, так и развлекательно-просветительскую функции. Ну где в Казани можно посмотреть фильмы в разрешении 4К? И где ещё мы сможем увидеть звёздное небо так, как его видели наши далёкие предки или жители Австралии? Неудивительно, что после первого похода гости планетария хотят узнавать о космосе всё больше и больше.

Планетарий КФУ, несмотря на удалённость от города, очень популярен у туристов и жителей Татарстана, особенно во время затмений и других астрономических явлений, которые здесь можно наблюдать с помощью профессиональных телескопов.

Каждый год посетителей планетария становится всё больше и больше: за 2017 год его посетило около 25 тысяч человек. При этом планетарий остается тихим местом вдали от шумного города, и эта тишина как бы подготавливает посетителя к космическому путешествию.

Для полного погружения в обстановку всего космического для посетителей сначала устраивают интерактивную экскурсию по экспонатам планетария. В их число входят копия следа Нила Армстронга – первого человека, ступившего на Луну, телескопы и стенд, на котором демонстрируется магнитное поле Земли.

Экскурсия продолжается в Звёздном зале – там можно узнать, как выглядит небосвод в Северном и Южном полушариях, посмотреть полнокупольные фильмы и послушать научно-популярные лекции о звёздном небе и планетах Солнечной системы. Лекции проходят на русском и английском языке, их расписание регулярно меняется. В этом году их обещают перевести и на татарский язык.

Программа с экскурсией по планетарию и посещением Звёздного зала длится около двух часов. Кстати, есть различные программы, в том числе и для детей от 4-5 лет. А ещё тут можно отметить День рождения в космическом стиле!

Планетарий работает каждый день, кроме вторника, с 11:00 до 18:00. В пятницу – с 15:00 до 21:00. Также в планетарии нерегулярно устраиваются ночные программы с наблюдениями в телескопы.

Лучше заранее позаботиться о билетах: бывает, что все места на сеансы уже заняты. Актуальная информация о наличии мест по телефонам: 8 (843) 259-13-06; 8 (843) 221-34-63; 8(917)8986242 и в группе ВКонтакте.

В Казани есть два небольших планетария, добраться до которых легче, чем до планетария имени Леонова. Один из них расположен в парке занимательных наук «Лабораториум» – на третьем этаже ТРЦ «Сити-центр» (ул. Хусаина Мавлютова, 45). В отличие от обсерватории и планетария КФУ, идея парка – погрузить гостей в мир науки в целом. Тут проводят физические и химические опыты и рассказывают об их теоретической составляющей в лёгкой форме.

Активности в парке больше ориентированы на детей, но будут интересны и взрослым. В парке проводят интерактивные научные шоу, мастер-классы, дни рождения и праздники в научном стиле, а ещё работают творческая мастерская и лаборатория креатива. На территории парка проводят экскурсии по музею науки, где собрано около 60 экспонатов, демонстрирующих законы из различных областей научного знания, более того – экспонаты можно и нужно трогать!

В таком месте никак нельзя было обойтись без планетария. Он представляет собой сферический купольный кинозал, в котором показывают научно-познавательные фильмы об исследовании тёмной материи, рождении и границах Солнечной системы, изучении Луны и истории телескопа.

Всего в Малом планетарии показывают семь фильмов на выбор. Продолжительность фильмов – от 20 до 32 минут. Стоимость билета – 150 рублей (детям до 6 лет – 80 рублей).

По четвергам в «Лабораториуме» проходит акция «Социальный четверг» – посещение музея занимательной науки и планетария стоит 150 рублей. Записаться на лекции и занятия, следить за расписанием и узнать о предстоящих событиях можно в группе ВКонтакте и на сайте «Лабораториума».

Читайте также:
Виза в Шарм-эль-Шейх: особенности получения

Третий планетарий расположен в ТРК «Кольцо» на втором этаже рядом с эскалатором. Здесь не проводятся лекции и не ведутся экскурсии, его функция – показать полнокупольные фильмы.

Несмотря на свои небольшие размеры, по словам организаторов, планетарий может разместить под куполом группу из 15-20 человек. В «Галактике» нет расписания сеансов, то есть человек может прийти один, и ему включат фильм по его желанию. Просмотр одного фильма стоит 250 рублей, группы от трёх человек могут рассчитывать на билеты по 200 рублей с человека.

Также организаторы идут на уступки и при желании могут поставить второй фильм в подарок. На выбор есть шесть полнокупольных фильмов, такие как «Чёрные дыры: обратная сторона Вселенной», «Тайны деревьев» и другие. Более подробная информация – у организатора на месте.

Go! Go to Tour!

Главная / Достопримечательности мира / Россия / Казань / Музей С. Сайдашева

Музей С. Сайдашева

Saydashev Museum
  • Информация
  • Обсуждение

Телефон: (843) 2385696

Достопримечательности и развлечения рядом
  • Мост Миллениум
  • Анатомический музей-театр
  • Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
  • Музей Баратынского, отдел Национального Музея РТ
  • Баки Урманче
  • Башня Сююмбике
  • Академиков А.Е. и Б.А. Арбузовых
  • Литературно-Мемориальный Музей А.М.Горького
  • Казанский государственный академический русский Большой драматический театр им. В.И. Качалова
  • Казанский Государственный Театр Юного Зрителя
  • Татарский Государственный Театр Драмы и Комедии им. Карима Тинчурина
  • “Экият”, Татарский Государственный Театр Кукол
Отели рядом
  • Korston Hotel & Mall Kazan
  • Hotel Riviera Kazan
  • Shalyapin Palace
  • Grand Hotel Kazan
  • Park Inn Kazan
  • Korona Klub Hotel
  • Hayall Hotel
  • Premium Hotel
  • Tatarstan Hotel Complex
  • Regina Na Baumana
  • Regina na Universitetskoy
  • Osobnyak Na Teatralnoy
  • Hotel Hills
  • Dream Hostel Kazan
  • Vhostele
  • Gorky 6 Hostel
  • I&I Hostel
Обсуждение
Поиск авиабилетов
Казань
‒ 9 °C
небольшой снег
завтра
1 февраля
0 °C
послезавтра
2 февраля
‒ 7 °C
Полный прогноз погоды в городе Казань
Популярные города
  • 58 отелей Адлер
  • 42 отеля Анапа
  • 40 отелей Геленджик
  • 82 отеля Екатеринбург
  • 64 отеля Казань
  • 44 отеля Калининград
  • 82 отеля Краснодар
  • 505 отелей Москва
  • 52 отеля Нижний Новгород
  • 43 отеля Новосибирск
  • 39 отелей Ростов-на-Дону
  • 72 отеля Самара
  • 628 отелей Санкт-Петербург
  • 54 отеля Сочи
Новые отзывы

Отель маленький (всего 7 номеров),но имеет индивидуальный стиль для каждого номера, что несомненно выделяет его из ряда остальных: для любителей необычного это самое то, – только деньги иметь надо! Стоимость номера от 5 тыс в сутки – недешево. Номера. Читать дальше >>

Отель в пешеходной зоне центра Казани. Рядом множество достопримечательностей. Отель достойный. Впечатляет монументализм постройки, большие холлы, коридоры. Обстановка номеров склонна в минимализму или строгости (как кому). Повезло получить верхний этаж. Читать дальше >>

Города глазами жителей: неочевидные места в Казани

Я люблю этот город весь, целиком и полностью. Он яркий, противоречивый, стремящийся куда-то ввысь и вдаль, неидеальный, странно скроенный из разного. В Казани так бурно все смешалось, что равнодушным остаться не получится. У меня нет здесь места силы: я не могу его выбрать. И надо ли? Но есть те, которые я хочу показывать чаще других.

ул. Фаткуллина, 15

Казань – столица татарского мира, поэтому у нас одна из наибольших концентраций мечетей на квадратный метр. Они лучше всего характеризуют моду, национальную культуру и привычки татар.

Я советую посмотреть Азимовскую мечеть, построенную в конце XIX века и отличающуюся богатой отделкой, своеобразной яркостью цветов и деталей. Мечеть совсем недавно открылась после долгой реставрации и готова принимать гостей.

Барахолка в сквере Тинчурина

Барахолка в сквере Тинчурина – это, наверное, мое самое любимое место в городе. Каждое воскресенье в первой половине дня здесь собираются любители старины и торгуют, покупают и общаются.

Главное – общаются: только там вы побеседуете о новых краеведческих книгах, старинных канделябрах, политике, религии и обо всем, что придет в голову, со старшим поколением казанцев, основными обитателями и торговцами «книжки». И, конечно, при желании можно купить редкие книги, украшения, ретро-одежду, монеты, детали для интерьера и все то, что вам казалось почти нереальным найти в XXI веке. Люблю!

Читайте также:
Оформляем визу во Францию: правила, документы, особенности

Мне нравится встречать закаты на набережной озера Кабан, со стороны улицы Марселя Салимжанова, откуда открывается замечательный вид на город.

Парк аттракционов «Кырлай»

ул. Односторонка Гривки, 1а

А вот отличный обзор на ночную Казань и в особенности на белокаменный Кремль вы получите с колеса обозрения в парке аттракционов «Кырлай». И, кстати, там же стоит провести время, если хотите попасть в окружение именно местных жителей, избегая толп туристов.

Музей-квартира композитора Назиба Жиганова

ул. Малая Красная, 14, 5 этаж, офис 11

На мой взгляд, музеи – это один из самых прекрасных способов понять город, узнать его на уровне людей и деталей. Поэтому я посоветую музеи маленькие, персональные. Во-первых, это музей-квартира композитора Назиба Жиганова. Экскурсию вам проведут от всего сердца – она будет интересна не только музыкантам.

ул. Максима Горького, 13

Также есть замечательный музей Салиха Сайдашева, о котором у меня остались самые светлые воспоминания. В какой-то момент мы с экскурсоводом просто сидели на ковре и слушали музыку Сайдашева из старого проигрывателя времен самого композитора. Молча наслаждались мелодиями. Такое же приятное впечатление получите и вы, если вы вместо больших музеев будете выбирать подобные ламповые.

Все, кто приезжает в город, непременно идут в музей чак-чака. Но не все знают, что на первом этаже у них есть потрясающая чайная, где в обстановке татарского купеческого дома вам предложат натуральные и вкуснейшие чаи на любой вкус.

Рестораны с национальной кухней

Если говорить про национальную кухню, то в городе хороший выбор ресторанов: из бюджетных могу выделить «Алан Аш», он, например, есть на Некрасова, 9. Из класса повыше мне нравится «Татарская усадьба» на улице Шигабутдина Марджани, 8.

А вот из категории «быстро, приятно и недорого» в Казани есть только одно заведени е, которое нужно посетить всем, – э то сеть кафе национального фастфуда « Тю бетей » , одно из которых расположено в центре, на Кремлевской, 21 .

ул. Баумана, 78, к.2

Богоявленская колокольня на улице Баумана самая высокая в Казани – она уже стала ориентиром для туристов, но даже не все местные жители знают, что за 100₽ можно подняться на самый верх и насладиться видом. Советую приходить туда на закате, чтобы посмотреть на Казань в мягком свете заходящего солнца. А перед этим обязательно загляните в джелатерию «Рожок» в начале улицы Баумана за мороженым со вкусом легендарного Татарстанского бальзама «Бугульма».

Еще совсем недавно Лебяжьи озера были на грани исчезновения, водоемы были сильно заболочены и пересушены.

По программе благоустройства общественных пространств в течение последних лет была проведена колоссальная работа. Озера были очищены, углублены и наполнены заново. Появились деревянные тропинки вдоль берега, ровные велодорожки, пляж, шезлонги, детские площадки – и все это в окружении красивого густого леса. Теперь это мой любимый парк.

Если устанете от насыщенных прогулок по городу и захотите оказаться подальше от шума и суеты, там вы найдете все, что вам нужно.

Если вы будете в Казани, наверняка посетите нашу Кремлевскую набережную.

Завершая прогулку по ней, поднимитесь по лестнице к маленькому скверу им. Карла Фукса, названного в честь самого известного в Поволжье врача. Оттуда открывается красивая панорама на противоположный берег реки Казанки и мост «Миллениум», а еще это лучшее место, чтобы встретить закат в уединении и спокойствии. Там всегда немного людей – удастся занять лавочку, чтобы отдохнуть.

Атмосферные улицы и кафе Казани

Малоэтажная застройка, высокие деревья, тенистые дворики, старинные усадьбы и доходные дома, деревянная архитектура, маленькие скверы и парки… Если вам по душе такое, то советую пройтись по улицам Жуковского, Гоголя, Карла Маркса, Горького, Муштари, Волкова, Ульянова-Ленина, по Катановскому переулку.

Все перечисленное можно обойти буквально за пару часов, а если устанете, сделайте остановку возле Лядского сада, где собраны все самые уютные заведения города: ресторан «Марусовка», бистро «Артель», кондитерская Smorodina Cakes, ресторан французской и европейской кухни Truffo, кофейня Skuratov coffee roasters.

Читайте также:
«Мини Сиам» в Паттайе: фото, цена билетов, как добраться

А в конце дня после долгой прогулки по городу зайдите во внутренний дворик кафе «Сласти & страсти». Вечером там загорается свет в оконцах и сверкают гирлянды, подвешенные над столиками, создавая невероятный уют.

И дворик не простой, а с историей! Там родился певец Федор Шаляпин. Жил он в таком же деревянном флигеле-пристрое. Но тот флигель, что мы видим сейчас, – декорация. К сожалению, пристрой Шаляпина был утрачен еще в XIX веке. Но все равно стоит туда наведаться, чтобы, свернув с шумной улицы Пушкина, в тишине выпить чашечку кофе с десертом и сделать красивые снимки.

Национальный комплекс «Туган Авылым»

ул. Туфана Миннуллина, 14/56 (заходить лучше с улицы Петербургской)

Национальный комплекс «Туган Авылым» ( в переводе с татарского «родная деревенька») открылся в Казани в 2005 году к тысячелетию города. Его территория стилизована под деревеньку с яркими расписными домиками, где расположены кафе и рестораны, живописные фотозоны, детская площадка. И все это утопает в цветах. Представляете, какая красота?
Там же работает музей игрушек «Мишкин дом» и небольшой зверинец, стоит всеми любимый памятник эчпочмаку, татарскому пирожку с картошкой и мясом.

Столица Татарстана Салиха Сайдашева

Сегодня мы отправляемся на экскурсию по казанским адресам замечательного композитора и дирижера, одного из основоположников татарской профессиональной музыки Салиха Сайдашева.

Нашими гидами стали внучка Салиха Сайдашева, пианистка, концертмейстер Казанской консерватории Альфия Сайдашева и народная артистка России и Татарстана, арт-директор КЦ «Сайдаш» профессор Лима Кустабаева.

Десятый ребенок

Салих Сайдашев – ровесник прошлого века. Он родился 3 декабря 1900 года в доме на ул. Большой Мещанской (Нариманова, 101), был десятым ребенком в семье. Этот дом не сохранился. Восемь детей умерли в раннем возрасте, выжили только он и его старшая сестра Амина. Отец внезапно скончался незадолго до рождения сына. 11 лет мальчик воспитывался у родственников. В 1912 году Салих стал жить в семье сестры Амины, которая вышла замуж за Шигаба Ахмерова – известного издателя и просветителя. На свадьбу к ним в качестве друга жениха приехал Габдулла Тукай. Тогда 12-летний Салих познакомился с великим поэтом. Шигаб Ахмеров стал для Салиха добрым другом и мудрым наставником.

Во время Гражданской войны молодой талантливый музыкант Сайдашев стал красноармейцем. Несколько строк из его автобиографии: «В начале 1919 года добровольно вступил в РККА. Был трубачом, капельмейстером оркестра и одновременно пианистом, зав. музыкальной частью татарской драматической труппы. В 1921 году демобилизовался, но остался в Оренбурге, став заведующим Восточной музыкальной школой. Организовал военно-духовой оркестр с татарским репертуаром и продолжал учебу. В 1922 году по приглашению Татарского наркомпроса вернулся в Казань».

Русская любовь и сын

В Казани Сайдашев вновь стал жить в большой семье Ахмеровых. Жили они на Второй Горе, ныне ул. Волкова, 46. В этом доме с 1906 по 1908 год жил поэт Велимир Хлебников. Как рассказала внучка Сайдашева, рядом с Ахмеровыми жила семья костромских дворян Мухиных, которые переехали в Казань в 1917 году. Салих подружился с Анатолием и Юрием Мухиными. Анатолий был мастером на все руки. Они даже организовали общее дело, которым зарабатывали на жизнь: Анатолий ремонтировал для богатых нэпманов музыкальные инструменты, а Сайдашев их настраивал.

У Анатолия и Юрия была сестра Валентина. Она и Салих полюбили друг друга. В те времена браки между людьми разных вероисповеданий, мягко говоря, не приветствовались. Но несмотря ни на что, влюбленные поженились. Татарские родственники тепло приняли Валентину, а русские родственники – Салиха. В 1926 году у молодых родился сын Альфред. Но вскоре после родов Валентина умерла от осложнений. Это была большая трагедия для Салиха. Воспитывать малыша ему помогали бабушки. Альфред вырос за кулисами театра. Он прекрасно играл на пианино, сочинял музыку, песни. Но свою жизнь Альфред Салихович связал не с музыкой, а с юриспруденцией. Окончив юрфак КГУ, он с 1951 года работал в судебных органах и даже занимал пост председателя постоянной сессии Верховного суда РСФСР. Написал книгу воспоминаний, которая называется коротко и емко: «Отец». Скончался в 2007 году.

Читайте также:
Что чувствуют люди когда самолет падает

Калитка – дверь в прошлое

Мемориальная доска на доме №46 по ул. Волкова гласит: «В этом доме в 1929 – 1931 годы жил народный артист ТАССР, композитор Сайдашев Салих Замалетдинович».

– Это неточная информация. Сайдашев жил здесь с 1922 года. А в 1928 году он уже переехал в общежитие театра, – отметила внучка Альфия Альфредовна.

Калитка, ведущая во двор дома, оказалась открытой. Мы очутились в густом яблоневом саду, словно перенеслись на 100 лет назад. Хозяйка квартиры была дома. Преподаватель музыкальной школы №5 Наиля Легкова живет здесь с рождения.

– Этот дом в 1922 году был куплен у домовладельцев Кешнеров совместно Салихом Сайдашевым и моим дедушкой Гильманом Губайдуллиным, сотрудником издательства, – рассказала нам хозяйка, показав копию документа о купле-продаже дома.

– Конечно, с годами дом менялся. Раньше пристроя не было, а все остальное сохранилось.

– Во всех воспоминаниях о Сайдашеве можно прочитать, что он жил на первом этаже.

– Нет, первый этаж принадлежал нашей семье, а комната Сайдашева была на третьем. На первом этаже стоял только его рояль. На третий этаж инструмент не смогли внести, тогда моя бабушка разрешила ему оставить рояль внизу. Здесь Сайдашев сочинил свои многие известные произведения. Сейчас на третьем этаже никто не живет. Соседи, участники войны, получили новую квартиру. Второй сосед умер.

«Белая комната» в общежитии

Дальше наш путь лежал на ул. Горького в дом №13. Долгие годы Сайдашев работал в Татарском академическом театре (сейчас здесь театр им. К.Тинчурина) заведующим музыкальной частью. В 1926 году ему предоставили комнату в театральном общежитии, которое располагалось во дворе театра. 25 июня 1993 года по решению правительства Татарстана в этом флигеле открыли Музей Сайдашева.

– Это была коммунальная квартира. Здесь жили многие известные актеры, музыканты, режиссеры. Каждое имя – легенда татарского музыкального и театрального искусства, – пояснила научный сотрудник музея Раушания Зигангирова.

Условия в общежитии были спартанские: комнаты маленькие, общая кухня, туалет во дворе или театре. Благо, с театром флигель соединяется переходом: прошел по небольшому коридору – и уже в театре. Этот переход сохранился до сих пор. Все остальное перестроено. Воссоздана мемориальная «Белая комната» Сайдашева, где можно увидеть подлинные вещи композитора – пианино немецкой фирмы Georg Hoffman, круглый винтовой стул, дирижерская палочка, рукописи нот.

Особое место в экспозиции занимает крышка от часов, подаренных Сайдашеву наркомом Климентом Ворошиловым. Салих Замалетдинович очень дорожил этими часами и всегда носил их во внутреннем кармане пиджака. Однажды часы украли. По гравировке на крышке карманники узнали, кому принадлежала эта ценная вещь, и вернули ее владельцу в доказательство поистине народной любви к композитору.

В 1934 году правительство Татарии направило его на учебу в татарскую оперную студию при Московской консерватории. В 1937 году репрессировали друга и соавтора Сайдашева Карима Тинчурина и многих его коллег. Салих Замалетдинович был готов к тому, что в любую минуту придут и за ним. В 1938 году он вернулся в Казань, в этот дом на ул. Горького. Времена были нерадостные, тревожные. Сайдашева не арестовали, но работать не давали. Для творческого человека это самое страшное. Из театра композитора уволили, но почти каждый день Салих Замалетдинович приходил к театру, как всегда, в белоснежной рубашке и с галстуком-бабочкой. Прохожие его узнавали и здоровались.

Скончался Салих Сайдашев 16 декабря 1954 года в московской больнице после операции. Ему было всего 54 года. Прощание с композитором проходило в театре, где он работал. Два дня к гробу Сайдашева шел нескончаемый поток почитателей его таланта. Как вспоминают очевидцы, на протяжении всего пути от театра до татарского кладбища стояли люди, чтобы проводить любимого композитора в последний путь. Такие многолюдные похороны были только у Тукая.

Читайте также:
Дом Висенс: украшение Барселоны с восточным колоритом

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа

Команда Кочующие

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии

Популярное содержимое

За сегодня:

  • Родник Мархаба, Кряш-Шуран
  • Озеро Глубокое
  • Аномальные зоны Дальнего Востока
  • Грузинская кухня
  • Священные рощи деревни Азъял
  • Зюрейская дорога, Мамадышский тракт
  • Озера Омской области
  • Село Старые Зюри, Мусульманский источник
  • Байки ноябрьского похода
  • Аномальные зоны и мистические места Вологодской области

За всё время:

  • Гостевая
  • Татары (происхождение, обычаи, традиции, праздники)
  • Национальная татарская одежда
  • Загадочные места и аномальные зоны Татарстана
  • Самые красивые озера Марий Эл
  • Город Ярославль
  • Самые известные татары
  • Река Ока
  • Самые красивые усадьбы России
  • Загадочные места и аномальные зоны Марий Эл

Деревня Ибря (Салих Сайдашев)

Статус: деревня Ибря.

Муниципальное образование: сельское поселение Альдермышское (входит в состав муниципального образования).

Входит в: Высокогорский район.

Субъект Федерации: Республика Татарстан.

Население (чел.): 148 (2010г.)

Почтовые индексы: 422711.

Телефонный код: +7 84365.

Родовая деревня деда и отца татарского композитора Салиха Сайдашева.

В деревне расположен музей знаменитого композитора.

САЛИХУ САЙДАШЕВУ – 10 ЛЕТ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Деревня в Высокогорском р-не, на р. Саинка, в 15 км к С.-З. от ж.-д. ст. Высокая Гора.

На 2002 – 153 жит. (татары). Скот-во.

Клуб. Музей композитора С.Сайдашева. Мечеть.

Осн. в период Казанского ханства.

В 18 – 1-й пол. 19 вв. жители относились к категории гос. крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, печным, чеботарным, портняжным промыслами.

В нач. 20 в. в И. функционировали мечеть, 2 мелочные лавки. В этот период земельный надел сел. общины составлял 630,3 дес.

До 1920 деревня входила в Студёно-Ключинскую вол. Казанского у. Казанской губ.

С 1920 в составе Арского кантона ТАССР.

С 10.8.1930 в Дубъязском, с 1.2.1963 в Зеленодольском, с 12.1.1965 в Высокогорском р-нах.

Число жит.: в 1782 – 51 душа муж. пола; в 1859 – 444, в 1897 – 680, в 1908 – 671, в 1920 – 528, в 1926 – 642, в 1938 – 599, в 1949 – 454, в 1958 – 344, в 1970 – 263, в 1989 – 150 чел.

(Лит.: Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан. К., 1999.)

МЕЧЕТЬ В ДЕРЕВНЕ ИБРЯ

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ

Салих Сайдашев родился в Казани в 1900 году 3 декабря в доме №1 по улице Большая Мещанская, называемой теперь улицей Нариманова. Он родился после смерти своего отца Сайдашева Замалетдина, сына Бикчантая. Родословная Сайдашевых уходит корнями в крестьянское сословие. Дед Салиха Сайдашева Бикчантай считался зажиточным хозяином в деревне Ибря (ныне это Высокогорский район Татарстана). У него было четверо сыновей: Бикмухамет, Мухамади, Замалетдин и Сабирзян.

Первым уехал в город Мухамади. Он поступил учеником к баю-хозяину, быстро продвинулся, и вскоре с помощью отца открыл свое собственное дело, но рано умер. Наследство его поделили между его сыном и братом Сабирзяном, который взял в свои руки ведение их совместного дела. Впоследствии оба они заняли на общественной лестнице того времени место состоятельных людей.

Далее в город переехал и Замалетдин – отец будущего композитора Салиха Сайдашева. Он также начал работать по найму в артели по пошиву обуви (читек, кавеш), а потом занимался торговлей.

Замалетдин женился на Махубжамал – дочери Миннибая из Пороховой слободы.

Махубжамал – мать композитора – по рассказам всех без исключения была доброй, с мягким характером, приветливой, красивой. Шигаб Ахмеров напишет в своих воспоминаниях: “Махубжамал была красивой, статной женщиной, с редкостными и душевными качествами: гуманная, деликатная в обращении с людьми, выдержанная, приветливая, добрая”.

Замалетдин прожил с ней долгую, по-видимому, счастливую жизнь. Но, простудившись и заболев, он скончался за несколько недель до рождения своего последнего, десятого ребенка – Салиха. Дети у них умирали в раннем возрасте. В живых остались только двое – Амина и Салих.

ОКРЕСТНОСТИ ДЕРЕВНИ ИБРЯ

Описание окружающей местности

Музей С. Сайдашева в д. Ибря был построен на месте дома Бикмухамета Сайдашева. А на месте дома Габидуллы в 1999 году поднялась мечеть.

Читайте также:
Германия в январе: праздники, погода и туры

В музее три зала.

В первом рассказывается об истории деревни Ибря, о народных истоках, питавших творчество композитора.

Второй зал воссоздаёт интерьер татарской избы с орудиями крестьянского труда, предметами домашнего обихода, одеждой.

Третий, самый большой зал даёт представление о жизни и творчестве композитора. Авторы экспозиции Л. Г. Валеева, Л. Б. Муллина и Р. А. Гасимова использовали при её создании историко-хронологический принцип.

Наиболее интересны подлинные вещи, прямо или косвенно связанные с Салихом Сайдашевым. Это, например, колокольчик с дуги лошади местного кучера и его кисет. Сабирзян Ганиев привозил композитора на сабантуй и угощал его табачком в дороге.

Центральный экспонат – пианино с нотными листами. Это подлинный инструмент, стоявший в комнате Сайдашева в годы его работы в театре. Тут же его дирижёрская палочка.

Музей Салиха Сайдашева в деревне Ибря мало кому известен.

В Ибрю приезжают поклониться памяти композитора, прикоснуться к истокам его творчества, попытаться глубже понять тайну волшебной жизнеутверждающей сайдашевской музыки.

В Ибре жил и трудился дед Бикчентай, родился отец будущего композитора. Здесь набирался впечатлений и жизненных сил сам Салих Сайдашев. Бикчентай считался в Ибре зажиточным крестьянином, имел справное хозяйство. Сыновей он поочерёдно отправил в Казань, очевидно, считая, что на имевшихся небольших земельных наделах развернуть большое хозяйство невозможно, а в деревне оставил лишь Габидуллу и Бикмухамета. Хозяйство Бикчентай разделил надвое, а сам жил у Бикмухамета.

Приезжая в Ибрю, Салих Сайдашев любил слушать шум ветра, перестук капель дождя, треск костра. Вода ключа в саду вырывалась из земли с такой силой, что поднималась фонтанчиком со своеобразным звуком, который очень привлекал его.

Дом, в котором жила сноха Салиха Сайдашева Хуснижиган Фатыхова-Сайдашева, вместе с хозяйством семьи находился по соседству с хозяйством Бикмухамета Сайдашева, и она не раз встречалась со своим тогда ещё не таким знаменитым родственником.

До войны Салих Сайдашев приезжал в Ибрю часто, отдыхая душой, набираясь новых впечатлений. Здесь он черпал мотивы и сюжеты для своих произведений. Его свояченица красавица Майсара Касимова стала прообразом героини знаменитой музыкальной драмы “Голубая шаль”. Имена ибринских жителей стали именами персонажей и других произведений композитора.

МУЗЕЙ САЙДАШЕВА В ДЕРЕВНЕ ИБРЯ

Салих Замалетдинович Сайдашев (тат. Salix Camaletdin uğlı Səydəşev, Салих Җамалетдин улы Сәйдәшев; 3 декабря 1900, Казань — 16 декабря 1954, Москва) — выдающийся татарский композитор, один из основоположников татарской профессиональной музыки.

Музыкальное дарование Сайдашева проявилось рано. Первым инструментом, на котором он начал играть, была гармоника. Затем родственники приобрели для него рояль. Первым учителем его был народный музыкант Загидулла Яруллин, а затем видные педагоги Казанского музыкального училища. Отец С. Сайдашева умер, так и не увидев сына. Салих воспитывался в семье сестры, муж которой Шигаб Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции.

В 1918 г. молодой музыкант организует оркестр. В 1920 г. он добровольцем вступает в ряды Красной Армии, после демобилизации работает в музыкальной школе Оренбурга.

В 1922 г. Сайдашев возвращается в Казань и в Татарском государственном академическом драматическом театре им. Г. Камала начинает свою деятельность в качестве дирижера и музыкального руководителя. Широко развертывается творческая деятельность Сайдашева: один за другим появляются музыкальные произведения к драмам: «Галиябану» М. Файзи, «Башмагым» («Башмачки») Х. Ибрагимова, «Ил» («Родина»), «На Кандре», «Голубая шаль» К. Тинчурина, «Наемщик» Т. Гиззата и др. Сайдашев продолжил традиции заложенного С. Габяши нового жанра в татарском театральном искусстве, получившем название музыкальная драма.

В эти же годы он написал знаменитый «Марш Советской Армии», активно трудится над созданием новых и новых музыкальных произведений в различных жанрах, выступает как пианист и дирижер на многочисленных концертах.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

книга Д. З. Саиновой – Ахмеровой “Салих Сайдашев” (Казань, Татарское книжное издательство, 1999)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: