Могила в Узбекистане, которая растет с каждым годом

Мавзолей Ходжа Дониёр в Самарканде – могила пророка Даниила

В мавзолее, украшенном пятью куполами, находится 18-метровый саркофаг, который, как считается, содержит останки ветхозаветного пророка Даниила, почитаемого как мусульманами, так и евреями и христианами, пишет сайт atlasobscura.com.

Это не единственное место, которое претендует на роль последнего пристанища Даниила. Самым популярным из таких мест является иранский город Сузы. Кроме того, могилы пророка Даниила существуют и в паре городов Ирака. Поскольку, согласно Библии, в последние годы своей жизни Даниил находился в Вавилоне, который располагался на территории современного Ирака, возможно, они и более правы в своих притязаниях.

Самарканд кажется самым странным среди мест, которые утверждают, что это настоящее место последнего упокоения Даниила. Легенда гласит, что Тамерлан вел военную кампанию в Малой Азии, покорив почти все города, но когда его огромная армия прибыла в маленький иранский город Сузы, он не смог войти в него, потому что город оказал неожиданное сопротивление и не сдался непобедимой армии. Амир Тимур спросил местных жителей и своего духовного учителя, почему он не может завоевать город, и ему ответили, что город защищает дух святого Даниила, пророка Бану-Исраиль. Тамерлан приказал прекратить военные действия и попросил людей показать ему гробницу святого. Он провел некоторое время возле мощей, а потом убедил жителей города отдать останки ему. Таким образом, уже на следующее утро он отправил в Самарканд караван, который вез святые мощи.

Когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились возле места на берегу реки Сиаб, напоминающего Сузы, и больше не двигались. Что бы ни делали люди, верблюды не сдвинулись с места. Тогда решили похоронить мощи на этом месте, а позже здесь был построен мавзолей.

Сразу после того, как останки святого были похоронены, рядом начал бить естественный источник, который обладал целебными свойствами. Паломники, приходящие к гробнице и в наши дни, пьют из него воду, надеясь излечить свои болезни или просто приобщиться к благодати.

Бросаются в глаза огромные размеры саркофага – его длина составляет 18 метров. Согласно легендам, тело Даниила росло со скоростью 5 см в год, поэтому его могилу сделали такой длинной. Хотя более вероятно, что Тамерлан боялся разграбления могилы.

Согласно другой версии, в мавзолее хранятся останки Даниила, сподвижника Кусама ибн Аббаса – двоюродного брата Пророка Мухаммада (САВ). Эту версию приводит самаркандский историк XIX в. Абу Тохир Ходжа в своей книге «Самария». Он пишет, что многие люди путают пророка Даниила с арабским святым Ходжи Данияром, который прибыл в Самарканд для распространения ислама вместе с Кусамом ибн Аббасом.

Строительство современного комплекса относят к началу XX века, в последующие годы здесь неоднократно проводили реконструкции.

Считается, что дух похороненного святого защищает Самарканд, приносит богатство и процветание его жителям. Верующие, как мусульмане, так и христиане с иудеями, приходят сюда, чтобы помолиться возле мавзолея. Особенно много паломников здесь можно увидеть весной.

В 1996 г. 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита в Узбекистан посетил Самарканд, в частности мавзолей Ходжа Дониёр.

Могила в Узбекистане, которая растет с каждым годом

В мире есть много разных чудес. Некоторые из них хорошо известны каждому — это загадочные пирамиды Египта, железная башня Эйфеля, падающая (но до сих пор не упавшая!) башня в Пизе и т. п. А если и такие, о которых знают только избранные. В качестве примера стоит привести уникальную могилу Св. Данияра в Узбекистане, которая растет в длину! Причем этот показатель солидно увеличился за многие годы, так что приходится регулярно перестраивать достопримечательность.

  1. Где находится и чем знаменита могила Св. Данияра
  2. Что интересного можно увидеть в месте захоронения останков святого
Читайте также:
Агонда в Индии – чем привлекает туристов этот пляж Гоа

Где находится и чем знаменита могила Св. Данияра

Мавзолей святого располагается в Самарканде, хотя при жизни Данияр ни разу не бывал в этом городе. Тем не менее, место для захоронения было выбрано не случайно. Оно находится возле реки Сиаб, между вершинами холмистой гряды Афросиаб.

При жизни Данияр (или Даниил в другом прочтении) был известен как очень умный и образованный человек своего времени. Он родился в 603 году до н. э., был отмечен творческим потенциалом и умением толковать сновидения, благодаря чему смог занять достойное место при дворе царя Навуходоносора, правившего в Вавилоне, а затем служил и его наследникам. В преклонном возрасте у будущего святого открылся пророческий дар, и все свои предсказания он изложил в книге. Умер Данияр в городе Сузы, где и был захоронен рядом с монархами, а впоследствии причислен к лику святых.

Однако спокойно лежать на месте останкам не дали — на них покусился легендарный завоеватель Тамерлан. В XIV веке н.э. он попытался захватить Сузы, но город никак не сдавался. Захватчику объяснили, что все дело в мощах Св. Данияра, которые защищают населенный пункт. И тогда Тамерлан согласился оставить город в покое, если ему отдадут правую руку святого. Требование было выполнено, а полученные мощи завоеватель решил поместить в мавзолее. Место для постройки нашлось само собой: когда караван возвращался домой из Суз, сделал остановку у реки Сиаб, и вдруг из пятачка земли заструился чистый источник — вокруг него и возвели сооружение.

Как утверждают служители мавзолея, могила Св. Данияра постоянно растет в длину. Сейчас этот показатель составляет уже 18 метров. Из-за данной особенности строение приходится периодически поправлять. Существует легенда, что правая рука святого, захороненная здесь, будет тянуться до тех пор, пока не обхватит всю землю.

Что интересного можно увидеть в месте захоронения останков святого

В первую очередь удивляет, что могилу Св. Данияра посещают паломники с разными религиозными воззрениями. Здесь можно увидеть и христиан, и православных, и иудеев, и мусульман. Это действительно культовое место для всех верующих.

Источник, который по легенде забил на этом месте, существует до сих пор. Он заботливо обложен каменными плитами, чтобы каждый желающий мог испить из него. Вода считается целебной, а еще она очень холодная и вкусная. Есть слух, что, напившись из источника, можно загадать заветное желание, и оно сбудется.

Сама могила располагается возле склона горы, она буквально прилепилась к нему. Чтобы сюда попасть, придется приложить усилия: подняться по каменистой тропинке пешком. Ежедневно по таким узким дорожкам поднимаются и спускаются целые толпы людей.

Сам мавзолей выполнен из камня, а могила внутри задрапирована богатой тканью. Паломникам разрешает трогать ее кончиками пальцев и прикладывать к лицу, произнося молитвы. Рядом со строением есть засохшее фисташковое дерево, на веточки которого принято повязывать ленты — это своеобразное жертвоприношение в зороастризме.

Прогулка по Самарканду (49 фото)

Самарканд долгое время был духовным и научным центром ближнего Востока, в нем сохранилось множество памятников, по которым можно проследить эпохи города. За день мы прошлись по всем ключевым пунктам, я услышал много легенд, которые сложились за два с лишним тысячелетия жизни этого города…

Читайте также:
Фото острова Гозо

В Узбекистане второй национальный язык – русский, на нем говорят почти все. Никаких притеснений русскоязычного населения я не заметил – разговаривал об этом с нашими соотечественниками и они подтвердили…

Поезд, на котором мы приехали, называется Афрасиаб, в честь древнего города, располагавшегося на месте нынешнего Самарканда:

Сервис очень неплохой: на перроне тебя встречают нарядные и вежливые бортпроводники:

Вагон внутри напоминает наш Сапсан. Есть монитор с данными скорости движения – в какой-то момент заметил 220 км/ч:

Пока ехали по стране, я заметил множество тополей. У узбеков есть традиция – когда рождается ребенок, родители сажают несколько десятков тополей. Делается это с расчетом на то, чтобы в будущем – когда вырастет ребенок и деревья, – можно было построить из них дом.

Город делится на три части – Новый, Старый и Древний. Самарканд – ровесник Рима. Самый известный правитель – Амир Тимур, известный нам более как Тамерлан. Также знаменит его внук Улугбек и Бобур, который ушёл из Самарканда в Индию и основал там Империю Великих Моголов. Ту самую, что позднее завоевали англичане.

В Самарканде все ездят на одних и тех же автомобилях: 80% автопарка – либо Дэу, либо Шевроле. Когда-то в Узбекистане было производство Уз-Дэу, которое впоследствии обанкротилось и продало завод Шевроле, поэтому здесь частенько можно увидеть машины с обоими бренд-значками:

Первое, куда мы пришли – могила пророка Даниила:

16 лет назад, в Самарканд приезжал Алексий Второй, наш патриарх. Близость к библейскому пророку произвела на него такое впечатление, что он провел на святом месте более полутора часов, вместо запланированных 20 минут. Он обратил внимание на старое высохшее миндальное дерево, освятил его, а на следующий год сухостой вдруг снова дал побеги. Об этом рассказывают, как о чуде, хотя и добавляют, что подобное среди деревьев встречается:

А это сама могила пророка Даниила. Считается, прах пророка привез Тамерлан, однако до конца нет уверенности – одни историки считают, что правитель привез часть мощей святого, другие говорят, что горсть земли с места захоронения. Считается, что могила пророка постоянно растет, и тут тоже нет единого мнения почему – то ли мощи увеличиваются со временем, то ли могила специально сделана большой, чтобы скрыть останки от мародеров. На сегодняшний день длина могилы – 20 метров:

В самом конце зала лежит камень. Считается, что если трижды его поднять и загадать желание, то оно исполнится:

Настоятель. Семь поколений его предков также были хранителями праха Даниила:

Рядом с могилой продают сувениры:


Неподалеку святой источник. Можно набрать воды или попить из общих пиалок, которые стоят рядом:

Кстати, на этом месте несколько лет назад обнаружили останки древней мечети, предположительно 14 века:

А это уже Шахи Зинда – комплекс мавзолеев самаркандской знати и святых отцов Ближнего Востока. Название переводится как «живой царь», и с ним тоже связана легенда. Считается, что двоюродный брат пророка Мухаммеда, Кусам ибн Аббас, пришел в Самарканд в составе арабского войска. И вот, во время одной из вылазок сопротивляющихся зороастрийцев, он был ранен, но сумел скрыться в какой-то расщелине. Войско долго искало своего предводителя, пока он не приснился всем солдатам, сказав, что он жив и находится в раю, куда Господь вынес его из расщелины:

Этот балкончик с навесом называется айван – он есть практически в каждом молельном доме при мечетях:

Читайте также:
Правила провоза багажа и ручной клади авиакомпании Ямал

40 ступеней Шахи Зинды. Считается, если количество ступеней, подсчитанных при подъеме и спуске, совпадет, человек очищается от грехов. На самом деле, в основе этого поверья лежит более глубокая и мудрая легенда. Раньше некоторые паломники совершали сорокадневный молебен, поднимаясь каждый день на ступень выше.

С лестницей также связана легенда о Бахауддине Накшбанди, знаменитом суфийском мастере. Во время его поста, когда он дошел до последний ступени, на него со стороны мавзолеев вдруг понесся всадник на лошади. Все решили, что сейчас он затопчет старца насмерть, но мастер не испугался и не отступил. Всадник остановился рядом с ним, и оказалось, что это сам Кусам ибн Аббас решил проверить духовного мастера на вершине его путешествия:

А это мавзолеи. В комплексе есть безымянные гробницы: раньше считалось, что в таких местах похоронены знатные и известные люди, и подписывать их необязательно:

Глазурь 14-го века прекрасно сохранилась:






На выходе на нас налетели цыгане, хотя приставали несильно. Кстати, немного позже, в Регистане, цыгане сами дали мне денег, узнав, что я коллекционирую купюры. Цыганка дала редкую купюру в пять сум. Редкая она, потому что не используется в расчетах – 1000 сум равны 10 рублям. Это был первый случай в моей жизни, когда цыганки дали денег мне, а не просили их у меня:

Обсерватория Улугбека – внука Тамерлана. Если Тамерлан и все остальные родственники были военными, Улугбек был ученым. Кроме прочего, он увлекался астрономией и даже построил обсерваторию:

Сейчас это популярное место для свадебных прогулок:

Здание обсерватории, к сожалению, разрушилось и осталось только его подземная часть:

Впрочем, даже по ней можно оценить насколько умным был Улугбек:

Воссозданная модель обсерватории: в ее основе был огромный секстант, с помощью которого Улугбек рассчитал множество координат небесных светил:

Одна из самых красивых улиц Самарканда. А все машинки белые, потому что летом очень жарко:

А это Гур Эмир – фамильный мавзолей Тамерлана и его родственников:

Тамерлан лежит в центре, рядом могилы Улугбека, сыновей и внуков, а также духовного наставника. Тамерлан был суеверен – это связано с его первой и единственной ничьей в сражении, вызванной, как он посчитал, колдунами:

Но на самом деле настоящая гробница находится этажом ниже и закрыта на замок:

Такое решение было принято в связи с тем, что многие посетители увековечивали свой визит надписями «Здесь был Вася» на стенах:

Это Регистан – некогда религиозный центр Самарканда и всего Ближнего Востока. В Регистане много медресе – школ, где совмещают духовное и светское образование. Самой первой и старой является, разумеется, медресе Улугбека:


На один из минаретов мне разрешили подняться:

Подъем был очень сложным – ступеньки, мне показалось, были высотой сантиметров 40:


До меня тут уже было немало любопытствующих, некоторые из которых решили вписать себя в историю:

А так выглядит золотая мечеть в медресе Тиля-кори (центральная часть Регистана):

После этого мы поехали на самаркандский винный завод имени Ховренко:

Некогда процветающее предприятие сегодня не выдерживает конкуренции маленьких производств и работает не на всю мощность – практически все эти бочки пусты:

Недавно работники нашли замурованный погреб в стене, в котором оказались запасы старого вина:

В этом самом погребе прошла небольшая дегустация:

А это – местные блогеры, с которыми мы гуляли по городу.

Мавзолей Ходжи Данияра (святого Даниила) в Самарканде

  1. Гробница Святого Даниила в Самарканде
  2. История жизни и легенды о Ходже Данияре
  3. Как добраться до могилы пророка Даниила в Самарканде
Читайте также:
История Берлина в Берлине — подробная информация с фото

В Узбекистане органично сочетаются восточная тонкость, самобытная культура, обилие достопримечательностей. История узбекской земли пропитана легендами, историями Ходжи Насреддина, здесь жили ученые и полководцы, поэты и провидцы.

Одно из самых культовых мест в Узбекистане, почитаемое тремя крупными мировыми вероисповеданиями (мусульманами, иудеями и христианами) – Мавзолей Ходжи Данияраили Святого Даниила, находится в Самарканде. Ходжа Данияр – потомок царя Соломона, жил в IV-V веке до н.э., прославился благочестием. Он самый почитаемый пророк старозаветной Библии и мусульманского Корана.

Гробница Святого Даниила в Самарканде

Мавзолей Ходжа Данияра (пророка Даниила, как его называют христиане, Великий иудейский пророк – иудеи) – почитаемая святыня. Усыпальница находится в Самарканде. Дух Великого пророка покровительствует, защищает и приносит благосостояние. У подножья Мавзолея бьет целебный родник с исцеляющими свойствами, к нему по тропе ходят паломники, туристы и иностранцы. Рядом протекает река Сиаб, летом прилетают лебеди, покой, отовсюду слышна многоголосная иностранная речь.

Мавзолей построен в начале прошлого века мастерами-мыловарами Самарканда в виде прямоугольного здания с 6 куполами. Изначально захоронение Пророка было покрыто речным камнем, впоследствии перестраивалось и достраивалось. Гробница пророка Даниила поражает размерами – 20 метров тянется вдоль стены. Дахма (погребальное сооружение), в которой погребен святой пророк, покрыто зеленым бархатом и с арабской вязью, вышитой золотыми нитями. Периодически покрывала меняют. Объяснений столь длинному надгробию несколько: кто-то уверяет – это сделано специально, чтобы недоброжелатели и враги не смогли найти святые мощи Пророка. Служители говорят, что это растет рука Святого: когда она обхватит земной шар, на земле наступит рай.

История жизни и легенды о Ходже Данияре

История жизни Ходжа Даняра интересна. Царь Вавилонии Навуходоносор в 586 году до н.э. захватил благословенные земли. Даниил в возрасте 17 лет был захвачен в плен и увезен в Вавилон, где получил блестящее образование. Даниил обладал пророческим даром, мог точно толковать сны и видения. Царь Навуходоносор приблизил ко двору одаренного юношу. Пророческие сны и ведения он записывал в книгу: получилось 14 глав, она написана на двух языках – на иврите и еврейско-арамейском. В сновидениях Даниил предсказал конец мира и второе пришествие Христа на землю. Христиане особо почитают Даниила.

Существует легенда: когда недруги оговорили Даниила перед царем, тот приказал бросить юношу на растерзание львам, но те даже не подошли к нему. Рассерженный царь решил подвергнуть испытанию клеветников – все они были растерзаны.

Долгие годы Ходжа Данияр служил при дворе вавилонских царей. В пожилом возрасте он обратился к царю с просьбой, чтобы отойти от дел. Получив разрешение, удалился в город Сузы, где и закончились славные дни пророка. Похоронен в царской усыпальнице.

Легенда, дошедшая до наших дней, гласит: полководец и государственный деятель Амир Тимур в середине XV века возвращался с отрядом воинов в Самарканд, по пути следования посетил гробницу Даниила и забрал останки пророка. Караван, состоящий из нескольких верблюдов, остановился у реки Сиаб. Воитель принял решение о захоронение мощей святого в месте, где остановилась лошадь, перевозившая святые мощи Даниила.

Даниил по старозаветной трактовке – «судья бог». Рожденный на Святой иерусалимской земле, проповедовавший ислам, но в то же время приверженец христианства, наследник израильских царей Давида и Соломона, Ходжи Данияр (Святой Даниил) пользуется великим уважением мировыми конфессиями.

Как добраться до могилы пророка Даниила в Самарканде

Самарканд – второй по величине город Узбекистана. Расстояние между Ташкентом и Самаркандом – 240 км. Между городами курсирует гордость Узбекистана – скоростной поезд «Афросиаб», названного в честь древнего царя.

Читайте также:
Отдых в Геленджике в 2022 году: куда поехать

Гробница Ходжи Данияра находится на окраине Самарканда у реки Сиаб, на территории древнего городища Афросиаб на северной стороне холма. Любой житель Самарканда объяснит, как дойти или доехать до могилы Святого Даниила. Приветливые самаркандские таксисты по пути следования расскажут легенды о пророке Данияре.

Мавзолей Чашма Аюб и источник святого Иова

Какие достопримечательности стоит посмотреть в Самарканде туристу

Усыпальница Тамерлана в мавзолее Гур Эмир в Самарканде

Мечеть Биби Ханум для любимой жены Тамерлана

Город мертвых – некрополь Чор Бакр в Бухаре

Могила в Узбекистане, которая растет с каждым годом

Новое в блогах

Сообщество «История Человечества Земли.»

Мавзолей пророка Даниила – тайна в истории Самарканда

Среди ученых до сих пор нет единого мнения, когда именно и каким образом в Самарканде появился Мавзолей библейского пророка Даниила, почитаемый святым местом представителями трех мировых религий – ислама, иудаизма и христианства. Согласно Библии, в 605 году до нашей эры Даниил с соплеменниками был уведен из Израиля в плен царем Вавилона Навуходоносором, при дворе которого обрел славу за набожность, пророческий дар и способность творить чудеса. Легендарный пророк дожил до освобождения еврейских пленников персидским царем Киром, но из-за преклонного возраста уже не мог вернуться на родину, и был с почестями похоронен в городе Сузы, вблизи нынешнего Мосула в Ираке.

Легенда гласит, что во время похода в Месопотамию и Малую Азию в 1397-1404 Амир Темур, вопреки обыкновению выдающегося полководца, не смог взять Сузы штурмом. От богословов завоеватель узнал, что город защищают мощи пророка. Тогда Темур будто бы договорился с осажденными, что не будет подвергать их имущество разорению, казнить непокорных и уводить пленников в рабство, если ему позволят увезти в Самарканд часть священных мощей, а именно правую руку, чтобы она так же охраняла столицу его Империи от любых бед.

Но эта легенда противоречит исламской традиции, не одобряющей поклонения могилам святых, и тем более считающей недопустимым как-либо тревожить останки умерших людей. И хотя в истории эпохи Темура и Темуридов в общем-то было немало отступлений от этих строгих канонов, многим кажется более вероятным, что завоеватель Азии скорее привез в Самарканд горсть земли из Суз, а Мавзолей приказал воздвигнуть, в ряду прочих, построенных по его приказу, как памятник в честь успешной военной кампании.

Знаток истории Самарканда Артур Самари замечает, что в трудах биографов Темура нет никаких свидетельств об этом эпизоде. Также он обращает внимание на то, что персидский историк Истархи, побывавший в Мавароуннахре за четыре века до рождения Темура, свидетельствовал, что Мавзолей Даниила был в городе уже в то время.

Некоторым исследователям кажется куда более убедительной версия, что мощи Даниила могли быть привезены в Самарканд общиной иудеев еще во времена до ислама, и местные огнепоклонники, терпимо относившиеся к иноверцам, разрешили им возвести храм за стенами города. Подтверждением тому, по мнению Самари, может быть то, что остатки материальной культуры в непосредственных окрестностях Мавзолея датируются археологами не менее чем VI веком до нашей эры, то есть тем самым временем, когда, по Библии, жил и умер пророк Даниил.

Мощи пророка могли привезти в Самарканд и христиане, поскольку известно, что при Византийском Императоре Зеноне какая-то часть праха Даниила была перемещена из Мосула в Константинополь, и с тех пор еще один мавзолей Даниила сохранился до наших дней в современном Стамбуле.

Читайте также:
Ранонг, Таиланд — все о городе с фото

И, наконец, существует мнение, что в Мавзолее в действительности находятся остатки Даниёра – сподвижника Кусама ибн Абасса, двоюродного брата Пророка Мухаммада, который утверждал ислам в Самарканде, и чьему чудесному спасению от язычников в подземной пещере посвящен другой замечательный памятник – Мавзолей Шох-и-Зинда («Живой Царь»), расположенный неподалеку.

Так или иначе, но эта святыня существует очень давно и продолжает привлекать к себе массу паломников, а в наши дни и туристов. Находится мавзолей Даниила хоть и несколько в стороне от остальных исторических достопримечательностей Самарканда, зато в удивительном по красоте и уникальном по природным свойствам месте.

В 1996 году Мавзолей Даниила посетил Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II, благословивший и освятивший «сии места», сказав, что определенно чувствует здесь присутствие святости.

От средневековой мечети Хазрат Хызр, возвышающейся над архитектурным ансамблем Шох-и-Зинда, тропа уползает еще выше над городом по совершенно дикой на вид и заросшей степными колючками местности. Местные здесь ходят редко, чтя покой предков. Ведь эти призрачные курганы на самом деле не что иное, как, стертые временем остатки исполинского городища. Анализ некоторых находок на Афросиабе свидетельствует, что развитая культура существовала здесь более чем 2700 лет назад, то есть в VII-VIII веках до Рождества Христова. Но, как и совсем недавно, строили здесь в основном из глины, поэтому стены и улицы уплотнились в холмы и овраги, над которыми земляной горой выступает лишь главная Цитадель, вся изрытая гротами и пещерами. С ее вершины – бывшей крепостной стены – весь Самарканд виден как на ладони, а выше только уже находящаяся за чертой города Чупан-Ата, по преданию некогда перелетевшая из Сирии, чтобы раздавить и погрести под собой целое полчище иноземных завоевателей.

Между холмами и глиняными башнями в середине лета порывы пустынного ветра гонят настоящие пыльные смерчи, попав под один из которых, путешественник сразу забудет, что он находится в паре километров от цивилизации и своей эпохи. Но неожиданно впереди возникает крутой обрыв, с отвесного края которого открывается вид на речную долину, заросшую свежей зеленью и покоящуюся в глубокой тени. Это Сиабский район Самарканда, сохранивший не древнюю, но совершенно традиционную архитектуру глинобитных домов с внутренними дворами. Неширокая, но полноводная река называется Сиаб, от чего и берет название легендарное городище. Афросиаб – значит «рядом с Сиабом».

Левый берег плотно застроен и полон садов, а на правом узкая полоса под обрывом и рощица тополей, в кронах которой на небольшой земляной площадке скрывается Мавзолей Даниила, точнее – нынешнее его здание, последний раз перестроенное в начале XX века. Внутри невысокого сооружения стоит укрытый материей, десятиметровый «саркофаг» с мощами.

Говорят, после того как рука пророка Даниила была привезена из Мосула, она стала расти по нескольку сантиметров за год, отчего Мавзолей приходилось регулярно перестраивать на пожертвования паломников. Будто бы, администрация Самарканда времен Российской Империи однажды даже пригрозили служителям, что разнесет по камням всю постройку, если «чудо» не прекратится. С тех пор рост волшебной руки зафиксировался на 10 метрах, не прирастая, разумеется, в годы советской власти, и, увы, за 13 лет независимости Узбекистана. Хотя есть и версия, что сделать «саркофаг» столь большим повелел еще сам Темур, пожелав таким способом то ли возвеличить значение Мавзолея, то ли оберечь на будущее его содержимое от похитителей. Это еще одна тайна, связанная с местом, временем и персоной легенды.

Читайте также:
Рейтинг мест для посещения Канады зимой: советы

Мавзолей и могила Хамзы Ниязи Хакимзаде

Шахимардан — небольшой живописный поселок в Узбекистане, уютно разместившийся среди гор величественного Алайского хребта. Сложно представить, но именно в этом идиллическом месте 18 марта 1929 года был зверски убит писатель, поэт, драматург, обогативший узбекскую литературу, композитор и музыкант, сотрудничавший с театрами, просветитель, общественный деятель, пропагандист социалистических ценностей Хамза Хакимзаде Ниязи. Всю свою жизнь он боролся против социального неравенства, выступал за права женщин, опровергал доводы реакционного духовенства, защищал научный подход, занимался просвещением, а в итоге умер от рук религиозных фанатиков: те забили его до смерти камнями. В 1960-е в честь Хамзы был открыт мавзолей с могилой и памятник.

К мавзолею ведут 365 ступенек (в советское время здесь был установлен эскалатор, сейчас неработающий) — по сложившейся традиции нужно присаживаться на каждую тридцатую ступеньку. А взойдя на вершину, обязательно остановиться, поклониться Хамзе и немного постоять молча. В советское время рядом с мавзолеем находился памятник великому поэту, который снесли в 90-е годы. В памятный комплекс в Шахимардане также входит музей имени Хамзы.

История

Понять, почему такая важная достопримечательность сегодня практически забыта, невозможно, не зная историю жизни Хамзы Хакимзаде Ниязи. Будущий «узбекский Шекспир» родился в городе Коканд в 1889 году. С 10 лет Хамза писал стихи, а повзрослев, основал бесплатную школу для детей бедняков и преподавал там. Даже в раннем творчестве Хамзы, наравне с темой неразделенной любви, присутствовала тема социального неравенства и несправедливости.

В послереволюционные годы Хамза работал учителем и путешествовал с театральной труппой в районы боевых действий Красной армии. В 1926 году он основал первый в СССР детский дом. Помимо общественной деятельности, он продолжал писать. Из-под его пера вышли первые произведения узбекской советской драматургии. Самыми популярными пьесами стали «Тайны паранджи» и «Проделки Майсары», в которых идет повествование о тяжелой доле женщин Узбекистана во времена до Октябрьской революции.

Именно из-за борьбы за права женщин, а также противостояния мусульманским радикалам, Хамза Хакимзаде Ниязи был убит. В 1929 году он прибыл в Шахимардан — одно из самых консервативных поселений Узбекистана. Здесь Хамза организовал для местных женщин 8 Марта, во время которого 23 женщины сбросили паранджу. 18 марта он был убит местными мужчинами — они до смерти забили Хамзу камнями и палками. На месте смерти он и был похоронен, а впоследствии советские власти распорядились построить здесь мавзолей.

В постсоветский период место перестало быть культовым, важным для общественности, из-за боязни оскорбить чувства верующих. К личности Хамзы в настоящее время относятся как к советскому пропагандисту. В ряде узбекских городов улицы и другие объекты имени Хамзы Хакимзаде Ниязи были переименованы, в том числе драматический театр, район, станция метро и улица в Ташкенте.

В советское время было снято два фильма о жизни Хамзы Хакимзаде Ниязи: «Огненные дороги» и «Неистовый Хамза».

Как добраться до мавзолея Хамзы Хакимзаде Ниязи в Шахимардане

Главная сложность при поездке в Шахимардан — это двойное прохождение границы. Шахимардан является городом-экславом Узбекистана на территории Киргизии. Расстояние от границы Узбекистана до Шахимардана — 17 км. За непродолжительную по времени поездку вам потребуется дважды пересечь границу между Киргизией и Узбекистаном. По отзывам туристов, пограничники нередко требуют необоснованную плату, в пределах 10 долларов.

Также стоит иметь в виду, что некоторые контрольно-пропускные пункты работают только для граждан Киргизии и Узбекистана. Гражданам с российским паспортом можно проехать через международный КПП Кувасай и Кызыл-Кию, далее двигаться вдоль узбекской границы до поселка Шахимардан. КПП на въезде в поселок — двухсторонний (Узбекистан-Киргизия), но граждан РФ иногда пропускают. Хотя 100% гарантии пропуска нет. Случалось, что российские туристы, пройдя несколько КПП, в 1 км от Шахимардана вынуждены были поворачивать обратно. Официально требуется специальное разрешение для посещения Шахимардана, но выдают его неохотно. В основном, только для посещения родственников.

Читайте также:
Как взять автокредит без прописки в 2022 году

Есть версия, что с местными таксистами будет добраться проще — у них есть связи среди пограничников. Но такая поездка может быть потерей средств и времени, таксистов с туристами также разворачивают на многочисленных КПП.

Туроператоры Узбекистана предлагают туры в Ферганскую долину с посещением Шахимардана. Возможно, самый надежный способ попасть в поселок — это приобрести тур.

В любом случае, удача поездки будет зависеть и от политической ситуации на границе — конфликты между киргизской и узбекской сторонами случаются довольно часто.

Карта автомобильного маршрута из Ферганы до Шахимардана

Пустые ниши и трехэтажный торг: зачем бизнесу идти в Узбекистан и к чему быть готовым

Доля предприятий с российским капиталом на территории Узбекистана постоянно растет — с 2019 года показатель увеличился на 10%. Не помешали даже вызванные пандемией ограничения. Суммарные инвестиции российских компаний в экономику Узбекистана уже достигли $10 млрд. При этом далеко не все игроки российского бизнеса рассматривают рынок страны всерьез.

Традиционно более привлекательным регионом для россиян был Казахстан, однако события начала этого года привели к экономическим убыткам республики, которые оцениваются в $2–3 млрд. Узбекистан в сложившейся обстановке может стать альтернативным регионом для расширения бизнеса — тем более, что местные власти отреагировали на печальные события у соседей. К примеру, я заметил, что в Узбекистане сразу после протестов в Казахстане упали цены на бензин: АИ-80 стал стоить 6200 сум (около 45 рублей) вместо прежних 7500 сум (около 54 рублей).

Стереотипы относят Узбекистан к странам, находящимся где-то на задворках в экономическом и технологическом планах. Долгое время они себя оправдывали — страна была закрыта с начала 90-х до конца 2016 года. С приходом к власти Шавката Мирзиеева ситуация поменялась кардинально. Новое правительство взяло курс на экономическое развитие, привлечение иностранных инвесторов и в целом открытость миру. Власти провели множество реформ, направленных в том числе на поддержку бизнеса — к примеру, упростилась процедура открытия компаний для граждан и иностранцев.

Поднять дырявую лодку

Рынок Узбекистана стремительно растет: за последние четыре года ВВП страны увеличился с 4,5% до 6,9%, экономический рост составил 24%. Быстрорастущий рынок похож на прилив — он поднимает все лодки, даже дырявые. Компания, у которой есть потенциал, просто не сможет простаивать на таком рынке.

Плюс еще и в том, что здесь пока почти нет международных гигантов и монополистов, с которыми бесполезно конкурировать. Представительства пока открыли IT-корпорация IBM, нефтегазовые компании «Газпром» и «Лукойл», авиакомпания S7, фармацевтические предприятия вроде «Нижфарм». Международная сеть супермаркетов Carrefour первая из иностранных ретейлеров вышла в Узбекистан. Samsung имеет на территории республики четыре официальных офиса, тогда как его конкурент Apple пока только строит планы на открытие первого.

В остальном на рынке преобладают компании, имена которых далеко не на слуху. В списке наиболее успешных брендов Узбекистана за 2020 год — продуктово-розничная сеть korzinka.uz, сервис доставки LeBazar.uz и Express 24, магазины по продаже бытовой техники Ishonch и Texnomart. Небольшие локальные игроки получают возможность занять ниши и масштабироваться. Причем часто нет необходимости изобретать велосипед и приносить на рынок что-то необычное — достаточно выявить текущие потребности аудитории и предложить альтернативу конкурентам.

Читайте также:
Мыс Нордкап – самая северная точка Норвегии и Европы

Подобная рыночная ситуация может сыграть новым игрокам на руку, а может — привести к трудностям. С одной стороны, есть возможность занять ниши, которые в других странах уже давно заняты крупными брендами, закрепиться и достичь колоссальных результатов за относительно короткий период. С другой — в Узбекистане далеко не на все привычные нам форматы потребления сформирован спрос. Часто его нужно «выращивать» с нуля, переучивать аудиторию, закреплять новые паттерны поведения.

Например, если для России уже стало обыденным использование агрегаторов доставки и покупок в один клик через приложения, то в Узбекистане люди все еще предпочитают лично звонить в рестораны и магазины. По данным сервиса доставки еды Bringo, 75% местного рынка занимает доставка, организованная самими ресторанами, и только 10–15% остается за агрегаторами. В Bringo отмечают, что рынок заказа еды показывает рост: в последние пару лет количество заведений с доставкой выросло с 400–500 до более чем 700. За месяц в Ташкенте, столице Узбекистана, совершается в среднем от 150 000 до 250 000 заказов на доставку. Особой популярностью пользуются национальная кухня и фастфуд, но растет и интерес к японской и китайской кухне.

Мы сами готовимся к запуску на рынке Узбекистана весной 2022 года. По нашему опыту, ресторанный бизнес в стране готов вкладываться в агрегаторы, его не пугает даже относительно высокая комиссия в 25%. Причина — ресторанам сложно организовать собственную доставку из-за нехватки курьеров, их низкой подготовки, нежелания носить униформу и так далее.

Как открыть компанию в Узбекистане

Бизнес за границей ассоциируется с большим количеством ограничений и документов. Но в Узбекистане довольно простая процедура открытия юрлица для иностранцев. Все документы оформляются через одно окно — центр государственных услуг при местном Министерстве юстиции. Россиянам этот формат знаком по МФЦ. Таких центров в Узбекистане более 200, они представлены в каждом городе и регионе.

Для регистрации юрлица необходимы паспорт и устав компании. Также нужно оплатить госпошлину в размере около $25. Процедура открытия занимает 30–60 минут. Система автоматически передаст ваши данные в налоговые органы страны, обращаться в них отдельно не нужно. Здесь же, в центре, можно изготовить печать компании, выбрать банк и открыть расчетный счет. Всю процедуру можно пройти и онлайн через сайт центра государственных услуг. Всячески поощряется использование именно электронного формата — например, есть скидки на оплату госпошлин.

Какие проблемы могут возникнуть

На растущих рынках, как правило, не хватает инвестиционных ресурсов. Темпы роста и потребности бизнеса обгоняют существующие инструменты финансирования. Частные местные инвесторы не всегда открыты к новому, поэтому придется поискать людей со схожими ценностями.

В Узбекистане имеет смысл вступать в партнерство с уже действующими игроками рынка, локальным средним и крупным бизнесом. К примеру, «Мегафон» зашел на рынок Узбекистана в партнерстве с местным оператором Coscom, а крупнейший украинский онлайн-ретейлер Rozetka — совместно с местной сетью Texnomart.

Привлечь инвестиции и получить поддержку на старте тут можно и через государственные фонды и проекты. Например, IT-предприниматели с зарегистрированными в Узбекистане юрлицами могут стать резидентами местного IT-парка и иметь доступ к льготам в виде сниженного подоходного налога (7,5%), освобождения от единых социальных выплат и корпоративного налога. Совсем недавно венчурная студия «Иннотех», принадлежащая российской группе Т1, совместно с компанией Uzcart запустила в Узбекистане акселератор для финтех-стартапов.

Читайте также:
История Берлина в Берлине — подробная информация с фото

Нехватка кадров

За ростом не успевают и кадры. Компании, которая открывается в Узбекистане, нужно в короткий срок собрать штат сотрудников, а здесь это непросто. Внутри страны не так много специалистов, знакомых с международным подходом к бизнесу и технологиям.

Новые компании решают проблему, привлекая экспатов. Основная их часть — выходцы из СНГ: России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Но сотрудников в Узбекистан привлечь нелегко — сильны стереотипы о том, что здесь все отстало в развитии на десяток лет, специалист опасается, что не будет расти в профессиональном плане. В страну едут в основном те, кто не очень востребован у себя, либо имеет запрос на высокую зарплату.

Один из вариантов решения проблемы — обучать сотрудников самостоятельно, находя таланты с совпадающими ценностями, которых в процессе работы можно подтянуть до нужного уровня. На заметку: сотрудники здесь привыкли к оплате по ставке, сдельный формат подавляющее большинство не воспринимает вообще.

Менталитет и другие особенности

Как и любые южане, узбеки не торопятся принимать решения и действовать, все происходит размеренно, во время разговора, на встречах. По телефону или в переписке никто ничего не решает — обязателен личный контакт, нужно обсудить и договориться.

В восточных странах принято изначально давать высокую цену, так как в любое ценообразование заложены торги. Если в России привыкли к дисконту 20–30%, то в Узбекистане вполне можно рассчитывать на двух- и трехэтажный торг. Например, фуд-съемку в Ташкенте нам предлагали сделать за $350, но в ходе разговора удалось снизить стоимость до $100, настаивая на том, что у известных конкурентов цены еще ниже. Для России это непривычно, но снижать цену можно где угодно — с подрядчиками по маркетингу, при покупке оборудования или найме фотографа, даже банки могут пойти на ощутимые уступки.

В Узбекистане практически не пользуются электронной почтой, даже в рабочем формате. Основные вопросы, которые можно решить текстом, решают в мессенджерах. Особенно популярен Telegram.

Несмотря на то, что в стране развиваются цифровые сервисы, покрытие связи не всегда хорошее, особенно в регионах. Часто бывают ситуации, когда интернет не ловит и смартфоном не воспользуешься. При этом в столице многие платят смартфонами, везде есть терминалы для оплаты.

Важная часть образа жизни — это рестораны. Ресторанный бизнес здесь развит — нормальная практика обедать и ужинать вне дома. Но рестораторам сложно удержать планку и не разочаровать клиентов. В Узбекистане люди с детства привыкли к качественной еде — фермерскому мясу, домашней кухне. Для узбека еда в ресторане — продолжение домашней еды, качество должно быть соответствующим. Люди знают вкус настоящих продуктов, поэтому сэкономить на сырье не получится. Узбеки привередливы, их никаким маркетингом не заманить в заведение, если не устраивает качество.

В Узбекистане очень развито сарафанное радио — люди охотно делятся рекомендациями со знакомыми. Это может сработать в качестве бесплатной рекламы или, наоборот, нанести большой урон, если клиенты недовольны продуктом или обслуживанием. Потеряв репутацию один раз, ее будет сложно восстановить в дальнейшем.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: