Метро Нью-Дели – всё, что нужно знать туристу

Блог Лены Исхаковой
Как махнуть на отдых (и не только рукой)

Блог Лены Исхаковой

  • Путешествуй по России
  • Путешествуй по миру
  • Авиабилеты
  • Ж/д-билеты
  • Автобусы
  • Жилье
  • Об авторе

Индийское метро: инструкция для туристов

Всем привет, мои дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить об индийском метро: что делать, куда идти, где платить и прочее.

Индийское метро разительно отличается от всего остального, что есть в Индии, примерно как сари отличается от космического скафандра. Оно невероятно современное, чистое и высокотехнологичное. Когда заходишь с индийских улиц в метро, будто переходишь в другое измерение.

Мы побывали в метро нескольких индийских городов. Логика действий везде одинакова. Поэтому вам нужно будет всего лишь один раз научиться им пользоваться, чтобы потом ориентироваться в нем как рыба в воде.

1. Выяснить цену и купить билет

Итак, вы пришли на станцию. Для начала вам нужно купить билет. Стоимость билета зависит от того, насколько удалена от вас нужная вам станция.

Обычно над кассами есть такая цветная таблица с ценами на проезд от одной станции до другой. Либо вы можете зайти на официальный сайт и посмотреть цены там.

Для делийского метро — http://www.delhimetrorail.com/metro-fares.aspx (нужно ввести названия станции отбытия и станции прибытия)

Для метро в Джайпуре — http://transport.rajasthan.gov.in/content/transportportal/en/metro/PassengerInformation/MetroFares.html

Для метро в Кочи — https://kochimetro.org/fare-chart/

Для метро в Ченнаи — https://chennaimetrorail.org/wp-content/uploads/2018/05/Fare-Chart-including-Stage2B.pdf

Далее идете в окошечко, сообщаете до какой станции вам нужен билет (или показываете название на телефоне), даете деньги, получаете сдачу и жетоны.

Сдачу ОБЯЗАТЕЛЬНО проверяем тут же, не отходя от кассы.

Жетоны выглядят вот так:

Их нужно сохранять до конца поездки.

2. Выяснить номер пути

Дело в том, что не все индийские станции оборудованы достаточным количеством карт. Подразумевается, видимо, что вы должны сами как-то разобраться.

Поэтому прямо в кассе нужно спросить, на какой путь вам нужно идти (обычно их не больше 4-х).

Просто спросите «which way?» [вич вэй?] и вам скажут «number two» или «number three». Если не получается объясниться на английском языке, подключайте жестикуляцию.

Это нужно, чтобы сориентироваться далее.

3. Пройти проверку

После того как вы купили билет, вам необходимо пройти проверку. Проверять будут вас и ваши сумки.

Для начала выберите нужную очередь, их там две: для мужчин и для женщин. Вставайте в свою.

Когда подошла ваша очередь, нужно положить сумки на транспортерную ленту, по которой они поедут в сканирующий бокс.

Я не рекомендую укладывать свои вещи на ленту сильно заранее, чем быстрее вы их возьмете обратно в руки — тем лучше.

Пока проверяется сумка нужно пройти через рамку и подождать, пока сотрудник контроля проверит вас на запрещенные предметы. На весь процесс уходит меньше минуты.

Вы должны знать, что некоторые вещи запрещено провозить в индийском метро. Например, к таким вещам относится алкоголь. Если при сканировании у вас обнаружат бутылку, вас не впустят с ней в метро. Список запрещенных предметов есть на станциях и вот на этой странице официального сайта .

Далее нужно забрать свои сумки и идти к турникетам.

4. Пройти через турникеты

На каждом турникете указано место, куда нужно приложить купленный жетон.

Прикладываем его, дверки турникета открываются и можно заходить внутрь. Напоминаю: жетон храним до конца поездки.

5. Ищем свою платформу

Итак, при покупке билета вы выяснили, какой номер платформы вам нужен. Эти номера обычно указаны на каждом шагу. Следуем указателям и выходим на нужный путь.

Для уверенности можно спросить у кого-нибудь из пассажиров, здесь ли вам нужно садиться на поезд до такой-то станции.

Над платформами висят электронные табло, которые указывают, через какое время прибудет следующий поезд и в каком направлении он поедет.

Если у вас есть карты на мобильном телефоне, можете свериться, в нужное ли направление идет поезд. Мы использовали карты maps.me.

6. Садимся в вагон

Далее все довольно просто: ждем свой поезд, пропускаем выходящих и заходим в вагон.

Первый вагон обычно предназначен для женщин. Так что если вы мужчина и зайдете туда, будете ловить на себе множество недобрых взглядов)

7. В вагоне

В вагонах всегда работают кондиционеры, а потому довольно прохладно. Пассажиров в дневное время обычно немного.

Для женщин в каждом вагоне есть специальные места, они выделены особым цветом, на стене может быть установлен соответствующий указатель и над сидениями установлена камера. Мужчинам лучше не садиться на эти места.

В каждом вагоне установлены интерактивные табло, на которых можно найти нужную станцию, станцию пересадки и отследить свое перемещение. Пример табло над выходом:

Читайте также:
Время полета Санкт-Петербург – Доминикана

Электронное табло в метро Дели:

Кроме того, все станции объявляются на английском языке. В общем, проехать мимо нужной остановки довольно сложно.

Правила поведения в вагоне точно такие же, как и в России: уступать девушкам, инвалидам, пассажирам с детьми и пожилым людям.

8. Выходим на нужной станции

Итак, вы добрались до нужной станции и вышли из вагона. Теперь ищем табличку EXIT и следуем за ней.

Тут стоит отметить, что выходов из метро может быть несколько. Тут вам нужно либо иметь карту в телефоне (maps.me) и по ней сориентироваться в направлении движения, либо спросить у кого-либо из персонала метро, куда вам нужно идти.

На выходе снова нужно пройти через турникеты. Достаем сохраненный жетон и теперь не прикладываем его, а вставляем в специальную щель в турникете, после чего двери турникета открываются и можно проходить.

Что полезного есть в Индийском метро

В зданиях станций метро всегда есть бесплатные и относительно чистые туалеты (думаю, это важно).

Кроме того, хочется отметить, что все станции оборудованы лифтами, чтобы метро могли пользоваться люди с ограниченными возможностями.

Время работы

К сожалению, нельзя однозначно сказать, во сколько начинает и заканчивает работать метро в Индии. Дело в том, что даже в рамках одного города разные ветки метро могут начинать работу в разное время.

Поэтому ниже я приведу несколько ссылок на официальную информацию о времени начала и окончания работы:

  1. Ветка метро в Дели от аэропорта в город — http://www.delhimetrorail.com/AirportExpressLine.aspx
  2. Расписание метро в Джайпуре — http://transport.rajasthan.gov.in/content/transportportal/en/metro/PassengerInformation/MetroTimeTable.html
  3. В Кочи — https://kochimetro.org/train-time-table/

Почему стоит прокатиться в индийском метро

Многие линии индийского метрополитена проходят высоко над землей как, например, в Джайпуре или в Кочи. Поездка на таком метро может стать хорошей мини-экскурсией.

Ветка метро в Джайпуре:

Вид со станции в Джайпуре:

Активное строительство новых веток

Во время нашего путешествия по Индии мы наблюдали активное строительство новых линий метро во многих крупных городах: в Мумбаи, в Джайпуре, в Кочи.

Строительство метро в Джайпуре:

Так что в ближайшем будущем комфортного транспорта в Индии станет еще больше.

Дорогие читатели, я очень надеюсь, что статья оказалась для вас полезной.

А у меня на сегодня все, я благодарю вас за внимание.

Самоучитель по Индии. Метро Дели, правила пользования

Поскольку индийское метро, в частности в Дели , отличается от метрополитена в России, напишу небольшую пошаговую инструкцию про технику пользования метро и его особенности для тех, кто еще в нем не ездил.

1. Входим на станцию (может быть надземный, подземный, а может, и наземный) вестибюль. При выходе имейте в виду – обычно выходов со станции много (gates, гейты), особенно если выход в подземный переход. Постарайтесь запомнить или разобраться, куда именно вам надо. При входе – проще.

2. Вы оказываетесь в кассовом зале. Я не покупал магнитных карточек – если будете много ездить, наверное можно и их, но как и у нас, это муторно (ограничение на время использования, число поездок, разные варианты… И вам первым делом постараются всучить карточку для туристов, в которую входит что-то еще, но меньше скидка . Если будете покупать – четко решите, что вам надо и четко объясните кассиру. Я так понимаю, что при входе отмечается, где сели, а при выходе снимается нужная сумма со счета…
Я покупаю жетон. Это такой пластиковый кружок.

3. При проходе турникета вы прикладываете жетон к пятну на турникете – увидите, куда прикладывают остальные. При этом, помнится, будет высвечено, на какую он сумму.
ВНИМАНИЕ! Этот жетон не убирайте далеко и не теряйте. По нему вы будете выходить на станции прибытия. Там тоже будет турникет, где надо его опустить в прорезь турникета (как у нас). На некоторых станциях прежде чем его опустить, его необходимо приложить к такому же пятнышку, как на входе – иначе не откроется щель для опускания. (например, на рамакришна ашрам марг). В общем, разберетесь. Если что – подскажут.

Действует жетон в течение то ли 2, то ли 3 часов. Вряд ли вы сможете столько времени болтаться в метро, но если что – тогда надо купить какой-то штрафной жетон типа рупий за 50. На некоторых станциях висят правила на английском – чего не делать, а если делать, то почем. Ценник недорогой, но вас как иностранца, кроме как за потерянный жетон, все равно штрафовать не станут). Про жетон все усвоили?

Читайте также:
ФМС России напоминает

4. А теперь самое интересное и увлекательное! Вы запомнили, до какой станции вам ехать и на какой она линии? На каждой кассе (чтоб не толкаться, можете подойти в окну закрытой кассы и посмотреть на нем) нарисована схема метро со станциями в виде кружков и в кружках написано, сколько стоит проезд до этой станции. Запомните, сколько стоит проезд, как называется правильно станция и главное – сосчитайте заранее, сколько вам должны дать сдачи. Кассиры – великолепные актеры. Сейчас перед вами будет разыграно представление, цена которого – от 2-3 рупий до, скажем, 50-70. Вы протягиваете деньги и говорите, до какой станции и сколько жетонов (если не скажете, что один, могут переспросить – one? Кивнули.) И вот оно. Началось! Вам пропишут жетон на записывающем ридере и протянут его. Потом не спеша положат ваши деньги в коробочку. Потом он отвлечется – его позовет сосед. А сзади на вас напирает очередь. Жетон у вас в руках, вы думаете уже о том, что же надо делать дальше – проверка или турникет, и где они, ищете их глазами. И думаете о том, как вы сейчас посетите Храм Лотоса… Кассир даже может куда-то отойти – оказывается, он просто отходил менять деньги… Спустя полминуты кассир вдруг замечает, что вы все еще стоите перед окошком, держа жетон. Слегка поморщившись (эти богатые иностранцы такие мелочные!), он неторопливо отсчитывает вам три рупии сдачи – и опять отворачивается. Вы радостно отправляетесь проходить проверку – только у турникета соображаете, что сдачи должно было быть не три, а тринадцать рупий. Или восемь – монетки в 5 рупий вы так и забыли дождаться. Впрочем, чаще всего разница оказывается в эти самые три рупии, десятку или двадцатку вам отдадут сразу, а про три вы уж наверняка забудете, пока он будет копаться – потому что он перед этим почти минуту искал эти 10 или 20.
Если вы меняете бумажку в 500, представление будем заметно дольше. Все будет выглядеть также. Но после того, как вы наконец дождетесь возврата всех 23 или 33 рупий и четырех сотен, он наверняка куда-то уйдет на несколько минут, а придя будет поражен, что вы все еще стоите тут – что же вам еще надо? Вы показываете ему неполную сдачу и объясняете, что надо бы еще fifty. О! Оказывается он про это просто позабыл! Он ударяет себя ладонью по лбу, улыбается и нехотя протягивает вам полтинник.
КОРОЧЕ! ПРОВЕРЯЙТЕ СДАЧУ, НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ! Это у нас просто так написано. В Индии это не написано. Это надо просто делать. Причем проверяйте ВСЮ сдачу. В том числе сотни и полтинники. И пятисотки, если меняете 1000, тоже. Заметьте, в Индии купюры по цвету очень похожи друг на друга. Не щелкайте клювом!
Честное слово, только ради этого представления стоит кататься на метро!

5. Вы наконец получили жетон, пересчитали сдачу (или плюнули на две рупии) и идете на проверку вас и багажа. Следите за своим полом! Не лезьте в чужую очередь. Ничего страшного, шайками не закидают, но и проверять не станут. Прошли проверку – теперь забираем вещи и проходим в турникет. Я уже чуть выше написал – прикладываем жетон к этакому кружку (вроде, к черному, что ли) – проходим, жетон не теряем – нужен на выходе. Потом на платформу – на эскалатор. Или возможно – на переход на другую линию…

6.Информация в метро очень хорошая, и по цвету линий, и по конечным станциям этого направления (имейте в виду, конечных станций может быть несколько, некоторые линии разветвляются или не все поезда доезжают до конечных, поэтому на информации может быть указана не та станция, которую вы полагаете конечной. И не забудьте, в метро движение тоже левостороннее. Указатели на английском есть везде.
Обычно спуск на платформу происходит по эскалатору (на подземных станциях). По-моему, всегда кроме него имеется лифт. Это для инвалидов… и для тех, кто боится эскалаторов.

7. В вагоне над дверью схема с лампочками (с одной стороны – на хинди, с другой – на английском). Проехатые (а как еще сказать?) станции горят лампочки, следующая мигает. Объявления информатора на хинди и английском. Но некоторые названия – сокращения первых букв или с номером района – не путайтесь, заранее запомните, куда едете, какая конечная станция в эту сторону, какого цвета линия, где пересаживаться…

Читайте также:
Фотографии Северо-Шотландского нагорья

Еще существенный момент! Кондиционеры в метро очень мощные. Садясь в некоторые двери, вы попадаете прямо под решетку холодного воздуха (по-моему, это двери ближе к гармошке – весь поезд с гармошками, его можно проходить из конца в конец). Не простуда – так прострел вам обеспечены.

8. Первый вагон во всех поездах метро – только для леди. Если вы не леди – не лезьте туда. Если на платформе полицейский – он вас отгонит, а если нет – попадете в неловкое положение. При этом заметьте, что иногда поезда бывают разной длины (например, желтая ветка), и первый вагон может оказаться в разных местах (на платформе нарисовано, где должен быть вагон для леди, хотя он может остановиться и в другом месте).
В вагоне тоже есть какие-то места, выделенные для леди (возможно, и для пожилых и инвалидов – точно не помню). Вот здесь уже не особо соблюдают. Иногда леди сгоняют мужиков с таких мест. А иногда те и сами уступают. Тут как-то непонятно нам – почему что они делают или не делают. Я иногда так и не мог понять этих моментов. Тут еще может играть роль варна или каста, как я полагаю. Но когда я был с рюкзаком, мне несколько раз предлагали сесть на освободившееся место или пытались уступить… В общем, тут что-то внутреннее срабатывает, что-то, чего мы не видим и не понимаем. Аналогично выделенные вагоны для леди видел и в Ченнаи в урбан трейн (Urban train – городская электричка, которая там является как бы таким наземным метро). По всем вагонам метро – сквозной проход из конца в конец поезда.
В час пик на некоторых платформах обычно дежурит множество полицейских – у каждой двери, – которые следят, чтобы ожидающие поезда не мешали выходить из вагона – говорят, что индийцы не привыкли пропускать выходящих и сразу начинают садиться в вагон. Как они ездят по улице – верю. Но на улице больше места и времени… Короче, следят за порядком. Для этой же цели на нагруженных станциях, особенно станциях пересадок, стоят загородки – очередь на посадку (в час пик может быть, что сядете во 2-й, а то и в 3-й поезд) стоит за ними, не толкаясь перед дверями. Полицейский следит, чтоб все вышли – потом пускает на посадку. Сообразите. Только не лезьте в первый вагон, если вы джентельмен.

9. На выходе, как я уже писал, ваш жетон опускается в турникет. На некоторых станциях чтоб открылась прорезь, сначала нужно будет жетон приложить, как и на входе. Вы можете ехать по этому жетону до любой станции, до которой та же расценка.. Да, это так, вы можете ехать до любой станции с этой стоимостью (даже другой ветки). И еще есть касса для доплаты, если у вас неправильно оплаченный жетон или не хватает средств на карте (есть карточки для оплаты метро, как и у нас, ей я не пользовался. Карточка имеет срок действия, есть смысл покупать только если достаточно продолжительное время будете обитать в Дели. Или очень много ездить на метро.
Не хватите карточку для форинов – там какие-то другие тарифы и пр. (может, туда еще право посещения музеев входит?) или у нее срок действия короткий?, она не выгодная, предупредите, что вам нужна обычная карточка для поездок). В этой кассе можно просто доплатить разницу.
Есть еще момент – жетоны часто сбоят. Обычно это всплывает при покупке при попытке записи – возможно его даже заменят, если не будет записываться (не думаю, что сбойный выбросят – запишется кому-то другому). Если сбойность всплывет в процессе выхода (вообще-то так понимаю, что это редко – уж если записался, то скорее всего будет работать), то наверняка будете разбираться этой кассе для доплат. Сам не сталкивался. Один раз видел, как дяденька с этим вопросом подошел, проверили, что жетон не читается – и пропустили (не помню, то ли заменили ему на другой, по которому он вышел, то ли просто пропустили вручную). Наверное, здесь же с вас возьмут и штраф, если вы дольше скольких-то там часов катались по метро (скорее всего, это будет стоимость самой дорогой поездки).

Вот так выходим из метро в нужный гейт – и приехали :)

Транспорт Дели

На чем передвигаться по Дели?

Общая ситуация

Передвижения по Дели нельзя назвать приятными абсолютно для каждого. Если хотите предсказуемости, то пользуйтесь метро. Во всех остальных случаях вы не обязательно доедете туда, куда изначально договорились доехать. Будьте готовы к тому, что каждый второй водитель будет хотеть вас как-либо обмануть. Город может утопать в очень страшных пробках, причем дорожный хаос не всегда можно даже описать словами.

Читайте также:
Фото Хайфы
Как сэкономить и проездные
Типы транспорта

от 8 рупий популярен у туристов

от 5 рупий популярен у туристов

от 30 рупий популярен у туристов

Как облегчить путешествие

Мы сделали удобное, красивое и бесплатное приложение для iOS, в котором есть вся информация, что и на сайте, но доступна всегда без интернета.

А также офлайн карты, которые всегда помогут вам найти кафе или достопримечательность рядом. В какой бы точке планеты вы не находились.

Минуточку. Собираетесь в Дели?

Отзывы туристов о транспорте

« Один из самых быстрых транспортов в городах Индии – это (тук-тук). Тут они очень популярны благодаря неплохой вместительности (мы как-то ехали всемером в заявленных “2-4 человека” ), к тому же они малогабаритные и быстро доставят вас из одной точки города в другую, могут ездить по тротуарам, если не хотят стоять в пробке, по пешеходным мостам, по встречке (хотя этим грешат не только рикши, но и какой-нибудь Но договариваться с ними нужно заранее, т к вместо предполагаемых 100 рупий по факту они запросят 200, а то и 250 рупий, но даже если вы и договоритесь об определённой сумме, то уже на месте он может сказать, – что нет, цена гораздо выше и что вы не так его поняли. У нас даже недавно был скандал с одним таким хитро*опым: мы договорились о цене в 50 рупий за 4 человека, но, когда мы доехали до места, он потребовал уже 100, т к видимо он немного не понял куда нам было нужно.

Относительно ПДД – в Индии их не существует, ну может и есть где-то, но никто ими не пользуется. Для поворота им достаточно только высунуть в окно руку, а если впереди движения образовалась пробка, то водитель ежесекундно перестроится и поедет по встречке, сокращая путь. Ну а движение в городе настолько плотное, что переходя дорогу нужно останавливаться после каждого транспортного средства, т к не знаешь, кто несётся по дороге следом – рикша, или также может повергнуть в шок обилие гудков автомобилей, т к при любом движении – обгоне, риске столкновения, повороте, приближающихся пешеходах водитель начинает неустанно гудеть и ты уже не знаешь, что тебе делать, толи от страха бежать к тротуару, толи скорее переходить пешеходных переход по зебре, толи стоять и ждать, когда пронесётся рикша или автомобиль.

Да и вообще, – одна из стран с наибольшим количеством хотя в сравнении с Москвой я этого не заметила. Может потому что в Индии к авариям относятся проще – поцарапал или задел, вышел из машины, узнал как дела у противоположной стороны и поехал дальше. Никому нет дела до простых аварий, ну и скорость движения в городах невысокая из-за вечно растущего трафика. »

« Полезности пост. Итак, куда бы вы не собирались — за дешевыми авиабилетами идем СЮДА. Дешевле просто не найдете. Это поиск по куче агенств и авиакомпаний, а вы выбираете лучшее из предложений. Удобно.

Метро Нью-Дели, как пользоваться метрополитеном Дели

Метро в Дели — это самый удобный способ передвижения по столице Индии. Некоторые туристы опасаются спускаться в индийскую подземку, предпочитая ездить на переполненных автобусах.

В делийском метрополитене (Delhi Metro Rail Corporation Limited) используют современные поезда канадской фирмы Bombardier, светлые, чистые, кондиционированные, в вагонах есть даже розетки для зарядки вашего смартфона.

Подземка в Нью Дели молодая, так что там чистота и порядок. Где еще в Индии увидишь, как местные выстраиваются в организованную очередь и терпеливо ждут, пока пассажиры выйдут из вагона.

Практически до любой достопримечательности Дели можно добраться на метро. Но стоит учитывать один большой минус — это час пик. В час пик метрополитен становится похожим на надземную жизнь Дели за исключения оглушительных сигналов и коров.

Схема метрополитена проста и удобна. Вам требуется лишь несколько раз прокатится, и вы поймёте все выгоды этого вида транспорта.

Устройство поездов стандартно, за исключением наличия специальных вагонов для женщин, что характерно для метрополитена по всей Индии.

Читайте также:
Пора ли уезжать из России?

Под нужды людей с ограниченными возможностями, большинство станций оборудованы лифтами и подъемниками. Для людей с ослабленным зрением, на полу уложена тактильная плитка и установлены специальные билетные автоматы.

Есть небольшое неудобство при прохождении контроля на входе. На входе в станцию метро вас обыщут, а вещи просканируют, к этому процессу быстро привыкаешь. В делийской подземке много вооружённых полицейских, к этому стоит относиться спокойно.

Время работы метрополитена в Дели

Метрополитен в Дели работает по следующему графику. Из аэропорта первый состав отправляется в 4:45 утра, это очень удобно. На всех остальных станциях, поезда начинают ходить с 5.30 утра, окончание работы в 23.30.

Промежутки между поездами 3-5 минут днём, в часы пик 2 минуты, и 10 минут рано утром или поздно вечером.

Схема метро Нью-Дели

Схему можно получить в кассе на любой из станций делийскго метро. На крупных пересадочных узлах карты находятся на информационных стойках, они совершенно бесплатны. Скачать актуальную схему метро можно с официального сайта delhimetrorail.com

Имея в кармане такую схему, вы с легкостью сориентируетесь в любом районе Дели.

Новые станции появляются достаточно часто, стройка ведётся ударными темпами.

Общая протяжённость линий 391,38 км и 268 станций. В центре Дели поезда бегают под землёй, в других районах поезда идут над шоссейными дорогами.

Есть несколько скоростных веток, которые соединяют столицу с городами-спутниками (Гургаон и Ноида).

Стоимость проезда в делийском метро

Как пользоваться метро в Дели? Чтобы войти на станцию, требуется иметь жетон или проездную карту. Проезд следует оплатить на определенный отрезок пути.

Стоимость проезда зависит от расстояния, при покупке следует назвать кассиру станцию назначения. Рядом есть схемы линий с указанием цены. Цены на поездки находятся в пределах от 10 до 50 рупий. Стоимость поездки до аэропорта дороже.

В час пик в кассу может быть гигантская очередь, это единственный недостаток использования данного метода оплаты.

Жетон следует приложить к турникету и пройти на перрон. При выходе на своей станции, жетон вам снова потребуется, его следует приложить к турникету и опустить в специальную щель на турникете. Ворота откроются и вы на свободе.

Если вы проехали свою остановку и турникет не открывает двери, не паникуйте. В этом нет никакой проблемы, скорей всего не хватает нескольких рупий. На выходе есть будка с работником, он за доплату пополнит ваш жетон до необходимой суммы.

Если вам предстоит много ездить, в продаже имеются проездные для туристов. Travel Card (пополняемая, плата за каждую поездку) действует 1 год, Tourist Card на несколько дней безлимитного прохода.

Куда в Дели можно доехать на метро, туристические маршруты

Airport — New Delhi. Одна из самых популярных у туристов веток метро Airport line. Оранжевая линия — это одна из скоростных веток, аналог нашего АэроЭкспресса.

У станций Airport и Delhi Aerocity есть различия, это две разные станции. Airport – терминал международного аэропорта, Aerocity – терминал внутренних авиалиний.

Airport line доставляет пассажиров из международного аэропорта Индиры Ганди на главный железнодорожный вокзал Дели (New Delhi Railway Station). Тут находится самый популярный туристический район Мейн Базар.

New Delhi — Kashmere Gate. Если вам нужен Красный форт, мечеть Джама Масжид, Кашмирские ворота и т.д., то из Мейн Базара (станция New Delhi) вам нужно доехать до станции Kashmere Gate.

На Kashmere Gate берите рикшу и вперёд на осмотр достопримечательностей! Цену на услуги рикши оговаривайте заранее, она не должна превышать 150 рупий (самый верх).

New Delhi — Chandni Chowk. Район Chandni Chowk — это один из старейших районов Дели, в этом районе размещены главные рынки столицы.

Тут же находится второй по значимости вокзал столицы — Old Delhi Railway Station. Райончик на любителя, колоритный и очень шумный.

New Delhi — Qutub Minar. Воспользуйтесь желтой веткой метро, она приведёт вас на станцию Кутуб Минар. От метро до достопримечательности Кутуб Минар ехать 2 минуты на рикше. Если захотите прогуляться пешком, то лучше выходить на Saket.

Куда ещё можно доехать на метро:

  • Коннот плейс и Палика базар — станция Раджив Чоук;
  • Британский Дели (дворец президента, Радж патх) — станция Секретариат;
  • Тибетская деревня Маджну ка Тилла — станция Видхан Сабха;
  • Храмовый комплекс Акшардхам — станция Акшардхам.

Особенности поездки в индийском метро

Контроль. При входе в метро есть поголовный контроль, проверяют как в аэропорту. Багаж на ленту, вас светят металлоискателем. Могут попросить вывернуть карманы, включить технику, ощупать и т.д. Женщин досматривают женщины-полицейские, мужчин как получится.

Читайте также:
Карта Киргизии, где находится Киргизия на карте мира

Женские вагоны. Один вагон в любом составе предназначен для женщин. Но женщины могут ездить в любых вагонах, а вот мужчин из женского погонят.

Очереди. На перроне формируются специальные очереди на посадку, прямо как в Японии. В час пик все конечно лезут как могут, в остальное время более-менее культурно.

Линии раздваиваются. Некоторые линии метро раздваиваются, что-то похожее есть в Нью Йорке. Т.е. часть составов идёт по основной ветке, часть по второстепенной. При посадке следует слушать, куда идет поезд. Информацию объявляют и дублируют на информационном табло.

Поезд идёт не до конечной. Часть поездов идёт не до конечной, про это так же объявляют.

Запрет на съемку. В подземке запрещено снимать на фото и видео технику (режимный объект), но мне удавалось делать снимки даже в местах досмотра пассажиров.

Транспорт в Дели

Общественный транспорт в Дели представлен автобусами, рикшами, такси, пригородными поездами и метро.

Автобус

Важнейшей частью общественного транспорта Дели являются автобусы, которые осуществляют 60% пассажирских перевозок. Автобусной сетью Дели управляет Государственная транспортная корпорация (DTC).

Автобусы работают на сжатом природном газе, что весьма удешевляет проезд, цена которого зависит от расстояния (в среднем 5–15 рупий по городу). Автобусы компании DTC бывают рейсовые и скоростные (движутся по специально выделенным полосам на дорогах). Компания обслуживает городские и междугородние маршруты. Все автобусы окрашены в красный или зеленый цвет. Красные — типа АС, с кондиционером, зелёные — без него.

Проездным билетом является «Зеленая карта», которая действительна для поездок в течение дня на всех городских маршрутах компании DTC, за исключением туристических и экспресс-автобусов. Стоимость карты — 40 рупий для автобусов без кондиционера и 50 рупий для кондиционированных автобусов.

Компания DTC организует для туристов обзорные поезди по Дели типа Sight Seeing Tours. Автобусы курсируют ежедневно с 9:15 до 17:45, они отправляются от киоска туристической информации по адресу: 244, Delhi Darshan Counter, Scindia House, Connaught Place. На маршруте автобуса — остановки у популярных достопримечательностей (Радж Гхат, Бирла Мандир, Кутаб Минар, Храм Лотоса, Гробница Хумаюна, храм Акшардхам).

Поиск необходимого маршрута и остановок общественного транспорта Дели — по ссылке.

Автовокзалы Дели

  • Автовокзал Kashmiri Gate ISBT
  • Автостанция Sarai Kale Khan ISBT
  • Автостанция Anand Vihar ISBT

Общую информацию о междугородних и городских автобусах по автовокзалам Дели (с ценами билетов и платформами для отправления) можно найти на соответствующем сайте. Удобнее всего будет скачать на телефон приложение с маршрутам общественного транспорта Дели.

Метро

Метро Дели, открытое 24 декабря 2002 года, — чистый и быстрый вид транспорта. Метрополитен Дели управляется транспортной компанией DMRC, и насчитывает 9 линий. Метро работает с 6:00 до 22:00.

Схемы линий метро находятся на каждой станции, на них указана также стоимость проезда от текущей станции до станции назначения. Все вагоны кондиционированы.

Проезд осуществляется по жетонам, которые продаются в кассах станций. Цена проезда зависит от расстояния (10–60 рупий). Кроме жетонов существуют транспортные карты (смарт-карты), выдаваемые сроком на год: их пополняют в кассах станций, требуется депозит 50 рупий. Гостям Дели рекомендуется приобрести туристическую карту для неограниченного количества поездок в течение разных периодов времени: 1 день/200 рупий, 3 дня/500 рупий. При покупке такой карты также требуется возвращаемый депозит 50 рупий. Для входа в метро Дели нужно приложить к считывающему окошку турникета карту или жетон. Для выхода — опустить жетон в прорезь турникета.

Будьте готовы к тому, что на входе в метро полиция может досматривать личные вещи.

Такси

Такси в Дели, как и во всей Индии, бывают государственные (в ведении Индийского министерства туризма) и частные. Туристические такси обычно — белые авто TATA с голубой полосой на борту. Их можно заказать в турофисах и отелях, цены на проезд в них фиксированные.

Существует специальное предоплаченное такси, предназначенное для проезда из аэропортов и с вокзалов в город (Prepaid taxi). Кассы таких такси расположены у входов в вокзалы и в аэропорт. Подобное такси из аэропорта до Main Bazaar стоит 250–300 рупий. В обратном направлении можно найти дешевле рупий на 50.

Вы можете заказать индивидуальный трансфер в аэропорт или другой город с помощью сервиса kiwitaxi.ru:

Рикша

Такую пеструю страну, как Индия, нельзя представить без экзотического транспорта. В Дели такую роль играют рикши, которые, несомненно, нужно попробовать любому путешественнику. Понятно, что о комфорте говорить не приходится, да и по цене они не будут очень дешевыми, но ради экзотики и красочного фото — почему бы и нет?

Читайте также:
Фото Северного Ледовитого океана

В Дели работают как вело- так и моторикши. В центре на небольшие расстояния можно брать велорикшу. Так, с Main Bazaar до Connaught Place поездка для иностранцев будет стоить 50 рупий, для индусов — 10–15 рупий. Моторикши работают на более длинных расстояниях, фиксированных цен нет, о цене поездки стоит договариваться заранее.

Поезд

Дели является важным железнодорожным узлом Индии, отсюда поезда отправляются во все концы страны. Город связан с пригородами большим числом пригородных поездов, которыми ежедневно в качестве общественного транспорта пользуются жители столичного региона.

Вокзалы Дели

В Дели имеется пять больших железнодорожных вокзалов:

Метро Дели: карта, описание, фото

  • Стоимость проезда и где купить билеты
  • Линии метро
  • Время работы
  • История
  • Особенности

Если вы впервые собираетесь в Индию, то перед поездкой вам стоит узнать побольше об этой стране, причем в числе тех текстов, которые рекомендуется прочесть заранее — правила пользования метро Дели. Этот город — сердце Индии. Здесь находится множество интереснейших туристических мест, знаменитых достопримечательностей, увидеть которые вам поможет делийский метрополитен.

Если у вас будет карта этой транспортной системы, с ее помощью вы будете не только уверенно пользоваться метрополитеном, но и ориентироваться в индийском мегаполисе. Многие станции, расположенные возле достопримечательностей, в честь них же и названы.

Вот примеры таких станций:

  • «Кашмирские ворота»;
  • «Красный форт»;
  • «Дом парламента».

Так что, наверняка во время пребывания в этом городе вы достаточно часто будете заглядывать в карту метрополитена.

Кроме того, именно с поездки на метро, скорее всего, начнется ваше путешествие: несколько станций расположены непосредственно возле основных городских вокзалов, ветки соединяют мегаполис и с делийским аэропортом. То есть, фактически сразу после выхода из самолета вы можете сесть в вагон метро и через достаточно короткое время, избежав уличных пробок, будете в своем отеле. Это одна из причин того, почему гости города так часто пользуются делийским метрополитеном.

Стоимость проезда и где купить билеты

Для того, чтобы попасть в метро, нужно купить жетон в одной из касс, расположенных у входов в метрополитен. Стоимость проезда зависит от дальности поездки, она может колебаться от десяти до пятидесяти рупий. Отдельно нужно сказать о поездке в аэропорт: она стоит шестьдесят рупий и длится пятьдесят минут (если выезд — из центра города). Как видите, расценки невысоки. Некоторые туристы даже уверены, что делийское метро является одним из самых дешевых на планете.

Если вы планируете пробыть в Дели достаточно долго, возможно, вам выгоднее будет приобрести транспортную карту. Срок ее действия — год, но вы можете сдать ее раньше. Карта стоит сто пятьдесят рупий, причем треть этих денег — стоимость самой карты, а остальные две трети используются непосредственно для проезда. Когда вы, уезжая из города, будете сдавать карту, вам вернут пятьдесят рупий (то есть, ее стоимость). Приобретение карты избавит вас от такого зла, как длинные очереди за жетонами — в делийском метро они, к сожалению, не являются редкостью.

Гости города иногда предпочитают покупать специальные туристические карты. Если срок действия такой карты равен одному дню, то она стоит примерно две сотни рупий. Если же карта действительна в течение трех дней, то стоит она пятьсот рупий. Также в обоих случаях вам потребуется еще пятьдесят рупий — это возвращаемый депозит. Впрочем, некоторые туристы считают, что покупать эти карты невыгодно. С их точки зрения, лучше приобрести обычную транспортную карту, которой пользуются горожане.

При входе в метро жетон или карту нужно приложить к считывающему устройству турникета. При выходе опустите жетон в специальную прорезь на турникете.

Линии метро

Делийское метро состоит из восьми веток, общая протяженность которых — триста сорок два с половиной километра. В системе этого метрополитена — двести пятьдесят станций.

Пассажиров обслуживают триста составов. Часть из них — четырехвагонные, другие состоят из шести или восьми вагонов. Ширина колеи на разных участках транспортной системы различна. На тех участках, которые были введены в эксплуатацию первыми, ширина колеи составляет одну тысячу шестьсот семьдесят шесть миллиметров — это стандартный для Индии размер. На более новых участках ширина колеи соответствует другому стандарту — европейскому (то есть, колея является более узкой).

Каждый день услугами метрополитена пользуются примерно два с половиной миллиона человек. Количество пассажиров, перевезенных в течение года, равно примерно миллиарду.

Отдельно нужно сказать несколько слов о метрополитенах двух городов-спутников Дели — Гургаона и Ноиды. Эти два метрополитена соединены с аналогичной делийской транспортной системой: пересадки на них можно совершить на Желтой и Синей ветках делийского метро. При этом они являются самостоятельными транспортными системами.

Читайте также:
Сколько лететь до Мальдив из СПБ прямым рейсом

Время работы

Двери метрополитена открываются для пассажиров ранним утром — в пять часов тридцать минут. Впрочем, на линии, соединяющей город с аэропортом, составы начинают ходить значительно раньше — в четыре часа сорок пять минут. Закрывается метро в половине двенадцатого часа ночи.

Интервал движения — от пяти до десяти минут. В часы пик он равен двум или трем минутам.

История

Впервые мысль о необходимости внеуличного городского транспорта в Дели прозвучала в 60-е годы XX века. В 80-е годы было высказано предложение о строительстве такой транспортной системы, которая объединяла бы метро (три подземные ветки), пригородные поезда и расширенные городские трассы. Примерно тогда же началась разработка плана строительства метро.

Этот план разрабатывался до конца 90-х годов. К этому времени ситуация в городе сильно изменилась: количество горожан удвоилось, а количество их автомобилей увеличилось в пять раз. Чтобы улучшить транспортную ситуацию в мегаполисе, была предпринята попытка приватизации рынка автобусных перевозок. Попытка эта успехом не увенчалась, а транспортная ситуация в городе после этого ухудшилась.

В конце 90-х годов XX века началось строительство метро. Примерно за четырнадцать лет до этого было открыто метро в Калькутте: печальный опыт его строительства учитывался при разработке планов делийского метрополитена. Дело в том, что из-за бюрократических проволочек строительство калькуттского метро тянулось очень долго, сроки его открытия постоянно переносились. Во избежание таких затруднений делийским строителям метрополитена были даны расширенные полномочия: компания-строитель может самостоятельно заключать контракты, заниматься наймом подрядчиков и так далее.

Первая ветка (обозначаемая сегодня на схемах красным цветом) открылась в начале 2000-х годов. Спустя два года открылась вторая ветка — Желтая. Всего в 2000-е годы было построено около шестидесяти станций и примерно шестьдесят пять километров путей.

Позже строительство шло весьма высокими темпами, число новых станций быстро росло, ветки удлинялись. В настоящее время этот процесс продолжается.

Особенности

Пусть вас не удивляет, что на входе в метро сотрудники правопорядка могут осуществить досмотр ваших личных вещей. Впрочем, возможно, такого досмотра и не будет (если вы не вызовете подозрений).

На эскалаторах нужно стоять слева, а проходить справа — в отличие, например, от московского метрополитена, где все ровно наоборот. На станциях пассажиры становятся в очереди и в таком порядке входят в вагоны. Таким методом здесь борются с давкой и толкотней.

Обратите внимание, что некоторые ветки раздваиваются — это видно на схеме метро. По этой причине нужно внимательно слушать объявление о том, куда именно идет состав, или читать эту информацию на табло.

Еще одна особенность делийского метро — женские вагоны. Они находятся в начале составов. Впрочем, местные жительницы частенько садятся в обычные вагоны, особенно тогда, когда путешествуют большими семьями.

Фотосъемка в метро не разрешается. Также запрещено снимать и видео.

Все про делийское метро — схема метро Дели, стоимость проезда, время работы

Делийское метро — самый современный транспорт города и, несомненно, один из самых удобнейших для туристов. Во-первых, если у вас перед глазами карта метро Дели, то это уже огромный помощник в навигации по индийской столице. Во-вторых, с помощью метро можно без проблем добраться до большинства самых известных достопримечательностей Золотого Треугольника. В-третьих, ветки метро соединяются как с основными вокзалами, так и с аэропортом Дели, что невероятно облегчает вновь прибывшим в город путешественникам проложить маршрут до своего отеля.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

Я езжу в Индию уже 10 лет и почти всегда посещаю Дели, часто пользуясь там именно метро, потому хочу поделиться полезностями с теми, кто только собирается ехать в эту страну.

Схема метро Дели 2022

Делийское метро постоянно достраивается и расширяется. В мою первую поездку оно состояло всего из трех основных веток — красной, желтой и голубой, лишь с центральными станциями. На сегодня, честно говоря, скорость строительства и масштабы, которыми разрастается метро индийской столицы, поражает. В 2019 году карта метро Дели расширилась очень заметно — помимо того, что основные ветки ощутимо удлинились, ведь на них появились новые станции, так еще появились и новые ветки, ведущие в разные части города.

Нажмите на карту метро Дели, чтобы рассмотреть ее подробнее.

Время работы метро в Дели

Знать время работы метро Дели особенно актуально для тех, кто только приезжает в город или же наоборот уезжает из него, чтобы спланировать свое расписание. Из аэропорта первый поезд идет в 4:45 утра, а с других станций поезда начинают ходить в 5.30 утра и заканчивают в 23.30 вечера. Промежутки между поездами около 2-3 минут в часы пик, и 5-10 минут в остальное время.

Читайте также:
Цены в Сочи: продукты, развлечения, билеты, отели
Отдыхая, мы значительно экономим на отелях

Для этого пользуемся удобным сервисом Хотелук, который показывает номера со скидками, а также помогает найти лучшую цену за ночь, сравнивая стоимость сразу во всех системах бронирования. Выгода порою достигает 1-3 тысячи рублей за сутки. Попробуйте сами и сравните!

Стоимость билетов в делийском метро

В метро Дели стоимость проезда довольно низкая. Конечно, все зависит от того, с какой станции и куда вы едете, но в среднем переезды по центральным станциям стоят 15-25 рупий. Даже в аэропорт, который находится в 50 минутах езды от центра города, поездка обойдется всего в 60 рупий (

По городу минимальная цена одной поездки составляет 10 рупий (

0,15$), а максимальная цена на билет в метро Нью Дели составляет 50 рупий (0,8$). По воскресеньям и праздничным дням проезд, как правило, немного дешевле, чем в будни.

Таким образом, можно смело утверждать, что делийское метро одно из самых дешевых в мире. Например, вот цены на основные направления:

New Delhi — Chandni Chowk (Вокзал Нью Дели — Вокзал Олд Дели) — 10 рупий (

Рядом со станцией New Delhi находится известная улица Мейн Базар, где селятся путешественники со всего света, а также центральный вокзал города New Delhi Railway Sation. В свою очередь на станции Chandni Chowk находится второй по значимости вокзал страны — Old Delhi Railway Station. И добраться до него на метро с Мейн Базара или же вокзала Нью Дели будет стоить всего 10 рупий.

New Delhi — Kashmere Gate (Вокзал Нью-Дели — Район Олд Дели) — 15 рупий (

В Олд Дели находятся одни из самых известных достопримечательностей Золотого Треугольника — Красный Форт, мечеть Джама Масжид, Кашмирские ворота и другие. Про то, что посмотреть в районе Old Delhi я писала подробно в этой статье. Можно со станции Kashmere Gate прогуляться пешком по всем местам, т.к. они находятся относительно недалеко друг от друга. Либо пересесть на сиреневую ветку и доехать до нужных станций (Lal Qila — Красный Форт, Jama Masjid — Мечеть). Либо же третий вариант — ловить рикшу, стоимость которого 15-20 рупий, чтобы от места до места. Не забывайте торговаться с рикшами, либо просите включить meter и тогда платить за поездку по счетчику (как правило, это всегда дешевле названной рикшей цены).

На сегодняшний день практически до любых достопримечательностей города можно добраться на метро, станции носят одноименные с памятниками названия, так что ориентироваться очень просто.

Стоимость билета на метро Дели зависит от того, с какой станции вы поедете. Я, например, когда живу на Мейн Базаре, люблю садиться не на станции метро New Delhi, а на станции RK Ashram Marg, хотя идти до обеих одинаково. Если вы поселитесь в районе Маджну ка Тила или Карол Багх, то отталкиваться будете от ближайших станций. Актуальные цены на билеты в метро я советую смотреть на этой странице официального сайта.

Также я рекомендую приобрести проездную карту, чтобы постоянно не стоять в очередях за жетонами, ибо на центральных станциях очереди порою вытягиваются как в СССР.

Приобретается такая карта в информационных будочках возле проходных в метро. Стоит она 150 рупий, из которых 50 рупий — сама карта, а 100 рупий — используется для проезда. Называется она Travel Card, пополнять ее можно в специальных автоматах на станциях — это мега-удобно! При отъезде из города, вы можете проездную карту сдать обратно и получить назад депозит 50 рупий, т.е. никаких потерь, сплошные плюсы.

Также есть Tourist Card, которая позволяет неограниченно ездить в течение дня на любых ветках метро, кроме экспресса в аэропорт. Стоит такая карта на 1 день 200 рупий (из которых 50 — возвращаемый депозит), а также на 3 дня — 500 рупий. В некоторых случаях это выгоднее, нежели обычная проездная карта, но учитывая дешевые цены на метро, я ни разу не тратила 200 рупий за день на все поездки, потому предпочитаю использовать стандартную Travel Card, которой пользуются и сами горожане.

Фото и особенности делийского метро

В данном разделе я объединю свои впечатления от метро Нью Дели с фотографиями и особенности, о которых я узнала. Главное, я с уверенностью могу сказать, что делийское метро очень современное и довольно чистое, относительно других объектов Индии. Пользоваться им очень приятно и комфортно.

Читайте также:
Оформление визы в США для граждан Узбекистана

Среди впечатлений поделюсь-ка также особенностями, которые бросаются в глаза во время поездок на этом виде транспорта.

1. Пожалуй, одной из самых запоминающихся особенностей является то, что при входе в метро стоят полицейские и проверяют все сумки, словно в аэропорту. То есть вы кладете багаж на ленту, а пока вашу сумку сотрудники «просвечивают», проходите через кабинки, где по вам водят металлоискателем. Женщин проверяют женщины-полицейские, такие уж восточные особенности :)

2. Для пассажирок, кстати, есть и специально выделенные женские вагоны. Обычно они находятся в начале состава. Но я обычно не заморачиваюсь, езжу там, куда успела заскочить :) Сами индианки тоже не особо переживают и ездят в обычных смешанных вагонах, тем более семьями.

3. На станциях у платформ формируются специальные очереди для входа в вагон. Сделано это, чтобы не было толкотни. Но если вы уже были, например, в Бангкоке, то должны были видеть подобное.

4. При езде на эскалаторах, обратите внимание на таблички «Please Keep Left». В большинстве стран народ встает справа, чтобы слева могли пройти те, кто по эскалатору спускается/поднимается пешком. В Индии же все наоборот — вставать надо слева, а проходят люди справа. Все дело, конечно, в том, что Индия — это страна с левосторонним движением на дорогах. Правила сохраняются и в метро. И на тротуарах, кстати, я всегда иду в лобовую прохожим, привыкшая двигаться по другой полосе :)

5. Если вы внимательно посмотрите на карту выше, то увидите, что некоторые линии метро раздваиваются. Например, голубая или зеленая ветка. По этой причине стоит внимательно слушать, куда именно идет поезд. Скажем, стоите вы на станции RK Ahram Marg, решив поехать в Акшардхам (до одноименной станции Akshardham на этой же голубой ветке), то сначала поезд довезет до станции Ямуна Банк (Yamuna Bank), где нужно будет выйти и дождаться следующего поезда (отдельно жетон на проезд покупать не надо). И при прибытии следующего поезда обычно объявляется (также на табло пишется), либо он идет до станции Вайшали (Vaishali), либо до Нойда Сити Центр (Noida City Centre). Чтобы попасть в Акшардхам, вам нужно сесть на поезд до Noida City Centre.

6. По этому же принципу стоит обращать внимание на табло, а также слушать объявления в поезде, до какой станции он идет. Бывает, что поезда следуют не до последних станций. Опять же пример с голубой веткой. Как-то я ехала в гости до станции Дварка сектор 12 (Dwarka Sec 12), но не все поезда идут до туда. Как правило, один поезд доезжает только до станции Дварка (Dwarka), а следующий идет до конца, т.е. до станции Dwarka Sec 21. Если вы услышали, что поезд идет только до Дварки, то необходимо выйти из него на этой последней станции и на той же платформе дождаться следующего поезда.

7. Только в самом центре Нью Дели метро подземное, в остальных же частях города оно наземное и больше напоминает опять же бангкокский Скай Трейн, т.е. рельсы проложены над дорогами.

8. На центральной станции Rajiv Chowk, где пересекаются три основных ветки — Красная, Желтая и Голубая, — в специальных кармашках на стенах лежат актуальные карты метро. Брать их можно бесплатно, всегда пригождаются под рукой для ориентации.

Кстати, снимать в метро Нью Дели запрещено. Хотя сделать это легко удается, если полицейских поблизости нет.

Пользоваться метро в Дели очень удобно, дешево и приятно. В последние поездки я практически не прибегала к помощи колоритных рикш, т.к. они и цены задирают и обмануть могут, да и в принципе по пыльным шумным дорогам ездить менее приятно, нежели в относительно чистом метро. А еще, пользуясь рикшами, я всегда нахожусь в прострации, не понимаю где мы едем и куда меня везут, а с картой метро настолько все понятно, что благодаря ей я лучше ориентируюсь в городе и знаю разные районы. Но несомненно, в первую очередь стоит ориентироваться по ситуации и выбирать тот вид транспорта, который максимально подходит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: