Кто такие нелегалы в Российской Федерации. Ответственность за нелегальную миграцию.

Нелегалы: кто они?

Нелегальные мигранты — настоящая проблема нашего времени. Как бы ответственные органы разных страны не пытались бороться с ними, число незаконных мигрантов не уменьшается. Попробуем разобраться, кто такие нелегалы, какие права они имеют и что может им грозить при поимке.

Кто оказывается на нелегальном положении

Большое число людей уезжают в другую страну на заработки. Для одних это Россия, для других — страны Европы или США. Такие миграции объясняются экономическими причинами. Но есть как законопослушные, так и нелегальные мигранты.

Нелегалы — это не только люди, которые находятся в стране незаконно, но также и те, кто нарушил её миграционное законодательство. Например, предъявил поддельные документы или документы, утратившие силу.

Нелегальными мигрантами можно считать и людей, работающих по туристической или студенческой визе, если последняя не предполагает подработку. На нелегальном положении мигрант оказывается, если он незаконно пересёк границу страны или, находясь в другом государстве с просроченной визе, вовремя не продлил её.

Права нелегалов

Человек, находящийся на территории страны нелегально, в любом случае имеет меньше прав, чем гражданин этого государства. В Россию наибольшее количество мигрантов приезжает из Центральной Азии. В середине 2016 года их было примерно четыре миллиона человек.

Как правило, незаконные мигранты живут в дешевых общежитиях или на складах предприятий. Прав у них нет никаких, если не заключен официальный договор с работодателем, и социально эти люди не защищены. Отмечают, что нелегалы иногда могут попадать в трудовое рабство, а их работу некоторые наниматели оплачивают с большими задержками, иногда не оплачивают совсем.

С 2014 года был введён патент для граждан СНГ, прибывающих в Россию для работы. Патент— это документ, который даёт разрешение на работу. Для его получения нужно сдать экзамен на знание русского языка и получить медицинскую справку.

Патентом можно пользоваться в течение 12 месяцев. Его цена высока, иногда до пятнадцати тысяч рублей. Однако нелегалы не стремятся получить патент, они стараются сэкономить, ведь и этот документ не гарантирует никаких особых прав.

Традиционно раем для нелегалов считается США, но условия там отличаются от штата к штату. Страны, где больше всего нелегалов в Европе, – Испания, Италия и Португалия.

В США и Европе возможна легализация нелегальных мигрантов, которая зависит от даты въезда в страну, сроков пребывания, а также трудового договора. В России легализация нелегалов пока не осуществлялась.

Наказание за незаконное пребывание в стране

Обычно будущие нелегалы попадают в другую страну законно. Но иногда обнаруживают и необычные способы того, как нелегалы пересекают границу. Например, некоторые пытаются перевести ребёнка в чемодане или спрятаться в багажнике автомобиля. Чаще всего переходят границу в неохраняемом месте. Штраф за незаконное пересечение границы России достигает двухсот тысяч рублей, может быть заменён принудительными работами до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

Большое количество нелегалов работают в России. Многие компании используют этот дешёвый труд. Но если и работодатель не соблюдает закон, он будет вынужден платить штраф за наем нелегала.

Наиболее частые нарушения связаны с неверным оформлением трудового договора или его отсутствием, нарушением норм охраны труда (небезопасные условий труда и отсутствие средств индивидуальной защиты). За нарушение закона в первый раз нелегальный мигрант выплачивает штраф до семи тысяч рублей, а во второй раз ему грозит депортация.

Депортация как мера борьбы

В 2014 году из-за ужесточения миграционного законодательства увеличилось число нелегалов, депортируемых из страны. На поиск таких мигрантов и на возвращение их в родные страны миграционная служба РФ тратит значительные суммы. Иногда нелегалы после задержания пишут заявление об утере документов и указывают выдуманное имя. Таких иностранцев депортировать очень трудно, потому что невозможно установить даже их принадлежность к какому-либо государству.

Приговорить к депортации может только суд. Порядок депортации нелегала без документов следующий: после задержания нелегала в течение двух суток суд рассматривает дело. Затем происходит сама судебная процедура, она обычно длится 15-20 минут. После вынесенного решения мигрант должен покинуть страну.

Выезд может осуществляться за счёт самого мигранта, принимающей стороны (работодателя) или государства. Если высылка производится за счёт государства, то нелегала помещают в специальное учреждение — центр содержания иностранных граждан. Там нелегалы живут до депортации, которая происходит уже под конвоем.

Впрочем, по закону нелегал имеет право в течение десяти дней подать апелляцию, если он уверен, что с его документами всё в порядке, и решение о выдворении его из России неправомерно.

Чтобы избежать статуса нелегала, мигранту нужно в первую очередь обратиться в миграционную службу и оформить временную регистрацию, а также получить разрешение на работу.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Республики Марий Эл

Прокурор разъясняет

  • 17 сентября 2020, 17:15

Нелегальная миграция — это противозаконное проникновение в чужую страну с целью осуществления трудовой деятельности и временного или постоянного проживания.

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы основным направлением данной деятельности является совершенствование механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства, а также правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе путем регулирования ответственности лиц за совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в РФ, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности и приобретение гражданства.

Читайте также:
Что взять с собой на отдых во Вьетнам из вещей и лекарств?

В соответствии с федеральным законодательством под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в РФ в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за данные незаконные действия.

Статьей 322.1. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы сроком до 7 лет за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в России или незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания, жительства в жилом помещении в РФ, или иностранного гражданина, лица без гражданства по месту жительства (ст. 322.2 УК РФ) предусматривает ответственность в виде лишения свободы сроком до 3-х лет.

Совершение действий по фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в России (ст. 322.3 УК РФ) также может грозить лишением свободы на срок до трех лет.

В соответствии с примечанием к ст. 322.2 УК РФ и 322.3 УК РФ лицо, совершившее такое преступление может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Если Вам стало известно о фактах правонарушений в сфере миграционного законодательства, то призываем сообщить об этом в прокуратуру Республики Марий Эл по номеру 45-09-57.

Прокуратура
Республики Марий Эл

Прокуратура Республики Марий Эл

17 сентября 2020, 17:15

Ответственность за организацию нелегальной миграции.

Нелегальная миграция — это противозаконное проникновение в чужую страну с целью осуществления трудовой деятельности и временного или постоянного проживания.

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 – 2025 годы основным направлением данной деятельности является совершенствование механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства, а также правовой основы противодействия незаконной миграции, в том числе путем регулирования ответственности лиц за совершение фиктивных действий для получения иностранными гражданами прав на въезд в РФ, пребывание (проживание), осуществление трудовой деятельности и приобретение гражданства.

В соответствии с федеральным законодательством под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в РФ в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность.

Уголовный кодекс Российской Федерации содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за данные незаконные действия.

Статьей 322.1. УК РФ предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы сроком до 7 лет за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в России или незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания, жительства в жилом помещении в РФ, или иностранного гражданина, лица без гражданства по месту жительства (ст. 322.2 УК РФ) предусматривает ответственность в виде лишения свободы сроком до 3-х лет.

Совершение действий по фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в России (ст. 322.3 УК РФ) также может грозить лишением свободы на срок до трех лет.

В соответствии с примечанием к ст. 322.2 УК РФ и 322.3 УК РФ лицо, совершившее такое преступление может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Если Вам стало известно о фактах правонарушений в сфере миграционного законодательства, то призываем сообщить об этом в прокуратуру Республики Марий Эл по номеру 45-09-57.

Уголовная ответственность за организацию незаконной миграции (ст. 322-1 УК РФ)

Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается штрафом в размере до трехсотт тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Читайте также:
Как работает авиаперевозчик Lufthansa Cargo

Объектом преступления в зависимости от характера совершенного деяния является установленный порядок пересечения Государственной границы РФ или установленный порядок пребывания на территории РФ.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в совершении одного из следующих действий: а) организация незаконного въезда в РФ; б) организация незаконного пребывания на территории РФ; в) организация незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Во всех случаях речь идет о совершении указанных действий в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства.

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления – лицо, достигшее 16 лет.

Государственным обвинителем Зюзинской межрайонной прокуратуры г. Москвы в Зюзинском районном суде г, Москвы поддержано обвинение по уголовному делу в отношении Козловой О.Н., обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322-1 УК РФ.

Приговором суда установлено* что Козлова О.Н. совершила организацию незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

Так, она, являясь инженером по благоустройству ООО «ОЦС», имея корыстный умысел на получение дохода от осуществления трудовой деятельыосгш иностранных граждан, в нарушение установленного порядка миграционного учёта и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации, без соответствующего документального оформления трудовых отношений, приняла на работу Эшбобоева Ж. Т., Эгамбердиева X. У., Каландарова А.С., Чорщанбиева Ж, Ж., Рахмонова Т. Б., заведомо зная о нарушении ими установленного режима пребывания в Российской Федерации, выраженном в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, в нарушение порядка постановки на учёт по месту пребывания, временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина, и отсутствие документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, которым разъяснила условия осуществления трудовой деятельности, и в продолжение своего преступного умысла, для обеспечения выполнения возложенных ею на указанных иностранных граждан 1рудовых обязанностей, ввиду отсутствия у последних мест для проживания, организовала им незаконное пребывание в подвальном помещении дома по Балаклавскому проспекту города Москвы, получая за данные действия 1000 рублей с каждого иностранного гражданина.

Государственный обвинитель поддержал обвинение в полном объеме и просил признать подсудимую виновной в инкриминируемом преступлении и назначить ей справедливое наказание.

Суд согласился с мнением государственного обвинителя, тщательно выяснив все обстоятельства дела, установив мотив совершённого преступления, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, пришёл к убеждению о том, что вина Козловой О.Н. в совершении преступления материалами дела установлена и полностью доказана.

При назначении наказания, суд учёл характер и степень общественной опасности совершённого преступления, данные о личности подсудимой, обстоятельства дела, влияние назначенного наказания на исправление подсудимой, на условия жизни её семьи.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд посчитал то, что подсудимая ранее не судима, раскаялась в содеянном.

Суд признал Козлову O.H. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.322-1 ч.1 УК РФ, и назначил ей наказание в виде штрафа в размере 150000 рублей в доход государства.

Первый заместитель межрайонного прокурора Е.П. Сидоров

Штрафы за иностранных работников в 2020 году

  • 1 Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе
  • 2 Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры
  • 3 Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС
  • 4 Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах
  • 5 Штрафы за нарушение иммиграционных правил
  • 6 Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца
  • 7 Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур
  • 8 Уголовная ответственность за иностранных работников
  • 9 Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства
  • 10 Подводим итоги

Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны выполнять в отношении них не только нормы ТК РФ, но и строго исполнять обязанности, предусмотренные миграционным законодательством. Штрафы за его нарушение могут достигать миллиона рублей за каждого иностранного работника. За что и как в 2020 году наказывают должностных лиц, ИП и компании, привлекающих к работе иностранных граждан, расскажем в нашем материале.

Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе

Нарушения, связанные незаконным привлечение иностранцев к работе, наказываются штрафами по ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ:

Нарушение

Если вышеуказанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, применяются увеличенные размеры штрафов (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для граждан: от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для компаний: от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Штраф в указанном размере работодатель заплатит за нарушения, допущенные в отношении каждого иностранца в отдельности.

Как показывает судебная практика, по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штраф за нелегалов подрядчика могут наложить на генподрядчика — именно он допустил их к работе, не проверив легальность привлечения иностранной рабочей силы на строительном объекте (Постановление АС СЗО от 04.09.2018 по делу № А56-65169/2017).

Читайте также:
Горнолыжные курорты Армении: отдых зимой 2022

А вот если вас пытаются наказать за то, что вы не сообщили в орган по миграции об изменении трудовой функции иностранца (к примеру, перевели его из водителей в продавцы), то такой штраф будет незаконным. ВС РФ в Постановлении от 18.09.2020 № 31-АД20-3 напомнил, что работодателю не нужно уведомлять МВД об изменении должности, рабочего адреса и других условий труда иностранца, пока трудовой договор с ним не будет расторгнут.

Штраф за нарушение зарплатно-уведомительной процедуры

Работодатели обязаны отправлять в орган по миграции уведомление о выплате зарплаты иностранцам-высококвалифицированным специалистам (ВКС) ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 13 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным иностранным специалистам, если такое уведомление требуется по закону, наказывается штрафом: (ч. 5 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • на должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • на компанию: от 400 000 до 1 000 000 руб.

Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС

В ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ указаны размеры зарплат иностранцев-ВКС, ниже которых работодатель платить не вправе. Если работодатель выплачивает иностранцам-ВКС заработную плату с нарушением требований законодательства, ему могут грозить:

  • штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
  • запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах

Работодатель, привлекающий иностранцев к трудовой деятельности на торговых объектах, обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные федеральными законами и иными НПА (ст. 13.2-13.3 Закона № 115-ФЗ, ст. 15 Закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках…» и др.).

Наказание по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ может последовать, если ИП или компания, управляющие торговым объектом:

  • предоставил(а) торговое место на территории торгового объекта, производственного, складского или иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемого к работе;
  • выдал(а) иностранному гражданину, незаконно осуществляющему торговую деятельность, разрешение на ее осуществление;
  • допустил(а) иностранца, незаконно осуществляющего торговую деятельность, к ее осуществлению.

По ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ тех же лиц могут наказать за предоставление торговых мест на территории торгового объекта или иных помещений другим компаниям или ИП, у которых:

  • отсутствует разрешение на использование труда иностранцев, но они фактически привлекают их к работе;
  • работают иностранцы, не имеющие разрешения на работу или патент, если эти документы обязательны по закону.

Наказания за нарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ одинаковы по размеру штрафов и длительности приостановления деятельности.

За указанные нарушения, совершенные Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрены штрафы более значимых размеров:

  • на должностных лиц от 45 000 до 70 000 руб.,
  • на компанию — от 450 000 до 1 000 000 руб.

Штрафы за нарушение иммиграционных правил

По требованию органа миграции у работодателя, привлекающего к труду иностранцев, могут запросить документы в контрольных целях (данные учета иностранных граждан, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т. д.).

По ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодателю, не представившему или несвоевременно представившему по требованию органа по миграции документы или информацию об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль по законодательству РФ, грозит штраф:

  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на компанию — от 400 000 до 500 000 руб.

Подобные наказания введены в целях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроля за иммигрантами, находящимися в России.

Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца

Миграционное законодательство накладывает определенные запреты и ограничения, которые работодатель обязан учитывать, привлекая к трудовой деятельности иностранных граждан. К примеру, иностранные граждане, привлекаемые к работе в РФ, не вправе находиться на муниципальной службе или быть командирами гражданских воздушных судов. Полный перечень «запрещенных» для иностранцев профессий представлен в ст. 14 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Кроме запретов, в указанной статье приводятся и ограничения по определенным профессиям. Так, иностранцу не запрещено замещать должность главбуха только в том случае, если он имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ и соответствует законодательным требованиям (ч. 5 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).

Если данные запреты и ограничения работодатель игнорирует, может последовать наказание по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ:

Читайте также:
Транзитная пересадка в Цюрихе

Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур

На работодателя, привлекающего к работе иностранцев и выступающего в качестве принимающей стороны, возлагаются обязанности по постановке иностранных граждан на миграционный учет и снятие их с учета (Закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете…», Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета…»).

За невыполнение этих обязанностей наступает административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Исходя из судебной практики по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ штрафом могут быть наказаны как должностные лица, так и юридические лица. К примеру, компании не удалось отбиться от штрафа в 400 000 руб. за неисполнение обязанности по уведомлению подразделения по вопросам миграции об убытии иностранца (Постановление ВС РФ от 13.03.2020 № 5-АД20-28).

А в другом деле штраф 40 000 руб. по ч. 4 ст. 18.9 получил гендиректор компании, не сообщивший в орган миграции о прибытии иностранного работника (Постановление ВС РФ от 18.06.2019 № 18-АД19-24).

По ст. 18.9 КоАП РФ наказание может последовать за разные нарушения:

Нарушение

Уголовная ответственность за иностранных работников

Работодателю грозит уголовная ответственность, если он при постановке иностранца на учет по месту пребывания:

  • предоставит в орган по миграционному учету заведомо недостоверные сведения или документы;
  • не предоставит иностранцу помещение для фактического проживания (пребывания) или сам иностранец не намерен проживать в помещении, по которому поставлен на учет;
  • укажет адрес компании для постановки на учет иностранца, но фактически это лицо в данной компании трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность не осуществляет.

Все указанные случаи являются нарушением миграционного законодательства и расцениваются в качестве фиктивной постановки иностранца на учет по месту пребывания в РФ, за которое предусмотрено наказание по ст. 322.3 УК РФ.

Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства

Если ИП привлекает к работе иностранных граждан и допускает нарушения миграционного законодательства, он тоже может быть наказан.

В примечании к ст. 18.1 КоАП РФ законодатели уточнили, как разобраться с видами наказаний ИП за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранцев в РФ, предусмотренными гл. 18 КоАП РФ:

  • они будут указаны в тексте статьи обособленно — если меры отличаются от правил административной ответственности юридических лиц;
  • либо ответственность ИП отдельно в статье прописана не будет, но подразумевается, что она аналогична ответственности юридических лиц.

Таким образом, если в тексте статей гл. 18 КоАП РФ индивидуальный предприниматель не увидит упоминание об ответственности ИП, ему не следует забывать о данном примечании к ст. 18.1 КоАП РФ.

Верховный Суд подготовил разъяснения по уголовным делам о незаконной миграции в РФ

23 июня Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией», по результатам онлайн- заседания документ был отправлен на доработку.

В своем докладе судья Верховного Суда Олег Борисов отметил, что актуальность такого документа подтверждается судебной статистикой, согласно которой число осужденных за соответствующие миграционные преступления лиц является существенным.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов отметил, что грядущее постановление призвано обобщить судебную практику по уголовным делам, которая начала формироваться уже более 15 лет назад – с введением в Уголовный кодекс в 2004 г. статьи об организации незаконной миграции, последующим затем введением уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту пребывания и жительства и прочие преступления в сфере незаконной миграции. «Перекочевав из КоАП в УК РФ, данное деяние подняло волну уголовных дел, возбужденных в отношении “приглашающей стороны” в лице собственников квартир и юрлиц-работодателей. Известно о возбуждении в России многоэпизодных уголовных дел, когда собственники так называемых “резиновых” квартир одновременно регистрируют сотни или даже тысячи временных постояльцев», – отметил он.

Что следует считать незаконным въездом в РФ

В п. 1 документа обращается внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 322 (Незаконное пересечение госграницы РФ), 322.1 (Организация незаконной миграции), 322.2 (Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания/жительства в жилье, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в российском жилье), 322.3 (Фиктивная постановка на учет иностранца или апатрида по месту пребывания в РФ) Уголовного кодекса, учитывать требования российского законодательства, регламентирующего правила пересечения Государственной границы РФ, въезда в Россию и проезда через ее территорию, пребывания в РФ и выезда из нее.

«Это разъяснение необходимо в связи с бланкетностью уголовно-правовых норм, при применении которых в приговоре или в ином судебном решении по уголовному деле должны учитываться конкретные статьи законодательных или иных нормативных актов, требования которых были нарушены при совершении преступления», – подчеркнул Олег Борисов.

В п. 2 проекта разъясняется, что следует понимать под действительными документами на право въезда в РФ или выезда из нее в соответствии с ч. 1 ст. 322 УК РФ. Как следует из п. 3 документа, в качестве пересечения госграницы РФ без действительных документов на право въезда в Россию или выезда из нее надлежит квалифицировать прохождение лицом пограничного контроля с использованием заведомо поддельных (подложных) документов либо с использованием подлинных документов другого лица.

Читайте также:
Схема аэропорта Борисполь на карте Киева

Исходя из п. 4, предусмотренные ст. 322 УК преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом линии государственной границы независимо от места и способа ее пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через госграницу или без такового). В следующем пункте документа отмечено, что вышеуказанные преступления могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознает факт пересечения им госграницы с нарушением установленных требований.

В п. 6 проекта разъяснено, какие обстоятельства следует установить суду для квалификации деяния по ч. 2 ст. 322 УК РФ. В частности, суду необходимо установить, что иностранец или апатрид были осведомлены о том, что въезд в РФ не был разрешен им по законным основаниям. Согласно п. 7, если виновный два или более раза незаконно пересек госграницу РФ при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии у него единого умысла на осуществление таких действий, содеянное не образует совокупности преступлений и квалифицируется по соответствующей части ст. 322 УК РФ как одно преступление.

В соответствии с п. 8 документа нарушение правил пересечения государственной границы не образует состав преступления по ч. 1 ст. 322 УК РФ, если оно совершено лицом, имеющим при себе действительные документы на право въезда в РФ / выезда из нее и надлежащее разрешение, полученное в установленном российским законодательством порядке. Отмечено, что состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 322 УК РФ, отсутствует в случаях, когда въезд в РФ с нарушением этих правил совершен иностранцем или апатридом, в отношении которых не имеется запрета российских властей о въезде таких лиц в РФ по законным основаниям. Также подчеркнуто, что нарушением правил пересечения государственной границы не является ее вынужденное пересечение в силу чрезвычайных обстоятельств (например, вследствие несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, угрожающего безопасности судна).

Организация незаконной миграции

В п. 9 документа поясняется, что понимать под организацией незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ. Такое преступление квалифицируется как оконченное с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления хотя бы одного из соответствующих незаконных действий независимо от того, совершены ли такие действия или нет. При этом квалификация деяния не зависит от того, были ли привлечены к ответственности иностранцы или апатриды, в интересах которых оно было совершено (в частности, по той причине, что эти лица покинули Россию).

В следующем пункте отмечено, что, если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает совершение фиктивной регистрации (постановки на учет) иностранцев или апатридов по месту жительства (месту пребывания) в России, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 322.1, 322.2 или 322.3 УК РФ. Олег Борисов отметил, что этот пункт направлен на недопущение двойной ответственности за организацию незаконного пребывания в РФ иностранцев и апатридов, заключающегося исключительно в фиктивной регистрации таких лиц или постановке на учет по месту жительства/пребывания. В таких случаях, он отметил, деяние квалифицируется лишь по одному составу преступления.

Если же преступные действия состояли лишь в осуществлении фиктивной регистрации (постановке на учет) вышеуказанных лиц по месту жительства (месту пребывания) в целях создания условий для незаконного пребывания последних в России, содеянное квалифицируется по ст. 322.2 или 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 322.1 Кодекса.

В п. 11 проекта разъяснено, что создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным лицом или апатридом нескольких указанных в ч. 1 ст. 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства, а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранцами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ.

В п. 12 документа поясняется, какое деяние следует квалифицировать по п. «б» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ. В следующем пункте отмечено, если лицо организовало незаконный въезд на территорию РФ иностранцев или апатридов путем незаконного пересечения ими российской госграницы, содеянное им охватывается соответствующей частью ст. 322.1 УК РФ, но не требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 33 и ст. 322 Кодекса. Когда лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло российскую границу (например, в качестве проводника), то при наличии оснований его действия квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 322 и 322.1 УК РФ.

По словам адвоката АП МО Виктории Шевцовой, в настоящее время суды крайне формально подходят к рассмотрению данной категории дел. При этом фабула уголовных дел по ст. 322.1 УК носит объединяющий характер по всем действиям, которые можно отнести к организации незаконной миграции. Это поиск клиентов из числа иностранных граждан, нуждающихся во въезде в РФ и длительном пребывании в ней; организация фиктивных юрлиц в целях легализации пребывания вышеуказанных лиц в РФ; предоставление заведомо подложных документов в уполномоченные органы МВД России; получение материального вознаграждения в виде денежных средств за незаконное оформление приглашений иностранным гражданам на въезд и пребывание на территории РФ, а также их незаконную постановку на миграционный учет на территории РФ; фиктивная постановка на миграционный учет

Читайте также:
Рынки и ярмарки Франции

Фиктивные регистрация или постановка на учет по месту пребывания

Из п. 14 следует, что суды, рассматривая преступления по ст. 322.2 и 322.3 УК РФ, должны учитывать содержание понятий места жительства и места пребывания, фиктивной регистрации (постановки на учет), а также иные положения отечественного законодательства о праве граждан РФ на свободу передвижения, миграционном учете иностранцев и апатридов.

В п. 15 документа подробно описан состав преступлений по ст. 322.2 и 322.3 УК. В п. 16 обращается внимание судов, что за совершение преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ, ответственность несет собственник или наниматель соответствующего жилья, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной регистрации по определенному адресу. Также отмечено, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 322.3, является собственник или наниматель жилья, руководитель или иной уполномоченный работник организации, в которой иностранец или апатрид не осуществляют трудовую или иную законную деятельность, представивший в орган регистрационного (миграционного) учета сведения или документы для фиктивной постановки такого лица на учет по месту пребывания.

Виктория Шевцова согласилась с такими разъяснениями, но отметила, что в них не затрагивается момент, в чем должен выражаться преступный умысел и осознание лица, что его действия носят противоправный характер или могут наносить вред РФ. «Зачастую следствием и судами при рассмотрении дел не устанавливается факт осведомленности о противоправности деяний россиянина, поставившего на миграционный учет иностранца по месту своего проживания. Подразделения МВД и МФЦ, осуществляющие постановку на миграционный учет, обязаны разъяснять последствия таких действий, а также возможные сроки постановки на учет, поскольку правоохранительные органы иногда злоупотребляют своим правом и привлекают к ответственности граждан, которые решили, например, поставить на учет работников, ведущих у них ремонтные или хозяйственные работы. В таких случаях правоохранители квалифицируют умысел как направленный на фиктивное проживание с целью извлечения прибыли, игнорируя, в частности, тот факт, что иностранные граждане выполнили работы и уехали», – отметила она.

Если же сотрудник органа регистрационного (миграционного) учета, зафиксировавший представленные сведения о месте жительства или месте пребывания гражданина РФ, иностранца или апатрида, был заведомо осведомлен о фиктивности такой регистрации (постановки на учет), он несет ответственность за соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 322.2 или 322.3 УК РФ. Такие преступления, как отмечено в п. 17 проекта, могут совершаться только с прямым умыслом. Если же единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учет) по одному и тому же месту жительства или по месту пребывания одновременно двух или более граждан РФ, иностранцев или апатридов, содеянное им образует одно преступление.

Согласно п. 18 документа освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления на основании примечаний к указанным статьям не препятствует привлечению к уголовной ответственности за иные совершенные незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования). Олег Борисов указал на целесообразность расширения примечаний к ст. 322.2 и 322.3 исходя из различного понимания судами способствования раскрытию преступления как основания для освобождения от уголовной ответственности. «Это предложение требует детального обсуждения», – подчеркнул он.

В п. 19 проекта отмечено, что при правовой оценке действий без отягчающих обстоятельств, связанных с организацией незаконной миграции по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ либо с осуществлением фиктивной регистрации, судам необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 14 Уголовного кодекса о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Филипп Шишов назвал интересной такую рекомендацию. «В данном случае речь может идти скорее всего о единичной фиктивной регистрации или аналогичном одноэпизодном преступлении», – предположил он.

В п. 20 документа судам рекомендовано при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы РФ и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению; нарушения прав и свобод граждан; другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящей инстанцией, о чем необходимо выносить частные определения (постановления) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Виктория Шевцова полагает, что в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражены очень важные моменты, которые суды должны устанавливать в ходе рассмотрения подобных дел. «Это место и время совершения преступления, а также момент, каким образом государственные органы при постановке на миграционный учет или выдаче приглашений на въезд на территорию РФ выдают документы установленного образца, не проверив обоснованность выдачи данных документов, если это напрямую входит в их обязанность. Важно устранить этот пробел в законодательстве, который имеется на сегодняшний день», – убеждена эксперт.

Нелегалы в РФ: законодательство и ответственность

По данным Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, на 2017 год в РФ находилось до 10 млн нелегалов. Большинство из них – это трудовые эмигранты из стран ближнего зарубежья. Часто нелегалы становятся заложниками ситуации, оказавшись без финансовых средств из-за сотрудничества с недобросовестными работодателями.

Читайте также:
Как взять кредит в Финляндии иностранцу в 2022 году

Процедура миграционного учета для иностранных граждан в РФ

Основанием для процедуры учета мигрантов является уведомление иностранным гражданином ГУВМ МВД о своем прибытии на территорию РФ. Срок уведомления – 7 суток, за исключением граждан ЕАЭС и Таджикистана, которым на это отводится 30 и 15 дней соответственно.

Узнайте подробнее о том, какие нужны документы и как осуществляется процедура миграционного учета.

Типы нелегальных мигрантов

Нелегалы, то есть иностранные граждане, незаконно пребывающие на территории РФ, делятся на три группы:

  • кто незаконно пересек границу с РФ;
  • кто после законного пересечения границы остался на территории страны, уже не имея на то законных оснований;
  • лица, ведущие на территории страны нелегальную деятельность.

Незаконное пересечение границы может быть осуществлено следующими способами:

  • в ненадлежащих местах и при отсутствии необходимых разрешительных документов;
  • по поддельным документам;
  • с иной целью, чем та, что указана в документах и при ответе на вопрос сотрудника КПП.

Закон также определяет, кто такие нелегалы, находящиеся на территории страны незаконно после санкционированного пересечения границы:

  • лица, не прошедшие процедуру постановки на миграционный учет;
  • не получившие статус временно пребывающего, беженца или переселенца;
  • нарушающие правила транзита при пересечении территории РФ по пути в третью страну;
  • находящиеся в стране дольше срока, установленного разрешительными документами.

Государством за подобные действия предусмотрен ряд санкций. Каждый нелегал это знает, а потому заинтересован найти оправдания своему нарушению. Но ни отсутствие денежных средств, ни потеря документов таковыми не являются, и такому гражданину придется покинуть территорию страны.

Главные причины, побуждающие к нелегальной миграции

Разница в уровне жизни и социально-экономическом развитии превращает отстающие в своем развитии государства в доноров низкоквалифицированной дешевой рабочей силы для всех остальных. Но это еще не дает ответа на вопрос, каковы причины нелегальной миграции.

Согласно последним исследованиям социологов, занимающихся вопросами миграции населения, выделяются основные причины нелегального въезда или пребывания в РФ иностранных граждан:

  • несовершенство современного законодательства и высокий уровень бюрократизма систем регистрации и постановки на учет иностранных граждан, которым проще оставаться на нелегальном положении, чем оформляться официально;
  • недостаточный контроль границы на всей ее протяженности, из-за чего становятся возможны перевозки пассажиров с нелегалами на автовокзалах и прочие виды правонарушений;
  • несовершенство налоговой политики государства, из-за чего работодателю проще платить серую зарплату и содержать общежитие для нелегалов, чем официально работать с гражданами собственной страны или легальными трудовыми мигрантами.

К чему приводит нелегальная миграция

Поток нелегальных мигрантов существенно повышает напряженность в обществе и обостряет межнациональные конфликты.

Конкретными негативными последствиями этого становятся:

  • демпинг зарплат в результате переизбытка на рынке труда дешевой рабочей силы;
  • рост безработицы ввиду снижения количества вакансий;
  • повышение угрозы развития эпидемий из-за ненадлежащего санитарного контроля нелегальных мигрантов;
  • рост коррупции;
  • недостачи в государственном бюджете ввиду ненадлежащей уплаты налогов;
  • повышение уровня криминализации общества из-за повышения числа граждан с низким достатком или оказавшихся в неблагоприятной ситуации.
Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности

Последствия нелегальной миграции в РФ становятся реальной угрозой для национальной безопасности страны.

В результате увеличения числа незарегистрированных иностранных граждан развиваются следующие нежелательные процессы:

  • заметное изменение национально-этнического состава ряда регионов;
  • повышение угрозы совершения террористических актов;
  • рост межнациональных конфликтов;
  • обострение отношений между коренным населением и мигрантами по причине увеличения числа последних;
  • снижение уровня здоровья нации из-за новых вирусов и болезней.

Некоторые данные миграционной статистики

Как страна миграции, Россия наиболее привлекательна для граждан стран Средней Азии и ближнего зарубежья. Согласно данным за 2017 год, национальный состав мигрантов в Российской Федерации следующий:

СтранаКоличество прибывших в РФ мигрантов на 2017 г.

Резкое увеличение числа мигрантов из Украины связано с неблагоприятной обстановкой на востоке страны. Пик потока беженцев из Украины прошел, однако в ближайшее время ожидается стабильное увеличение числа прибывающих в РФ украинских граждан.

По данным за первое полугодие 2017 года, наблюдается общий спад миграционного прироста населения в РФ на 28%. При этом ряд регионов сохраняют за собой статус тех, куда чаще всего приезжают мигранты и где больше всего нелегалов в РФ.

Регион РоссииЧисло прибывших мигрантов

Обязанности и права мигрантов

Политическими правами на территории РФ обладают только граждане страны. Мигранты не могут участвовать в выборах, быть членами политических партий или принимать участие в референдумах.

Среди прав, которыми наделены мигранты на территории РФ, можно выделить:

  1. Личные – право на жизнь, защиту достоинства, на личную неприкосновенность и защиту имущества, неприкосновенность имущества и жилища, на свободу передвижения и выбора места жительства, свободу вероисповедания и свободу слова, вступления в брак, на информацию и на объединение, а также право на получение гражданства РФ.
  2. Экономические – свободное использование своего имущества и способностей для предпринимательской деятельности и разрешенных законодательством видов экономической деятельности, право обладания и распоряжения имуществом, наследования, выбора рода деятельности.
  3. Культурные – право на участие в культурной жизни и пользование услугами культурных учреждений, посещение культурных мероприятий и право на собственное творчество.
  4. Социальные – право на социальные пособия, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, образование.

К числу обязанностей мигрантов на территории Российской Федерации относятся:

  • конституционные;
  • общие обязанности всех лиц, находящихся на территории страны;
  • специальные обязанности мигрантов.

К числу специальных обязанностей мигрантов на территории России относятся:

  • оформление миграционной карты;
  • соблюдение сроков пребывания на территории РФ;
  • оформление полиса медицинского страхования;
  • наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда с территории страны;
  • сдача миграционной карты при выезде с территории РФ должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска;
  • выезд с территории РФ в случае сокращения изначального срока проживания / временного пребывания или аннулирования разрешения на временное проживание / вида на жительство.

Общая характеристика современной нелегальной миграции на территорию РФ

Исследования ученых-социологов позволяют составить примерный портрет нелегального мигранта в РФ: мужчина, от 20 до 34 лет, из крупного города. Из небольших городов прибывают только 25% мигрантов, из села – менее 15% от их общей численности.

Приезжают нелегальные мигранты с двумя целями:

  • попытаться легализоваться на территории РФ после въезда;
  • остаться на непродолжительное время с целью заработка.

Около 90% нелегальных мигрантов прибывают в РФ из стран ближнего зарубежья, и только 10% – из стран Юго-Восточной Азии. Основными путями проникновения в страну являются российско-монгольский, российско-китайский, российско-казахстанский участки государственной границы РФ, а также воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга. Говоря о том, как нелегалы пересекают границу, нельзя забывать и о проблеме коррупции.

Профилактические меры и борьба с нелегальной миграцией

К числу профилактических мер, способных значительно снизить темпы нелегальной миграции на территорию РФ, относятся:

  • реформирование и создание четкой правовой базы регулирования различных миграционных процессов;
  • введение визового режима с наиболее неблагополучными в плане нелегальной миграции государствами;
  • ужесточение санкций для предпринимателей и организаций, использующих труд нелегальных мигрантов;
  • повышение эффективности способов пограничного, а также миграционного контроля;
  • совершенствование механизмов пресечения правонарушений;
  • развитие международного сотрудничества в области борьбы с нелегальной миграцией.

Что касается текущей ситуации, то в России были созданы горячие линии для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, куда можно сообщить о фактах нелегального пребывания мигрантов. Это существенно упрощает отслеживание подобного рода правонарушений.

Горячая линия для сообщения о фактах нелегальной миграции в РФ

В других городах желающие могут подать жалобу в региональное подразделение миграционной службы.

В стране действует несколько узаконенных процедур, определяющих порядок депортации нелегалов без документов: выдворение, депортация и составление списка лиц, которым запрещен въезд на территорию РФ.

Процедура выдворения позволяет избежать нахождения в стране огромного числа нелегальных мигрантов, совершивших на ее территории те или иные административные правонарушения. Выдворение лица из страны делает невозможным его возвращение от одного года до пяти лет. Оплата выезда нарушителя на родину не всегда осуществляется за счет государства. Очень часто расходы возлагаются на работодателя нелегала.

Читайте подробнее о том, как осуществляется процедура выдворения.

В случае депортации нелегальные мигранты оставляют за собой право на последующий въезд в страну в ближайшее после выселения из страны время, но уже на законных основаниях. Депортация не влечет правовых последствий. Решение о ней принимается региональным подразделением ГУВМ МВД.

Узнайте о том, какие этапы включает в себя процесс депортации.

В особых случаях нелегальные мигранты попадают в список лиц, которым запрещен въезд на территорию РФ. Список можно посмотреть с помощью сервиса на сайте ГУВМ МВД «Проверка наличия оснований для отказа во въезде на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства по линии МВД России».

Прочитайте больше о работе сервиса и о том, как не попасть в черный список мигрантов.

Способы легализации

Процесс легализации иностранных граждан, незаконно находящихся на территории РФ или совершивших мелкие правонарушения, осуществляется по инициативе МВД РФ.

Процедура легализации заключается в амнистии нелегальных мигрантов и официальном оформлении их законного пребывания на территории страны.

Такие акции проводятся разово, и во время их осуществления любой нелегал может подать заявку и встать на административный учет. Подобные меры позволяют вывести из тени огромное количество иностранцев, незаконно проживающих в стране, и вернуть их под контроль правоохранительных органов и миграционных служб.

Уголовно-правовая ответственность для иностранных граждан за нелегальную миграцию

Незаконное пересечение государственной границы РФ и незаконное пребывание в стране классифицируется как административные правонарушения.

Ответственность за нелегальную миграцию разделяется между вовлеченными в нее сторонами:

  • иностранного гражданина – нелегального мигранта;
  • принимающей стороны.

В отношении нелегального мигранта могут быть использованы такие меры пресечения, как выдворение и депортация. Кроме того, согласно ст. 322 Уголовного кодекса РФ, предусмотрена уголовная ответственность за незаконное пересечение государственной границы России с наказанием в виде лишения свободы сроком до 2 лет для одного лица и до 5 лет для группы лиц. Штрафные санкции для нелегального мигранта могут составлять до 2 000 до 5 000 рублей в зависимости от региона.

В отношении принимающей стороны действуют следующие штрафные санкции:

  1. За нарушения при оформлении на работу иностранных граждан: 50 000–70 000 рублей – для физических лиц, 35 000–70 000 рублей – для должностных лиц и 400 000–500 000 рублей – для юридических лиц.
  2. За содействие незаконному пребыванию может быть назначен штраф за нелегала в размере: 2000–4000 рублей – для физического лица, 40 000–50 000 рублей – для должностного и 250 000–300 000 рублей – для юридического лица.
  3. За использование труда нелегальных мигрантов: 5 000–7 000 рублей – для физического лица, 35 000–70 000 рублей – для должностного лица, 800 000–1 000 000 рублей – для юридического лица.

Кроме того, юридическому лицу может грозить приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Заключение

Нелегальная миграция – проблема государственного масштаба. Потоки незаконно прибывающих в РФ иностранных граждан подпитывают нестабильность на рынке труда, в сфере налогообложения и дестабилизируют социальную обстановку в стране. И пока нелегалам не закрыли въезд полностью, негативные факторы будут присутствовать. Решением проблемы может стать упрощение процедуры регистрации иностранцев в РФ и совершенствование систем госконтроля. В любом случае выявление фактов использования труда нелегальных мигрантов наносит серьезный удар по кошельку организаций и частных предпринимателей, а также и самих нелегалов, которые, помимо финансовых потерь, чаще всего лишаются права въезда в РФ на несколько лет.

“Мнение”: нелегальные мигранты: Видео

Внимание!

Портал работает в тестовом режиме!

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: econ2@adm.khv.ru.

Обратная связь

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Аккредитация

Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.

Ошибка!

Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.

Подписаться на новости Хабаровского края

Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Закрыть ×

Обновлено 4 минуты назад

Уголовная и административная ответственность в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан

Миграционные процессы играют значимую роль в социально- экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов.

Вместе с тем, незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, организация незаконной миграции отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Недостаточная урегулированность миграционных процессов негативно влияет на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации является противодействие незаконной миграции, заключающееся, в том числе в совершенствовании мер ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, связанных с въездом, пребыванием (проживанием) иностранных граждан на территории Российской Федерации в нарушение требований законодательства.

Так, статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЭ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 322.2, 322.3, устанавливающими уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

В силу статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Указанные деяния наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вместе с тем, лица, совершившие преступления, предусмотренные данными статьями, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в статьях 18.8, 18.9.

Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.

Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства аналогичного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 7 тыс. руб.

За совершение указанных правонарушений, наряду с назначением штрафа, может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Более строгие санкции предусмотрены за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

Частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, в соответствии с частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 300 тыс. руб.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета в силу части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.

В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, что способно кратно увеличить общий размер наложенных штрафов.

Виталий Канцыбер,
прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности,
межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму, международно-правовому
сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: