Карта ДнепроГЭС, где находится ДнепроГЭС на карте мира

ДнепроГЭС

Монументальная ДнепроГЭС, находящаяся на юге Украины в черте города Запорожье, известна драматичной историей. Поиски лучших конструкторских решений, строительство на пределе возможностей экономики, два подрыва, пережитых в годы войны, и последующее восстановление делают одну из первых советских электростанций примечательным объектом. Подробнее с судьбой сооружения знакомит музей Днепровской ГЭС, расположенный в здании дирекции на правом берегу.

Панорамой ДнепроГЭС можно полюбоваться с северной стороны острова Хортица, посетив расположенный на нем исторический заповедник. Вблизи электростанции расположены Парк энергетиков (правый берег) и Парк металлургов (левый берег) с их достопримечательностями. По плотине ходит общественный транспорт, но добраться до другой стороны можно и пешком, если вы готовы преодолеть 1,5 километра — вдоль проезжей части тянется широкий тротуар.

С 2016 года Днепровскую ГЭС украшает обновленная подсветка. С наступлением темноты конструкция и льющаяся вода подсвечиваются желтыми и голубыми огнями. Кроме того в праздничные дни над плотиной запускают салют.

История ДнепроГЭС в Запорожье

Впервые о строительстве гидроэлектростанции в порожистой части Днепра в районе города Запорожье заговорили после революции 1917 года. Большевики понимали необходимость модернизации страны. Уже в 1920 году появился план ГОЭЛРО, который предусматривал возведение ГЭС под Екатеринославом (сегодня город называется Днепр).

Между Екатеринославом и расположенным ниже по течению Запорожьем русло реки было непригодным для судоходства из-за резких перепадов глубины. Новая ГЭС могла решить и эту проблему — возведенная плотина приводила к затоплению сложного участка и делала Днепр полностью судоходным, а ближайшие города и села вплоть до северной части Крыма получали дешевую электроэнергию.

Строительство

В 1921 году начались геодезические исследования. Возведение плотины планировали начать в 1923 году, а самой ГЭС — в 1925. Но работы начались гораздо позже по ряду причин. Во-первых, ГОЭЛРО предполагал одновременное строительство нескольких ГЭС, на что у аграрной страны, пережившей гражданскую войну, не было средств. Во-вторых, ДнепроГЭС была объектом Украинской республики, а не РСФСР, что подводило под проблему политический контекст. В-третьих, мешали разногласия между председателем комиссии по Днепрострою Л. Б. Троцким и генсеком партии И. В. Сталиным.

Проект разрабатывала группа ученых под руководством инженера И. Г. Александрова. Так как в СССР не было опыта строительства больших гидросооружений, в качестве консультантов привлекались специалисты из США. Наиболее значительна была помощь военного инженера Хью Купера, автора проектов нескольких электростанций и плотин.

Оборудование поставляли немецкие заводы Круппа. Основной элемент — гидротурбины — заказали американской General Electric. Днепровская ГЭС обошлась в сумму около $ 100 млн; с учетом постройки Соцгорода для проживания рабочих — в $ 400 млн.

Главным инженером назначили ученого А. В. Винтера. Он оптимизировал проект Александрова, сделав его не таким затратным и увеличив мощность возводимой ГЭС. В итоге в 1932 году с показателем 560 МВт новая украинская электростанция стала третьей в мире по мощности, уступив только 2 объектам из США.

Кто строил

Помимо Александрова и Винтера руководителем строительства был и архитектор В. А. Веснин. Внешний вид плотины, а также здание ДнепроГЭС разрабатывались им. Веснин занимался и Соцгородом, в котором жили рабочие. Этот район Запорожья отразил советское понимание роли архитектуры в формировании сознания населения. Соцгород строили как город будущего, город-сад, жители которого будут иметь общий быт. Он заполнен домами в 3 и 4 этажа с просторными квартирами, а облик некоторых зданий позволяет создать представление о советском авангардизме.

Но изначально рабочие жили в бараках. На стройку брали всех желающих, проект отличался большой текучкой кадров, строители были неграмотны. Для них пришлось организовать вечерние школы. Руководители участков были в привилегированном положении, особенно те, кто вступал в партию. Платили хорошо, к тому же выдавали паек.

Взрывы в 1941 и 1943 годах

При отступлении советских войск в августе 1941 году ГЭС взорвали. Кто это сделал и каковы были реальные последствия, обсуждается до сих пор. Большинство версий склоняется к тому, что приказ был отдан Генштабом. Подрыв привел к возникновению пролома длиной больше 130 метров и воды Днепра хлынули вниз, затопляя Хортицу и левый берег вместе с находившимся там мирным населением, беженцами, отступавшими войсками. По различным данным число жертв могло достигать 20 тысяч человек.

Захватив территорию, немцы восстановили ГЭС. Оккупанты использовали собственное оборудование, чтобы наладить работу. Когда в 1943 году фашистские войска отступали к Германии, они также решили взорвать электростанцию. Намерение удалось реализовать только частично — саперы СССР успели вывести из строя множество проводов, соединявших детонаторы.

Восстановление

До возобновления работы ГЭС потребовалась колоссальная работа саперов. Около 8 месяцев, с января до августа 1944 году конструкцию освобождали от мин, бомб, снарядов. С 1947 года по 1950 год происходило постепенное включение гидроагрегатов. Новое оборудование, купленное у General Electric, было мощнее прежнего.

В 60-х годах часть оборудования была модернизирована, но первая масштабная реконструкция состоялась только в «нулевых», стартовав в 1997 году.

Достопримечательности рядом с Днепровской ГЭС

В окрестностях ДнепроГЭС находится ряд достопримечательностей. Их посещение можно совместить с осмотром электростанции, тем более, что некоторые из них расположены так, что позволяют захватить всю панораму ГЭС.

Самый большой остров Днепра Хортица, входящий в состав одноименного заповедника, находится всего в километре от плотины. Северный берег представляет собой утес. В его окрестностях расположено место паломничества туристов, посещающих Запорожье — историко-культурный комплекс «Запорожская Сечь». Здесь реконструированы кузница, гончарня, дом атамана и другие постройки, можно посетить театрализованное представление. А затем подняться на холм в северной части и увидеть панораму ГЭС.

На правом берегу дорога с плотины выходит на площадь Винтера и пересекается названным в его же честь бульваром. Здесь стоит монументальное здание дирекции ГЭС и Дворец культуры энергетиков. В первом открыт музей ДнепроГЭС. Здесь можно не только осмотреть экспонаты, но и посетить экскурсию с визитом в действующий машинный зал. Телефон музея: +380 (612) 23-93-59. Он работает по будням с 9:00 до 14:00.

Читайте также:
Еда, я люблю тебя — Екатеринбург (5 сезон 2 серия)

Севернее дороги, ведущей с плотины, расположен Парк энергетиков. Пройдя через него в направлении реки, вы окажетесь на набережной Днепра. У кромки воды расположен городской пляж, оборудованный урнами и кабинками для переодевания. На верхней террасе есть скамьи, в теплое время работают палатки с напитками и закусками. Остальная часть парка приведена в относительный порядок, но встречаются заброшенные постройки советского времени.

На левом берегу плотина выходит к Парку металлургов. В нем установлены монументы, посвященные событиям Великой Отечественной войны, есть и статуя Богдана Хмельницкого. Вдоль центральной аллеи высажены молодые деревья, разбиты клумбы. Детские площадки украшены фигурами зверей и сказочных персонажей.

Севернее расположена Запорожская площадь, от которой начинается Соборный проспект — главная улица города. Пешеходная зона вблизи площади украшена фонтанами. Поблизости есть школьный двор, у входа в который установлены миниатюрные деревянные мельницы и колодцы. Также в начале проспекта располагается здание Музея истории оружия.

Как добраться до ДнепроГЭС в Запорожье

До плотины в Запорожье ходит множество общественного транспорта. Если вы хотите попасть на правый берег, нужно следовать до остановки «ДнепроГЭС», на левый — до остановки «Площадь Запорожская». До них довезут:

  • автобусы № 17, 18, 72;
  • маршрутки № 19, 21, 40, 40А, 45, 46, 61, 63, 65, 67, 69, 75, 76, 80, 81, 82, 84, 88, 89, 93;
  • троллейбусы № 1, 3, 8, 11, 17.

Добраться можно и на такси. В Запорожье работают такие перевозчики, как «Приват», «239», «Оптимальное», «Иван», «Макс» и другие. Также действует Uber, для заказа поездки воспользуйтесь мобильным приложением.

Видео с ночным видом на украшенную подсветкой ДнепроГЭС:

Панорама дороги на ДнепроГЭС:

Днепрогэс

ГЭС-I — 10 радиально-осевых; ГЭС-II — 3 поворотно-лопастных, 5 пропеллерных

6 х РО45-В-545, 1 х ПЛ 40-В-700, 2х, 3х, 5х, 1х

9х72, 1х2,6; 3х104,5; 5х113,1;

Однокамерный (действующий) и трёхкамерный (в ремонте)

154 кВ и 330 кВ (правобережные) и 154 кВ (левобережное)

Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина, ДнепроГЭС (укр. Дніпровська ГЕС ) — крупная гидроэлектростанция (ГЭС) на юге Украины, пятая ступень каскада гидроэлектростанций в Украине, обеспечивает электроэнергией Донецко-Криворожский промышленный район. Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе ДнепроГЭСа в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс.

Содержание

Технические характеристики

В состав гидроузла входят: здание машинного зала ГЭС-1 длиной 236 м и шириной 56 м, расположенное на правом берегу, в котором размещены 9 радиально-осевых гидроагрегатов (шесть гидроагрегатов РО45-В-545 с мощностью турбин 73,6 МВт, частотой вращения турбин — 83,3 об/мин; поставлены харьковским ОАО «Турбоатом» в 1997−2002 годах) [1] и 1 гидроагрегат собственных нужд мощностью 2,6 МВт, частотой вращения 428 об/мин; 5-этажное здание главного пульта управления; щитовая стенка ГЭС-1 длиной 216 м, водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м; машинный зал ГЭС-2; наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина длиной по гребню 251 м. Вначале все восемь турбин и пять электрогенераторов к ним были американскими. Но остальные три генератора изготовили на ленинградском заводе «Электросила». Американское оборудование частично работает и сейчас. Судоходные сооружения на левом берегу включают аванпорт в верхнем бьефе, трёхкамерный шлюз, однокамерный шлюз (шахтного типа) и низовой подходный канал. Для управления ГЭС используется автоматика, включающая телеметрию основного оборудования. Напорный фронт плотины длиной 1200 метров образует Днепровское водохранилище. Здание машинного зала ГЭС-1, облицованное розовым армянским туфом, является памятником архитектуры.

В 1969 начато расширение гидроузла строительством ДнепроГЭСа II мощностью 828 МВт, которое в комплексе с судоходным шлюзом было закончено к 1975—1980.

На начало 2001 года на станции работало 337 человек.

В 2010 г. был подписан акт приёма-передачи автодорожного переезда по плотине ДнепроГЭС с баланса города на баланс ОАО «Укргидроэнерго» [2] .

Ранние проекты

В течение многих столетий судоходство по Днепру было затруднено грядами порогов. Со времен Екатерины Великой разрабатывались проекты улучшающие судоходство на Днепре, в частности, над проектами использования энергии Днепра и создания судоходного пути через Днепровские пороги работали инженеры Н. С. Лелявский (1893 г.), В. Е. Тимонов (1894 г.), С. П. Максимов и Г. О. Графтио (1905 г.), А. М. Рундо и Д. И. Юскевич (1910 г.), И. А. Розов и Л. В. Юргевич (1912 г.). Основной акцент в разработке проектов делался на развитие судоходства; гидроэнергетика в этих проекта присутствовала в свете рачительного «использование даром протекающей воды». Регулирование расхода воды не предусматривалось [3] [4] . Но при царской власти эти проекты оставались неосуществленными. [5]

ГОЭЛРО

21 февраля 1920 года по инициативе В. И. Ленина была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО). В декабре 1920 года выработанный комиссией план электрификации всей страны был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов. [6] По плану вблизи города Александровск (ныне г. Запорожье, Украина) планировалось строительство крупной гидроэлектростанции — Александровской станции. Позже в плане ГОЭЛРО также использовалось и другое название станции — Днепровская гидроэлектрическая станция (ДнепроГЭС) [7] . Станция должна была разрешить ряд народо-хозяйственных проблем юга Украины:

  • обепечить сквозную навигацию вдоль всей протяженности реки. Для этого с помощью плотины затоплялась порожистая часть реки, растянувшаяся почти на 100 км от Екатеринослава до Александровска (ныне — Днепропетровск и Запорожье) и рядом с плотиной создавался внутренний каботажный порт, позволяющий плавание крупным морским судам от Чёрного моря до Киева.
  • снабдить дешевой электроэнергией Криворожский рудный район, Екатеринославский промышленный район, Херсон, Николаев и северную часть Крымского полуострова [7] . В г. Александровске планировалось создать крупный металлургический, машиностроительный комплекс.
Читайте также:
Куда отправиться на отдых в Австралии летом и зимой?

В музее В. И. Ленина в Москве хранятся подлинные документы и материалы о Днепрогэсе: среди них принятое в 1921 году постановление Совета Труда и Обороны «О строительстве Днепрогэса» о начале практической реализации плана ГОЭЛРО.

Ленинский лозунг «коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны» был движущей идеей в выполнении плана ГОЭЛРО [8] . В настоящее время памятник Ленину, находящийся рядом с плотиной ДнепроГЭСа, украшен этим лозунгом.

10 августа 1921 году, ещё до утверждения IX Всероссийским съездом Советов сроков реализации плана ГОЭЛРО, ещё было принято постановление СНК «об освобождении земель, подлежащих затоплению при строительстве гидроэлектростанции у города Александровска (Запорожье)». Земли под затопление освобождались в соответствии с проектом, созданным И. Г. Александровым по заданию на проектирование, которое было выдано 5 марта 1921 года [9] .

В проектировании и строительстве использовался опыт таких ГЭС, как «Куинстон (англ.)» на Ниагаре, «Айль-Малинь (фр.) русск. » на реке Сагеней и «Ла-Габель (фр.) русск. » на реке Св. Лаврентия [10] .

Место под строительство станции выбрали у колонии Кичкас, в пяти километрах от тогдашнего города [11] .

В условиях 1922 года немедленно приступить к воплощению в жизнь проекта было невозможно, поэтому в плане ГОЭЛРО на 1921—1922 годы были намечены только предварительные изыскания и подготовительные работы, а на 1923—1926 годы была запланирована постройка Александровской плотины [7] . Промышленность не производила энергоагрегатов требуемой мощности, а экономическая изоляция Советской России ещё не была полностью преодолена. Надвигающийся мировой экономический кризис, который не затронул СССР, помог решить проблему с поставкой оборудования — американская компания «General Electric» предложила полный цикл строительства ГЭС, однако в СССР уже была сделана разработка гидроэлектростанции, а у американской компании докупили только недостающее оборудование [10] .

Подготовка строительства

Планы

В плане ГОЭЛРО 1920 г. были подробно описаны этапы подготовительных и строительных работ по строительству Днепровской гидроэлектростанции, список необходимого оборудования для станции, линий электропередач и сроки реализации.

Этапы создания Днепровской гидроэлектростанции: [7] Александровская станция на Днепровских порогах (г. Александровск):

  • Предварительные изыскания и подготовительные работы — 1921—1922 гг.
  • Постройка Александровской плотины — 1923—1926 гг.
  • Постройка гидроэлектрической станции и установка механизмов — 1925—1928 гг.
  • Устройство сети высоковольтной передачи и трансформаторных подстанций по линиям Екатеринослав, Никополь, Кривой Рог и вдоль электрифицируемой линии железной дороги Александровск-Просяная — 1927—1929 гг.
  • Развитие сети непосредственной передачи в район Александровска для порта и промышленности — 1929—1930 гг.
  • Начало работ по увеличению мощности станции до 330 тыс. кВт — 1929—1930 гг.

Обсуждения в Политбюро ВКПб

ДнепроГЭС был одним из многих объектов плана ГОЭЛРО. [7] Сроки реализации плана ГОЭЛРО в части строительства Днепровской гидроэлектростанции были сдвинуты из-за крупных масштабов реализации плана ГОЭЛРО по возведению других электростанций, а также из-за повышенной сложности станции, нехватки средств и трудностями послевоенного времени. В комиссии по строительству станции участвовал Л. Д. Троцкий и работы по началу строительства станции шли с задержками [12] . Все в политбюро были активными сторонниками проекта, но из-за разногласий между Л. Д. Троцким и И. В. Сталиным Политбюро партии не могло принять окончательного решения о начале строительства. И. В. Сталин сдвинул начало строительства станции из-за нехватки средств. К концу 1926 года Сталин взял вверх над Троцким. Троцкий был смещен с поста председателя комиссии по Днепрострою и на XV партийной конференции было принято окончательное решение о начале строительства ДнепроГЭСа. 31 января 1927 года Политбюро приняло решение о начале возведения Днепростроя, в котором было подчеркнуто, что оно должно вестись «собственными ресурсами при условии привлечения компетентной иностранной помощи» [13]

Выбор проекта, американских консультантов, компаний

Строительство Днепровской гидроэлектростанции на общую мощность 558 тыс. квт (800 тыс. л.с.) было начато в 1927 году, оно проводилось особым Государственным Днепровским строительством «Днепростроем» под руководством начальника строительства А. В. Винтера и главного инженера Б. Е. Веденеева. [7] Автор проекта Днепровской гидроэлектростанции инженер И. Г. Александров предложил использовать весь перепад Днепра на порожистом участке в одной установке. В январе 1921 г. в Москве была создана проектная организация — Днепрострой. Несколько техников и инженеров во главе с И. Г. Александровым, две небольшие неотапливаемые комнаты в старом московском переулке — так начиналось проектирование Днепровской ГЭС. Сотрудники этой организации изучали найденные в архивах Петрограда и Киева материалы ранее проведенных на Днепре геодезических и гидрологических изысканий, а летние месяцы проводили на месте будущего строительства [14] . Этот одноплотинный вариант и был принят при окончательной разработке проекта, в котором участвовал коллектив специалистов И. Г. Александров, В. А. Веснин и другие. [7] 27 ноября 1926 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение о строительстве Днепрогэса. [5] Опыта строительства крупных гидротехнических объектов в Советском Союзе и в Европе не было [15] . В 1926 году в советском правительстве было принято решение отправить делегацию в США с несколькими целями: обсудить с ведущими американскими специалистами проект строительства ДнепроГЭСа, выбрать компании для закупки оборудования необходимого для реализации планов строительства Днепростроя и найти инвесторов для этого строительства [16] .

В 1920-х годах американская электротехническая промышленность значительно превосходила [15] промышленность любой другой страны. Переговоры проводились с известным американским гидростроителем Хью Купером (англ.) [15] [17] . Среди его достижений было строительство Торонтской электростанции (англ.) вблизи порогов Хорсшу (англ.) недалеко от Ниагарского водопада (проект закончен в 1907 году), электростанции Кеокук (англ.) на реке Миссисипи (закончена в 1913 году) и электростанции на озере Зумбро (англ.) (закончена в 1919 году) и плотина Вильсона (англ.) (закончена в 1924 году), по мощности почти равная ДнепроГЭСу [18] [19] .

Читайте также:
Виза в Экваториальную Гвинею 2022

Купер был очень впечатлён проектом Александрова, дал ему высокую оценку [16] . Для Александрова эта поддержка была важной, так как для него ДнепроГЭС был лишь началом выполнения общей стратегии ГОЭЛРО в преодолении технической отсталости России. В случае успеха строительства Днепровского промышленного узла эта политика получила бы дальнейшее распространение на всей территории Советского Союза.

Стоимость проекта и выполнимость проекта были технически обоснованы в плане ГОЭЛРО [7] .

На ранних этапах проектирования между Купером и советскими разработчиками станции велась оживленная дисскусия, за которой пристально наблюдал Сталин. Сохранилось письмо Сталина к Куйбышеву, где он настоятельно рекомендует прислушиваться к мнению американского специалиста. [20] . Перед тем как Купер был утвержден главным консультантом проекта, советское правительство выбирало между ним и специалистами из немецкого концерна Сименс. Инженеры Сименса были сильны в расчётах, но имели существенно меньший опыт строительства гигантских гидроэлектростанций. Одним из решающих факторов в выборе консультантов из США сыграло влияние Сталина, кто определял суть ленинизма как «русский революционный размах и американская деловитость» [21] . В конце концов победил Купер [22] .

Оборудование, поставляемое на строительство станции

  • Германия (заводы Круппа)
    • лесопильный завод — Гамбург,
    • высоковольтный трансформатор для испытательной лаборатории Днепростроя — Дрезден,
    • трансформаторы для временной подстанции Кичкаса — Нюрнберг,
    • паровые турбины временной станции — Мангейм,
    • завод Круппа делал камнедробилки — Магдебург,
  • Чехия
    • Витковицкие заводы делали детали для мостов Стрелецкого из силициевой стали [23] — Моравская Острава
  • США
    • General Electric — гидротурбины

Стоимость

Весь комплекс архитектуры Днепрогэса был большим достижением советской архитектуры первой пятилетки. Простые, строгие архитектурные формы Днепрогэса отвечали классическим требованиям к архитектурному ансамблю — его единству, целесообразности, прочности и красоты.

Кроме Днепрогэса архитекторы работали над конструкцией мостов. Первоначально через Днепр предлагалось построить металлические арочные мосты с массивными гранитными опорами большой высоты. Веснин предложил заменить их легкими и экономичными металлическими конструкциями. [источник не указан 15 дней]

Стоимость проекта станции вначале оценивалась в 50 млн долларов, позже цифра увеличилась до 100 млн долларов. Стоимость полного проекта, включающую стоимость шлюза, заводов и строительство Соцгорода составила 400 млн долларов [21]

После окончания Гражданской войны в условиях разрухи, международной изоляции, когда негде было получить займы на программу индустриализации, Советский Союз экспортировал нефть, лес и самый доходный товар — зерно. Эта торговля приносила в казну средства, но их не хватало. Их могла дать только русская деревня, которую обложили как прямыми, так и скрытыми налогами. В стране были введены завышенные цены на промышленные товары и сильно занижены — на сельские [24] . Об этой осознанной экономической политике выкачивания из деревни средств на индустриализацию говорил и писал Сталин, частности, в «Об индустриализации и хлебной проблеме» на Пленуме ЦК ВКП(б) июля 1928 года.

«Днепрострой начат!»

7 февраля 1927 года Винтер был назначен главным инженером, а вскоре начальником Днепростроя. 15 марта 1927 года на живописном берегу Днепра, на скале под названием «Любовь», взвился алый флаг с надписью «Днепрострой начат». [25]

Благодаря удачному выбору места для плотины, затоплению подлежали лишь 15,5 тыс. га земли, в большинстве своем малопригодной для сельского хозяйства [14]

По предложению А. В. Винтера дорабатывается и изменяется проект академика Александрова и проект производства работ, предложенный американской консультационной фирмой Купера. Вместо строительства в две очереди и установки турбин мощностью по 30 тыс. кВт Александр Васильевич на основании точных расчетов предлагает строить электростанцию в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с тринадцати до девяти и применив турбины по 60 тыс. кВт. Соответственно увеличивалась общая мощность ГЭС до 540 тыс. кВт. Американцы в то время не делали турбин такой мощности и были поражены, когда советский инженер предложил сварную конструкцию генератора и ротора. Впоследствии энергетики всего мира стали использовать сварные конструкции в больших агрегатах. [25] .

В 1930 году компания General Electric поставила пять генераторов для ДнепроГЭСа [26] . Девять турбин были поставлены Newport News Shipbuilding and Drydock Company, США. Первый агрегат был запущен 1 мая 1932 года. На открытии зажглись гирлянды электрических огней, на верху плотины загорелось имя Ленин, так плотина получила свое имя: ДнепрГЭС им. В. И. Ленина. [24] 10 октября того же года станция вступила в строй действующих предприятий. В 1939 году ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт.

Руководство проектом

Руководили проектом известные архитекторы, ученые, инженеры. Среди них (см.фотографии):

Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС)

Днепровская гидроэлектростанция (Днепровская ГЭС, ДнепроГЭС) – гидроэлектростанция на реке Днепр. На момент ввода в эксплуатацию в 1932 году это была самая мощная гидроэлектростанция в Европе и третья в мире.

Он а был а построен а в соответствии с первым советским экономическим планом Государственной комиссии по электрификации России ( ГОЭЛРО) и стал а символом индустриализации Советского Союза.

Днепровская ГЭС я вляется частью каскада гидроэлектростанций на реке Днепр. Находится в Запорожье к северу от острова Хортица .

Гидротехнические сооружения, построенные в 1927-1932 годах, включают в себя плотину длиной 760 метров и высотой 60 метров, водохранилище площадью 420 квадратных километров и Дн епровскую электростанцию мощностью 1569 МВт. Первоначально мощность электростанции составляла 560 МВт, она была увеличена при реконструкции в 1969-1980 годах.

Река Днепр – это восьмая по водности река Европы. С древних времен Днепр играл важную роль на транспорте как связующее звено между Черным и Балтийским морями.

Из всех естественных препятствий для судоходства Днепровские пороги, которые являются отрогами Карпатских гор и выходят во многих местах на поверхность земли, были одними из самых известных порогов в среднем течении, в честь которых было названо историческое место Запорожье.

Читайте также:
Едем в Аютайю самостоятельно: всё, что нужно знать

На протяжении 98 километров река образовала девять мощных порогов и значительное число заборов, островов и перекатов, что исключало возможность судоходства на этом участке.

В отчете Русского технического общества за 1913 год река Днепр считалась одной из самых удобных для строительства гидротехнических сооружений во всей Российской империи.

Водохранилище ГЭС затопило Днепровские пороги и позволило использовать судоходство в нижнем и среднем течении Днепра.

Гравитационная плотина ГЭС высотой 60 м состоит из правобережной части длиной 216 м, средней части с 26 переливными полями длиной 760 м и левобережной части длиной 251 м. Общая длина системы плотин составляет 1227 м.

На правобережной электростанции работают 9 турбин Фрэнсиса мощностью 665 МВт и один вспомогательный гидроагрегат мощностью 2,6 МВт, а на левом берегу – 8 турбин Каплана различных производителей мощностью в диапазоне 107 – 115 МВт. Средний рабочий уклон 38,2 м. Общая установленная мощность гидротехнических сооружений по состоянию на 2021 год составляет 1569 МВт.

Судоходство обеспечивается с помощью судоходных шлюзов на левом берегу. В 2019 году оригинальный трехкамерный шлюз находится на реконструкции, а транспорт осуществляется по однокамерному шлюзу со средним пребыванием 20 минут. Энергия воды не используется для получения энергии при опорожнении камер.

Долгосрочная среднегодовая выработка составляет 4,008 млрд кВтч, в 2016 году – 2,279 млрд кВтч. Энергия распределяется с правого берега по линиям 154 кВ и 330 кВ, с левого берега по 154 кВ.

Здание машинного зала 1932 года облицовано розовым армянским туфом и является памятником архитектуры.

История проекта, постройки и эксплуатации

В конце 19 века были созданы проекты, в которых использование энергии было лишь сопутствующим эффектом судоходства. Единственный проект с приоритетом производства электроэнергии был представлен в 1905 году Генрихом Осиповичем Графтио.

21 декабря 1921 г. постановлением правительства были даны конкретные указания об осуществлении большой программы плана ГОЭЛРО. В постановлении перечислены 30 районных электростанций, подлежащих сооружению, на общую мощность «приблизительно» 1500 тыс. кВт и намечен для полного осуществления срок в 10—15 лет.

В рамках плана ГОЭЛРО были подробно описаны все этапы подготовительных и строительных работ по строительству Днепровской гидроэлектростанции.

Уже в 1921 году при Комитете государственных сооружений была создана проектно-изыскательская организация «Днепрострой» во главе с И. Г. Александровым.

Но в начале 1920-х годов Советский Союз оказался в политической и, конечно же, технологической изоляции.

Самая мощная гидроэлектростанция в Российской империи (Гиндукушская ГЭС) имела мощность 1,3 МВт. С 1913 года американская электростанция Кеокук на Миссисипи вырабатывала 142 МВт, а с 1922 года канадская электростанция сэра Адама Бека I на Ниагаре вырабатывала 480 МВт.

В 1924 году были введены в эксплуатацию первые блоки электростанции Вильсона на реке Теннесси с запланированной общей мощностью 663 МВт.

Первая в мире коммерческая электростанция: Историческая электростанция Эймса в США

Именно в США в 1922 году побывала делегация советских специалистов, и начались переговоры о профессиональном сотрудничестве с ведущим строителем американской гидроэнергетики Хью Л. Купером, под руководством ккторого были построены электростанция Торонто на Ниагаре, электростанция Кеокук на Миссисипи и электростанция Вильсона.

С американскими экспертами связались и специалисты Siemens в Германии. Теоретические и материальные способности немцев ценились больше, а американцы ценили их опыт работы с большими водоемами. Окончательное решение в выборе главного консультанта принял сам Сталин, оценив сотрудничество с США как более эффективную часть экспорта революции.

Хью Линкольн Купер убедил Сталина в осуществимости проекта, и с 1926 года Купер регулярно приезжал в СССР на 6 лет со средней продолжительностью пребывания около 2 месяцев в году.

Строительство ДнепроГЭС, 1931 год

Полковник Хью Купер из инженерного корпуса армии США, позирует на фоне плотины ДнепроГЭСа, которую он помогал строить в качестве приглашенного советским правительством главного инженера-консультатна. Фото Маргарет Бурк-Уайт. 1931 г.

Американские компании поставляли турбины и генераторы. Немецкие заводы “Krupp” поставляли оборудование для деревообрабатывающего завода, трансформаторы для временных станций, паровые турбины для временных трубопроводных систем и камнедробилки.

В декабре 1926 года была торжественно запущена в эксплуатацию Волховская ГРЭС – первая электростанция по плану ГОЭЛРО. Автор и исполнитель проекта Генрих Осипович Графтио был переведен на строительство Нижне-Свирской электростанции, а Александру Васильевичу Винтеру, который работал до этого на Шатурской ГРЭС было поручено руководство строительством гидроэлектростанции на Днепре.

Проект электростанции разработал профессор Иван Гаврилович Александров, Виктор Александрович Веснин назначен архитектором. Строительство началось в апреле 1927 года.

Поле строительства ГЭС мост через Днепр по проекту оказывался в зоне затопления, однако необходимо было сохранить эту важную транспортную связь.

Изначально предлагалось строить новые металлические мосты на массивных гранитных столбах большой высоты. Позже было решено заменить гранитных гигантов легкими и более дешевыми стальными арками.

Наиболее подходящий материал для этого решения – сталь с более высоким содержанием кремния, что заставило обратиться в одну из передовых сталелитейных стран тогго времени – Чехию. Детали для моста рядом с новой ГЭС делали на Витковицких заводах.

Самая большая из арок моста пролетом 224 метров когда-то была самой большой в Европе. В августе 1941 года перед наступающими немцами мост будет разрушен вместе с плотиной.

Поврежденная плотина электростанции под стальной аркой (август 1941 года)

Огромных успехов добился СССР в области гидротехнического строительства. Были одержаны блестящие победы на Магнитострое (первая в мире по длине плотина была закончена вместо 120 дней в 70 дней) и на Днепрострое. Эти победы тем более значительны, что мы делаем лишь первые шаги. Только ГОЭЛРО положил начало крупному гидротехническому строительству в СССР, создающему крупнейшие гидротехнические сооружения нашей эпохи.

— «Гидротехническое строительство», № 1, 1931

1 мая 1932 года был пущен первый энергоблок гидроэлектростанции «Днепрогэс», а торжественное открытие состоялось 10 октября 1932 года. Проектная мощность 560 МВт была достигнута в 1939 году.

Читайте также:
Рубрика: Новости о Визах и Миграции

Укладкой последней бадьи в гребенку плотины 28 марта 1932 года закончен героический этап борьбы человека со стихией. Стихия была окончательно подчинена, и ее силы поставлены на службу социалистическому обществу. Днепровская плотина существует, и подпертые ею воды Днепра приводят в движение крупнейшие турбины в мире. В мире плотины, равной по величине Днепровскому бетонному гиганту. Заканчивая плотину в завершающем году первой пятилетки, страна строящегося социализма опережает на этом участке европейскую технику и становится на один уровень с лучшими образцами американской техники.

— Дукаревич С. Днепрогэс. Как строилась плотина, гидростанция и шлюз, 1932 год

“Днепровская плотина” – почтовая марка СССР 1932 года из серии “15-летие Великой октябрьской революции”

ДнепроГЭС в 30-х годах

При отступлении советских войск в начале Великой Отечественной войны была предпринята попытка эвакуировать технику со всех энергетических заводов на Урал. В полной мере это было возможно только на Волховской ГРЭС. Однако транспортировка оборудования с гидроэлектростанции «Днепрогэс» для конструкций таких огромных размеров была невозможна.

18 августа 1941 г., около 20:00 – 20:30, после прорыва советской обороны в Запорожье немецкими войсками плотину взорвали солдаты НКВД. Приказ об уничтожении электростанции отдал сам Сталин.

Взрыв в 20 тонн тротила пробил дыру длиной 135 метров, через которую вылилась ударная волна, вызвав затопление и разрушение прибрежной зоны. В конечном итоге река Днепр фактически замедлила дальнейшее продвижение немецких войск на южном участке фронта, и бои за мост под плотиной продолжались до середины сентября.

К лету 1942 года немецким строителям удалось отремонтировать плотину и ввести в эксплуатацию часть гидроэлектростанции.

Осенью 1943 года во время ответного движения Красной Армии во второй раз произошло управляемое разрушение Днепрогэса. В отличие от ситуации 1941 года, целью было не частичное, а полное разрушение гидротехнических сооружений.

В электростанции и в полостях плотины хранилось более 300 тонн взрывчатки различного военного назначения. Однако советским инженерам и десантникам удалось удалось повредить часть проводов, шедших к детонаторам. Памятник этим воинам впоследствии стал украшением плотины.

С января по август 1944 г. с гидротехнических сооружений было снято более 66 тонн авиабомб и 26000 мин артиллерийских орудий и ручных гранат.

Реконструкция электростанции проходила в 1944–1950 годах. В 1946 году американская компания General Electric поставила новые генераторы мощностью 90 МВт вместо полностью разрушенных по сравнению с первоначальной стоимостью 77,5 МВт. Первый блок был введен в эксплуатацию в марте 1947 года, последний – в мае 1950 года. Суммарная мощность электростанции увеличилась до 585 МВт.

” Восстановление ДнепроГЭС” – коверт с почтовыми марками СССР, 1947 год

“В шлюзе Днепрогэса” – открытка 1969 года

Фотографии Днепровской гидроэлектростанции в Запорожье в наше время:

В конце 1960-х годов был решен вопрос увеличения мощности ГЭС, судоходной емкости шлюзовой системы и проезжей части плотины. Последующая реконструкция проводилась с 1969 по 1980 год.

В ходе этой реконструкции на левом берегу был построен еще один машинный зал, в котором было установлено 8 блоков суммарной мощностью 103,5 МВт. Построен новый однокамерный шлюз, рассчитанный на треть времени заполнения камеры. Плотина была реконструирована и значительно расширена.

Новая электростанция на левом берегу работала с максимальной мощностью 828 МВт. Общая мощность обеих электростанций превысила возможности вырабтки электроэнергии со средним стока Днепра более чем в три раза, и поэтому гидротехнические сооружения перешли из проточного режима в пиковый с суточным или недельным регулированием в течение большей части года. Благодаря способности обрабатывать большие весенние потоки, среднегодовая выработка увеличилась с 1,5 до 3,7 млрд кВтч.

Высоковольтные линии электропередач на острове Хортица:

ДнепроГЭС, г. Запорожье

  • Теги:
    • Памятник архитектуры,
    • Памятник воинам 1939-1945,
    • Памятники,
    • Панорамный вид на местность,
    • Техногенные объекты ,
    • ГЭС,
    • Канал,
    • Плотина (Дамба)

Оценка: +73 / 15 участников / 4 рекомендации / (+0) (-0) качество

  • Украина › Запорожская область › ЗАПОРІЖЖЯ (Олександрівськ)

ДнепроГЭС – крупнейшая в Европе гидроэлектростанция, построена в 1932 году, одна из наиболее глобальных достопримечательностей Запорожья и Украины.

Технические характеристики

Основание Днепрогэса, как и близлежащая территория, покоится на породах Украинского щита.

В состав гидроузла входят: здание машинного зала ГЭС-1 длиной 236 м и шириной 56 м, расположенное на правом берегу, в котором размещены 9 радиально-осевых гидроагрегатов (шесть гидроагрегатов РО45-В-545 с мощностью турбин 73,6 МВт, частотой вращения турбин — 83,3 об/мин; поставлены харьковским ОАО «Турбоатом» в 1997−2002 годах) и 1 гидроагрегат собственных нужд мощностью 2,6 МВт, частотой вращения 428 об/мин; 5-этажное здание главного пульта управления; щитовая стенка ГЭС-1 длиной 216 м, водосливная криволинейная плотина длиной по гребню 760 м.; машинный зал ГЭС-2; наибольшей строительной высотой 60 м; глухая плотина длиной по гребню 251 м. Вначале все восемь турбин и пять электрогенераторов к ним были американскими. Но уже шестой, седьмой и восьмой генераторы изготовили на ленинградском заводе «Электросила». Американское оборудование частично работает и сейчас. Судоходные сооружения на левом берегу включают аванпорт в верхнем бьефе, трёхкамерный шлюз, однокамерный шлюз (шахтного типа) и низовой подходный канал. ГЭС автоматизирована, оборудована телеуправлением, телеизмерением и телесигнализацией основного оборудования. Напорный фронт общей длиной 1200 м образует Днепровское водохранилище. Здание машинного зала ГЭС-1, облицованное розовым армянским туфом, представляет собой памятник архитектуры.

В 1969 начато расширение гидроузла строительством ДнепроГЭСа II мощностью 828 МВт, которое в комплексе с судоходным шлюзом было закончено к 1975 — 1980 .

На начало 2001 года на станции работало 337 человек.

История сооружения и эксплуатации

Строительство ГЭС началось в 1927 году, для этого было создано предприятие «Днепрострой». Этому предшествовала напряженная работа по разработке плана строительства. Автором проекта был инженер Иван Гаврилович Александров. Опыта строительства крупных гидротехнических объектов в Советском Союзе не было. В 1926 году в советском правительстве было принято решение отправить делегацию в США с несколькими целями: обсудить с ведущими американскими специалистами проект строительства ДнепроГЭСа, выбрать компании для закупки оборудования необходимого для реализации планов строительства Днепростроя и найти инвесторов для этого строительства.

Читайте также:
Кременчугское летное училище гражданской авиации

В 1920-х годах американская электротехническая промышленность значительно превосходила промышленность любой другой страны. Переговоры проводились с Хью Купером ( англ. ) к тому времени известным американским гидростроителем. Среди его достижений было строительство Торонтской электростанции ( англ. ) вблизи порогов Хорсшу недалеко от Ниагарского водопада (проект окончен в 1907 году), электростанции Кеокук ( англ. ) на реке Миссисипи (окончена в 1913 году) и электростанции на озере Зумбро ( англ. ), (окончена в 1919 году) [12] .

Х. Купер был очень впечатлён проектом Александрова, дал ему высокую оценку. Для Александрова эта поддержка была исключительно важной, так как для него ДнепроГЭС был лишь началом выполнения его стратегии в преодолении технической отсталости России. И. Г. Александров восхищался достижениями американской индустрии и технологии и всячески пропагандировал внедрение её достижений в России. В случае успеха строительства Днепровского промышленного узла эта политика получила бы дальнейшее распространение на всей территории Советского Союза

В конце 1926 года Х. Купер выехал в Россию, встречался и убеждал членов правительства и партии (Рыков, Куйбышев, Сталин) в выполнимости проекта, хвалил его, при этом внёс некоторые изменения и поправки, которые улучшили и удешевили стоимость проекта. В 1930 году компания General Electric поставила пять генераторов для ДнепроГЭСа. Первый агрегат был запущен 1 мая 1932 года. 10 октября того же года станция вступила в строй действующих предприятий. В 1939 году ДнепроГЭС достиг проектной мощности 560 МВт.

17 сентября 1932 года «за особо выдающуюся работу на Днепрогэсе» 6 американских консультантов, в том числе шеф-консультант Хью Купер и инженер «General Electric» C. Дж. Томсон , были награждены орденами Трудового Красного Знамени. Илья Ильф и Евгений Петров , в своей «Одноэтажной Америке» впоследствии описывали свою встречу с Томсоном и его воспоминания о работе в СССР. На открытии ГЭС присутствовали Орджоникидзе и Калинин, поздравление строителям прислал И. Сталин.

В начале Великой Отечественной войны, 18 августа 1941 года после прорыва немецких войск в районе Запорожья плотина ДнепроГЭСа была взорвана работниками НКВД, оборудование машинного зала уничтожено. Взрыв 20 тонн тола частично разрушил плотину вызвав многометровую волну. В плавнях и береговой зоне погибли тысячи людей среди солдат, местного населения. Немецкое командование оценивало свои потери в живой силе в 1500 человек. Исполнители были приняты за диверсантов и арестованы контрразведкой, но освобождены после вмешательства их руководства.

Для восстановления переправы через Днепр и электростанции разрушенная часть плотины была восстановлена немецкими строительными частями, а летом 1942 года вместо выведенного из строя заработало новое, немецкого производства оборудование гидроэлектростанции.

Осенью 1943 года при отступлении немцев плотина Днепрогэса снова была взорвана. При этом план полного уничтожения плотины был реализовал не полностью, поскольку советским саперам и разведчикам удалось повредить часть проводов идущих к детонаторам.

Электростанция была вновь пущена в 1944 —1950 годах. При восстановлении с января по август 1944 года сапёры извлекли из тела плотины 66 тонн бомб и взрывчатых веществ, 26 тысяч мин, снарядов и гранат.

После войны проект восстановления Запорожья и станции возглавлял В. А. Веснин. При его консультациях возрождением комплекса занимался один из авторов проекта Г. Орлов. В этот период в архитектуру электростанции были внесены некоторые изменения, направленные на «обогащение» ее архитектурного образа.

Американская компания General Electric поставила в 1946 г. новые генераторы для ДнепроГЭСа, взамен разрушенных во время войны. Вес генератора составил около 1020 тонн. Мощность генератора составила 90 МВт против мощности 77,5 МВт старых генераторов. Диаметр генератора свыше 12 м.

В 1947—1973 гг. главным инженером Днепровской ГЭС был Анатолий Яковлев . После войны первый гидроагрегат был включен в электросеть в марте 1947 г., а последний — в мае 1950 г. При Яковлеве была проведена реконструкция и усовершенствование основного и вспомогательного оборудования, что позволило повысить надежность и экономичность работы гидроэлектростанции. Мощность восстановленного Днепрогэса превысила довоенную на 16 % и составила 650 тыс. кВт. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, происходящая в 1950—1960-х годах под руководством А. Ф. Яковлева, повысила квалификацию персонала, вдвое сократила эксплуатационный персонал и увеличила межремонтный период гидроагрегатов до 6—8 лет.

ДнепроГЭС входил в Единую энергетическую систему Европейской части СССР и снабжал электроэнергией Приднепровье, Донбасс и Кривой Рог.

В 2008 году начата реконструкция машинных залов станции. Харьковское предприятие ОАО «Турбоатом» производило на ДнепроГЭС II замену турбины пропеллерного типа на турбину поворотно-лопастного типа ПЛ 40-В-700 номинальной мощностью 115 МВт и диаметром рабочего колеса 7 м, вес около 500 тонн. Поворотно-лопастная турбина позволит увеличить надёжность гидротурбинной установки, объём вырабатываемой электроэнергии, и может эксплуатироваться в более широком диапазоне по напорам и нагрузкам.

ДнепроГЭС

Запорожская обл., г. Запорожье, бульвар Винтера, 1

В Запорожье вы не увидите причудливых замков и старинных вилл с башенками, зато для любителей индастриала в этом городе – настоящий рай! Одна из самых интересных локаций, несомненно – ДнепроГЭС. Мощное строение возвышается над Днепром, внушая уважение и страх одним своим видом. А заглянув внутрь, вы увидите огромные машины, заточенные в бетон. С первого взгляда трудно поверить, что ДнепроГЭС построили и управляют им обычные люди, которые выглядят в масштабах станции крошечными муравьями.

Внутри трансформера
Экскурсия по ДнепроГЭСу понравится и взрослым, и детям. Первые смогут по достоинству оценить величие сооружения и сложные технологические решения, а у детей сложится впечатление, будто они побывали внутри гигантского трансформера. Гул и шум от работающих турбин, легкая вибрация стен – всё вокруг создает впечатление, что ГЭС – это живое существо, которое дышит, движется и вот-вот, кажется, распрямится на всю свою мощь и бетонной рукой будет и дальше сдерживать стихию Днепра.

Читайте также:
Мой отзыв о мануальном объективе Super Takumar 55mm

Как это работает
Днепровская ГЭС – старейшая на Днепре. Гидроэлектростанция соединяется тремя огромными частями, которые взаимодействуют между собой. Без функционирования одной – не будет работать вся махина по производству электроэнергии:
1. Видимая каждому часть – плотина, служит для создания перепада уровня воды.
2. Машинный зал ДнепроГЭС-1. За ним находится специальная камера для обеспечения постоянного давления воды.
3. Машинный зал ДнепроГЭС-2. Здесь установлены турбины, вырабатывающие электроэнергию.

Обо всех тонкостях работы ДнепроГЭС вы узнаете уже внутри, рассмотрев чертежи и документы, освещающие процессы строительства и проектирования станции. Не планируйте длительную экскурсию – в двух экскурсионных залах, чтобы всё осмотреть, достаточно провести около 1,5 часов. Но есть несколько локаций, которые стоит увидеть обязательно:
– огромный макет турбины в разрезе;
– машинный зал, куда можно заглянуть с балкона. Внутри всё в работе, всё гудит и движется!
– лестница здоровья;
– макет станции;
– памятное панно;
– диорама строительства.
Чтобы максимально оценить всю красоту и величие массивной сооружения, не поленитесь прогуляться по длинному мосту, который ведет к гидроэлектростанции. Уже с его середины ГЭС раскроется перед вами во всей красе. С этого ракурса вид гораздо интереснее, чем со стороны города и острова Хортица.
И обязательно поднимитесь на верхнюю часть плотины! Оттуда открывается панорамный вид на город и можно сделать очень красивые снимки.

Интересные факты о строительстве ДнепроГЭС
1. О строительстве ДнепроГЭС снято несколько документальных фильмов. Перед посещением станции стоит посмотреть хотя бы один. Кадры, на которых строители утрамбовывают ногами бетон, а ручными лопатами копают огромные котлованы, вспомнятся уже внутри и усилят впечатление от экскурсии!
2. Стоимость полного проекта ДнепроГЭС на 1927 год, который включал стоимость шлюза, заводов и строительство Соцгородка, составила 400 млн. долларов.
3. Для сооружения станции потребовалось затопить 15,5 тыс. га земли. Скалы, находящиеся в том месте, взрывали с помощью вещества под кодовым названием «Живая икра».

Кладбище боеприпасов или взрывной момент в истории ДнепроГЭСа
Советская власть приказала подорвать плотину ДнепроГЭСа и уничтожить всё оборудование, когда фашистские войска вошли в Запорожье во время Второй мировой войны. В 1944 году всё начали восстанавливать. Тогда саперы извлекли из середины плотины 66 тонн взрывчатых веществ и 26 тыс. снарядов и гранат. Восстановление продолжалось 6 лет.

Бонус
Если хочется рассмотреть плотину ДнепроГЭС изнутри, а также остров Хортица вдоль – воспользуйтесь экскурсионным катером. Его маршрут берет начало на Речном порту (Парковый бульвар, 1), проходит через шлюз к речному вокзалу “Запорожье” (ул. Ореховая Бухта, 1а). Так вы и увидите работу гидроэлектростанции, и сможете насладиться панорамными видами красивейших частей обоих берегов Днепра в Запорожье.

uritsk

Страница путешественника

Днепровская гидроэлектростанция, или просто ДнепроГЭС, безусловно стоит особняком среди всех шести плотин на Днепре. Первенец советской гидроэнергетики, “великая стройка коммунизма”, самая крупная ГЭС в мире на момент её строительства; плотина, скрывшая под водой страшные Днепровские пороги, на протяжении столетий наводившие ужас на всех путешественников и разрывавшие Днепр на две, практически не связанные между собой части. Градообразующее предприятие Запорожья, благодаря которому обеспечивается энергией более двадцати крупных предприятий. Наконец – она просто невероятно красива! Промышленные постройки редко радуют глаз, а тут – лёгкая изящная дуга, словно кружево на воде.

1. ДнепроГЭС – фото 1968 года.

Долгие годы выше того места, где сейчас находится ДнепроГЭС, находилась группа Днепровских порогов – в этом месте река пересекает выходы гранитных горных пород Украинского геологического щита. Пороги простирались более чем на 100 километров, от нынешнего Днепропетровска до Запорожья и делили Днепр на две части – судоходство через пороги было практически невозможно. Гидроэнергетический потенциал этого участка реки был понятен давно, и проекты строительства ниже порогов мощной гидроэлектростанции, обеспечившей бы также сквозной судоходный путь по Днепру – существовали ещё с конца XIX века. Однако реальное воплощение этих проектов началось только в 20-х годах XX столетия. Новая ГЭС должна была обеспечить сквозное судоходство через пороги, обеспечить дешёвой электроэнергией юг Украины и способствовать развитию новых промышленных комплексов молодой страны.

Это был очень смелый проект для того времени, заложивший основу блестящей отечественной школы гидроэнергетического строительства, известной сегодня на весь мир. Главным инженером этого проекта стал академик Иван Гаврилович Александров, стоявший у истоков гидроэнергетики в нашей стране. Именно Александров предложил проект строительства на Днепровских порогах не каскада из нескольких малых, а одной очень крупной плотины. В те годы опыта подобных строек не было ни в СССР, ни в Европе – лишь на реках США существовало несколько ГЭС, соизмеримых по масштабам с планируемой Днепровской. Во время разработки проекта ДнепроГЭС Академик Александров ездил изучать американский опыт и консультировался по законченному проекту с американскими инженерами. Главным консультантом проекта с американской стороны стал Хью Купер – автор нескольких крупных электростанций США, успешно реализованных в начале XX века. Начальником строительства ДнепроГЭС был назначен Александр Васильевич Винтер – опытнейший строитель и энергетик, участвовавший в доработке проекта академика Александрова, а также корректировке проекта производства работ, выполненного американскими консультантами из фирмы Купера. Главным архитектором станции был Виктор Александрович Веснин, очень известный архитектор того времени.

Помимо десятков отечественных предприятий, в поставке материалов и оборудования для первенца отечественной гидроэнергетики участвовали и другие страны – гидротурбины поставляла американская General Eleсtric, многочисленное оборудование – немецкие заводы Круппа. Но при всём этом ДнепроГЭС – это конечно народная стройка. Чудо плотину возводили всей страной – десятки предприятий, тысячи людей со всей страны – в период с 1928 по 1932 годы на стройке ежегодно было задействовано от 10 до 36 тысяч человек.

Читайте также:
Как живут простые люди во Франции сегодня

Ниже приведу небольшой отрывок из очерка известного писателя, журналиста и путешественника Василия Пескова о ДнепроГЭС, который был опубликован в 1968 году в книге “Путешествие с молодым месяцем”: “В плотину легло почти миллион кубометров бетона. Но знают ли люди, которым сегодня двадцать и тридцать лет: бетон для днепровской плотины строители месили ногами. Ногами! Так же, как исстари на Украине месят глину с соломой для саманного кирпича. “Резиновые сапоги – и пошёл! С песней месили. ” Это рассказал Афанасий Афиногенович Дмитрусенко, строивший плотину и живущий сейчас в Запорожье. Мы сели на трамвай и поехали на плотину. Афанасий Афиногенович проводит шершавой рукой по бетону и говорит о плотине, как о живом существе. На плотине множество “родинок” и “царапин” знакомых только этому старику. ” “Бетон месили ногами” – именно так начиналась знаменитая отечественная школа гидроэнергетического строительства.

ДнепроГЭС был пущен 10 октября 1932 года, а уже в августе 1941 года плотину при отступлении советских войск взорвали по приказу Генштаба. Были взорваны несколько водосливных пролётов и здание ГЭС, при этом возникшая после разрушения станции мощная волна унесла жизни тысяч людей, находившихся по берегам ниже по течению. Точное число жертв не поддаётся исчислению – встречаются цифры от 20 до 100 тысяч человек. Но точная цифра до сих пор не подтверждена никакими документами. В 1942 году гитлеровцы восстановили плотину – в разрушенное здание ГЭС было установлено новое немецкое оборудование, и станция снова дала ток. Но уже в 1943 году при отступлении фашисты снова взорвали ДнепроГЭС – при этом план полного уничтожения станции не был реализован только потому, что советским сапёрам и разведчикам удалось повредить часть проводов, идущих к детонаторам.

После войны началось восстановление разрушенной плотины – обновлённый ДнепроГЭС дал ток в 1950 году, при этом мощность станции несколько увеличилась. А в 1969 году началось расширение и реконструкция станции – было подсчитано, что существовавший режим ДнепроГЭС разрешает не сливать лишнюю воду через пролёты, а построить ещё одну машинную станцию – на правом (если смотреть снизу по реке) крыле плотины, на 19-ти существующих пролётах. Архитекторы морщились – ведь нарушалась непередаваемая красота плотины. Но доводы энергетиков были очень убедительными – мощность станции таким образом удваивалась. При проектировании ДнепроГЭС II, чтобы сохранить архитектурный облик гидроузла, было принято решение построить новое машинное здание максимально компактным, низким, лишь незначительно перекрывающим плоскость плотины. Здание ДнепроГЭС II вписано по дуге плотины, а цвет его облицовки близок к цвету бетона. ДнепроГЭС II занимает 19 правых пролётов. Одновременно со строительством ДнепроГЭС II была построена вторая нитка судоходного шлюза – в дополнение к существовавшему трёхкамерному шлюзу был построен один однокамерный – очень глубокий, шахтного типа. Именно он сейчас в основном и используется для судоходства.

2. ДнепроГЭС сегодня. Слева от плотины – машинный зал первой очереди, а на правом крыле станции – встроен машинный зал ДнепроГЭС II (сравните нынешний облик сооружения с вышеприведённой фотографией 1969 года!).

3. Утро. Рассвет. Теплоход заканчивает путь по Днепровскому водохранилищу и приближается к ДнепроГЭС. Когда-то здесь были непроходимые Днепровские пороги, а сегодня большие четырёхпалубные теплоходы спокойно скользят по водной глади. Кстати, из-за порожистого характера реки на этом участке, крутых берегов и большого уклона русла, водохранилище ДнепроГЭС совсем небольшое и неширокое по сравнению с другими днепровскими “морями”. Площадь затопления тут относительно невелика.

4. Впереди по курсу показались очертания Запорожья.

5. Позади остаётся Днепровское водохранилище, протянувшееся по руслу Днепра от Запорожья до Днепропетровска и чуть далее – до Днепродзержинска и вышележащей плотины Днепродзержинской ГЭС.

6. В верхнем бьефе ДнепроГЭС находится крупный порт – на рейде довольно много грузовых судов.

7. Впереди показалась плотина.

8. Судно “река-море” на фоне индустрии Запорожья.

9. Из судоходного шлюза выходит встречное судно: водный путь – один из оптимальных для доставки сырья на многочисленные Запорожские комбинаты.

10. Изящная дуга ДнепроГЭСа – вид с верхнего бьефа.

11. Теплоход направляется в судоходный шлюз. Как я уже писал, их на ДнепроГЭСе два – старый трёхкамерный и открытый в 1980 году новый однокамерный, шахтного типа. После открытия нового шлюза старый был закрыт на длительную реконструкцию – не функционирует он и сегодня: суда идут через новую, левую нитку.

12. Направляемся в шлюз. Этот шлюз – самый глубокий в мире. Мы сейчас опустимся на 38 метров!

13. Справа просматриваются сооружения старой, трёхкамерной нитки шлюзов.

14. Слева от шлюза располагается площадь Ленина и памятник вождю, указывающему на панораму ДнепроГЭС. В начале 2016 года памятник Ленину у ДнепроГЭС был демонтирован, а площадь переименована просто в Запорожскую.

15. Тем временем, судно заходит в камеру шлюза. Скоро начнётся шлюзование.

17. Уровень воды опускается очень быстро.

18. Теплоход опускается всё ниже в глубокий бетонный колодец.

20. Глубина шлюза ДнепроГЭС – это примерно три высоты нашего четырёхпалубного круизного теплохода.

21. В этом каменном колодце судно кажется совсем крошечным.

22. Вид на верхние ворота, через которые мы вошли в шлюз – теперь они где-то совсем высоко над нами.

23. Наконец, шлюзование закончено.

24. Теплоход покидает бездонную камеру Запорожского шлюза.

25. Гидросооружения ДнепроГЭС остаются позади.

Читайте также:
Чумной Форт в Кронштадте — подробная информация с фото

26. Две фотографии ДнепроГЭС, сделанные с острова Хортица.

28. Панорама здания ДнепроГЭС II, построенного в 1969-1980 годах на правом крыле плотины.

Таково прошлое и настоящее крупнейшей плотины на Днепре, история которой началась почти 90 лет назад. “Днепровское ожерелье” – как иногда её ещё называют.

Девяносто лет Днепрогэсу. Строительство грандиозного объекта уложилось в пятилетку

15 марта 1927 года, ровно 90 лет назад, на берегу Днепра был водружен красный флаг с надписью «Днепрострой начат». Так открылась первая страница в истории одной из самых масштабных строек сталинской эпохи, подарившей советской стране Днепрогэс.

Подготовка к строительству мощнейшей электростанции на Днепре началась задолго до символической церемонии водружения флага. Если обратиться к истории гидроэлектростанции на Днепре, то можно установить, что первые проекты использования днепровской воды появились еще в конце XIX — начале ХХ вв. Правда, тогда инженеры в большей степени были озадачены обеспечением свободного судоходства по Днепру, которое было серьезно затруднено наличием порогов. Но к возможности использования «даром текущей» воды они также обращались. Однако, все задумки инженеров так и оставались на стадии благих намерений вплоть до 1920-х годов.

История строительства Днепрогэса напрямую связана с планом электрификации всей страны, предложенным В.И. Лениным практически сразу же после прекращения масштабных сражений Гражданской войны. Уже 21 февраля 1920 года была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), которая тут же приступила к разработке плана электрификации страны. Такую оперативность в былые времена сложно было представить. Уже в декабре 1920 г. комиссия представила на VIII Всероссийском съезде Советов свой план электрификации, который получил одобрение съезда. Теперь, при наличии нормативно-правовых оснований, оставалось лишь приступить к непосредственной разработке проектов и строительству.

План ГОЭЛРО предусматривал создание крупной гидроэлектростанции на Днепре — вблизи города Александровска (теперь Запорожье). Поэтому станцию называли Александровской, однако вскоре появилось и другое ее название — Днепровская гидроэлектрическая станция (ДнепроГЭС).

Строительство гидроэлектростанции вблизи Александровска было жизненно необходимым, поскольку помогало решить сразу целый комплекс серьезных экономических проблем. Во-первых, благодаря строительным работам по возведению плотины ликвидировались препятствия для судоходства по Днепру. Стокилометровая порожистая часть Днепра становилась пригодной для судоходства, что позволяло крупным морским судам заходить и подниматься по Днепру от Черного моря до Киева. Это становилось серьезнейшим прорывом на пути к развитию транспортной инфраструктуры, особенно — перевозки грузов. Во-вторых, промышленные районы Екатеринославщины, рудники Криворожья, Херсонщина и Николаевщина нуждались в дешевой электроэнергии. Поскольку в самом Александровске собирались построить машиностроительный комплекс, то и здесь было необходимо дешевое электричество. Создание гидроэлектростанции на Днепре сразу же решало перечисленные проблемы. Поэтому подготовка к строительству Днепрогэса началась еще до того, как IX Всероссийский съезд Советов утвердил конкретные сроки реализации плана ГОЭЛРО. Совет народных комиссаров принял решение освободить земли вблизи г. Александровска, которые подлежали затоплению в результате строительства гидроэлектростанции.

Автором и руководителем разработки проекта строительства Днепрогэс был известный экономист, географ и инженер Иван Гаврилович Александров (1875-1936). Выходец из московской интеллигентной семьи (его родители были врачами), Иван Александров окончил Московское инженерное училище путей сообщения и долгое время работал в сфере железнодорожного строительства, занимаясь проектированием железных дорог и железнодорожных мостов. Ему довелось участвовать в проектировании Среднеазиатской железной дороги, Финляндского моста через Неву и Бородинского моста в Москве и т.д. Но, помимо практической деятельности в сфере железнодорожного строительства, с 1912 года Александров очень интересовался и изучением проблем ирригации засушливых земель. Еще тогда он начал проектировать строительство оросительных каналов для среднеазиатских территорий, которые были построены уже в советское время.

В 1920 г. Иван Александров заинтересовался вопросами строительства гидроэлектростанции на Днепре. Именно он предложил вместо создания нескольких электростанций соорудить крупную плотину и построить огромную гидроэлектростанцию с колоссальной по тем временам мощностью. Александров был приглашен к участию в составлении плана ГОЭЛРО, при этом продолжив заниматься другими интересными проектами, включая экономическое районирование страны. В 1921 г. Александрова включили в состав президиума Госплана СССР. 5 марта 1921 г. было выдано задание на проектирование Днепровской гидроэлектростанции. Разработчики проекта анализировали и учитывали передовой опыт того времени — строительства гидроэлектростанций в других странах мира, на крупных реках.

В январе 1921 г. по решению советского руководства была создана проектная организация Днепрострой под руководством Ивана Александрова, в которую включили несколько инженеров. Перед работниками Днепростроя была поставлена задача проанализировать все материалы проводившихся на Днепре геодезических и гидрологических изысканий. В летнее время работники Днепростроя выезжали непосредственно на место предполагаемого строительства, где также проводили изыскательские работы. Затем Иван Александров отправился в США — для консультаций по строительству электростанции. В качестве главного консультанта выступил Хью Купер — известный в то время американский инженер — гидростроитель, который предложил использовать ряд эффективных мер, помогающих увеличить темпы строительства и снизить стоимость материалов.

Однако, непосредственно в 1922 г. экономические и технические возможности еще не позволяли советскому руководству приступить к немедленному строительству гидроэлектростанции на Днепре. Поэтому в начале 1920-х гг. власти ограничились лишь выбором места строительства будущей электростанции — в 5 км от Александровска, в районе колонии Кичкас, а также предварительными изысканиями. В 1923-1926 гг. планировалось построить Александровскую плотину, что становилось первым серьезным этапом на пути к дальнейшему возведению электростанции.

Медленные темпы подготовки к строительству были связаны, в том числе, и с особенностями экономического положения советской страны в начале 1920-х гг. В первые годы после революции страна находилась в международной изоляции, а собственная промышленность еще не производила оборудование, необходимое для строительства электростанции. Ситуация изменилась ближе к середине 1920-х гг. Американская компания «General Electric» обратилась к советскому руководству с предложением запустить полный цикл строительства гидроэлектростанции, но к этому времени СССР уже справился с задачей разработки плана строительства самостоятельно.

Читайте также:
Автобус 650: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Такой масштабный проект как Днепрогэс обсуждался на самых высших этажах советской партийно-государственной иерархии. Необходимость строительства Днепрогэса признавали все советские руководители, включая и «антиподов» И.В. Сталина и Л.Д. Троцкого. Тем не менее, разногласия все же присутствовали, и прежде всего — по вопросу очередности строительства грандиозных объектов. Ведь кроме Днепрогэса советское руководство в те же годы планировало начать еще несколько масштабных строек, включая, например, не менее важное для советского государства строительство Волго-Донского канала.

«Лоббированием» строительства Днепрогэса занималось руководство УССР, для экономического развития которой гидроэлектростанция имела колоссальное значение. Сторонники первоочередного строительства Днепрогэса объясняли его необходимость потребностью в дальнейшем росте производительности металлургической отрасли Украинской ССР. Однако, «верхи» все не могли прийти к единому знаменателю, и лишь отставка Льва Троцкого с поста председателя комиссии Днепростроя позволила принять окончательное решение о строительстве крупнейшей гидроэлектростанции на Днепре. 31 января 1927 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло решение о начале работ по строительству Днепрогэса.

Главным инженером, а затем и руководителем Днепростроя в 1927 году был назначен Александр Васильевич Винтер (1878-1958) — еще один выдающийся российский и советский инженер, сыгравший одну из ключевых ролей не только в строительстве Днепрогэса, но и других масштабных советских объектов. В отличие от Александрова, Винтер был из простой семьи рабочего, что не умаляло его тяги к знаниям. После окончания начального железнодорожного училища он поступил в Киевский политехнический институт, однако вскоре сблизился с революционерами и принял участие в студенческих волнениях. За это в 1900 году 22-летнего Винтера исключили из института, а затем, после четырехмесячного ареста, выслали в Баку. Именно здесь молодой человек и познакомился на практике с работой электростанций. Он устроился в общество «Электрическая сила» по увеличению мощности электростанций, где прошел путь от простого электромонтера до заведующего станциями «Биби-Эйбат» и «Белый город». В 1905 г. Винтер, которому не было еще и тридцати лет, несмотря на свою принадлежность к социал-демократическому движению, был назначен начальником Белогородской электростанции. Ему удалось поступить заново в вуз — в Петербургский политехнический институт, и в 1912 году его окончить. После окончания института Винтер много работал на инженерных и руководящих должностях российских электростанций, а после Октябрьской революции получил назначение начальником строительства Шатурской районной электростанции. 23 сентября 1925 года районная Шатурская электростанция заработала. Как опытный специалист — практик, Винтер получил назначение в Днепрострой — советское государство решило доверить ему руководство одним из самых масштабных на тот период инженерных проектов.

Винтер внес некоторые коррективы в первоначальный проект Днепрогэса, предложенный Александровым. Так, он предложил строить станцию не в две очереди, а в одну очередь, сократив число гидроагрегатов с 13 до 9. Вместо турбин мощностью по 30 тыс. кВт Винтер предложить поставить турбины по 60 тыс. кВт. Именно он был и автором идеи использования сварной конструкции в больших агрегатах, которая стала инновацией мирового значения.

Строительство Днепрогэса было масштабным проектом не только в инженерном, но и в социальном плане. Во-первых, для участия в строительных работах было задействовано огромное количество рабочих. Была развернута активная работа по привлечению на строительство Днепрогэса трудящихся — и профессиональных рабочих, и крестьян, и демобилизованных красноармейцев. Такая большая масса людей нуждалась не только в руководстве во время работ, но и в организации быта. Кроме того, учитывая низкий образовательный и квалификационный уровень большинства рабочих, на строительстве Днепрогэса была создана целая разветвленная система вечерних школ, в которых рабочие могли повышать квалификацию и учиться рационализировать свой труд.

Несмотря на то, что первое время после начала строительства рабочие Днепростроя жили в очень скромных условиях, постепенно их быт налаживался, о чем заботилась и советская власть. Были построены более-менее комфортные по тем временам жилые дома, открыты детские сады для детей рабочих, столовые, предприятия бытового обслуживания. Говоря о «творцах» Днепрогэса, нельзя обойти вниманием Виктора Александровича Веснина (1882-1950) — известного русского и советского архитектора, одного из братьев Весниных, стоявшего у истоков советского конструктивизма. Именно он обеспечивал архитектурную сторону проекта Днепрогэса, а также Соцгорода.

В 1930 г. американская компания «General Electric» продала советскому государству пять генераторов для нужд Днепрогэса. Еще одна американская компания «Newport News Shipbuilding and Drydock» поставила Днепрогэсу девять турбин. Кстати, говоря об экономическом сотрудничестве СССР и США в те годы, нельзя забывать о Хью Купере (1865-1937) — главном американском консультанте строительства Днепрогэса. Выдающийся инженер Хью Купер был прагматиком и выступал за всестороннее развитие экономических отношений с СССР, так как считал Советский Союз перспективным рынком для американской продукции с одной стороны, и ценным поставщиком сырья — с другой стороны. Политические интересы, по мнению Купера, в данном случае не должны были превалировать над экономическими — с Советским Союзом, как считал американский инженер, можно и нужно было договариваться. Кстати, шесть американских консультантов, работавших на строительстве Днепрогэса, получили награды от советского правительства — они были награждены орденами Трудового Красного Знамени.

Первый агрегат гидроэлектростанции был запущен 1 мая 1932 года — через пять лет после начала строительства электростанции. 10 октября 1932 года Днепрогэс официально начал свою работу. Строительство крупнейшей гидроэлектростанции с плотиной заняло у советского государства всего пять лет. Это был грандиозный успех, а плодами советского строительства до сих пор пользуется Украина — и от этого наследства Советского Союза в рамках программы «десоветизации» Киев почему-то отказываться не спешит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: