История древнегреческой скульптуры Ники Самофракийской

История древнегреческой скульптуры Ники Самофракийской

В апреле 1863 года на острове Самофракия была найдена скульптура из мрамора греческой богини победы с крыльями — Ники из Самофракии.

Данную находку присвоили французскому консулу, а также аматеру в археологии, Шарлю Шампуазо. Под его покровительством скульптуру незамедлительно перевезли в Париж, а в 1884 г. заняла почетное место в Лувре на лестнице Дарю.

Гипсовая же копия статуи хранится в Самофракиевском музее в Святилище Великих богов. Музей этот расположен на раскопках скульптуры.

«Ника Самофракийская» – это абсолютный шедевр искусства эллинийцев, который сохранился несмотря на все повреждения и отсутствие головы и рук. Автор этого произведения не известен, хотя и предполагают, что родом он из Родоса.

Сама статуя создавалась в 220-190 гг. до н.э. Шампуазов в своей первой статье о скульптуре выдвинул гипотезу, что ее создали по указанию македонского военачальника Деметрия I Полиоркета сразу после победы в битве на море подле побережья Кипра в 295-289 гг. до н.э. Эту гипотезу поддержал Музей Археологии в Самофракии и склоняется к ней по нынешний день.

Не так давно был проведен анализ керамики с последних раскопок, который показал, что пьедестал создавался приблизительно в 200 году до н.э., но группа археологов считает истинным период 250-180 гг. до н.э. Это связано с некоторыми сходствами скульптуры Ники со статуями Пергамского алтаря, который создавался около 170 г. до н.э.

Крылатая Богиня Победы

У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Поэтому напрашивается вывод, что Ника Самофракийская возведена до 288 г. до н.э.

Согласно последних данных археологов, статуя была частью алтаря и закреплялась на корме корабля-памятника Деметрия I Полиоркета и при этом располагалась в углублении амфитеатра. Статуя воздвигнута на крестообразном основании, сделанном из лартосского мрамора серого цвета. Автор, создававший фигуру сделал так, чтобы созерцателю казалось, что богиня сходит с небес к флотилии победителя.

Создавалась Ника из паросского мрамора и хранилась в Святилище Великих богов. Недостающая правая рука девы держала в руках венок или горн и была поднята как на древних монетах.

Скульптура Ники Самофракийской в наше время

Пьедестал был восстановлен из остатков мрамора в 1879 г. и перевезен в Париж. В этом же году на него поставили статую.

Правое крыло статуи – это копия подлинного левого, сделанная из гипса. Было раскопано множество отдельных частей, например, в 1950 г. обнаружили кисть Ники Самофракийской и в данный момент она также находится в Лувре. Однако, голову и прочие останки рук так и не найдены.

Автор создал статую с идеальными формами и очень гармоничную. Критики и любители искусства по нынешний день восхищаются ей. Особое внимание уделяется натуральности фигуры, ведь при созерцании на нее создается впечатление, что одежда на ней словно развивается от сильного морского ветра.

Вскоре богиня Ника стала иконой живописи и к ней не раз за вдохновением обращались художники. К примеру, Эбботт Хендерсон Тайер создал всемирно известную картину-плагиат «Дева». В середине 1908 г. был издан «Манифест футуризма», в котором его автор Филиппо Томмазо Маринетти противопоставил механику и движение неживому живописному образу Ники: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, — он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».

Читайте также:
Испания: 16 за и против, если ехать самостоятельно

Лучшее достояние Эгеиды

Ника Самофракийская – это один из наиценнейших оригиналов статуй в Лувре. Сейчас она расположена на лестнице Дарю, а точнее, на ее повороте, и в этом месте ярче всего передается описание вдохновения в движениях статуи.

По всему миру можно увидеть двойников статуи Ники. Известнейший из них находится в Лас-Вегасе перед входом в казино «Цезарь Палас». Даже знаменитый бренд «Роллс-Ройс» сделал женскую фигуру на своем радиаторе по подобию Ники. По образу статуи сделан первый футбольный кубок мира, который разыгрывался FIFA в 1930 году.

Репродукции Ники Самофракийской виднеются на крышах зданий, творцом которых был архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он очень любил статую богини Ники и поэтому даже самые известные его работы, такие как Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House увенчаны ее фигурой.

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ: ИСТОРИЯ ОДНОГО ИЗ САМЫХ ЦЕННЫХ ШЕДЕВРОВ ЛУВРА

Лувр – один из крупнейших и самый популярный художественный музей мира. В этих стенах хранятся самые известные и наиболее дорогостоящие предметы искусства. В коллекции музея хранится и одна из самых удивительных скульптур прошлого — Крылатая Победа Самотраки или Ника Самофракийская.

Создание

Достоверно не известно, кто является автором скульптуры. Исследователи склоняются к версии, что ее создали в промежутке межу 323 г. до н. Э. — 31 г. н.э. Этот период Эллинизма, который славится реалистичными скульптурами героев мифов.

До того, как австрийские археологи нашли руку Ники, историки склонялись к мысли, что в руках Ники держала венок, однако находка показала, что рука была пуста, ладони обращены вверх в знак приветствия. Скорее всего левая рука была в таком же положении.

Статуя была одной из многих мраморных фигур, которые украшали Святилище Великих Богов, древний храмовый комплекс на острове Самофракия. Этот приморский храм был посвящен тайной религии или тайному культу Великой Матери.

Они включали выделенные колонны, важные корабли и, конечно же, Крылатую Победу, которая была помещена в скальную нишу (возможно, грот), которая выходила на театр святыни.

Французский дипломат и археолог-любитель Шарль Шампуазо обнаружил Крылатую Победу в апреле 1863 года. Собрав 23 блока, составляющих корабль, он отправил фигуру обратно в Париж, как только нашел ее: в трех частях.

Основание, туловище, ноги и левое крыло в конечном итоге достигли Лувра, где они были собраны в комнате Каритида классических древностей. Музей также добавил гипсовое крыло к скульптуре – дополнение, которое остается и сегодня – но не решило воссоздать голову или руки.

Однако спустя почти 90 лет после того, как Шампуазо обнаружил фрагментированную фигуру, археологи из Австрии обнаружили недостающие фрагменты, включая правую руку Найка. К сожалению, руку нельзя было прикрепить к скульптуре, поскольку фигура оставалась безрукой. Тем не менее, его раскопки были чрезвычайно важны, так как разжатая рука опровергла раннюю теорию о том, что фигура первоначально схватила какой-то объект.

«Было высказано предположение, что Победа держала в правой руке трубу, венок или филе (повязка на голову или ленту, например для связывания волос)», – объясняет Лувр. «Однако у руки, найденной в Самофракии в 1950 году, была открытая ладонь и два вытянутых пальца, что говорит о том, что она ничего не держала и просто подняла руку в знак приветствия».

Читайте также:
Фотографии замка Гохостервитц

Сегодня фрагментированную руку можно увидеть наверху лестницы Дару в Лувре, где Крылатая Победа демонстрировалась с 1883 года.

Как и другие эллинистические скульптуры, Крылатая Победа восхищает своей натуралистической анатомией и, следовательно, реалистичным изображением движения.

Сегодня Крылатая Победа Самофракии остается одной из самых знаменитых скульптур на земле. С момента своего дебюта в Лувре в 19 веке он вдохновил бесчисленное количество художников. Сюрреалист Сальвадор Дали непосредственно присвоил эту скульптуру для своего “Double Nike de Samothrace” (1973), а футурист Умберто Боччони использовал культовую позицию фигуры для своих “Unique Forms of Continuity in Space” (1913).

Хотя современные интерпретации, несомненно, отражают своеобразный дух, но никакая другая «Крылатая победа» не может так увлекать зрителей, как это оригинальное сокровище.

Ника Самофракийская: крылатая победа эллинов

Маленький остров Самотраки легко упустить из виду, рассматривая карту Греции. Но совсем другая судьба у одной из наиболее известных греческих статуй — Ники Самофракийской (Νίκη της Σαμοθράκης), к которой прикованы взгляды всех посетителей парижского Лувра. Найденная на острове буквально по частям, она принесла историкам немало вопросов. Сведения о находке собирались долго и тщательно, но до сих пор статуя без головы для многих остаётся загадкой.

Ника Самофракийская: История шедевра античного мира

Весна 1863 года. Французский Шарль Шампуазо, консул и по совместительству археолог-любитель, находит фрагменты (ноги и бюст), явно принадлежащие древней статуе. Вернее, открытие совершил греческий рабочий, трудившийся на раскопках и воскликнувший «Κύριε, εύραμεν μια γυναίκα…» — «Господин, мы нашли женщину!» Шампуазо сразу оценил значимость открытия и не терял времени зря — связался с французским послом в Константинополе. Тот договорился с турками, был выслан военный корабль для погрузки, и в течение года более 200 частей отправляют во Францию. Ещё через два года статую представляют широкой публике, сначала без верхней части туловища и крыльев.

Однако статую никак не могли установить так, чтобы она соблюдала равновесие. Ведь Шампуазо изначально не предполагал, что некоторые мраморные обломки, виденные им на раскопках, могут относиться к Нике. Спустя несколько лет уже австрийские исследователи определили эти обломки как основание статуи в виде носа корабля. Шампуазо удалось и эти части забрать для Лувра. 23 куска мрамора были сложены в гармоничный облик переда корабля, на который легко ступает богиня. Вся конструкция считается специалистами не просто умной, а гениальной — так филигранно точно скульптор выстроил равновесие размашистых крыльев Ники и массивного основания. Статуя и постамент дополняют друг друга и не могут существовать по отдельности.

Как устанавливали статую Ники

Некоторые исторические факты о статуе Ники удалось установить, хотя версии разнятся. Её автором предположительно является Пифокрит с Родоса (Линдос), который создал изваяние в честь одной из побед полководца Македонии Димитрия I Полиоркита. Она предназначалась для того, чтобы быть установленной на постаменте, который изображал боевой корабль и находился возле моря. Позже статую стали изображать на македонских монетах. Согласно двум другим версиям, Нику создали в честь побед Родоса над флотом сирийского правителя у островов Кос или Аморгос. Черты статуи близки к македонскому искусству, но одна из сохранившихся надписей содержит название острова Родос. Сначала археологи полагали, что в руке Ники был факел или лавровый венок, но предположение не подтвердилось, когда была найдена правая рука статуи.

Читайте также:
Фото Царь-колокола

Большое количество частей статуи объясняется тем, что в те годы скульпторы работали над фигурами по частям, а потом собирали в целое. Это в более древнюю эпоху высекали статуи из цельного куска мрамора. Предполагают, что статую Ники зрители должны были видеть в полуобороте слева. Эта версия основана на том, что левая часть статуи исполнена более тщательно — тогда существовала подобная практика.

В греческой мифологии Ника была верной союзницей Зевса. Она символизирует победу, успешный результат и соответствует римской Виктории. Интересно, что на многих статуях фигурка Ники часто изображена в руках верховного греческого бога. Нику всегда представляли крылатой и непременно в позе движения — это рождало чувство победы и уверенности. В свою очередь 3-метровая Ника Самофракийская изображена в развевающейся одежде и будто парит над всеми, кто приближается к ней.

Когда-то статуя украшала самофракийское Святилище богов — Кабиров. Они не входили в пантеон Олимпа, и никто не может объяснить, откуда взялись эти таинственные божества. Говорят, что Кабиры даровали победу в морских сражениях, посылая Нику на корабль как предвестницу хорошего исхода. А моряки в благодарность жертвовали статуи, чтобы отблагодарить божеств.

Статуя выполнена из паросского мрамора, постамент — из родосского серого мрамора, а крыло — это гипсовая реконструкция. Найденная рука, предположительно принадлежавшая статуе, сейчас выставлена в отдельной витрине. Несмотря на то, что Ника сохранилась частично, с самого момента обнаружения она восхищает. Скульптору удалось превратить холодный камень в ожившую точёную фигуру. Кажется, что складки на её одеянии трепещут. Благодаря этому создаётся ощущение лёгкости. Нике присущи некоторые отличительные черты эллинистического стиля: драматичность, театральность и эмоциональность. Критики и профессионалы в области археологии поражены естественностью и неудержимой жаждой движения вперёд, навстречу стихии.

Гордость Лувра: Ника Самофракийская сегодня

Ника Самофракийская в Лувре. Фото wikimedia.org

Уже в XX веке некоторые деятели искусства возвращались к образу Ники в фильмах, картинах и книгах. Во многих музеях мира, а также в святилище на Самотраки, можно увидеть копии статуи. Интересно, что образ крыла Ники и её имя были использованы компанией Nike — эмблема принесла широкую известность этому бренду.

Сегодня Ника — главное украшение лестницы Дару, которое встречает посетителей Лувра. Наравне с Венерой Милосской она входит в число предметов гордости музея. Весьма символично, что Ника расположена на фоне белой стены — ничто не отвлекает внимания от античного шедевра. Считается, что самый красивый вид статуя приобретает вечером. Включается подсветка и мрамор будто становится прозрачным.

В 2014 году Ника вернулась на почётное место после реконструкции. Её «отбелили», придав исходный оттенок и создав контраст между белым цветом статуи и серым цветом её постамента. Неоднократно предпринимались тщетные попытки восстановить статую, додумать её образ и приделать руки. Но итог один: Ника теряла динамичность и лёгкость.

Читайте также:
Фотографии Дыре-Дауа

Самой большой загадкой Ники, изувеченной противниками язычества или просто временем, осталась исчезнувшая голова. Археологи не теряют надежду найти её случайно где-нибудь в недрах земли, на дне моря или (что тоже вероятно) в частной коллекции.

Два всемирно известных античных шедевра, находящихся в Лувре, — Венера Милосская и Ника Самофракийская — являются для греков не меньшей болью, чем мраморы Парфенона, украшающие Британский Музей. И Греция не теряет надежды, что когда-нибудь Ника Самофракийская вернется домой…

История одного шедевра: Ника Самофракийская – воплощение победы

В попытке воплотить свое представление об окружающем мире древний человек изготовил одну из самых первых каменных скульптур, впоследствии получившей обобщенное название «неолитической Венеры». История же ваяния начинается приблизительно за тридцать веков до н. э., со старейшего из культурных народов древнего мира – египтян.

Эпоха великих древних цивилизаций ознаменовалась созданием великолепных каменных скульптур: достаточно вспомнить могучих ассирийских крылатых львов и буйволов, сфинксов и богов Египта и потрясающей красоты римские мраморные копии древнегреческих статуй, которые в большинстве своем были сделаны из бронзы. Религиозные и этические воззрения эллинов, принимавших видимый мир за непосредственное проявление божества и стремившихся выразить последнее через очистку или идеализацию первого, и были причиной того, что ваяние стало самым значимым видом художественного творчества древних греков.

До сих пор воображение потрясает фигура крылатой Ники Самофракийской, хоть и лишенной головы, но за столетия не растерявшей своей необыкновенной экспрессии.

Необыкновенная находка

Все началось в 1863 году, на острове Самофракия, где вице-консул Франции и археолог – любитель Шарль Шампуазо занимался проведением земляных работ на территории Святилища Великих Богов Кабиров. В результате раскопок он находит первые детали величественной скульптуры: ноги, бюст, но, к сожалению, статуе не доставало головы и рук. Крылья сразу позволили установить, что найденная статуя изображает богиню победы.

Самофракия в те времена все еще находилась под властью Османской империи и Шампуазо было необходимо разрешение Высокой Порты, чтобы переправить скульптуру во Францию. Впрочем, за определенную мзду он ее легко получил.

Статуя прибыла в Лувр 11 мая 1864 года, но со значительными недостатками. Статуя состояла из отдельных разрозненных фрагментов, их было около 200.

Установка Ники в Лувре

Когда Шарль Шампуазо привез Нику Самофракийскую в Лувр, он оставил на острове постамент статуи – носовую часть корабля, на котором возвышалась статуя. Археолог и не предполагал, что это неотъемлимая часть данной скульптуры. Во время раскопок он не обратил внимание на то, что огромные серые куски лартийского мрамора, не привлекающие особого внимания, явно имеют отношение к найденной им статуе. Сложенные вместе, они представляют нос корабля, на котором и была установлена скульптура.

В 1875 году на остров приехала австрийская археологическая экспедиция, которая обнаружила постамент. Шампуазо удалось договориться переправить постамент во Францию.

В 1884 году реставрация статуи была завершена, при этом были реконструированы некоторые отсутствующие детали – правое крыло, левая грудь, часть спины. Ника Самофракийская выставляется в Лувре с 1884 года.

Читайте также:
В Будапешт из Киева за 21 доллар: новый рейс от МАУ

Уже в середине двадцатого века – в 1950 году была сделана еще одна находка – археологу Жану Шарбонно удалось откопать правую руку Ники.

Это открытие положило конец домыслам ученых о том, что же богиня держала в руке – лавровый венок или трубу, возвещавшую победу. Стало понятно, что в простертой руке с вытянутыми пальцами, она бы ничего не смогла удержать. Сейчас найденная рука выставлена в витрине в том же зале, что и сама скульптура.

А в музее Самофракии, который располагается на том самом месте, где была найдена статуя, сегодня стоит ее гипсовая копия.

Из глубин истории

Имя скуль­п­то­ра Ники точно неизвестно, хотя в некоторых источниках авторство приписывается Пифокриту из Линдоса (Родос). Шам­пу­азо в своей пер­вой пуб­ли­ка­ции, посвя­щен­ной этой ста­туе, выска­зы­вал пред­по­ло­же­ние, что она была сде­ла­на по при­ка­зу македон­ско­го полко­во­д­ца Демет­рия I Поли­ор­ке­та после мор­ской победы, одер­жан­ной им у побе­ре­жья Кип­ра меж­ду 295 и 289 гг. до н. э. Этой же вер­сии по сей день при­дер­жи­ва­ет­ся и Архео­ло­ги­че­ский музей Само­фра­кии. Вместе с тем, статуя была отображена и на македонских монетах, а сам остров Самофракия играл важную роль для эллинистических македонских царей. На сегодняшний день наиболее вероятным сражением, которому посвящена Ника, считается сражение у острова Кос в 263 году до н. э., когда в столкновении между Антигоном II Гонатом и Птолемеем II победил флот первого.

На осно­ва­нии ана­ли­за кера­ми­че­ско­го мате­ри­а­ла, собран­но­го во вре­мя относительно недав­них рас­ко­пок, было уста­нов­ле­но, что пьеде­стал статуи был воз­двиг­нут около 200 г. до н. э., хотя неко­то­рые уче­ные все же отно­сят его ко вре­ме­ни меж­ду 250 г. до н. э. и 180 г. н. э. Это связано с некоторыми сходствами скульптуры Ники со статуями Пергамского алтаря, который создавался около 170 г. до н. э.

У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Следовательно, можно сделать вывод, что Ника Самофракийская была создана до 288 г. до н.э.

В ходе новейших архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний было уста­нов­ле­но, что ста­туя нахо­ди­лась в нише амфи­те­ат­ра и явля­лась частью алта­ря, сто­я­ла же она на мону­мен­те кораб­ля Демет­рия I Поли­ор­ке­та.

Ста­туя демон­стри­ру­ет собой гар­мо­нию и совер­шен­ство фор­мы, уже мно­го лет она вос­хи­ща­ет кри­ти­ков и худож­ни­ков — осо­бен­но впе­чат­ля­ет есте­ствен­ность дви­же­ний фигу­ры, и если взг­ля­нуть на ее одеж­ду, созда­ет­ся такое впе­чат­ле­ние, что она дей­ст­ви­тель­но раз­ви­ва­ет­ся и на море дует силь­ный ветер.

Культурная икона

Статуя Ники — один из величайших шедевров эллинистического искусства, дошедших до нас и ставшей настоящей куль­тур­ной ико­ной. К ее обра­зу неод­но­крат­но обра­ща­лись худож­ни­ки. Напри­мер, «Дева» Эббот­та Хен­дер­со­на Тай­е­ра — доволь­но извест­ная аллю­зия на ста­тую Ники.

«Дева» Эбботта Хендерсона Тайера

Когда Филип­по Том­ма­зо Мари­нет­ти в 1908 г. опуб­ли­ко­вал «Мани­фест футу­риз­ма», он про­ти­во­по­став­лял в нем свое пред­став­ле­ние о дви­же­нии и, как он пола­гал, умер­ший худо­же­ст­вен­ный образ Ники: «…реву­щая маши­на, мотор кото­рой работа­ет как на круп­ной кар­те­чи, — она пре­крас­нее, чем ста­туя Ники Само­фра­кий­ской».

Ника в Лувре

Ника Само­фра­кий­ская — один из самых цен­ных экс­по­на­тов Лув­ра: сей­час она нахо­дит­ся на пово­ро­те лест­ни­цы Дарю, где осо­бен­но ярко про­яв­ля­ет­ся вдох­но­вен­ность дви­же­ний ста­туи. Даже несмотря на то, что у статуи отсутствует ряд важ­ных фраг­мен­тов (руки, голо­ва) мно­гие счи­та­ют, что это толь­ко под­чер­ки­ва­ет сверхъ­есте­ствен­ность ста­туи Ники.

Читайте также:
Фото Карлова моста

Раз­лич­ные вари­ан­ты рекон­струк­ции ста­туи наве­ли уче­ных на мысль о том, что Ника долж­на была быть повер­ну­та на три чет­вер­ти вле­во.

Ника перед казино «Цезарь Палас» в Лас-Вегасе

В музе­ях и гале­ре­ях мира мож­но встре­тить мно­же­ство копий ста­туи Ники. Одна из самых извест­ных нахо­дит­ся перед кази­но «Цезарь Палас» в Лас-Вега­се. «Дух экс­та­за» — фигур­ка на ради­а­то­ре «Роллс-Рой­сов» — так­же сде­ла­на по обра­зу Ники.

«Дух экстаза» — фигурка на радиаторе «Роллс-Ройса»

В фор­ме Ники был сде­лан и пер­вый кубок мира, разыг­ран­ный Меж­ду­на­род­ной фут­боль­ной ассо­ци­а­ци­ей FIFA в 1930 г., про­ект кото­ро­го был пред­ло­жен Абе­лем Ляф­ле­ром.

Кубок мира, 1930г

Нику Само­фра­кий­скую очень любил и архи­тек­тор Фрэнк Ллойд Райт, кото­рый ста­вил ее реп­ро­дук­ции на кры­шах пост­ро­ен­ных им зда­ний, в чис­ле кото­рых Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House.

Ника производит неизгладимое впечатление на того, кто увидел ее впервые. Она вся словно устремлена в будущее. Гениальный ваятель древности заставил ожить неподвижный камень. Богиня парит над окружающим пространством и в то же время как бы стремится навстречу людям. Она – воплощение победы, она провозглашает ее.

Ника Самофракийская

Ника Самофракийская (II в. до н. э.) — древнегреческая мраморная скульптура богини Ники, найденная на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию.

Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Код: Ma 2369.

Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Миха Цхакая, посещавший с Лениным Лувр, вспоминал: «У подножия статуи Ники Самофракийской, греческой скульптуры — символа победы, Ленин шёпотом сказал: «Смотрите, дорогой Миха, на это чудо древней эллинской культуры. Изумительное, нечеловеческое создание!» [1]

Примечания

  1. Юный художник, 1983, № 4, с. 2

Ссылки

  • «Ника Самофракийская» в базе данных Лувра (фр.)
  • Описание статуи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Жобим, Антониу Карлуш
  • Международный аэропорт Матавери

Полезное

Смотреть что такое “Ника Самофракийская” в других словарях:

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ — греческая мраморная статуя летящей богини победы. Стояла на скале на берегу моря (о. Самофракия). Находится в Лувре … Большой Энциклопедический словарь

НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ — НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ, греческая мраморная статуя летящей богини победы, работа неизвестного автора. Крылатая богиня Победы была установлена на высокой отвесной скале на маленьком острове Самофракий в память о победе над флотом сирийского царя.… … Энциклопедический словарь

Читайте также:
Фото Нижневартовска

Ника Самофракийская — мраморная эллинистическая статуя в Лувре (ок. 190 до н. э.). По вид., трофей морской победы родосцев над сирийским царем Антиохом III (см. на переплете Справочника). Д.М. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука … Античный мир. Словарь-справочник.

Ника (богиня) — Ника Ника (Нике, греч. Νίκη) в древнегреческой мифологии[1] богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс [2]. По аркадскому преданию, дочь Палланта (сына Ликаона), воспитывал … Википедия

Ника — I • Ника (Нике), в Древней Греции персонификация победы; часто эпитет богини Афины, которой посвящён храм Ники на афинском Акрополе. Статуи Ники в виде спускающейся с небес вестницы богов воздвигались в честь победы на войне, в спортивных и… … Энциклопедический словарь

Ника — Храм Ники. Акрополь. Афины. НИКА (Нике), в греческой мифологии крылатая богиня, персонификация победы, вестница Зевса и Афины. Также эпитет Афины как богини победы (крылатая Ника атрибут Афины, которая изображалась с фигуркой Ники на руках). … … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ника — 1. Нике, (греч. победа), греч. богиня, олицетворение победы. Согласно Гесиоду, дочь Палланта и Стикс. Изображалась, как правило, с крыльями и победным венком. Начиная с эллинизма часто чеканились монеты с ее изображением. К наиболее… … Словарь античности

Ника (Нике) — (греч. Nike) в греческой мифологии персонификация победы, часто эпитет богини Афины, которой был посвящен на афинском акрополе храм Ники Бескрылой, построенный по проекту архитектора Калликрата в честь победного завершения Греко персидских… … Античный мир. Словарь-справочник.

НИКА — В греческом пантеоне – богиня, олицетворяющая победу. По Гесиоду, Ника – дочь Палланта и Стикс. Ника изображалась с крыльями и венком, который она несет победителю. В античности существовал обычай – украшать фигурой Ники нос корабля. Этот обычай … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

НИКА — В греческом пантеоне – богиня, олицетворяющая победу. По Гесиоду, Ника – дочь Палланта и Стикс. Ника изображалась с крыльями и венком, который она несет победителю. В античности существовал обычай – украшать фигурой Ники нос корабля. Этот обычай … Список древнегреческих имен

Ника Самофракийская – шедевр, собранный по частям

Как говорят ценители искусства, в Лувре есть три знаменитые “богини” – «Мона Лиза», созданная Леонардо да Винчи, Венера Милосская и Ника Самофракийская. Именно о последней и пойдёт речь. Эта скульптура была создана в эпоху эллинизма и дошла до наших дней, но, увы, не в полном варианте.

Мы можем лишь представлять, как могло бы выглядеть лицо величественной богини победы Ники, но не возникает сомнений, что оно было одухотворённым и прекрасным. Крылатая изящная покровительница была запечатлена в мраморе не просто так – её создание связано со значимыми событиями. Что расскажет нам история Ники Самофракийской? И каков был путь скульптуры, пришедшей из Древней Греции во французский Лувр?

История создания

Ника Самофракийская – знаменитая эллинистическая статуя, созданная из мрамора. Это – образ древнегреческой богини победы, которую особенно почитали воины. Творение было создано во II веке до нашей эры, а с 1884 года появилась в экспозиции Лувра, став одной из самых известных скульптур мира.

Читайте также:
Фото музея марионеток

Неоднократно проводившиеся исследования подтвердили, что Ника не является римской копией более позднего периода, а представляет творение эллинского скульптора Пифокрита.

Конечно, мы не можем знать наверняка об особенностях создания этого шедевра, однако большинство историков предполагает, что создание Ники Самофракийской было посвящено успешному завершению битвы при Саламине.

Ника – одна из самых известных женщин Лувра, паломничество к ней не прекращается / © J.Albertos / vigoenfotos.com

Сражение произошло в 306 году до нашей эры, а скульптура богини победы стала своего рода хвалебной одой покровительнице триумфаторов. Что примечательно, достаточно долгое время (вплоть до начала прошлого столетия) исследователи предполагали, что предпосылками к созданию Ники были совсем иными.

Как указывается в работах Германа Тьерша и Карла Леманна, скульптура могла быть связана с победами в Сиде и Мённесосе 190 года до нашей эры, а сама Ника была родосским творением.

Пифокрит «Ника Самофракийская», ок.190 года до н.э.
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Особенности скульптуры

Высота статуи достигает 244 см, но это не просто памятник богине победы. Ника Самофракийская – олицетворение триумфа после великой морской битвы. Только всмотритесь, насколько мастерски скульптор передал малейшие детали, каждую волну тонкой ткани на одеждах богини! Кажется, словно Ника и вправду спускается на берег с корабля, а ветер развевает её наряд.

Ника Самофракийская действительно была связана с морем. Исследователи нашего времени предполагают, что её изображение украшало нишу над входом в эллинский театр, а во время празднеств, посвящённых богине, скульптуру несли к алтарю, расположенному неподалёку от памятника кораблю Димитрия I Полиоркетеса.

Созданная из тасианского и парианского мрамора, Ника кажется сияющей и поистине божественной. Древние греки представляли, что эта богиня восходит на нос корабля, символизируя триумф победителя.

Это было величайшим даром бессмертной покровительницы, помощи которой просили многие воины перед сражениями. Долгое время статуя находилась в храмовом комплексе Самофракий, из-за чего и получила своё название.

Святилище Великих богов, остров Самофракия, Греция, где была найдена Ника Самофракийская / grekomania.com

Уникальность Ники Самофракийской

Как я отметила, Нику Самофракийскую мы, к сожалению, не можем видеть в её первозданном варианте. Руки и голова скульптуры были потеряны. Предположительно одна рука богини поднята вверх (символ триумфа), а вторая слегка прикрывает рот, из которого вырывается победный возглас.

Самым удивительным аспектом, как мне кажется, является сочетание статики и динамики в статуе. Без сомнения, сама Ника не движется, однако гениальный скульптор виртуозно изобразил драпировку ткани и порывы ветра, что превращает фигуру богини в нечто воздушное, лёгкое, изящное и прекрасное.

Другая интересная особенность Ники заключается в том, что одна её сторона выполнена более качественно, чем другая. Вероятно, изначально планировалось установить скульптуру вполоборота. Кроме того, на основании виднеется часть надписи, где выделяется слово «Rhodios», а значит, Ника Самофракийская была создана в честь триумфа Родоса.

Скульптору удалось виртуозно изобразить в камне драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза

От древности к нашим дням

Личность скульптора является лишь предположением, однако учёный Пол МакКендрик высказал ряд аргументов в пользу Пифокрита. В 1863 году он опубликовал доклад, где пришёл к выводу, что Ника была создана по замыслу македонского генерала Димитрия Полиокертеса после ряда его успешных морских сражений.

Читайте также:
Фотографии Гданьска

Открытие Ники произошло в 1863 году французским археологом-любителем Чарльзом Шампоазо. Статуя заново создавалась из отдельных найденных фрагментов. Только через два десятка лет она впервые оказалась на выставке в Лувре. Расположена скульптура над лестницей Дару, где смотрится наиболее выгодно.

Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа

Перед Второй мировой войной все музеи Парижа были закрыты, а Ника Самофракийская вывезена в Шато-де-Валенси, где хранилась с работами Микеланджело и Венерой Милосской.

В 2013 году лучшие реставраторы мира занялись восстановлением первоначального облика скульптуры. Мрамор, из которого была создана статуя, со временем потерял свою окраску, а потому были предприняты все усилия, чтобы показать публике, какой же изначально была прекрасная Ника. По завершению работ скульптура была возвращена на своё прежнее место – во главу лестницы Дару знаменитого французского Лувра.

Правое крыло скульптуры – гипсовая реконструкция, зеркально отражающая левое крыло

Несмотря на многочисленные повреждения и незавершённость, часть утерянных фрагментов, Ника Самофракийская по праву считается одним из величайших творений человечества. До сих пор высокое мастерство создателя, каждая линия статуи производят незабываемое впечатление на критиков, ценителей искусства и простых зрителей. Она напоминает нам, что над истинным шедевром не властно даже время.

Ника Самофракийская (Лувр). Скульптура. Описание

История скульптуры Ники Самофракийской

Ника Самофракийская — греческая мраморная скульптура крылатой богини Победы (скульптор неизвестен, но есть предположение, что им мог быть Пифокрит с Родоса). Один из самых известных шедевров Лувра. Статуя была установлена на высокой отвесной скале на небольшом острове Самофракий. На частич­но сох­ра­нив­шейся над­писи у осно­ва­ния скульптуры ­есть сло­во «Rhodhios» (Родос), что предположительно, может указывать на то, что она была воз­двиг­ну­та, в честь мор­ской победы, одер­жан­ной Родо­сом, кото­рый в те времена был самой могу­ще­ст­вен­ной мор­ской дер­жа­вой в Эге­иде.

Как была найдена статуя

Многочисленные фрагменты статуи Ники были обнаружены консулом Франции и археологом-любителем Шарлем Шампуазо на острове Самофракия в 1863 г. Они были бережно собраны, однако голову и руки так и не нашли. Но богиня так изящна, а формы человеческого тела настолько выразительны, что об отсутствии рук и головы попросту забываешь.

Только в 1950 г. был обнаружен обломок когда-то прекрасной и сильной кисти правой руки, которую многие из исследователей считают принадлежащей Нике (она выставлена в отдельной витрине). Другие не согласны с ними. Однако, несмотря на отсутствие рук и головы, выразительность форм человеческого тела такова, что сразу же проникаешься их пластической красотой, завораживающим сочетанием силы и изящества, забываешь об отсутствующих частях.

История статуи

Скульптура Ники Самофракийской высечена из золотистого парийского мрамора, имя мастера, время и повод для ее создания по сей день не удалось точно установить. В течении долгого времени считали, что именно эта статуя Ники, трубящей в трубу, воспроизведена на монете и что ее сделали в честь победы, одержанной в 306 году до н. э. Корабли македонского полководца Деметрия Полиоркета разгромили флот египетского правителя Птолемея.

Читайте также:
Погода в Ялте в январе 2022. Отдых в Ялте в январе

В память об этой славной победе греки установили на высокой скале у входа в гавань острова Самофрака мраморное изваяние крылатой богини, вошедшей в историю под именем Ники Самофракийской. Пьедестал богини был сделан в виде носовой части боевого корабля, за спиной Ники вздымались огромные белые крылья, а сама богиня, подставив сильный торс порывам встречного ветра, самозабвенно трубила в большую сигнальную трубу. Со временем многие факторы заставили взять под сомнение такую гипотезу.

Описание скульптуры Ники Самофракийской

Яростные волны, с грохотом разбивались о скалу у ног Ники, шквальные порывы ветра стремились прижать ее расправленные крылья… Складки одежды богини тяжелыми массами обвиваются вокруг ног, обтекают вокруг бедер, зрительно передавая этим сопротивление, которое преодолевает распростершая свои крылья Ника. Если бы богиня не боролась с ветром, она могла бы показаться слишком большой и тяжелой, однако из за устремленного вперед тела, благодаря бурному движению ее мощные пропорции утрачивают свою грузность, приобретая чарующую стройность. Преисполненная тревожного напряжения и порыва, немного подавшись вперед, наперекор ветру богиня словно готовилась взлететь над морем. Это в действительности все сметающая на своем пути богиня Победы.

Сейчас скульптура Ники Самофракийской выставлена в Лувре, на повороте широкой лестницы. Она стоит на камне, как на носу корабля, в развевающихся мраморных одеждах. К статуе надо подходить не спеша, не отрывая взгляда, обойти ее справа и слева. По возможности, к ней следует вернуться вечером и снова полюбоваться скульптурой. Под светом мощных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность. Пожалуй, ни какое другое произведение античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Статуя Ники кажется прекрасным символом устремления человека в будущее. Такое впечатление возрастает оттого, что скульптура замечательно экспонирована. Статуя стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. К ней поднимаются широкие, ступени. Статике и однообразию мертвого камня противостоит трепетное движение камня, ожившего под рукой неизвестного древнего мастера.

Люди, стоящие возле статуи кажутся маленькими перед ней: Ника «парит» над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее олицетворением.

Ника в греческой мифологии

Согласно греческой мифологией, Ника была союзницей Зевса. Представляли ее всегда крылатой и непременно в позе движения, что вызывало чувство победы и уверенности.

В древние времена скульптура украшала самофракийское Святилище богов – кабиров, о происхождении которых ничего неизвестно. Они не входили в пантеон Олимпа. Это древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. Эти великие боги, имели силу избавлять от бед и опасностей. В то же время этих богов считали грозными божествами, карающими за проступки. Как раз на Самофракии кабиры почитались как покровители мореходства. В соответствии с мифами, кабиры даровали победы в морских сражениях, посылая Нику на корабль как предвестницу удачного исхода. А моряки в благодарность жертвовали статуи, чтобы отблагодарить божеств.

По сей день трубит она в свой победный рог, и никакие вековые бури не могут заглушить беззвучного шума ее крыльев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: