Иностранное юридическое лицо и его правовые особенности

Иностранное юридическое лицо и его правовые особенности

1. Правовой статус

Правовой статус представительств и филиалов иностранных юридических лиц определен Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” от 09.07.1999 № 160-ФЗ.

Создание и деятельность представительств иностранных банков и других кредитных организаций, а также представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, регулируется специальными нормами.

Представительство и филиал не имеют статуса юридического лица, а являются подразделениями иностранного юридического лица в России.

Основное различие между представительством и филиалом заключается в том, что представительство осуществляет лишь представительские функции (представление и защита интересов юридического лица), а филиал осуществляет все функции иностранного юридического лица (или их часть), включая функции представительства.

Представительство и филиал выступают от имени представляемой иностранной компании и осуществляют деятельность на территории России в соответствии с российским законодательством. Вопросы налогообложения доходов представительств и филиалов иностранных компаний регулируются общими положениями российского налогового законодательства, а также двухсторонними Соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с соответствующими государствами.

Согласно российскому законодательству, иностранное юридическое лицо вправе осуществлять в России деятельность через представительство или филиал со дня их аккредитации. Подтверждением факта аккредитации является свидетельство о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (далее – «Реестр») с приложением информационного листа о внесении записи в Реестр. До момента получения аккредитации представительство / филиал не может открывать счет в банке, арендовать помещения, нанимать сотрудников, проходить таможенные процедуры и осуществлять какую-либо иную деятельность.

В настоящем информационном письме представлен общий порядок аккредитации филиалов и представительств и их деятельности в России.

2.Процедура аккредитации

Аккредитующим органом для представительств и филиалов, открываемых на всей территории Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС) в лице Межрайонной инспекции ФНС № 47 по г. Москве. Эта инспекция уполномочена осуществлять аккредитацию всех представительств / филиалов иностранных компаний независимо от региона их деятельности.

В течение 12 месяцев со дня принятия иностранной организацией решения об открытии представительства / филиала в аккредитующий орган должно быть подано соответствующее заявление об аккредитации.

Заявление об аккредитации должно содержать заверенные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (далее – «ТПП РФ») сведения о численности иностранных граждан, которые будут работать в представительстве / филиале. Указанное подтверждение ТПП РФ необходимо также и в случае, если иностранные сотрудники в представительстве / филиале работать не будут.

За заверение сведений о количестве иностранных сотрудников в представительстве / филиале ТПП РФ взимает плату в размере 18 000 рублей при подаче заявления в электронном виде или 21 000 рублей при личном обращении с документами на бумажном носителе. За заверение изменения сведений о количестве иностранных сотрудников также придется заплатить 18 000 рублей. Заверение сведений осуществляется в срок до пяти рабочих дней.

После получения отметки о заверении сведений об иностранных сотрудниках заявление об аккредитации представительства / филиала может быть подано в аккредитующий орган.

К заявлению об аккредитации должны быть приложены следующие документы:

  • выписка из торгового реестра или иной документ, подтверждающий факт регистрации иностранного юридического лица в стране его места нахождения;
  • документ, подтверждающий регистрацию иностранного юридического лица в качестве налогоплательщика в стране регистрации;
  • устав иностранного юридического лица (или иной учредительный документ, если применимо);
  • решение иностранного юридического лица об открытии представительства / филиала в России;
  • положение о представительстве / филиале;
  • доверенность о наделении главы представительства / филиала в России необходимыми полномочиями;
  • документ об уплате государственной пошлины за аккредитацию представительства / филиала.

Все документы, оформленные за границей, должны быть легализованы либо заверены апостилем, а также должны иметь нотариально удостоверенный перевод на русский язык.

Государственная пошлина за аккредитацию представительства / филиала иностранного юридического лица составляет 120 000 рублей.

Аккредитация оформляется в течение 15 рабочих дней, а документы, подтверждающие аккредитацию, выдаются (или направляются) заявителю в течение 5 рабочих дней после внесения сведений о представительстве / филиале в Реестр. Таким образом, общий срок получения аккредитации составляет до 20 рабочих дней. Аккредитация может быть приостановлена налоговым органом (на срок до 15 рабочих дней) в случае, если иностранным юридическим лицом не представлены необходимые документы либо представленные документы не соответствуют установленным требованиям.

Аккредитация представительств / филиалов осуществляется без ограничения срока ее действия. В случае изменения сведений о представительстве / филиале, соответствующие изменения должны быть внесены в Реестр по заявлению руководителя филиала / представительства, которое подается в аккредитующий орган в течение 15 календарных дней с момента изменения сведений. Внесение изменений в Реестр осуществляется аккредитующим органом в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления.

Аккредитация представительства / филиала может быть прекращена на основании решения иностранного юридического лица, открывшего соответствующее обособленное подразделение. Также представительство / филиал могут лишиться аккредитации по решению аккредитующего органа в следующих случаях:

  • представительство / филиал в течение последних двенадцати месяцев не представляли документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и с представительством / филиалом не может быть осуществлена связь по адресу, указанному в Реестре, и представительство / филиал в указанный период не осуществляли операции хотя бы по одному банковскому счету;
  • вступил в законную силу судебный акт, устанавливающий, что деятельность филиала / представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции РФ, международным договорам РФ, законодательству РФ, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам РФ.

3.Постановка на учет в компетентных государственных органах

Согласно процедуре, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации, постановка иностранных юридических лиц на налоговый учет по месту нахождения представительства / филиала и выдача соответствующего уведомления осуществляются налоговым органом в течение пяти рабочих дней с момента внесения сведений об аккредитации представительства или филиала в Реестр.

Также представительство / филиал должны быть поставлены на учет в Федеральной службе государственной статистики и во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде социального страхования). Согласно ФЗ “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”, в течение трех рабочих дней с момента внесения в Реестр записи об аккредитации представительства или филиала, аккредитующий орган направляет во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и Фонд социального страхования) в электронном виде сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет представительства / филиала. Между тем, в настоящее время, далеко не во всех субъектах Российской Федерации налажено взаимодействие между налоговыми органами и внебюджетными фондами, что влечет необходимость самостоятельного обращения представительства / филиала во внебюджетные фонды для осуществления постановки на учет.

3.Текущая деятельность

a) Управление подразделением

Руководство деятельностью представительства / филиала осуществляет руководитель (глава) представительства / филиала, который действует на основании доверенности, выданной иностранным юридическим лицом. Срок действия доверенности законодательно не ограничен и определяется доверителем.

Следует обратить внимание на то, что полномочия руководителя представительства / филиала обязательно должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в положении о представительстве / филиале или учредительных документах иностранного юридического лица.

Руководитель представительства / филиала вправе передоверить все или часть своих полномочий другому лицу, если такая возможность предусмотрена условиями доверенности, выданной руководителю.

b) Основные документы

Взаимоотношения между представительством / филиалом и открывшим его иностранным юридическим лицом строятся на основе следующих документов:

учредительных документов иностранного юридического лица;

доверенности, выданной руководителю представительства / филиала в соответствии с требованиями, изложенными в предыдущем пункте;

положения о представительстве / филиале, которое должно содержать следующую информацию:

  • наименование иностранного юридического лица и представительства / филиала, организационно-правовая форма иностранного юридического лица;
  • место нахождения представительства / филиала в России, а также место нахождения создавшего его иностранного юридического лица в стране регистрации;
  • цели открытия и виды деятельности представительства / филиала;
  • порядок управления представительством / филиалом (полномочия главы представительства / филиала).

c) Привлечение иностранных сотрудников

Общие правила осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в России установлены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в соответствии с которым работодатель имеет право нанимать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в России, только если у него имеется разрешение на работу.

Статья 13 указанного закона предусматривает исключение для работы сотрудников аккредитованных в Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации: сотрудники представительств в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств, не обязаны получать разрешение на работу. Тем не менее, необходимо отметить, что у России на момент подготовки настоящего обзора нет соглашений, устанавливающих указанный принцип взаимности, с большинством государств, в том числе с Германией и Австрией. Поэтому, как правило, для иностранных сотрудников аккредитованных представительств необходимо оформление разрешений на работу в России в общем порядке.

Разрешение на работу может оформляться двумя основными путями: обыкновенное разрешение на работу и разрешение на работу для высококвалифицированных специалистов (далее – “ВКС”). Основная разница заключается в следующем:

  • разрешение на работу для ВКС оформляется на срок до трех лет, а обычное разрешение на работу – на один год;
  • для оформления разрешения на работу для ВКС работодателю не нужно получать разрешение на привлечение иностранных работников и не требуется осуществлять поиск кандидатов на вакантную должность среди российских граждан, что обязательно при оформлении обычного разрешения на работу;
  • на ВКС не распространяются квоты на привлечение иностранных сотрудников;
  • ВКС освобождены от обязанности подтверждать владение русским языком, а также знания истории и основ законодательства России;
  • законодательством установлены требования к размеру заработной платы ВКС. Он должен быть не менее 167 000 рублей в месяц для большинства ВКС;
  • срок выдачи разрешения на работу для ВКС составляет 14 рабочих дней, а для обычного разрешения на работу – около 3-4 месяцев.

Иностранная компания открывает филиал в России: пошаговая инструкция

Сегодня многие зарубежные компании, расширяя горизонты своей деятельности, выходят на новые рынки. Но, одно дело работать в собственной стране, где известны все нормы, понятно законодательство и «правила игры», а другое дело открывать филиал или представительство на территории, где все по-другому. Сегодня мы поговорим о том, как открыть филиал для иностранной организации в России.

Чем отличается филиал от представительства

Приходя на территорию Российской Федерации, зарубежная организация может организовать бизнес двумя способами — открыв филиал или представительство.

Представительство — это подразделение юридического лица, созданное для представления и защиты интересов организации вне места нахождения основной компании.

Филиал — это также обособленное подразделение юридического лица, организованное вне территории нахождения головной организации, но при этом способное выполнять ее функции, включая и те, что присущи представительству.

«По сути, представительство не может вести коммерческую деятельность, оно создается с целью анализа рынка, проведения рекламных кампаний, привлечения внимания к бренду и организации. Филиал же может работать как головная компания, т.е. вести деятельность по реализации товаров и услуг, производимых в организации, заключать сделки и выполнять все функции представительства. Тем не менее, филиалы иностранных компаний сталкиваются с ограничениями при ведении экспортно-импортной деятельности в части валютных операций и соблюдения таможенных формальностей, поэтому для полноценной коммерческой деятельности иностранные компании открывают в России отдельные дочерние компании».

Иван Катышев, руководитель налоговой и юридической практики СберРешений.

Ниже мы подробно расскажем о процедуре открытия филиала / представительства иностранного юридического лица.

7 шагов к успеху: иностранная компания открывает филиал / представительство в РФ

Перед тем, как пошагово разберем открытие филиала / представительства, дадим совет — до заполнения документов, рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант формы ведения бизнеса .

1. Нужно разработать положение о филиале / представительстве иностранного юридического лица .

Особой формы нет, оно составляется свободно, но, как правило, включает ряд важных элементов:

  • организационно-правовая форма компании;
  • наименование компании;
  • местонахождение филиала / представительства;
  • виды деятельности филиала / представительства и цели его создания;
  • особенности управления;
  • лица, которые будут управлять филиалом / представительством и т. п.

Полные требования изложены в ст. 22 ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Положение должно быть утверждено уполномоченным лицом / корпоративным органом иностранного юридического лица.

2. Сформировать и подготовить решение о создании филиала/представительства. Подготовить документы от головной организации .

Филиалу / представительству зарубежной компании для получения аккредитации бизнеса в России необходимы:

  • учредительные документы иностранной организации;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц или иной аналогичный документ, выданный страной, в которой зарегистрирована компания, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;
  • налоговый сертификат, подтверждающий регистрацию иностранной компании в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика;
  • свидетельство о регистрации (в стране происхождения);
  • банковские реквизиты.

Причем документы, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский, который будет заверен нотариусом на территории РФ. Просто перевод, даже сделанный через компанию, которая официально занимается переводом документов, не подойдет.

Документы от иностранной компании должны быть предоставлены при наличии консульской легализации документов или проставленного апостиля. Исключение — если международным договором Российской Федерации предусмотрено освобождение от легализации документов.

Подать документы на аккредитацию можно в течение 12 месяцев с момента принятия решения о создании филиала/представительства. Причем все представляемые в комплекте документы также должны быть не старше 12 месяцев.

Полный перечень необходимых документов и требования к ним установлены Приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@.

В случае, когда ваши документы содержат больше чем 1 лист, их необходимо прошить и пронумеровать. На обороте последнего листа прошитого документа указывается количество листов, и ставится подпись ответственного исполнителя. Никакие исправления не допускаются.

3. Заполнить (на русском) заявление по форме 15АФП. Подписывает данное заявление уполномоченный представитель юридического лица.

4. Обратиться в Торгово-промышленную палату (ТПП) РФ. В ТПП нужно подать сведения о численности иностранных сотрудников филиала / представительства и заверить их.

Заверять сведения надо всегда, даже в случае, если численность таких сотрудников — ноль.

Вместе со сведениями направляется письмо в произвольной форме с просьбой заверить данные сведения, а также направляются документы, подтверждающие деятельность филиала иностранной организации в России.

За заверение численности в ТПП РФ необходимо уплатить денежные средства. Сумма зависит от способа подачи документов, ее размер периодически меняется.

5. Оплатить госпошлину за аккредитацию. Сумма госпошлины — 120 000 рублей за один филиал.

6. Подать документы на аккредитацию в Межрайонную инспекцию ФНС России № 47 по г. Москве.

На этапе подготовки и подачи документов часто возникают ошибки, приводящие к получению отказа в аккредитации, например — неполный комплект документов, нарушение срока или формы подачи, расхождения в поданных документах с имеющимися в законодательстве требованиями к их оформлению, неточная или ложная информация, противоречие целей создания филиала международному и российскому законодательству, требованиям к организации деятельности и т. п.

Юридическое сопровождение иностранной компании в России — консультирование по вопросам открытия филиала, подготовка документов, аккредитация филиалов и представительств, сопровождение по трудовому, налоговому, предпринимательскому праву, миграционная поддержка персонала и другие услуги от СберРешений .

7. Если вы все сделали правильно на предыдущих шагах, то через 30 рабочих дней со дня подачи документов в регистрирующий орган (25 рабочих дней — срок аккредитации, 5 рабочих дней — срок для выдачи документов) у вас в руках будут документы об аккредитации . На практике ФНС не всегда соблюдает установленные сроки, поэтому будьте готовы, что реальный срок может быть больше, но не существенно.

Теперь остается получить:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговой;
  • информационный лист о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
  • уведомление о постановке на учет и коды статистики в Росстате;
  • уведомления о постановке на учет во внебюджетных фондах — ФСС и ПФР.

Также потребуется открыть расчетный счет в российском банке, для проведения расчетных операций, при необходимости заказать печать, хотя сейчас организации на территории РФ могут работать и без ее использования, но тогда этот пункт необходимо предусмотреть в учредительных документах компании.

  • Оформить необходимые документы для беспроблемного въезда иностранных сотрудников в РФ.
  • Организовать ведение бухгалтерского и налогового учета.

В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» филиал иностранной компании имеет право не вести бухгалтерский учет по российским стандартам, но при этом вести учет доходов и расходов для целей налогообложения только по законодательству РФ.

Это означает, что представительства иностранных компаний могут вести бухучет согласно МСФО (международным стандартам финансовой отчетности), которые сейчас во многом используются и для ведения учета в России.

Если же компания выбирает ведение учета по российским стандартам, то нужно учесть, что бухгалтерский учет в РФ далеко не полностью совпадает с международными стандартами учета и отчетности и имеет свои особенности.

Какой бы вариант не выбрала иностранная организация, ей потребуется местный специалист или аутсорсинговая компания, обладающие необходимыми знаниями и опытом.

СберРешения возьмут на себя всю отчетность и ведение учета по филиалу и представительству иностранной компании. Поручите профессионалам в области международных стандартов отчетности и российского налогового законодательства вести ваш бухгалтерский учет.

Провести аккредитацию филиала / представительства иностранной компании в России просто, если доверить ее профессионалам.

Субъекты международного частного права

1. Субъекты международного частного права — это участники гражданских, семейных, трудовых правоотношений, осложненных иностранным элементом. К ним относятся физические лица: граждане; лица без гражданства; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство; беженцы; иностранные и российские юридические лица; международные организации; государства, а также субъекты федеративного государства.

Физические и юридические лица по общему правилу пользуются на территории РФ национальным режимом, т.е. тем же объемом правоспособности, что и российские субъекты. В то же время в соответствии со ст. 1194 ГК Правительством РФ могут быть установлены реторсии, т.е. ответные ограничения в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

2. Правоспособность и дееспособность иностранных физических лиц. Гражданская правоспособность физического лица определяется личным законом, т.е. тем нормативным актом, иным источником права, который определяет правоспособность в стране, гражданином (подданным) которой является это лицо. Для лиц без гражданства личный закон определяется правом места их постоянного жительства.

По общему правилу иностранцы и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. В то же время иностранцы могут быть ограничены в правоспособности: они не могут быть судьями, прокурорами, занимать должности в органах государственной власти и управления РФ. В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК иностранцы, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут иметь на праве собственности земельные участки, находящиеся на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях России. Ограничения правоспособности не являются раз и навсегда установленными. Так, если ранее в силу п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса в состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ могли входить только российские граждане, то в настоящее время такое ограничение снято.

Гражданская дееспособность физического лица также определяется по закону гражданства, а для лиц без гражданства — по закону их места жительства. В то же время физическое лицо, не обладающее дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки. Однако если будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности, то суд должен применить личный закон иностранца в части ограничения его дееспособности. Личным законом по общему правилу также определяется право физического лица на имя, его использование и защиту (иное может быть предусмотрено ГК или другими законами).

Право физического лица на занятие предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в этом качестве. В то же время такие вопросы, как признание лица безвестно отсутствующим, объявление умершим, признание недееспособным или ограниченно дееспособным, подчиняются российскому праву и обращение к иностранному праву не требуется.

3. Правосубъектность иностранных юридических лиц определяется их личным законом. В соответствии с п. 1 ст. 1202 ГК личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. На основании личного закона устанавливаются статус организации в качестве юридического лица, организационно-правовая форма, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей. Следует указать на две особенности статуса иностранного юридического лица на территории РФ.

Во-первых, юридическое лицо не может ссылаться на ограничения полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой была совершена сделка, кроме тех случаев, когда другая сторона знала об указанном ограничении.

Во-вторых, если юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории РФ, то к требованиям об ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей (участников), других лиц, которые имеют возможность определять его действия, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.

Рассматривая особенности деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации, следует отметить, что они вправе заключать договоры, совершать иные сделки, создавать юридические лица, представительства т.п. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются по общему правилу, на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК и другими федеральными законами. Исключения могут быть установлены отдельными законодательными актами РФ.

Особенности создания филиала иностранного юридического лица, его представительства определяются Законом об инвестициях. Такие структурные подразделения создаются, открываются, прекращают свою деятельность на территории РФ на основании решения юридического лица. Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства осуществляется посредством их аккредитации, которую осуществляют органы ФНС РФ.

4. Государство как субъект международного частного права. Государства по общему правилу не вступают в хозяйственные, коммерческие отношения и поэтому, например, поставку нефти и газа осуществляют соответствующие юридические лица РФ. В то же время государство может быть участником отношений, связанных с использованием государственного имущества на основании договоров аренды, государственных займов, деликтных, наследственных и ряда иных отношений. Не случайно в ст. 1204 ГК закреплено правило, в силу которого к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства коллизионные нормы применяются на общих основаниях.

Важной чертой статуса государства является наличие юрисдикционного иммунитета, т.е. неподвластности юрисдикции, прежде всего судебной, иностранного государства. Юрисдикционный иммунитет иностранного государства и его имущества состоит из трех элементов:

1) судебного иммунитета, понимаемого как обязанность судов РФ воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе;

2) иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, т.е. обязанности судов РФ воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора и (или) исполнение решения суда;

3) иммунитета в отношении исполнения решения суда, т.е. обязанности судов РФ, государственных органов и должностных лиц воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства .

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации».

Иммунитет государства бывает двух видов: абсолютный и функциональный. Абсолютный предполагает, что государство пользуется иммунитетом в полном объеме, независимо от того, в каких именно отношениях оно участвует. Функциональный — это пользование иммунитетом только при осуществлении суверенных властных полномочий в целях реализации суверенной власти.

Российское право исходит из наличия у государства именно функционального иммунитета. Закон о государственных иммунитетах с рядом оговорок и исключений говорит о неприменении судебного иммунитета иностранного государства в отношении следующих категорий споров:

— связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности; возникших на основании трудового договора между этим иностранным государством и работником относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью либо частично на территории Российской Федерации за рядом исключений, в частности если работник принят на работу для выполнения конкретных обязанностей по осуществлению суверенных властных полномочий иностранного государства;

— связанных с участием в юридических лицах; о возмещении иностранным государством вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству, деловой репутации физического лица или имуществу, деловой репутации юридического лица, если требование возникло вследствие действия (бездействия) или в связи с иным обстоятельством, имевшим место полностью или частично на территории РФ, и причинитель вреда находился на территории РФ в момент такого действия (бездействия);

— о правах на имущество, а также в ряде иных случаев, когда государство не осуществляет суверенных властных полномочий.

Иностранное государство может само дать согласие на осуществление судом РФ юрисдикции в отношении конкретного спора в силу: международного договора; письменного соглашения, не являющегося международным договором, а также заявления в суде, письменного уведомления суда в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора. Характерно, что РФ допускает для себя возможность отказа от иммунитета в иностранных судах. Так, в Законе о разделе продукции содержится положение о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.

Кроме того, иностранное государство может быть признано отказавшимся от судебного иммунитета, если оно предприняло в суде РФ процессуальное действие по существу дела, например предъявило иск, вступило в судебный процесс по существу спора в качестве стороны, заявило встречный иск и т.д. Отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не может быть отозван и распространяется на все стадии судебного разбирательства.

Что касается иммунитета иностранного государства в отношении мер по обеспечению иска и исполнения решения российского суда, тут действуют следующие правила. Иностранное государство пользуется иммунитетом в отношении мер по обеспечению иска, за исключением случаев, если иностранное государство само явно выразило согласие на принятие соответствующих мер либо зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора.

В отношении исполнения решения российского суда иностранное государство на территории РФ по общему правилу пользуется иммунитетом, кроме тех случаев, если оно явно выразило согласие на принятие соответствующих мер, зарезервировало или иным образом обозначило имущество на случай удовлетворения требования, являющегося предметом спора, либо имущество иностранного государства используется и (или) предназначено для использования данным иностранным государством в целях, не связанных с осуществлением суверенных властных полномочий.

Иностранное юридическое лицо и его правовые особенности

При спорах с иностранными юридическими лицами в арбитражном суде необходимо правильно установить статус иностранного юридического лица.

Установление статуса юридического статуса иностранного юридического лица, а также его права на осуществление предпринимательской деятельности необходимо для установления его правоспособности и дееспособности.

В компетенцию арбитражного суда входит принятие мер к установлению статуса участвующих в деле иностранных лиц. Также суд принимает меры к установлению прав иностранных лиц на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Юридический статус иностранного лица, которое участвует в деле – это объем его правоспособности и дееспособности, который определяется по его личному закону.

Юридический статус иностранного юридического лица подтверждается ВЫПИСКОЙ из официального торгового реестра страны происхождения, либо иным эквивалентным доказательством юридического статуса, которые признаются в качестве таковых законодательством страны учреждения, регистрации основного места осуществления предпринимательской деятельности.

Установить статус иностранного юридического лица возможно при помощи открытой информации в сети “Интернет”, которая размещена на официальных сайтах уполномоченных иностранных органов по регистрации юридических лиц и содержащую сведения о регистрации юридических лиц.

Лица, имеющие полномочия действовать от имени юридического лица без доверенности, а также полномочия на подписание доверенности от имени юридического лица, определяется по личному закону иностранного юридического лица.

К полномочиям представителя иностранного лица для ведения дела в государственном суде применяется право станы, где проводится судебное разбирательство.

Форма доверенности на участие представителя иностранного лица в арбитражном суде Российской Федерации подчиняется праву РФ.

Когда истец или ответчик – иностранное юридическое лицо к иску должен прилагаться ДОКУМЕНТ

  • подтверждающий нахождение лица под юрисдикцией иностранного государства,
  • его организационно-правовую форму
  • правоспособность
  • подтверждающий, кто от имени юридического лица обладает правомочиями на приобретение гражданских прав и принятие гражданских обязанностей.

Такой документ определяется на основании личного закона иностранного лица

Если не предоставлены доказательства, подтверждающие юридический статус и право на осуществление предпринимательской деятельности иностранного юридического лица, ТО ЗАЯВЛЕНИЕ (ИСК) МОЖЕТ БЫТЬ ОСТАВЛЕНО БЕЗ ДВИЖЕНИЯ (ч. 1 ст. 128 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Если в материалах дела судов первой и апелляционной инстанции будут отсутствовать доказательства юридического статуса иностранного юридического лица, либо доказательств принятия мер по определению статуса иностранного юридического лица, то судебные акты по этому делу, могут быть отменены арбитражными судами вышестоящих инстанций с отправлением дела на новое рассмотрение.

Доказательства, подтверждающие постоянное место нахождения иностранной организации для целей налогообложения не являются достаточными для установления личного закона и процессуальной дееспособности, так как документы о регистрации иностранного юридического лица и документы, подтверждающие его налоговое резидентство не всегда тождественны.

Документы, подтверждающие юридический статус иностранного юридического лица должны быть получены не ранее чем за 30 дней до обращения истца в арбитражный суд, за исключением того случая, когда документы требуют консульской легализации или проставления апостиля.

Апостиль должен быть проставлен и легализация совершена не ранее, чем за 30 дней до обращения истца в арбитражный суд.

Сам документ должен быть получен в разумные сроки для консульской легализации или до проставления апостиля.

Требования к наименованию юридического лица определяются личным законом юридического лица.

Наличие различных способов написания наименования юридического лица, зарегистрированного в том государстве, которое не использует латиницу не должно препятствовать юридическому лицу осуществлять эффективную судебную защиту его прав и законных интересов.

В судебных актах не предполагается перевод наименований иностранных лиц на русский язык.

Наименования иностранных юридических лиц указываются в судебном акте в том виде, в каком они существуют по праву личного закона иностранного юридического лица.

Мария Михайловна Носивец, Юрист.

На основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 27 июня 2017 года “О рассмотрении судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом”.

Иностранное юридическое лицо и его правовые особенности

Статья 5. Особенности государственной регистрации международной компании

1. Международные компании подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации международных компаний.

2. Сведения о международной компании при ее регистрации в порядке редомициляции, реорганизации и ликвидации международной компании, а также иные предусмотренные федеральными законами сведения вносятся в единый государственный реестр юридических лиц органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующий орган) на основании документов, направленных управляющей компанией.

2.1. При реорганизации международной компании в форме слияния с другой международной компанией вновь созданное юридическое лицо является международной компанией при условии, если место нахождения создаваемого в результате реорганизации хозяйственного общества расположено в пределах территории специального административного района, определяемого в соответствии с Федеральным законом “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 17-ФЗ)

2.2. В случае присоединения международной компании к другой международной компании статус международной компании сохраняется у международной компании, к которой осуществляется присоединение.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 17-ФЗ)

2.3. При преобразовании международной компании одной организационно-правовой формы в международную компанию другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованной международной компании в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 24.02.2021 N 17-ФЗ)

3. При государственной регистрации международной компании в порядке редомициляции иностранное юридическое лицо представляет в управляющую компанию следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации международной компании по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

2) документ, подтверждающий государственную регистрацию (создание) иностранного юридического лица;

3) копию устава (учредительного документа) иностранного юридического лица со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями;

4) решение высшего органа управления или иного уполномоченного органа иностранного юридического лица об изменении его личного закона и об утверждении устава международной компании, а в случае, если до момента государственной регистрации международной компании иностранное юридическое лицо было один раз или более зарегистрировано в связи с изменением личного закона в порядке редомициляции, также все предыдущие решения об изменении личного закона, принятые в порядке, установленном личным законом на момент принятия решения о редомициляции;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 17-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) утвержденный устав международной компании;

6) копию годовой финансовой отчетности и (или) годовой консолидированной финансовой отчетности иностранного юридического лица за последний завершенный отчетный год, в отношении которой наступил срок ее формирования в соответствии с личным законом иностранного юридического лица, с приложением копии аудиторского заключения, составленного в отношении такой отчетности (если имеется);

(п. 6 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) документ, подтверждающий полномочия лица (лиц), имеющего право действовать от имени иностранного юридического лица без доверенности;

8) решение уполномоченного органа иностранного юридического лица об определении лица (лиц), занимающего должность (осуществляющего функции) единоличного исполнительного органа международной компании;

9) сведения (в виде информации, содержащей фамилию, имя, отчество бенефициара, адрес места жительства, долю прямого (или косвенного) владения в иностранной компании) о бенефициарных владельцах иностранного юридического лица. Термин “бенефициарный владелец” используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) заверение иностранного юридического лица об отсутствии обстоятельств, препятствующих государственной регистрации международной компании;

11) документы, необходимые для регистрации выпуска акций международной компании, подлежащих размещению в связи с ее государственной регистрацией в организационно-правовой форме акционерного общества, и предусмотренные частями 6 и 7 статьи 7 настоящего Федерального закона;

12) если фирменное наименование международной компании содержит указание на то, что она является публичным акционерным обществом, документы, подтверждающие соблюдение условия, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также документы, необходимые для регистрации проспекта акций международной компании и соответствующие требованиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Федерального закона;

13) документы, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным пунктами 1 – 3 части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

4. Документы, которые указаны в части 3 настоящей статьи и которые выданы, составлены или удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств за пределами территории Российской Федерации по нормам иностранного права, представляются при наличии их легализации или проставлении апостиля, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

5. Документы, которые указаны в части 3 настоящей статьи и составлены на иностранном языке, представляются с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.

6. Управляющая компания рассматривает документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, в срок не более двух рабочих дней и принимает решение:

1) о направлении документов, указанных в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 3 настоящей статьи, в регистрирующий орган;

2) если подано заявление о государственной регистрации международной компании в организационно-правовой форме акционерного общества, о направлении документов, указанных в пункте 11 части 3 настоящей статьи, а если фирменное наименование международной компании содержит указание на то, что она является публичным акционерным обществом, о направлении документов, указанных в пункте 12 части 3 настоящей статьи, в Центральный банк Российской Федерации;

3) об отказе в направлении документов в соответствующий орган (организацию).

7. О принятом решении управляющая компания сообщает заявителю не позднее одного рабочего дня с даты принятия соответствующего решения.

8. Основаниями для отказа заявителю в передаче документов, указанных в части 6 настоящей статьи, в соответствующий орган (организацию) являются:

1) несоответствие иностранного юридического лица требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона;

2) представление неполных или недостоверных сведений;

3) несоответствие сведений, указанных в заявлении о государственной регистрации в порядке редомициляции, сведениям, содержащимся в других представленных документах;

4) несоблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;

(п. 4 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

5) заявитель является кредитной организацией, некредитной финансовой организацией, бюро кредитных историй, кредитным рейтинговым агентством, лицом, осуществляющим актуарную деятельность, оператором платежных систем или оператором услуг платежной инфраструктуры.

(п. 5 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 485-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 359-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае принятия решения о направлении в регистрирующий орган документов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, управляющая компания не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, если иное не предусмотрено частями 10 и 11 настоящей статьи, направляет в регистрирующий орган указанные документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет”. Взаимодействие управляющей компании с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации международной компании, осуществляется в порядке и с учетом требований, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

10. В случае, если подано заявление о государственной регистрации международной компании в организационно-правовой форме акционерного общества, управляющая компания передает документы, указанные в пункте 11 части 3 настоящей статьи, в Центральный банк Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня после даты принятия предусмотренного настоящей частью решения. В этом случае направление в регистрирующий орган документов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, осуществляется управляющей компанией в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от Центрального банка Российской Федерации документа о регистрации выпуска акций международной компании.

11. В случае, если фирменное наименование международной компании содержит указание на то, что она является публичным акционерным обществом, управляющая компания передает документы, указанные в пунктах 11 и 12 части 3 настоящей статьи, в Центральный банк Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня после даты принятия указанного решения. В этом случае направление в регистрирующий орган документов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, осуществляется управляющей компанией в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от Центрального банка Российской Федерации документа о регистрации проспекта акций международной компании.

12. Государственная регистрация международной компании осуществляется регистрирующим органом в срок не более трех рабочих дней с даты получения им от управляющей компании документов, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи.

13. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации международной компании в порядке редомициляции срока, направляет в управляющую компанию документы, связанные с государственной регистрацией, либо решение об отказе в государственной регистрации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Управляющая компания не позднее одного рабочего дня со дня получения от регистрирующего органа указанных документов направляет их в международную компанию в форме электронных документов и выдает международной компании документы, составленные управляющей компанией на бумажном носителе и подтверждающие содержание электронных документов, полученных управляющей компанией от регистрирующего органа.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Иностранное юридическое лицо подлежит исключению из реестра иностранных юридических лиц в государстве или на территории своего личного закона в течение шести месяцев со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о регистрации международной компании в порядке редомициляции, если больший срок не установлен законодательством государства или территории личного закона юридического лица.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 17-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Документ, подтверждающий исключение иностранного юридического лица из реестра иностранных юридических лиц (ликвидацию по личному закону этого юридического лица), представляется международной компанией в управляющую компанию в течение десяти рабочих дней с даты его получения.

16. Государственная регистрация международной компании не требует получения предварительных согласований, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”.

ФЗ от 27.10.2020 N 350-ФЗ в п. 5 ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ внесены изменения, согласно которым срок сообщения составляет 7 рабочих дней.

17. Международная компания обязана информировать управляющую компанию об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, за исключением случаев изменения сведений, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 указанного Федерального закона, в течение трех рабочих дней со дня таких изменений. Управляющая компания не позднее одного рабочего дня со дня получения от международной компании предусмотренных Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” документов, необходимых для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении сведений о международной компании, направляет указанные документы в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном частью 9 настоящей статьи. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” срока государственной регистрации, направляет в управляющую компанию документы, связанные с государственной регистрацией, либо решение об отказе в государственной регистрации, либо решение о приостановлении государственной регистрации в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Управляющая компания не позднее одного рабочего дня со дня получения от регистрирующего органа указанных документов направляет их в международную компанию в форме электронных документов и выдает международной компании документы, составленные управляющей компанией на бумажном носителе и подтверждающие содержание электронных документов, полученных управляющей компанией от регистрирующего органа.

(часть 17 в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Государственная регистрация изменений, внесенных в устав международной компании, государственная регистрация международной компании в связи с ее реорганизацией или ликвидацией осуществляются в порядке, аналогичном предусмотренному частью 17 настоящей статьи.

Статья 1186 ГК РФ. Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом (действующая редакция)

1. Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов (пункт 2 статьи 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.

Особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются законом о международном коммерческом арбитраже.

2. Если в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

3. Если международный договор Российской Федерации содержит материально-правовые нормы, подлежащие применению к соответствующему отношению, определение на основе коллизионных норм права, применимого к вопросам, полностью урегулированным такими материально-правовыми нормами, исключается.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 1186 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена сфере применения международного частного права как отрасли права, регулирующей гражданские отношения с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовые отношения, осложненные иным иностранным элементом, в том числе в тех случаях, когда объект гражданских прав находится за границей.

Гражданские отношения составляют отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ). В круг таких отношений законодатель прямо включил имущественные отношения, личные неимущественные отношения, и впервые законодатель установил, что предметом гражданского права являются также отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения). Эти отношения основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Легального определения иностранный элемент гражданского правоотношения не существует. Он может выражаться:

в иностранном гражданстве либо иностранной регистрации в случае юридических лиц его участников;

нахождении объекта гражданских прав за границей;

Иностранными гражданами согласно ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” являются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Иностранными юридическими лицами являются юридические лица, зарегистрированные за границей.

Особым случаем, когда применяется международное частное право, является нахождение объекта гражданских прав за границей РФ. В таких случаях отношения, урегулированные международным частным правом, могут возникнуть и между российскими гражданами (например, при наследовании этого объекта). Эти отношения в данном случае понимаются в широком смысле, то есть как отношения, выходящие за пределы одного государства.

При наличии в гражданских отношениях вышеуказанного иностранного элемента возникает вопрос о том, право какой страны подлежит применению при их регулировании и органы какой страны компетентны принимать решения в процессе такого регулирования. Все данные проблемы относятся к области международного частного права. Решаются эти вопросы на основании специальных коллизионных норм (латинское слово collisio – коллизия, столкновение), которые решают вопросы столкновений между нормами, по-разному регулирующими соответствующие отношения в разных странах.

Помимо предмета правового регулирования в п. 1 комментируемой статьи сказано об источниках правового регулирования, которые включают международные договоры Российской Федерации, ГК РФ, другие законы (п. 2 ст. 3 ГК) и обычаи, признаваемые в Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ “О международных договорах Российской Федерации” международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры (далее – иное образование), в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Речь идет прежде всего о многосторонних международных соглашениях (международных конвенциях). В качестве примера можно привести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в Минске 22 января 1993 г.

Кроме международных конвенций, отношения с участием иностранного элемента регулируют двусторонние договоры о правовой помощи, заключенные Россией с рядом государств. Двух- и многосторонние договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, а также иные договоры заключаются в целях единообразного подхода к регламентации международных частноправовых отношений. В них, как правило, указывается национальное право (право конкретного государства), подлежащее применению к данному правоотношению. Так, например, согласно ст. 27 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 г., личные и имущественные правоотношения супругов определяются по законодательству того государства, на территории которого они имеют совместное местожительство.

Что касается обычая как источника международного частного права, то им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК).

При этом не имеет значения, зафиксирован ли обычай в каком-либо документе, хотя такие документы в ряде случаев существуют. Наиболее известным в международном частном праве является сборник торговых обычаев “Инкотермс”, подготовленный Международной торговой палатой (Париж).

В комментируемой статье предусмотрено, что особенности определения права, подлежащего применению международным коммерческим арбитражем, устанавливаются Законом о международном коммерческом арбитраже. Речь идет о Законе РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 “О международном коммерческом арбитраже”, в ст. 28 которого регулируется порядок определения норм, применимых к существу спора. Согласно указанной статье третейский суд разрешает спор в соответствии с такими нормами права, которые стороны избрали в качестве применимых к существу спора. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам. При отсутствии какого-либо указания сторон третейский суд применяет право, определенное в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлен дополнительный коллизионный критерий, на основании которого в определенных случаях подлежит определению применимое к договору, осложненному иностранным элементом, право. Им является так называемый критерий наиболее тесной связи гражданского отношения, осложненного иностранным элементом с правом той или иной страны.

Сложность и особенность применения указанного критерия состоит в том, что применимое право определяется без установления законодателем правил определения такой связи. Другими словами, речь идет об оценочном понятии. Данный критерий, несомненно, обеспечивает гибкость коллизионно-правового регулирования, в то же время создавая условия для правовой неопределенности и широкого судейского усмотрения при определении применимого права.

Ранее действовавшее законодательство такие критерии содержало. В соответствии с прежней редакцией п. 2 ст. 1211 ГК РФ правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считалось, если иное не вытекало из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

В настоящее время ст. 1211 ГК РФ изложена по новому: в ней не раскрывается общее понятие наиболее тесной связи. Однако следует учитывать, что Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 260-ФЗ “О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 260-ФЗ) были внесены новые статьи, расширяющие круг отношений, регулируемых специальными коллизионными нормами, что во многих случаях исключает необходимость использования общего критерия наиболее тесной связи при определении применимого права.

Речь идет о следующих статьях: о праве, подлежащем применению к переходу прав кредитора к другому лицу на основании закона (ст. 1216.1), к отношениям представительства (ст. 1217.1), к прекращению обязательства зачетом (ст. 1217.2), к определению допустимости требования потерпевшего о возмещении вреда страховщиком (ст. 1220.1) и др. (см. комментарии к ним).

3. В п. 3 комментируемой статьи содержится правило, исключающее применение коллизионных норм, если международный договор непосредственно регулирует соответствующие отношения. В качестве примера можно привести Женевские вексельные конвенции 1930 года и Женевские чековые конвенции 1931 года, Международную конвенцию о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью от 29 ноября 1969 г. с изменениями 1992 г. и др.

Подобные международные соглашения содержат унифицированные материально-правовые нормы, в связи с чем необходимости прибегать к коллизионному регулированию нет.

Таким образом, подлежащая применению унифицированная материальная норма международного договора императивна, что исключает возможность устранить ее действие соглашением о выборе применимого права. Но правило п. 3 комментируемой статьи устраняет коллизию унифицированной нормы лишь с правом, которое, в свою очередь, было определено на основе коллизионных норм права.

Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 306 НК РФ

1. Положениями статей 306-309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 268-ФЗ в пункт 2 статьи 306 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе – отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией – оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2-4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Читайте также:
Фотографии Каракаса
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: