Фото Национального музея Республики Татарстан (22 фото)

Отзыв: Национальный музей Республики Татарстан (Россия, Казань) – Один из самых интересных музеев Казани

Здание музея очень красивое.

Центральный вход в музей украшен фигурками ангелочков и лепниной.

Стоимость билета для взрослых 150 рублей, вход пенсионерам по пенсионным удостоверениям всего 75 рублей, а вход детям дошкольного и школьного возраста бесплатный.
Национальный музей Республики Татарстан – это один из старейших музеев России. Музей был основан как Казанский городской научно-промышленный музей на пожертвования меценатов в 1894 году, а открытие состоялось музея для публики состоялось 5 апреля 1895 год

Экспозиция музея очень большая. Музей занимает два этажа.
В музее часто проводятся различные мастер-классы, конкурсы, интересные детские тематические праздники и мероприятия. В музее даже можно отпраздновать день рождения ребенка или провести свадебную церемонию.
Но я расскажу подробней не об этом. а об экспозиции музея.
Музей разделен на несколько залов и разделен на несколько экспозиций.
Первая из них называется “Древняя история Татарстана» Здесь можно увидеть жизнь населения края с периода каменных веков до середины I тыс. н. э.
Картина с изображением древних людей во время охоты на мамонтов.

Орудия труда и быта.

Первая керамика. Датируется столь древний предмет 2 т. до н. эры – 1 т. н. эры

Заготовка черпака. Материал – кость.

Экспозиция очень большая. Здесь расположены хижины и дома. Фигуры людей в одежде разных времен.

Очень много в зале находится макетов древних хижин и селений. Эти экспонаты особенно нравятся детям. Очень умилительно выглядят крошечные лошадки, миниатюрные домики и сараи.

Скульптура основателя Казанского ханства Хана Улу Мухаммеда (15 в)

Следующая экспозиция под названием «Денежное обращение, торговля и торговые пути в средние века» посвящена торговле с Востоком и Западом. Богатая коллекция монет просто восхитительна. Нумизматам здесь точно понравится

Экспозиция «Казанская губерния в XVIII веке» располагается уже на втором этаже.
Главный экспонат экспозиции дворянская карета середины XVIII века.

Часть зала занимают экспонаты, связанные с правлением Екатерины II.

Интерьеры, мебель и предметы в большом объеме представлены на экспозиции. Любителям истории, и не только, будет очень интересно.

Следующая экспозиция названа “Татарская золотая кладовая» и представляет ювелирные украшения XVII-XX вв.
Различные бляхи и подвески удивляют красотой и мастерством изготовления.

Миниатюрные каранницы-футляры выполнены из серебра.

Экспозиция под названием «Гроза двенадцатого года» посвящена 200-летию победы в Отечественной войне 1812 г.
Здесь Вы сможете увидеть образцы оружия, пушки, ядра, награды.

Экспозиция “Золотые руки мастеров: народные промыслы татар» рассказывает о народных промыслах татарского народа. Здесь можно увидеть изделия из кожи, очень красивые вышивки, изделия деревообработки и валяльно-войлочный промысел, ювелирные изделия и многое другое.
В зале экспозиции находится книга, где рассказывается о народных промыслах Республики Татарстан. После длительного хождения по залам музея можно присесть за стол и полистать удивительно интересное издание.

В последнем зале и последней экспозиции самый интересный экспонат музея:

Еще с детстве я помню эту рыбину.
Экспозиция напоминает миниатюрную копию зоологического музея Санкт-Петербурга.
Это сова принесла своим птенцам мышку.

Лисица принесла детенышам утку.

В зале присутствует даже “Деловая береза”!

Зал особенно будет интересен детям. Здесь можно половить рыбу из картона, которая водится на территории Республики Татарстан, увидеть эпизоды жизни животных, рассмотреть картинки с различными явлениями природы, изучить строение растений и много ещё всего интересного.

Национальный музей интересен своей историей, ценными экспонатами, удобным расположением в центре Казани. Стоимость билета символическая. Музейные работники всегда очень вежливо относятся к посетителям, увлеченно рассказывают и подсказывают где находится интересующий вас экспонат.

Если Вы приехали в Казань экскурсионным туром, то посещение музея будет входить в программу Вашего пребывания в городе. Если же Вы приехали самостоятельно, то в музей можно сходить и самостоятельно. В музее часто проходят экскурсии, поэтому можно присоединится к группе. Если же Вам больше нравится не спеша рассматривать все интересные экспонаты, то можно просто читать подписи.

Национальный музей РТ

Одним из основных зданий, составляющих архитектурный комплекс Площади 1 Мая около Казанского Кремля, является Национальный музей РТ. По сути – это главный краеведческий музей региона, в котором собраны тысячи единиц археологического, исторического, этнографического и прочего материала, иллюстрирующего многовековую историю Татарстана.

Многочисленные залы музея с богатейшей и разнообразной коллекцией находятся в историческом здании бывшего Гостиного двора, памятнике архитектуры 18-19 веков. Это красивое двухэтажное строение одной своей стороной развернуто к Площади 1 Мая, а другой вытянулось вдоль Кремлевской улицы. Прежде чем посетить основной музей города, желательно для начала познакомиться с историей создания этого интереснейшего городского музея и с историей самого здания Гостиного двора.

Национальный Музей – один из самых популярных музеев Казани

История создания музея

По диагонали от Спасской башни Казанского Кремля находится очень красивое нарядно оформленное здание. Это Национальный музей РТ – главный музей города и крупный научно-педагогический центр Поволжья. Созданный в 70-х годах 19 века по инициативе профессорского коллектива Университета, в частности, известного казанского историка Н.П.Загоскина, он не был сначала музеем в привычном для нас понимании этого слова. Это было просто место хранения разных этнографических, археологических и прочих находок, содержащихся без всяческой систематизации и недоступных для широкой общественности.

Музейные коллекции начали создаваться инициативными преподавателями Университета

Позже, директором казанского реального училища А.Орловым, была выдвинута инициатива о создании в Казани Городского педагогического музея. Эта инициатива нашла поддержку в администрации города, глава которой – С. Дьяченко – призвал местное население содействовать образованию городского музея в приобретении им различных экспонатов и в материальной помощи. В 1891 году создается комиссия для организации музея, и собираются денежные средства. Много спонсоров на это новое дело нашлось в промышленно-купеческой среде города – материальная помощь местных предпринимателей И. И. Алафузова, П. В. Щетинкина, Я. Ф. Шамова, И. В. Александрова, М. Т. Атлашкина и других была очень и очень существенна.

Читайте также:
Фото Калининграда

Интересно, что одно очень крупное пожертвование (пятьсот тысяч серебряных рублей) поступило от известной в то время казанской меценатки О.С.Александровой-Гейнс, но оно было сопровождено условием, чтобы новый музей размещался обязательно на Воскресенской улице (ныне Кремлевской). Ольга Сергеевна, будучи потомственной купчихой, а впоследствии почетной гражданкой Казани, всю свою жизнь занималась благотворительной деятельностью. На ее попечении находился Александровский сиротский приют, в котором она делала все, чтобы дети могли жить практически в домашней обстановке. А еще она подарила городу доставшийся ей в наследство от брата Александровский пассаж. После смерти остальных родственников меценатка продает семейный бизнес, а все вырученные деньги направляет в благотворительное русло.

Ольга Сергеевна Александрова-Гейнс была единственной женщиной-меценаткой

Сегодня портрет этой удивительной женщины, выполненный рукой И.Репина, можно увидеть в другом замечательном музее Казани – Музее ИЗО. Здесь же находятся и другие картины из собранной ею при жизни коллекции. А покоится Ольга Сергеевна в Зилантовом монастыре, где в монастырском некрополе находится их семейный склеп.

После выставленного О.Александровой-Гейнс условия, первый городской музей было решено разместить в здании Гостиного двора, находящегося тогда на главной площади Казани. Основу музейных экспонатов для открывающегося музея составила коллекция Андрея Федоровича Лихачева – известного историка, нумизмата, этнографа и археолога, всю жизнь собиравшего редкие археологические экспонаты, особенно булгарские древности.

А.Ф.Лихачев был фанатичным исследователем, историком и коллекционером

Он первый обнаружил на территории республики неолитические стоянки и памятники бронзового века. Очень много времени историк уделял изучению Истории Волжской Булгарии, а его археологические коллекции Булгарского и Билярского городищ стали раритетной городской достопримечательностью. Впоследствии Андрей Федорович развил теорию преемственности булгарской культуры татарами.

И вот дело всей жизни А.Ф. Лихачева – его уникальная коллекция – после смерти исследователя была подарена новому музею его братом И.Ф. Лихачевым, который предварительно выкупил ее у наследников. А насчитывала она около 40 тыс. единиц хранения! Память о труде всей жизни А.Ф.Лихачева увековечена в оформлении входа в музей, над которым два милых ангелочка поддерживают картуш с вензелем АЛ – Андрей Лихачев.

Инициалы Андрея Лихачева увековечены над входом в музей

Позже коллекция музейных экспонатов пополнялась за счет подаренных казанскими коллекционерами, меценатами, профессорско-преподавательским составом Университета и жителями города старинных, исторически значимых предметов.

И вот, после всех подготовительных мероприятий, 5 апреля 1895 г. Городской музей, названный Научно-Промышленным открылся для публичных посещений в очень торжественной обстановке. Его экспозиции разместились на обоих этажах здания и включали в себя 4 подразделения – историко-этнографическое, учебное, естественно-историческое и Музей им. А. Ф. Лихачёва. С 1912 года музей стал называться просто Городским музеем Казани. Затем его неоднократно переименовывали, и, наконец, в 2001 году он становится Национальным Музеем РТ.

Городской музей Казани стал первым общедоступным музеем

Послереволюционные, 20-е годы – оказались временем активного пополнения музейных коллекций за счет «экспроприации экспроприаторов», или, говоря по-простому, изымались из покинутых особняков ликвидированного класса. В это время музей пополнился множеством предметов, представляющих истинно музейную ценность: фарфоровой посудой, картинами, скульптурами, ювелирными украшениями и прочими ценностями. Сотрудниками музея, вдохновляемыми директором Б. Адлером, велась целенаправленная работа по сбору и сохранению вновь приобретаемых музейных ценностей. Пополнялись коллекции и за счет сокровищ, изъятых у церкви. Например, не разграбленные сокровища ризницы Благовещенского собора дошли до нас только благодаря их сохранению в запасниках музея.

К тому же музеем велись и активные археолого-этнографические исследования. Особенно это касалось культурно-бытового аспекта ранее угнетенного татарского этноса. В начале 30-х годов 20 столетия активность музея из-за политической ситуации в стране несколько угасла. Возобновилась же она к концу 30-х гг, с приходом нового директора Владимира Михайловича Дьяконова, который был на этом посту до 1977 года и сделал очень много для развития как научного, так и публицистического направления работы музея. В конце 50-х годов из Центрального музея выделился Музей ИЗО, в который были переданы все произведения искусства, и главное здание которого сегодня находится на улице К.Маркса.

Музей ИЗО, выделившись из Городского музея, переехал в Особняк Сандецкого

В дальнейшие годы фонды музея продолжали активно пополняться и современно оформляться, его сотрудники искали новые формы работы, открывались его многочисленные филиалы. Сейчас Национальный музей РТ – один из крупнейших музеев Поволжья. А находится он все там же – в бывшем здании казанского Гостиного двора.

Гостиный двор

Территория нынешней Площади 1 Мая со времен существования Казанского ханства была основной торгово-общественной площадью, на которой жизнь не замирала ни зимой, ни летом. Назначение площади было определено самим ее расположением между административным центром города – Кремлем – и посадскими поселениями. Поскольку на площади бойко шла торговля разнообразными товарами, то, естественно, что она обрастала постройками торгово-складского и гостиничного характера. Здесь размещались таможенная изба, лавки, амбары, гостевые дома для купцов, склады, трактиры, кузницы и прочее.

После присоединения Казани к Российскому государству, значение площади как торгово-общественного центра сохранилось. В конце 16 века на месте нынешнего здания Национального музея, стоял срубленный из дерева Гостиный двор, предназначенный торгующим на Казанском торге (так называлась тогда площадь) купцам. К концу 17 века его сменило одноэтажное каменное сооружение Гостиного двора.

Сегодня в вестибюле музея можно увидеть макет Гостиного двора конца 19 века

Известным архитектором города В. Кафтыревым в 70-е годы 18 века здание Гостиного двора было перестроено и расширено до размера целого квартала, и по периметру оно практически замкнулось в прямоугольник. Сильный пожар самого конца того же века нанес зданию Гостиного двора существенный урон, но император Павел Первый, посетив Казань чуть позже этого печального события, приказал отремонтировать сгоревшие помещения и выделил даже на это дело беспроцентную ссуду.

Начало следующего – 19 века – ознаменовалось проведенной архитектором Ф.Емельяновым капитальной реконструкцией Гостиного двора. Он стал частично двухэтажным (по Воскресенской улице), частично трехэтажным (по находящейся значительно ниже, Малой Проломной). Центральный вход в здание осуществлялся с Воскресенской улицы. Парадно оформленный в классическом стиле, вход был снабжен торжественным портиком с 18-ю колоннами и возвышающимся над ними фронтоном.

Читайте также:
Фото вулкана Донья-Хуана

Вход в Гостинный двор в начале 19 века находился на улице Воскресенской

Все стороны Гостиного двора имели въезд во внутренний двор, где были размещены торговые лавки. Там же располагалась Николо-Гостинодворская церковь. Основную часть здания, особенно с ее трёхэтажной стороны, занимали складские помещения.

Во внутреннем дворе здания находились торговые ряды

Однако, казанские пожары начала 19 века продолжали наносить существенный урон сооружению Гостиного двора (особенно в 1815 и в 1842 годах), поэтому часто проводились ремонты и реконструкции. Так, в результате последнего пожара утратились все основные элементы украшений главного входа на Воскресенской улице, и главный вход был перенесен на угол здания и оформлен лепными украшениями из амуров и картушей (овальных рамок). Там он находится и сегодня.

Во второй половине 19 века здание отошло к городской управе. А уже в самом конце того же столетия, как уже упоминалось, в нем разместился первый Городской музей, для чего были проведены определенные усовершенствования здания под руководством арх. И. Колмакова. Увеличились окна, над центральным входом появился шатер, оформленный в стиле эклектика, была сделана внутренняя перепланировка основных помещений.

В конце 19 века в здании Гостиного двора разместился Казанский Городской музей

В 30-е годы советского периода северо-западная часть Гостиного двора поднялась на два надстроенных этажа, которые придали зданию громоздкий и неуклюжий вид, за что в народе его прозвали «бегемотом».

В советский период здание Гостиного двора стало четырехэтажным

В то время в помещениях бывшего Гостиного двора, кроме краеведческого музея, размешались всевозможные ведомства и учреждения. В частности, здесь нашлось место и Комбинату художественных промыслов, и Геологическому факультету КГУ, его издательскому центру и т.д. Южная часть здания очень долгое время была занята известнейшим пивным баром города, который тоже назывался «Бегемотом». Закрыли его сравнительно недавно.

“Бегемот” долгое время был самым известным пивным баром Казани

В 50-х годах прошлого века произошло обрушение части Гостиного двора с его юго-восточной стороны. Вместо обрушенной части здания был построен 5-ти этажный современный дом. А страшный пожар декабря 1987 года привел в негодность два достроенных этажа «бегемота» с северо-восточной стороны, и нанес существенный урон музейным экспозициям. В частности, была утрачена знаменитая галера, на которой Екатерина Вторая приплыла в Казань.

Пожар 1987 года нанес тяжелый удар музейной коллекции

Во время восстановительных работ после пожара, зданию был возвращен его архитектурный облик конца 19 века, и оно было признано памятником градостроительства, подлежащим государственной охране. А о том, что в этом здании когда-то был Гостиный двор, нам напоминают сегодня только сводчатые потолочные перекрытия.

Гуляя по залам музея, не забывайте, что здесь когда-то был Гостиный двор

Николо-Гостинодворская церковь

Напомним, что во дворике Гостиного Двора, за рыбными рядами, находилась одна из старейших церквей Казани, построенная в стиле эклектика – Николо-Гостинодворская церковь. Строение представляло собой массивный высокий четверик, на котором располагался низкий восьмерик с шатровым окончанием. Высокий шатер с двумя рядами оконных проемов завершался чешуйчатой главкой. Сам четверик также был украшен по углам маленькими главками. Освящен храм был уже в середине 16 века в честь покровителя торговцев – Николая Чудотворца.

Храм Николая Чудотворца являлся одним из старейших в Казани

Одно время служил в этой церкви сам Гермоген, ставший впоследствии Патриархом Московским и Всея Руси. Во времена его службы была обретена Икона Казанской Богородицы (1594 г), для которой к церкви был пристроен специальный придел. Другой святыней храма стала обретенная в сгоревшей церкви (после штурма Казани войсками Пугачева в 1773 г) икона Николая Чудотворца.

К середине 18 века церковь пришла в запустение. Это был результат многочисленных пожаров и падения значения Гостиного двора, утратившим монополию торговли. К концу означенного века приход упразднили, а церковь приписали к Петропавловскому Собору. Несколько раз ее хотели разобрать, но каждый раз кто-нибудь из купцов вызывался отреставрировать храм, но потом это мероприятие откладывалось. Во второй половине 19 века, наконец, купцы Постников и Савватеев начали восстановление, а, вернее, заново построили храм, стилизовав постройку под ее прежний архитектурный вид..

Купола Храма Николая Чудотворца в конце 19 века входили в ансамбль Гостиного двора

В советское время храм закрыли, шатер и колокольня были утрачены. Само здание стали использовать для хранения документов Главного архивного управления. Со временем сооружение обветшало и ушло в землю. В 2017 году храм, находящийся в очень печальном состоянии, официально был возвращен церкви и сейчас ждет своего возрождения.

Николо-Гостинодворская церковь сегодня ждет своего возрождения

Национальный музей РТ сегодня

На сегодняшний день в фондах музея хранятся более 800 тысяч экспонатов по краеведческой тематике, которые дают развернутую иллюстрацию природных богатств края и его богатого на события исторического прошлого. На стендах музея можно увидеть ценнейшие экспонаты ананьинской и булгарской эпох, античные и египетские предметы, древнейшие свитки и рукописные книги, множество золотых монет и декоративно-прикладных произведений искусств местного населения прошлых веков.Часть экспонатов расскажет о Волжской Булгарии, о царице Сююмбике и об образовании Казанского ханства.

Экспонаты музея поведают о самых ранних поселенцах на берегах Поволжья

Постоянные экспозиции по древней истории Татарстана, по развитию края в средние века и в 18 веке, когда Татарстан входил в Казанскую губернию, поведают много интересных и малоизвестных фактов. Отдельная экспозиция расскажет о производстве ювелирных украшений и их значении у казанских татар. Есть экспозиция, посвященная известному российскому поэту Г.Державину, уроженцу Казанской губернии. Очень интересно рассматривать предметы быта различных исторических эпох, одежды и оружия.

В уголке Г.Державина находятся личные вещи поэта и его супруги

Очаровывает интерьер самого здания. Прекрасные парадная или «черная» (из черного мрамора) лестницы приведут нас на второй этаж музея, где самым удивительным экспонатом является чудом уцелевшая настоящая карета Екатерины Второй, оставленная ею в Казани. Уникальны и фарфоровая посуда, и одежда 18 века, и реконструированная галера «Тверь», на которой Екатерина Вторая отправилась в Волжский круиз.

Читайте также:
Как добраться до аэропорта Батуми

В этой карете когда-то Екатерина Вторая ездила по улицам Казани

Отдельные экспозиции посвящены годам революционных перемен, образованию Татарской советской республики и событиях, связанных с этими изменениями.

В отделе эпохи революции находится много интересных документов об образовании ТАССР

Порадуют посетителей и новые отделы музея, рассказывающие о совсем недавних исторических событиях, в которых принимали участие наши бабушки и дедушки – истории советского периода.

Сегодняшним детям сложно понять совсем недавнее прошлое страны

Здесь имеются первые отечественные мотоциклы, проигрыватели и первые радио, предметы интерьера типовых советских квартир и экспонаты Великой Отечественной войны, в частности экспонаты, посвященные подвигу военных медиков.

Прогулка по залам Национального музея РТ – это путешествие во времени и в пространстве, прикосновение к временам почти легендарным и совсем недавним. А кому же не нравится путешествовать?!

Как добраться и режим работы

Добраться до музея можно на метро (станция «Кремлевская»), или на автобусах и троллейбусах (остановка «Центральный стадион»). А можно просто пройти пешком по улицам Кремлевская или Баумана из центра города от Ленинского садика или от Площади Тукая.

По музею можно погулять и самостоятельно, но все-таки более полное и гармоничное впечатление вы получите, прослушав рассказ экскурсовода.

Каждая историческая эпоха выделена в музее в отдельную зону

Настроившись посетить музей, надо знать расписание его работы. Во-первых, понедельники – всегда выходные дни. По вторникам, средам, пятницам, субботам и воскресеньям – музей можно посетить с 10 до 17 часов. По четвергам – рабочие часы с 13.00 до 21.00. Надо иметь в виду, что в первую среду месяца в музей можно сходить совершенно бесплатно, а вот последняя среда каждого месяца – санитарный день. А еще по четвергам с с 16 до 19 часов можно попасть на акцию “Приведи двух друзей”, т.е. если посетитель приведет с собой двух товарищей, то сам пройдет бесплатно.Но об акциях и ценах лучше узнавать на официальном сайте музея, ибо этот параметр не постоянен.

Кроме постоянно функционирующих выставок, в музее периодически выставляются тематические интересные и оригинальные экспозиции. Музей имеет множество персональных музейных филиалов, которые тоже достойны посещения – например: квартира-музей М.Джалиля (ул.Горького, 17, кв.28), Музей Е.А.Боратынского (ул. Горького 25/28), литературный музей Г.Тукая (ул.Тукая, 74) и многие другие.

Обо всех самых интересных музеях Казани можно узнать в статье – Все музеи Казани

Выставка «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» объединила два тысячелетия

Осколки разных эпох собрались в одну мозаику: новая экспозиция Национального музея Татарстана

В Национальном музее Татарстана, наконец, открылась долгожданная экспозиция «История Татарстана с древнейших времен до наших дней». Выставка станет постоянной на ближайшие 10 лет как минимум. Руководство музея решило устроить не одну большую презентацию выставки, а сразу несколько, но маленьких. В разные дни Национальный музей посетят ученые, представители музейного сообщества и другие специалисты. Но первыми пригласили журналистов. Репортаж «Реального времени» о том, чем постарались удивить гостей создатели экспозиции.

Одна выставка — два праздника

Выставка стала своеобразным признанием в любви родной республике. Вторым большим событием стало 125-летие самого музея, который оказался на четверть века старше ТАССР. Отметить юбилей не удалось из-за карантина, более того, назначенный на апрель 2021 года музейный форум сегодня тоже под вопросом. Таким образом, открытие масштабной экспозиции стало двойным праздником и «авансом» за предстоящие события.

Стоит отметить, что новая постоянная экспозиция расположилась на обоих этажах музея. Всего она занимает 14 залов общей площадью более 3 тыс. кв. м, в которых можно отследить эволюционные процессы у древнего населения края, этапы формирования и развития татарского народа, важнейшие исторические вехи в контексте общероссийской истории вплоть до наших дней.

Есть залы, рассказывающие о той или иной стороне жизни народа

Каждый зал — рассказ об определенной эпохе, важном событии: принятие ислама Волжской Булгарией, приход православия на татарскую землю, годы войн, просвещения, расцвета науки и культуры. Есть залы, рассказывающие о той или иной стороне жизни народа — строительстве, военном искусстве, дружбе и сотрудничестве с соседними народами, приеме высоких гостей. Даже вдумчиво всматриваясь в экспонаты, трудно представить, какой титанический труд и какого количества людей стоило создание такой поистине восхитительной выставки, обойти которую можно и за пару часов, и за неделю — только багаж впечатлений и знаний будет разным.

Побывать в садах Сююмбике

Весь первый этаж Национального музея РТ теперь будет рассказывать об истории края до второй половины XVI века. Здесь есть и тюркская юрта, и именьковская изба, и даже «Сады Сююмбике». Все экспонаты — интерактивные. В юрту можно забраться и поближе посмотреть, как сотрудница музея, одетая соответственно времени начала веков, что-то перетирает в горшке, в избе неподвижно стоят скульптуры супругов, занятые бытом, а прекрасная казанская ханша в своих покоях перебирает драгоценности, доставая их из сундучка. Можно присоединиться к ней, присев на мягкий диванчик, и послушать, что за грамоту ей читает слуга. Фотографироваться — разрешено, как и трогать, отвлекать вопросами участников мизансцен и смотрительниц музея.

На стендах, посвященных ремеслам, которые развивались в Волжской Булгарии, можно увидеть и оружие, посуду, украшения

На стендах, посвященных ремеслам, которые развивались в Волжской Булгарии, можно увидеть и оружие, посуду, украшения — все из железа. Так, например, привлекает внимание каролинский меч, потемневший и изъеденный временем, из железа с ковкой и посеребрением. Найден он был в Западной Европе в начале XX века. О том, что народы не жили замкнуто, а активно мигрировали, торговали, говорят и бюсты, созданные из гипса в 1947—1949 годах по останкам жителей Булгарии: не только сам широкоскулый булгарин с продолговатыми глазами, но и китаянка и армянин…

Читайте также:
Самые необычные улицы на планете: фото

О любви булгар к строительству и отделке помещений говорят массивные детали портала Соборной мечети в Болгаре, а также изразцы с остатками яркой глазури.

Перед лестницей на второй этаж расположился «Ремесленный посад» — маленькие лавочки, в которых можно увидеть, как умельцы и рукодельницы занимаются разными ремеслами. Можно с их помощью и самому сделать украшение-оберег или что-то иное на мастер-классах.

Были ли булгарские женщины-воины?

Второй этаж музея начинается с середины XVI века рассказом о Казанском крае после присоединения к Русскому государству. Участникам экскурсии несказанно повезло — в зале с оружием того времени целое представление со снаряжением бойца и напутствиями, его устроил заведующий отделом научной реконструкции Вячеслав Хабаров. Он вручил защитнику города пищаль, мушкет и устрашающий бердыш, на который удобно опираться при стрельбе, если не применяешь его по назначению. На вопрос, как одевались болгарские женщины-воины, о которых ходят легенды, и были ли вообще таковые, он ответил:

— Нет, это только красивые легенды, научного подтверждения тому нет. Однако степной народ савроматов действительно жил на нашей территории до нашей эры. Вот у них действительно были амазонки. Кроме того, в Алексеевском районе возле Биляра найден Тиганский могильник, где угорские племена, кочевые предки современных венгров, захоронили своих воинов. Среди них действительно было найдено и женское «обмундирование» — боевой пояс, сабля и полный набор украшений.

Есть здесь и зал, рассказывающий о православных предметах средневековья. Недоумение и страх вызывают многокилограммовые вериги, которые мученики и юродивые добровольно надевали на себя, есть и монашеское одеяние, иконы мастерской при женском монастыре Казанской иконы Богородицы, а также ценнейшее Ефремово Евангелие 1606 года.

От кареты до карманной лаборатории

Совсем иная картина предстает в залах XVIII—XIX веков. Особого внимания заслуживают предметы, связанные с визитом в Казань Екатерины Великой. В частности, одна из жемчужин Национального музея Татарстана — карета, созданная специально для императрицы, для ее передвижения по городу и окрестностям. Ее размеры и роскошь, конечно, поражают. Здесь же — реконструкция комнаты того времени, с уютными оттоманками и конторками, а стеклянные стенды и витрины наполнены изящными вещицами: фарфоровой посудой и статуэтками, хрустальными бокалами, серебряными и бронзовыми канделябрами с позолочением. Каждую эпоху и событие предваряют короткие рассказы-выступления сотрудников музея в костюмах того же времени.

Век XIX — эпоха просвещения

Век XIX — эпоха Просвещения. В залах встречаются фотографии и личные вещи профессоров Казанского университета, есть и хрустальная печать Шигабутдина Марджани. Книги, занятный футлярчик «Карманная лаборатория профессора Флавицкого для изучения твердых тел». За этими залами — плоды науки и просвещения — печатный станок, конка, макет парохода и первый телефон с телефонной «книжкой», ставшей довольно объемной к 1914 году.

Восторг и трепет вызывают залы, связанные с годами Великой Отечественной войны. Знаменитый По-2 кажется просто игрушкой — трудно поверить, что столько подвигов было совершено именно на нем. Фотографии, письма тех лет сопровождает задушевное пение «Бьется в тесной печурке огонь»…

В чем и о чем пели Шакиров и Авзалова

Залы новейшей истории посвящены техническому прогрессу, найденной в Татарстане нефти, искусству — здесь размещены личные вещи известных артистов — например, концертные костюмы Ильгама Шакирова и Альфии Авзаловой, писателей и композиторов. Последний зал содержит бренды Татарстана. По словам генерального директора Национального музея РТ Гульчачак Назиповой, еще четыре зала находятся на стадии ремонта:

— В нашей республике производится очень много качественных и популярных товаров. Эти бренды мы и намерены разместить в еще не открытых залах. Этот год богат на юбилеи, и празднование нашего 125-летия нам по понятным причинам пришлось перенести. Мы отмечаем его вместе со 100-летием образования ТАССР. Буквально сегодня мы получили личное поздравление от директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, а это многого стоит. Наш многолетний труд по достоинству оценен профессиональным сообществом.

Отметим также, что не все залы занимает постоянная экспозиция. Как и раньше, в отдельных залах по-прежнему будут проходить временные выставки, мастер-классы и другие неизменно занимательные мероприятия.

Национальный музей Республики Татарстан

Научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение; музееведческий и методический центр для музеев Республики Татарстан

Содержание

Включает головной музей и сеть филиалов.

Основание

Основан в 1894 г. как Казанский городской научно-промышленный музей, открыт для посетителей 5 апреля 1895 г.

Основой музея стали частная коллекция А.Ф.Лихачёва и экспонаты Казанской научно-промышленной выставки 1890 г.

У истоков создания и формирования музейных коллекций стояли видные ученые Казанского университета Н.Ф.Высоцкий, Н.П.Загоскин, Н.Ф.Катанов, А.А.Штукенберг и др.

Фонды музея активно пополняли коллекционеры и меценаты: И.Ф.Лихачёв, А.Ф.Лихачёв, В.И.Заусайлов, О.С.Александрова-Гейнс, Г.Баруди, Д.И.Образцов и др.

Устав музея был утвержден 17 марта 1894 г. В соответствии с ним были созданы 5 отделов: лихачевский, естественно-исторический, историко-этнографический, учебный, промышленный, а также Совет музея (действовал до 1917 г.).

Во главе музея и каждого из отделов стояли директора из ученых (утверждались городской думой).

С 5 апреля 1895 г. Казанский городской научно-промышленный музей находился в ведении городских органов самоуправления. Первым председателем Совета музея стал С.В.Дьяченко.

При лихачевском отделе действовал попечительский совет (до 1917 г.), который возглавляли городские головы Казани.

В 1918 г. музей был преобразован в губернский (с подчинением подотделу по делам музеев и охране памятников искусства и старины отдела народного образования Казанского губернского исполкома), в 1921 г. – в Центральный музей ТАССР (сначала в ведении отдела музеев Академического центра, с 1930 г. – Народного комиссариата просвещения ТАССР), в 1944 г. – в Государственный музей ТАССР. В 1946 г. музей был подчинен Управлению по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров ТАССР, с 1953 г. – Министерству культуры ТАССР.

Читайте также:
Фотографии Тарту

С 2001 г. музей носит современное название.

История

К середине 1920-х гг. в музее были созданы отделы:

  • историкоархеологический,
  • этнографический,
  • восточных рукописей,
  • естественноисторический,
  • историкобытовой,
  • художественный,
  • древнерусского искусства.

В 1930-е гг. в связи с гонениями на краеведение научная деятельность музея была ограничена, в конце 1930-х гг. действовали отделы природы, истории местного края дореволюционного периода, истории советского общества, массовой работы.

Уже в 1920-е гг. Государственный музей Татарстана начал выполнять роль координирующего методического центра для музеев региона.

В 1981 г. в результате централизации большей части музеев республики был создан Государственный объединенный музей ТАССР. Первоначально в его состав вошло 17 музеев, новые музеи открылись в 1980–1990-е гг.

В 2006 г. в состав объединенного музея входило 75 музеев-филиалов. С 2007 г. большинство музеев стали самостоятельными.

Музей сегодня

В структуре Национального музея Республики Татарстан:

  • Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина,
  • Музей истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала (см. Музейквартира Шарифа Камала),
  • Музей Е.А. Боратынского,
  • Музейквартира Мусы Джалиля,
  • Литературный музей Габдуллы Тукая,
  • Музей Салиха Сайдашева,
  • Музейквартира Назиба Жиганова,
  • Музей Каюма Насыри,
  • Музей Л.Н.Толстого,
  • Музеймемориал Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.,
  • Доммузей В.И.Ленина,
  • Музей музыкальной культуры Республики Татарстан,
  • а также Музей Янки Купалы в селе Печищи Верхнеуслонского района,
  • музей М. Горького в селе Красновидово Камско-Устьинского района.

Головной музей занимает часть здания бывшего Гостиного двора, фасад которого в 1995 г., к 100-летию музея, был реконструирован (проект архитектора С.А.Козловой).

Фонды музея насчитывают свыше 700 тысяч единиц хранения: по истории и культуре народов Поволжья и Приуралья, в том числе тюркских и других древнейших цивилизаций, западной и восточной культур.

Национальный музей Республики Татарстан – лидер в республике по использованию информационных технологий в музейной деятельности.

С 2002 г. в музее работает система КАМИС-2000. Музей является методическим центром по внедрению системы КАМИС-2000 в музеи республики.

Культурно-образовательная деятельность музея направлена на зрителей самых разных социальных слоев и возрастов. При Национальном музее и его фондах работают Золотошвейная мастерская, кружок любителей древностей Казани, клубы «Современник», «Хранитель древних памятников», литературный салон и музыкальная гостиная, клуб «Здорового образа жизни» при музее К.Насыри, клубы «ЛиМук» и «КЛИ» при музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, клуб «Красная ромашка» при музее-квартире М. Джалиля и др.

Коллекции

После Октябрьской революции на основании декретов Совета народных комиссаров СССР об учете и охране памятников искусства и старины в музее были сосредоточены конфискованные частные собрания, коллекции Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, бывшего Кустарного земского музея, музеев Пролетарской революции и народов Востока из Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины.

В 1921–1922 гг. в музей поступили церковные предметы, имевшие историко-художественную ценность, 33 произведения живописи и скульптуры из Московского государственного фонда.

Археологический фонд составляет третью часть музейного собрания (246 257 единиц хранения). Предметом особой гордости является булгарская коллекция А.Ф.Лихачёва (3080 единиц), материалы раскопок золотоордынских городов и селищ , ананьинских могильников (800 единиц), стелы Ново-Мордовского могильника (3).

Уникальны египетская (250 единиц) и античная (420 единиц) коллекции, среди которых деревянный саркофаг египтянки Ни-си-та-Уджат-ахет, цилиндрическая печать хранителя кладовых фараона, редкий краснофигурный кратер IV в. до нашей эры из Апулии.

Нумизматическая коллекция (109457 единиц хранения) состоит из античных, европейских, русских, восточных, золотоордынских монет, медалей и значков. Уникально собрание золотых монет (401 единиц): статеры времен Александра Македонского, солиды Византии и др. Большую научную ценность представляют клады джучидских монет XIII–XIV вв.

В фонде 130 тысяч единиц хранения письменных источников XVI–XX вв.: архивы и коллекции деятелей науки и культуры, материалы участников Гражданской и Великой Отечественной войн, документы. Среди них – ярлык хана Сахиб-Гирея (1523), рукописные столбцы XVII в., автографы и архивы В.М.Флоринского, Д.А.Корсакова, Ф.М.Флавицкого, П.М.Дульского, С.Сунчелея, Дж.Файзи, Ф.Яруллина, И.Шамсутдинова, Г.Камала, Х.Абжалилова, Г.Болгарской, А.Ключарёва, С.Сайдашева, Р.Яхина и др.

Основную часть фонда редких книг (22 тысяч единиц хранения) составляют российские, местные и зарубежные издания на русском, татарском и западноевропейских языках XVII–XX вв. Среди уникальных экземпляров рукописной и старопечатной книги (233 печатных, 88 рукописных книг XV–XX вв.) – Тверское Евангелие XV в., «Казанский летописец» XVI в., Синодики XVII–XIX вв., Устав Иерусалимский середины XVI в. и др.

В основе фонда источников по истории и культуре татарского народа (30 тысяч единиц хранения) – книги, личные вещи видных деятелей татарской культуры. В их числе – коллекции мемориальных вещей Ш.Марджани, К.Насыри, Г.Тукая, Дэрдменда, Р.Фахретдина, Г.Исхаки, Х.Ямашева, М.Джалиля и другие материалы по духовной культуре татар. народа.

Значительный интерес представляют коллекции рукописных и старопечатных татарских книг, среди которых – факсимильное издание Корана Османа, собрание шамаилей, а также образцы средневековой письменности – стихотворение придворного поэта и мастера-медника Насыйра на кувшине XVI в., подаренном Кебеку – воеводе казанского хана Мухаммад-Амина.

Этнографическая коллекция (15,6 тысяч единиц хранения) содержит предметы быта, одежду, украшения народов Среднего Поволжья: татар, русских, марийцев, удмуртов, мордвы, чувашей, башкир.

Уникальна коллекция декоративно-прикладного искусства казанских татар (3,5 тысяч единиц): золотое шитье, мозаичная кожаная обувь, ювелирные украшения, ткани, вышитые предметы традиционного интерьера, шамаили.

В фонде изобразительных материалов (73 877 единиц хранения) имеются богатейшие коллекции негативов, гравюр , фотографий, открыток, плакатов XX в. Здесь хранятся полотна местных мастеров, графические работы и скульптура, в том числе произведения Б.Урманче.

Фонд вещевых источников (12,2 тысяч единиц хранения) включает карету XVIII в., трактор «Фордзон-Путиловец», самолет ПО-2, автомобиль ГАЗ-А, коллекцию фарфора и фаянса (2,5 тысяч единиц хранения) отечественного, восточного, западно-европейского производства.

В фонде оружия (915 единиц хранения) – холодное и огнестрельное оружие разных стран, в том числе 2 каролингских меча X–XI вв., затинная пищаль XVI в., оружие с фитильными, колесцовыми, ударно-кремниевыми замками.

Естественный фонд (более 6 тысяч единиц хранения) – один из старейших среди собраний музея – включает коллекции: геолого-минералогическую, палеонтологическую, ботаническую, зоологическую. Наибольший научный интерес представляют приобретенные в конце XIX в. в Британском музее натуральной истории коллекции колибри (36 единиц), американских птиц семейства воробьиных (41 единиц); дары Министерства Императорского двора (1902), среди которых – чучела гигантской белуги и зубра. В золотом фонде естественной коллекций – работы ведущих таксидермистов XIX–XX вв. Ф.Ф.Шиллингера, Э.Д.Пельцама, Я.П.Коксина, чьи имена известны в крупнейших музеях Европы и России.

Читайте также:
Интерес китайских инвесторов к зарубежной недвижимости

Экспозиции

До декабря 1987 г. в музее ежегодно открывались новые выставки и функционировали старые. Экспозиция площадью 5 тысяч кв.м отражала природные особенности края, его прошлое и настоящее.

В 1987 г. здание музея пострадало от пожара, постоянная экспозиции были демонтированы.

С 2004 г., после реконструкции здания по улице Кремлевская, началось открытие разделов постоянной экспозиции: «Древняя история Татарстана», «Казанская губерния в XVIII веке» и др.

Площадь постоянной экспозиции составляет около 2,5 тысяч кв.м, выставочных залов – около 1 тысячи кв.м.

Здесь проходят разнообразные по своей тематике выставки. Общественный интерес вызвали выставки: «Окно в природу» (с 1991 г., представлен растительный и животный мир Татарстана); «Первый флаг республики» (1998 г., отражает период истории Татарстана с конца XIX в. до 1920-х гг.); «Неизвестная страна» (1997–2001 гг., знакомит с археологическими материалами по истории племен, населявших Волго-Камье в добулгарский период); «Возвращение Г.Исхаки на родину» (1998); «Это наша с тобой биография» (1999 г., к 80-летию комсомола); «Все струны сокровенные сердец» (1999–2000 гг., представлены традиционные, профессиональные, мемориальные музыкальные инструменты народов мира); «Афганский реквием» (1998, 1999, 2000); «Во имя сыновнего долга» (1999–2000); «Мы были, есть и будем всегда» (1999–2000 гг., посвящена С. Максуди); «Казань в годы Великой Отечественной войны» (2000); «Сокровища Татарстана: реликвии Государственного объединенного музея» (2000); «Казанское чаепитие» (2001); «Диковинки естественного фонда» (2003); «Я памятник себе воздвиг, чудесный, вечный. » (2003 г., к 260-летию со дня рождения Г.Р.Державина); «Погибая, не умрет герой» (2004 г., к 60-летию гибели Мусы Джалиля и джалильцев); «Музейные раритеты – тысячелетию Казани» (2005); «Магия театра» (2006); «Неизвестная великая война. 1914–1918» (2014); «Татарские народные ремесла» (2016) и др.

Музей является одним из ведущих научно-исследовательских и просветительских центров региона, вносит заметный вклад в изучение истории народов Татарстана.

Успехи музея во многом связаны с деятельностью таких ученых, как П.М.Дульский, П.Е.Корнилов, Н.Ф.Калинин, М.Г.Худяков, Г.Губайдуллин, Е.П.Бусыгин, Е.Г.Бушканец, Г.Н.Вульфсон, М.К.Мухарямов, И.Р.Тагиров, А.Х.Халиков, Р.И.Нафигов, Б.Ф.Султанбеков, А.Л.Литвин, М.А.Усманов и др.

В 1920-е гг. с целью исследования культуры и быта татарского народа и пополнения фондов музея были организованы первые этнографические экспедиции в районы республики. В 1938 г. институт материальной культуры Академии наук СССР, Государственный Исторический музей, Центральный музей ТАССР начали совместное плановое изучение столицы Волжских Булгар.

В 1895–1917 гг. издавался Ежегодник Казанского городского научно-промышленного музея, в 1921–1924 – журнал «Казанский музейный вестник»; в 1995 г. возобновлено издание ежегодников.

Директора музея: С.В.Дьяченко (1895–1901), А.А.Штукенберг (1901–1905), Н.П.Загоскин (1905), П.И.Кротов (1905–1906), Н.Ф.Катанов (1906–1912, 1914–1917), М.Д.Рузский (1912), Г.П.Кириллов (1913), Б.Ф.Адлер (1918–1922), Н.И.Воробьёв (1922–1930), М.И.Борисов (1930–1933), Е.И.Медведев (1933–1934), Л.А.Ахметшин (1934–1935), Г.Н.Республиканец (1935–1937), Г.Б.Вахламов (1937–1941), В.М.Дьяконов (1941–1977), Л.Г.Валеева (1978–1987), Г.С.Муханов (1987–2006), Г.Р.Назипова (с 2006 г.).

Издания музея

Издания музея. 1894–1956: сост. Г.А.Скопин. Казань, 1957.

Каталог знамен в фондах музея. Казань, 1958.

Каталог материалов музея по периоду подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны: в 3 вып. Казань, 1958–1959.

Муса Джалиль (Залилов): каталог материалов в фондах музея. Казань, 1959.

Автографы в собрании музея: каталог. Казань, 1960.

Каталог скульптуры. Казань, 1961.

Каталог археологических коллекций: в 2 вып. Казань, 1975–1980.

Из коллекции Государственного объединенного музея Республики Татарстан. Казань, 1994.

Завьялова М.К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. Казань, 1996.

Гасимов О.Р. Оружие в собрании Национального музея Республики Татарстан. Казань, 2003.

Литература

Казанский губернский музей за 25 лет: юбилейный сборник статей. Казань, 1923.

Дьяконов В.М. Жизнь и музей. М., 1963.

Муханов Г.С. История Государственного музея Республики Татарстан в зеркале XX века. Казань, 1997.

Назипова Г.Р. Казанский городской музей: Очерки истории 1895–1917 годов. Казань, 2000.

Наследие веков: из собраний Государственного музея Республики Татарстан: альбом. Казань, 2000.

Яковлев В.И. Музыкальные инструменты Национального музея Республики Татарстан: каталог. Казань, 2007.

Национальный музей Республики Татарстан

Научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение; музееведческий и методический центр для музеев Республики Татарстан

Содержание

Включает головной музей и сеть филиалов.

Основание

Основан в 1894 г. как Казанский городской научно-промышленный музей, открыт для посетителей 5 апреля 1895 г.

Основой музея стали частная коллекция А.Ф.Лихачёва и экспонаты Казанской научно-промышленной выставки 1890 г.

У истоков создания и формирования музейных коллекций стояли видные ученые Казанского университета Н.Ф.Высоцкий, Н.П.Загоскин, Н.Ф.Катанов, А.А.Штукенберг и др.

Фонды музея активно пополняли коллекционеры и меценаты: И.Ф.Лихачёв, А.Ф.Лихачёв, В.И.Заусайлов, О.С.Александрова-Гейнс, Г.Баруди, Д.И.Образцов и др.

Устав музея был утвержден 17 марта 1894 г. В соответствии с ним были созданы 5 отделов: лихачевский, естественно-исторический, историко-этнографический, учебный, промышленный, а также Совет музея (действовал до 1917 г.).

Во главе музея и каждого из отделов стояли директора из ученых (утверждались городской думой).

С 5 апреля 1895 г. Казанский городской научно-промышленный музей находился в ведении городских органов самоуправления. Первым председателем Совета музея стал С.В.Дьяченко.

При лихачевском отделе действовал попечительский совет (до 1917 г.), который возглавляли городские головы Казани.

В 1918 г. музей был преобразован в губернский (с подчинением подотделу по делам музеев и охране памятников искусства и старины отдела народного образования Казанского губернского исполкома), в 1921 г. – в Центральный музей ТАССР (сначала в ведении отдела музеев Академического центра, с 1930 г. – Народного комиссариата просвещения ТАССР), в 1944 г. – в Государственный музей ТАССР. В 1946 г. музей был подчинен Управлению по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров ТАССР, с 1953 г. – Министерству культуры ТАССР.

Читайте также:
Как посетить самые красивые пещеры Крымского полуострова

С 2001 г. музей носит современное название.

История

К середине 1920-х гг. в музее были созданы отделы:

  • историкоархеологический,
  • этнографический,
  • восточных рукописей,
  • естественноисторический,
  • историкобытовой,
  • художественный,
  • древнерусского искусства.

В 1930-е гг. в связи с гонениями на краеведение научная деятельность музея была ограничена, в конце 1930-х гг. действовали отделы природы, истории местного края дореволюционного периода, истории советского общества, массовой работы.

Уже в 1920-е гг. Государственный музей Татарстана начал выполнять роль координирующего методического центра для музеев региона.

В 1981 г. в результате централизации большей части музеев республики был создан Государственный объединенный музей ТАССР. Первоначально в его состав вошло 17 музеев, новые музеи открылись в 1980–1990-е гг.

В 2006 г. в состав объединенного музея входило 75 музеев-филиалов. С 2007 г. большинство музеев стали самостоятельными.

Музей сегодня

В структуре Национального музея Республики Татарстан:

  • Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина,
  • Музей истории татарской литературы с мемориальной квартирой Шарифа Камала (см. Музейквартира Шарифа Камала),
  • Музей Е.А. Боратынского,
  • Музейквартира Мусы Джалиля,
  • Литературный музей Габдуллы Тукая,
  • Музей Салиха Сайдашева,
  • Музейквартира Назиба Жиганова,
  • Музей Каюма Насыри,
  • Музей Л.Н.Толстого,
  • Музеймемориал Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.,
  • Доммузей В.И.Ленина,
  • Музей музыкальной культуры Республики Татарстан,
  • а также Музей Янки Купалы в селе Печищи Верхнеуслонского района,
  • музей М. Горького в селе Красновидово Камско-Устьинского района.

Головной музей занимает часть здания бывшего Гостиного двора, фасад которого в 1995 г., к 100-летию музея, был реконструирован (проект архитектора С.А.Козловой).

Фонды музея насчитывают свыше 700 тысяч единиц хранения: по истории и культуре народов Поволжья и Приуралья, в том числе тюркских и других древнейших цивилизаций, западной и восточной культур.

Национальный музей Республики Татарстан – лидер в республике по использованию информационных технологий в музейной деятельности.

С 2002 г. в музее работает система КАМИС-2000. Музей является методическим центром по внедрению системы КАМИС-2000 в музеи республики.

Культурно-образовательная деятельность музея направлена на зрителей самых разных социальных слоев и возрастов. При Национальном музее и его фондах работают Золотошвейная мастерская, кружок любителей древностей Казани, клубы «Современник», «Хранитель древних памятников», литературный салон и музыкальная гостиная, клуб «Здорового образа жизни» при музее К.Насыри, клубы «ЛиМук» и «КЛИ» при музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина, клуб «Красная ромашка» при музее-квартире М. Джалиля и др.

Коллекции

После Октябрьской революции на основании декретов Совета народных комиссаров СССР об учете и охране памятников искусства и старины в музее были сосредоточены конфискованные частные собрания, коллекции Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, бывшего Кустарного земского музея, музеев Пролетарской революции и народов Востока из Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины.

В 1921–1922 гг. в музей поступили церковные предметы, имевшие историко-художественную ценность, 33 произведения живописи и скульптуры из Московского государственного фонда.

Археологический фонд составляет третью часть музейного собрания (246 257 единиц хранения). Предметом особой гордости является булгарская коллекция А.Ф.Лихачёва (3080 единиц), материалы раскопок золотоордынских городов и селищ , ананьинских могильников (800 единиц), стелы Ново-Мордовского могильника (3).

Уникальны египетская (250 единиц) и античная (420 единиц) коллекции, среди которых деревянный саркофаг египтянки Ни-си-та-Уджат-ахет, цилиндрическая печать хранителя кладовых фараона, редкий краснофигурный кратер IV в. до нашей эры из Апулии.

Нумизматическая коллекция (109457 единиц хранения) состоит из античных, европейских, русских, восточных, золотоордынских монет, медалей и значков. Уникально собрание золотых монет (401 единиц): статеры времен Александра Македонского, солиды Византии и др. Большую научную ценность представляют клады джучидских монет XIII–XIV вв.

В фонде 130 тысяч единиц хранения письменных источников XVI–XX вв.: архивы и коллекции деятелей науки и культуры, материалы участников Гражданской и Великой Отечественной войн, документы. Среди них – ярлык хана Сахиб-Гирея (1523), рукописные столбцы XVII в., автографы и архивы В.М.Флоринского, Д.А.Корсакова, Ф.М.Флавицкого, П.М.Дульского, С.Сунчелея, Дж.Файзи, Ф.Яруллина, И.Шамсутдинова, Г.Камала, Х.Абжалилова, Г.Болгарской, А.Ключарёва, С.Сайдашева, Р.Яхина и др.

Основную часть фонда редких книг (22 тысяч единиц хранения) составляют российские, местные и зарубежные издания на русском, татарском и западноевропейских языках XVII–XX вв. Среди уникальных экземпляров рукописной и старопечатной книги (233 печатных, 88 рукописных книг XV–XX вв.) – Тверское Евангелие XV в., «Казанский летописец» XVI в., Синодики XVII–XIX вв., Устав Иерусалимский середины XVI в. и др.

В основе фонда источников по истории и культуре татарского народа (30 тысяч единиц хранения) – книги, личные вещи видных деятелей татарской культуры. В их числе – коллекции мемориальных вещей Ш.Марджани, К.Насыри, Г.Тукая, Дэрдменда, Р.Фахретдина, Г.Исхаки, Х.Ямашева, М.Джалиля и другие материалы по духовной культуре татар. народа.

Значительный интерес представляют коллекции рукописных и старопечатных татарских книг, среди которых – факсимильное издание Корана Османа, собрание шамаилей, а также образцы средневековой письменности – стихотворение придворного поэта и мастера-медника Насыйра на кувшине XVI в., подаренном Кебеку – воеводе казанского хана Мухаммад-Амина.

Этнографическая коллекция (15,6 тысяч единиц хранения) содержит предметы быта, одежду, украшения народов Среднего Поволжья: татар, русских, марийцев, удмуртов, мордвы, чувашей, башкир.

Уникальна коллекция декоративно-прикладного искусства казанских татар (3,5 тысяч единиц): золотое шитье, мозаичная кожаная обувь, ювелирные украшения, ткани, вышитые предметы традиционного интерьера, шамаили.

В фонде изобразительных материалов (73 877 единиц хранения) имеются богатейшие коллекции негативов, гравюр , фотографий, открыток, плакатов XX в. Здесь хранятся полотна местных мастеров, графические работы и скульптура, в том числе произведения Б.Урманче.

Фонд вещевых источников (12,2 тысяч единиц хранения) включает карету XVIII в., трактор «Фордзон-Путиловец», самолет ПО-2, автомобиль ГАЗ-А, коллекцию фарфора и фаянса (2,5 тысяч единиц хранения) отечественного, восточного, западно-европейского производства.

В фонде оружия (915 единиц хранения) – холодное и огнестрельное оружие разных стран, в том числе 2 каролингских меча X–XI вв., затинная пищаль XVI в., оружие с фитильными, колесцовыми, ударно-кремниевыми замками.

Естественный фонд (более 6 тысяч единиц хранения) – один из старейших среди собраний музея – включает коллекции: геолого-минералогическую, палеонтологическую, ботаническую, зоологическую. Наибольший научный интерес представляют приобретенные в конце XIX в. в Британском музее натуральной истории коллекции колибри (36 единиц), американских птиц семейства воробьиных (41 единиц); дары Министерства Императорского двора (1902), среди которых – чучела гигантской белуги и зубра. В золотом фонде естественной коллекций – работы ведущих таксидермистов XIX–XX вв. Ф.Ф.Шиллингера, Э.Д.Пельцама, Я.П.Коксина, чьи имена известны в крупнейших музеях Европы и России.

Читайте также:
Фотографии Ростовского кремля

Экспозиции

До декабря 1987 г. в музее ежегодно открывались новые выставки и функционировали старые. Экспозиция площадью 5 тысяч кв.м отражала природные особенности края, его прошлое и настоящее.

В 1987 г. здание музея пострадало от пожара, постоянная экспозиции были демонтированы.

С 2004 г., после реконструкции здания по улице Кремлевская, началось открытие разделов постоянной экспозиции: «Древняя история Татарстана», «Казанская губерния в XVIII веке» и др.

Площадь постоянной экспозиции составляет около 2,5 тысяч кв.м, выставочных залов – около 1 тысячи кв.м.

Здесь проходят разнообразные по своей тематике выставки. Общественный интерес вызвали выставки: «Окно в природу» (с 1991 г., представлен растительный и животный мир Татарстана); «Первый флаг республики» (1998 г., отражает период истории Татарстана с конца XIX в. до 1920-х гг.); «Неизвестная страна» (1997–2001 гг., знакомит с археологическими материалами по истории племен, населявших Волго-Камье в добулгарский период); «Возвращение Г.Исхаки на родину» (1998); «Это наша с тобой биография» (1999 г., к 80-летию комсомола); «Все струны сокровенные сердец» (1999–2000 гг., представлены традиционные, профессиональные, мемориальные музыкальные инструменты народов мира); «Афганский реквием» (1998, 1999, 2000); «Во имя сыновнего долга» (1999–2000); «Мы были, есть и будем всегда» (1999–2000 гг., посвящена С. Максуди); «Казань в годы Великой Отечественной войны» (2000); «Сокровища Татарстана: реликвии Государственного объединенного музея» (2000); «Казанское чаепитие» (2001); «Диковинки естественного фонда» (2003); «Я памятник себе воздвиг, чудесный, вечный. » (2003 г., к 260-летию со дня рождения Г.Р.Державина); «Погибая, не умрет герой» (2004 г., к 60-летию гибели Мусы Джалиля и джалильцев); «Музейные раритеты – тысячелетию Казани» (2005); «Магия театра» (2006); «Неизвестная великая война. 1914–1918» (2014); «Татарские народные ремесла» (2016) и др.

Музей является одним из ведущих научно-исследовательских и просветительских центров региона, вносит заметный вклад в изучение истории народов Татарстана.

Успехи музея во многом связаны с деятельностью таких ученых, как П.М.Дульский, П.Е.Корнилов, Н.Ф.Калинин, М.Г.Худяков, Г.Губайдуллин, Е.П.Бусыгин, Е.Г.Бушканец, Г.Н.Вульфсон, М.К.Мухарямов, И.Р.Тагиров, А.Х.Халиков, Р.И.Нафигов, Б.Ф.Султанбеков, А.Л.Литвин, М.А.Усманов и др.

В 1920-е гг. с целью исследования культуры и быта татарского народа и пополнения фондов музея были организованы первые этнографические экспедиции в районы республики. В 1938 г. институт материальной культуры Академии наук СССР, Государственный Исторический музей, Центральный музей ТАССР начали совместное плановое изучение столицы Волжских Булгар.

В 1895–1917 гг. издавался Ежегодник Казанского городского научно-промышленного музея, в 1921–1924 – журнал «Казанский музейный вестник»; в 1995 г. возобновлено издание ежегодников.

Директора музея: С.В.Дьяченко (1895–1901), А.А.Штукенберг (1901–1905), Н.П.Загоскин (1905), П.И.Кротов (1905–1906), Н.Ф.Катанов (1906–1912, 1914–1917), М.Д.Рузский (1912), Г.П.Кириллов (1913), Б.Ф.Адлер (1918–1922), Н.И.Воробьёв (1922–1930), М.И.Борисов (1930–1933), Е.И.Медведев (1933–1934), Л.А.Ахметшин (1934–1935), Г.Н.Республиканец (1935–1937), Г.Б.Вахламов (1937–1941), В.М.Дьяконов (1941–1977), Л.Г.Валеева (1978–1987), Г.С.Муханов (1987–2006), Г.Р.Назипова (с 2006 г.).

Издания музея

Издания музея. 1894–1956: сост. Г.А.Скопин. Казань, 1957.

Каталог знамен в фондах музея. Казань, 1958.

Каталог материалов музея по периоду подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны: в 3 вып. Казань, 1958–1959.

Муса Джалиль (Залилов): каталог материалов в фондах музея. Казань, 1959.

Автографы в собрании музея: каталог. Казань, 1960.

Каталог скульптуры. Казань, 1961.

Каталог археологических коллекций: в 2 вып. Казань, 1975–1980.

Из коллекции Государственного объединенного музея Республики Татарстан. Казань, 1994.

Завьялова М.К. Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. Казань, 1996.

Гасимов О.Р. Оружие в собрании Национального музея Республики Татарстан. Казань, 2003.

Литература

Казанский губернский музей за 25 лет: юбилейный сборник статей. Казань, 1923.

Дьяконов В.М. Жизнь и музей. М., 1963.

Муханов Г.С. История Государственного музея Республики Татарстан в зеркале XX века. Казань, 1997.

Назипова Г.Р. Казанский городской музей: Очерки истории 1895–1917 годов. Казань, 2000.

Наследие веков: из собраний Государственного музея Республики Татарстан: альбом. Казань, 2000.

Яковлев В.И. Музыкальные инструменты Национального музея Республики Татарстан: каталог. Казань, 2007.

Фамилион

Сайт для всей семьи

Национальный музей Республики Татарстан

Адрес: ул. Кремлевская 2, г. Казань, Республика Татарстан, Россия, 420111
Телефон: +7 (843) 292-89-84
Сайт: http://www.tatar.museum.ru/Nm/
E-mail: [email protected]
Часы работы: С 1 октября 2011 года музей открыт для приема посетителей ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника.
Касса работает с 10.00 до 17.00.
Первая среда каждого месяца – бесплатное посещение музея.
Последняя среда месяца – санитарный день.
Цены: Взрослые Пенсионеры Школьники
100 руб. 60 руб. 50 руб.

Обзорная экскурсия Экскурсия на английском языке до 25 человек.
800 руб. 2000 руб.

Входная плата на коммерческие выставки устанавливается в соответствии с договорами.
Бесплатно: дошкольники, студенты вузов РФ, военнослужащие срочной службы, участники Великой Отечественной войны и боевых действий, Герои СССР, Герои РФ, Полные кавалеры Ордена Славы, члены многодетных семей, дети-сироты из детских домов, объединения ветеранов, объединения инвалидов и другие категории граждан

Национальный музей Республики Татарстан (НМ РТ) — крупнейшее в Татарстане научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, имеющее общенациональное значение.

Он был основан как Казанский городской научно-промышленный музей в 1894 году и открыт 5 апреля 1895 года.
В основу музея положена частная 40-тысячная коллекция Андрея Фёдоровича Лихачёва (1832-90 гг.), известного в крае археолога, историка, коллекционера, а также экспонаты научно-промышленной выставки 1890 г.

У истоков формирования музейных коллекций стояли видные учёные Казанского университета: А.А. Штукенберг, Н.П. Загоскин, П.И. Кротов, Н.Ф. Высоцкий, Н.Ф. Катанов и др. Активно пополняли фонды музея казанские коллекционеры и меценаты: И.Ф. Лихачёв, Ф.А. Лихачёв, В.И. Заусайлов, О.С. Александрова-Гейнс, Г. Галеев (Баруди), Д.И. Образцов и др.

Читайте также:
Лицо ребенка быстро меняется

В настоящее время фонды музея, насчитывающие около 800 тыс. единиц, исчерпывающе и системно охватывают краеведческую тематику, представляют значительную ценность для изучения и показа природы республики, истории народов Поволжья и Приуралья, России и мира.
Среди наиболее ценных коллекций — Булгарская коллекция А.Ф. Лихачева, коллекция раскопок Ананьинских могильников, египетская и античная коллекции, коллекции золотых монет, древних свитков XVII в., рукописных книг XV — XX вв., мемориальных вещей деятелей татарской литературы, декоративно-прикладного искусства казанских татар, мемориальная коллекция Г.Р.Державина, коллекция памятников исторической таксидермии.

Профиль музея — комплексный: естественнонаучный, археологический, этнографический, культурологический, исторический, литературный, музыкальный.

Музей занимает здание бывшего Гостиного двора, являющееся памятником архитектуры и истории Российской Федерации и Республики Татарстан. Облик здания формировался на протяжении XIX столетия и окончательно сложился к концу века.

С 1800 по 1815 гг. здание строилось по проекту архитектора Ф.Е.Емельянова.
В 1895 г. была реконструирована северо-западная часть здания (архитектор И.Колмаков).
В 1995 г. (к 100-летию музея) восстановлена северо-западная часть здания по облику 1895 г. (архитектор С.А.Козлова).

В связи с реформированием, в настоящее время Национальный музей РТ имеет 14 филиалов в Казани, в Верхнеуслонском и Камско-Устьинском районах республики.

Национальный музей РТ является крупнейшим научным и методическим центром для филиалов и более 400 общественных музеев республики независимо от их ведомственной принадлежности.
С 1981 по 2005 год НМ РТ являлся головным в музейном объединении, куда входило более 80 музеев республики.

В музее работают Ученый совет (создан в 1939 г.), научно-методический, экспозиционный советы, Совет объединения и другие структуры, позволяющие координировать различные виды деятельности музея и объединения.

Научно-исследовательская деятельность музея осуществляется в области истории, естествознания, этнографии, литературы и др. Секции Ученого совета НМ РТ по направлениям координируют научную деятельность музея, под их эгидой проводятся традиционные научно-практические конференции, чтения, ряд “Краеведческих сред” и т.п.

Результаты научной и методической работы сотрудников НМ РТ и его филиалов отражены на страницах многочисленных публикаций и изданий музея.

В настоящее время музей находится в стадии реконструкции, проект которой предусматривает создание экспозиции на площади, превышающей 6 000 м2. Сейчас в музее открыты экспозиции: “Древняя история Татарстана”, “Денежное обращение, торговля и торговые пути в средние века”, “Золотая кладовая” (татарские ювелирные украшения), “Казанская губерния в XVIII веке”.

В 2001 году Кабинетом Министров РТ была утверждена научная концепция, согласно которой в здании Гостиного двора создается экспозиция НМ РТ, состоящая из трех основных разделов: “История Татарстана с древнейших времен до наших дней”, “Природа и человек”, “Культура: взаимодействие культур народов Татарстана”.

Здесь же предполагается создание крупнейшего в стране культурно-педагогического центра, который предусматривает объединение деятельности музейных клубов и кружков.

Согласно концепции, Национальный музей РТ превратится в крупнейший музейный центр со стройной системой экспозиций, новейшим фондохранилищем, реставрационной и художественной мастерскими, музейным интернет — центром и комплексом современной музейной инфраструктуры.

В 2001 году началось внедрение информационных технологий во все сферы деятельности музея. За эти годы создан портал “Музеи Татарстана”, на котором размещена информация более чем о 100 музеях республики, Национальный музей стал новостным региональным центром в интернет, завершена компьютеризация музея и его филиалов, ведется оцифровка фондов, внедрена комплексная автоматизированная музейная информационная система КАМИС — 2000, идет поэтапное создание электронной инфраструктуры музея.

Описание фондов

Фонды музея насчитывают свыше 790 тыс. единиц хранения и системно охватывают всю краеведческую тематику, представляя ценность для изучения истории народов Поволжья и Приуралья, в т.ч. тюркских.

Кроме того, фонды хранят памятники истории и культуры древнейших мировых цивилизаций, западной и восточной мировых культур.

Структура фондов

Название фонда Содержит (ед.)

Фонд археологии 246 257
Фонд вещественных источников (включая коллекцию фарфора и фаянса) 12 200
Фонд этнографии 15 000
Фонд драгметаллов 4 050
Фонд оружия 915
Фонд нумизматики 109 457
Фонд письменных источников 130 000
Фонд архива деятелей татарской культуры 30 000
Фонд редкой книги 22 000
Фонд изобразительных материалов 73 877
Фотофонд 40 000
Фонд негативов 42 000
Фонд естественной истории более 7 000

Особо ценные (уникальные) коллекции

Название фонда Содержит (ед.)

Булгарская коллекция А.Ф.Лихачева 3 080
Коллекции раскопок Ананьинских могильников 800
Стеллы Ново-Мордовского могильника 3
Египетская коллекция 250
Античная коллекция 420
Коллекция золотых монет 401
Коллекция древних свитков XVII в. более 20
Коллекция рукописных книг XV — XX вв. 88
Коллекция мемориальных вещей деятелей татарской литературы: Ш.Марджани, К.Насыри, Г.Тукая, Дердменда (Закира Рамеева), Р.Фахретдинова, Г.Исхаки, Х.Ямашева, М.Джалиля около 20
Коллекция декоративно-прикладного искусства казанских татар 3 500
Мемориальная коллекция Г.Р.Державина 8
Коллекция колибри 36
Коллекция американских воробьиных 41
Коллекция памятников исторической таксидермии (биологические композиции, чучела) более 150

Музейные экспонаты

-Портрет А.Ф. Лихачева
-Предметы из античной коллекции
-Предметы из египетской коллекции
-Предметы археологии Волго-Камья
-Оружие
-Нумизматика
-Золотые изделия Булгарского периода
-Предметы эпохи Казанского Ханства
-Украшения, вышивка казанских татар
-Шамаили
-Предметы православного культа
-Древние книги
-Письменные источники
-Казань XVII-XIX вв:
o Вид Казани, XVII в.
o Карета
o Коллекция Г.Р. Державина
o Кремль. Университет

-Естественный фонд
-Фарфор, фаянс
-Медные изделия. Светильники
-Личные вещи деятелей татарской культуры и науки
— О Казани: М.Джалиль, Г. Тукай, Г. Державин

Экспозиция Национального музея РТ

Стационарной экспозиции в музее не было более семнадцати лет. Это связано с пожаром 1987 года, когда здание сильно пострадало и требовало реконструкции, которая началась лишь в 2000 году. Без Национального музея и его экспозиции выросло целое поколение жителей Казани и музейных работников.

Музей, как и вся страна, жил в эпоху перемен, в нем происходили значительные изменения, невидимые со стороны. Разрабатывались научные концепции и создавались художественные проекты, которые канули в историю. Поступали новые экспонаты, шла реставрация старых… Работали научные сотрудники и художники, фондовики и реставраторы, инженеры и строители. Все для того, чтобы открыть экспозицию, отвечающую сегодняшним запросам посетителей.

Читайте также:
Как разумно организовать перемещения в путешествии

Согласно “Концепции”, I-я очередь экспозиции Национального музея РТ будет размещена на двух этажах здания по ул. Кремлевской.

Разделы экспозиции (I-я очередь):

— Древняя история Татарстана,

Памятники истории и культуры с эпохи каменного века до конца I тысячелетия нашей эры демонстрируют общие тенденции развития человечества с эпохи палеолита до раннего железного века.

Эволюция древнего общества представлена темами, раскрывающими взаимодействие человека с окружающим миром — “ЧЕЛОВЕК И СРЕДА”, “МИР ВЕЩЕЙ”, “ДОМ И ВНЕШНИЙ МИР”. Самостоятельным разделом является экспозиция “ЭПОХА ТЮРКСКИХ КАГАНАТОВ И РАННЯЯ ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ”. Тематические разделы иллюстрируют скульптурные фигуры охотника и шлифовальщика, пахаря и кузнеца, отображающие основные занятия человека в эпоху камня, бронзы и раннего железного века.

— Эпоха средневековья (середина VII в. — середина ХVI в.),
— Среднее Поволжье и Приуралье во второй половине XVI-XVII вв.,
— “Золотая кладовая” — татарские украшения XVII — XIX вв.,

Экспозиция Национального музея РТ
“Золотая кладовая”
Татарские украшения ХVII-XIX вв.

Авторы проекта:
С.Ю. Измайлова, Т.Б. Чканова, Н.М. Мифтахутдинова, М.М. Хайруллина

Научный руководитель:
Г.Р. Назипова, первый заместитель генерального директора НМ РТ по науке, к.и.н.

Золотая кладовая. Коранница. ХIХ в. Серебро, золочение

В собрании музея представлена уникальная коллекция татарских ювелирных украшений XVII-XIX веков. На протяжении столетий мастера создавали неповторимые творения из серебра, золота, драгоценных и поделочных камней, в которые вкладывали свое понимание красоты и гармонии.

По назначению украшения делятся на категории: головные, шейно-нагрудные, наручные. Часть украшений представлена в комплексе с традиционной мужской и женской одеждой казанских татар. Отдельную группу составляют футляры для миниатюрных Коранов.

В татарских украшениях широко использовались ювелирные бляхи, которые служили не только украшениями, но и имели значение амулетов и оберегов. Религиозно-магическое значение украшений прослеживается в форме, орнаменте и благопожелательных надписях.

— Казанская губерния в XVIII веке,

XVIII век — это эпоха ярких преобразований и изменений, затронувших и Казанский край. Здесь строились мануфактурные предприятия и заводы, было основано адмиралтейство, развивались образование и культура, изменялась национальная политика…

Восемнадцатый век представлен яркими историческими личностями: государственными деятелями и учеными, поэтами и бунтовщиками — император Петр I и вице-губернатор Н.Н. Кудрявцев, Екатерина II и Емельян Пугачев, Г.Р. Державин и Сагит Хальфин и многие другие.

В XVIII веке происходили важные административные изменения — новыми стали границы Казанской губернии, был официально утвержден герб Казани и Казанского наместничества, создавались органы городского самоуправления — Городской магистрат и Татарская ратуша. Все эти события двухсотлетней давности представлены многочисленными экспонатами, среди которых уникальный мемориальный комплекс Г.Р. Державина, уроженца Казанского края, дворянская карета, связанная с приездом императрицы Екатерины II в Казань в 1767 году, автографы знаменитых личностей и др. Все они создают образ эпохи, передают быт и традиции времени.

— Казанская губерния в XIX — нач. ХХ вв.,
— Казань — столичный город губернии в XIX — нач. XX вв.

5 апреля 2005 года, в день своего 110-летия, Национальный музей РТ открыл экспозицию “Казанская губерния в XVIII веке” и “Золотую кладовую”.

К 1000-летию Казани, которое отмечалось в августе 2005 года, была открыта часть раздела “Эпоха средневековья” — “Денежное обращение, торговля и торговые пути в Средние века”.

В канун 1001-го года со дня основания Казани, 26 августа 2006 года, состоялось открытие экспозиции “Древняя история Татарстана”.

Музей современного искусства (Museum of Modern Art)

Как вы думаете, какая сегодня погода? Правильно, музейная. По плану последняя опция CityPass — Музей современного искусства (Museum of Modern Art). Открывается он в 10.30, закрывается в 17.30. Мы вообще решили не спешить, поехали попозже.

Музей находится в нижней части Манхэттена, вблизи метро Рокфеллер Центр. Войти в него можно с 53-й или 54-й улицы. Входной билет для взрослых стоит 25 $.

Гардероб полуавтоматизированный, как и в других музеях. Здесь не только запрещают пользоваться штативом, но и отбирают рюкзаки. Мы расстроились, так как в рюкзаке припрятали запас яблок и бананов, рассчитывая гулять по музею целый день (целых 6 этажей).

Название музея напрямую соответствует содержанию: сплошной сюрреализм, кубизм, постмодернизм и прочие перфомансы. В общем, картин Шишкина вы не увидите.

Проходит какой-то урок, детишкам объясняют смысл картины «Мир Кристины» Эндрю Уайета.

В музее можно увидеть и картины, и фотографии, и различные инсталляции. Например, здесь показывают фильм о чем-то непонятном. Здесь вообще много всего о чем-то непонятном.

Знакомьтесь, это — современное искусство! Роден обзавидовался бы глубине мысли и плавности линий.

К сожалению, не все можно фотографировать.

Зверский оскал капитализма, возведенного в ранг религии.

Единственное слово, которое смог выдавить из себя Андрей, глядя на эту инсталляцию: «Паноптикум».

Моне и его любимый сюжет — водяные лилии.

Любители Пикассо, все бегом в этот музей.

У Матисса при написании этого варианта картины «Танец» были очень, ну очень ограниченны

Оказывается, у Малевича кроме «Черного квадрата» были и другие гениальные произведения.

Понравилась картина Марка Шагалла «Я и деревня». Кстати, он был одним из родоначальников сюрреализма.

Наибольшее внимание посетителей привлекает картина Ван Гога «Звездная ночь». Наверно, потому что ее изображение чаще всего встречается на буклетах))

Интересно, как Метрополитен и Музей современного искусства делили картины Дали, ведь в каждом представлено ровно по одной.

Страны мира в 1989 году. Приятно смотреть на СССР.

«Золотая Мерлин Монро» Энди Уорхола тоже тут.

В музее, как говорили, шесть этажей, но он в разы меньше Метрополитена. Мы успели все не спеша посмотреть за четыре часа. Впрочем, некоторые залы проходили по диагонали, не задерживаясь.

Поклонники современного творчества и нестандартного взгляда на мир оценят музей по достоинству. Мы многого не поняли, видимо, смотрим на мир по-другому.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: