Фото Казанского собора в Санкт-Петербурге (61 фото)

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.

Архитектор — А.Н Воронихин.

Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.

Как добраться: Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы: Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье — с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.

Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.

Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.

Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.

Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.

Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Читайте также:
Фото Ноттингема

Иконы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Икона Казанской Божией Матери в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Усыпальница Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.

Казанский собор в Санкт-Петербурге — могила Кутузова и что скрывает Колоннада

Внутри Казанский собор не менее хорош чем снаружи и от других соборов его отличают архитектурные формы. Здесь внутри все выпуклое, все в барельефах.

Смотреть действительно приятно и Казанский внутри сильно отличается от других храмов. Так в Соборе Спаса на Крови все выложено мозаикой, а в Исаакиевском мрамором.

При этом фотографировать можно свободно.

Могила Кутузова и военные трофеи

В Казанском соборе похоронен великий полководец М.И. Кутузов. Его могила находится справа от центрального входа, а сразу над ней много ключей от различных городов, которые были побеждены в ходе компании против Наполеона.

Кутузов умер во время похода и его тело еще месяц доставляли на Родину.

Архитектор Воронихин и его гениальный ход

Зодчий и архитектор Казанского Собора – Андрей Воронихин – был в молодости крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. Граф-то и предложил императору проект авторства Воронихина, и этот проект был одобрен.

Сам архитектор был, что называется «народным самородком». Он учился бессистемно, занимаясь больше самообразованием, хотя и брал уроки у известных архитекторов и живописцев, например, Баженова и Казакова.

Став свободным человеком, он побывал за рубежом, но при этом продолжал работать при графском дворе. Именно Воронихину принадлежит гениальная идея о строительстве огромной Колоннады из 96 колонн перед северным фасадом.

Кстати, южную часть собора по замыслу архитектора тоже должна была симметрично замыкать подобная колоннада, но эта идея зодчего не была воплощена в жизнь. В 1811 году автор проекта собора был награжден за свой гениальный ход орденом Святого Владимира.

Памятники на площади

Казанский собор дал имя и площади. Уже современники считали его храмом, посвященным военным победам русской армии. Недаром в эту церковь свозили военные трофеи Отечественной войны 1812 года. Поэтому на Казанской площади установилии памятники героям этой войны – фельдмаршалу Кутузову и Барклаю-де-Толли.

К тому же, именно с этого места Кутузов отправился на войну с Наполеоном.

Император Александр решил увековечить память полководцев после их смерти. Он издал указ, согласно которому скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли будут стоять на площади прямо перед Казанским собором. Как обычно, был объявлен конкурс. Но произошла странная вещь – ведущие российские скульпторы отказались в нем участвовать! Оказывается, их художественное видение шло вразрез с требованиями императора. Он хотел, чтобы полководцев изобразили реалистично, в парадной военной форме. А мода того времени требовала, чтобы даже статуи современников выглядели как римские патриции, в тогах и туниках.

Только когда при следующем русском императоре, Николае I, снова объявили конкурс на эскизы памятников, победило предложение скульптора Бориса Орловского, который учился в Риме. Работы начались только в 1830 году. Постаменты были выполнены из полированного гранита каменотесом Самсоном Сухановым, а буквы на нем сделали каменными, а не бронзовыми, для долговечности. Сами статуи были отлиты в бронзе мастером Екимовым в литейной мастерской Академии художеств.

Интересно, что статуя Кутузова получилась у него сразу, а статуя Барклая-де-Толли только со второй попытки. Для того, чтобы лицо Кутузова вышло реалистичным, использовали портрет английского художника Джона Доу. Поза у него решительная, и даже агрессивная, в ней видна готовность дать отпор врагу. А в самой фигуре Кутузова был достигнут компромисс – он одет в парадный мундир фельдмаршала того времени, но завернут в плащ наподобие античной тоги.

Несмотря на то, что статуя Кутузова была создана на 4 года раньше, оба памятника открыли одновременно, в 1837 году, в честь 25-летия победы в Отечественной войне против Наполеона. Памятникам даже отдали воинские почести. Они были так популярны среди народа, что их даже окружили чугунными цепями, а потом тумбами, чтобы на статуи никто не залезал.

Читайте также:
Процесс регистрации фирмы в Польше

Масонский знак

Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.

Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?

На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.

Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.

Масонский знак над алтарем в Казанском соборе Масонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге

Список казанской иконы

Об иконе Казанской Божьей матери ходит немало легенд. Но сначала расскажем о том, что она собой представляет. Это так называемый образ «Богоматери Одигитрия». Такие иконы начали писать в Византии, и на них принято изображать Богородицу с младенцем Христом, Она слегка наклоняет голову к ребенку и одной рукой поддерживает его. Одна из таких икон — «Богоматерь Казанская» — была очень почитаема в Казани. Легенда говорит, что после пожара 1579 года, уничтожившего почти весь город, Богородица явилась десятилетней девочке и велела выкопать икону на пепелище. Икона была найдена, и с тех пор в русском православии существует праздник «Обретения Казанской иконы Божьей матери».

Икона была признана чудотвороной, но почитали ее только в Казани. Чтобы подобные иконы появились и в других местах, с первообраза делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже были признаны чудотворными. Но их было так много, что историки путаются в том, какой же именно список, в конце концов, попал в Петербург. Принято считать, что один из них был отправлен в Москву еще по требованию Ивана Грозного. А в Смутное время перед этой копией молилось ополчение, шедшее воевать с польскими оккупантами.

За сотни лет в России распространилось множество таких копий, но, по-видимому, прообраз этих икон долго хранился в Казанском Богородичном монастыре.

В 1904 году монастырь под Казанью ограбил крестьянин Варфоломей Чайкин, который продал ее оклад, а саму икону сжег в печи. Что касается копии, которая попала в Петербург, то ее привез туда Петр I. Долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы, а потом ее перенесли в Казанский собор, построенный на том же месте. Она хранится в центральной части собора, и туда приходит множество паломников. В самом соборе можно прочитать много интересного об истории иконы.

К иконе огромная очередь, поэтому фотографировать ее не стал

Самое знаменитое кафе с видом на Казанский

Напротив находится торговый дом Зингера в котором сейчас Дом Книги, на втором этаже большое кафе с огромными окнами. Это лучший инстаграмный вид на Казанский.

Людей всегда много, поэтому придется либо минут 15 подождать, либо вставайте у одного из окон.

На крышу дома Зингера можно подняться, но это неофициально и платно.

История создания кратко

Раньше на месте Казанского Собора стояла простенькая церковь Рождества Богородицы, с деревянным куполом и скульптурами апостолов на карнизе. Ее часто сравнивают с Петропавловским собором. Несмотря на скромное убранство храма, в нем венчался сам император Павел I. Но он считал, что она слишком неказиста, и надо бы построить какой-нибудь грандиозный собор, достойный «Северной столицы». Образцом для него должен был служить собор Святого Петра в Риме.

В 1799 году император объявил конкурс на проект собора, в котором участвовало множество известных архитекторов. Но ни один из них Павлу не нравился. Он даже вроде бы отбирал некоторые проекты, но потом вновь от них отказывался. И тут граф Строганов представил императору наброски Воронихина. Они-то и отвечали желаниям Павла затмить Рим.

Читайте также:
Сколько стоит жить в Европе?

Он не только утвердил проект Воронихина, но и назначил Строганова главой попечительского совета, который контролировал ход строительства. Кстати, этот совет заявил Павлу о том, что в проекте собора нет колокольни, и это существенный недостаток. На что Павел заявил, что если у собора Святого Петра в Риме нет колокольни, то и здесь она не нужна. Поэтому колокола разместили прямо в проемах Колоннады.

Однако Павел I не дожил до закладки первого камня собора. Это произошло уже при его наследнике Александре I, который присутствовал во время этой торжественной церемонии. Воронихину помогал известный российский архитектор и гравер Николай Алферов, а денег на строительство ушло очень много – грандиозная по тем временам сумма, больше 4 миллионов рублей! Если учесть, что тогдашний рубль стоил столько же, сколько 550 нынешних, то это значит, что строительство собора обошлось в 35 миллиардов долларов США. Собор закончили в 1811 году. Его освятил митрополит Амвросий. Тогда же окончательно разобрали и старую церковь.

Полезная информация

Совсем рядом мост с Грифонами, где можно сделать красивые снимки

Время на посещение где-то 10-20 минут

Вокруг много различных кафе средней ценовой категории, поэтому посещение собора лучше планировать в середине, чтобы тут можно было покушать.

Дальше можно пойти

Смотровая площадка в мастерской Карла Буллы (200 метров)

Екатерининский сад и Миллионная улица

Внутренняя отделка (14 фото)

Зодчий Воронихин впервые в России использовал для купола собора особую конструкцию из ковкого железа из двух ребер. Ее диаметр – больше 17 метров. На ней висит шар с крестом – символ мироустроительства, а также паникадило храма. Кроме железного купола, в соборе есть еще два кирпичных, причем они делались не столько по инженерному расчету, сколько по интуиции архитектора. Сама церковь построена из кирпича, но внутри, по желанию Павла, облицована пудотским камнем, который добывали неподалеку от его любимой Гатчины. А для 56 внутренних колон с позолоченными капителями использовали мрамор и финский гранит.

В 19 веке собор выглядел более величественно и празднично, чем теперь. Там было 12 барельефов работы известных мастеров, посвященных Страстям Христовым, но многие были удалены. Теперь остались только «Несение креста» и «Взятие под стражу». Главный иконостас, установленный Воронихиным заменили в 1830-х годах на другой, работы архитектора Тона. Но привлекает внимание не живопись, а оклад икон – он был переплавлен из трофейного серебра, отнятого у французов. Но в советский период иконостас уничтожили, а 2 тонны серебра вывезли. Оклад удалось восстановить только недавно. Скульптуры собора тоже практически не сохранились, и их заменили росписями.

Тем не менее, собор все равно смотрится очень торжественно – недаром его постоянно изображают на открытках. Он похож и на грандиозные католические храмы эпохи Возрождения, и на античный дворец. Огромную роль в этом играют внутренние колонны и расположение окон. Если прийти туда днем, то свет, падающий из окон, создает впечатление, что купол парит над храмом. Впечатление усиливают розетки – стилизованные цветы под потолком, сделанные из французского алебастра. А двери северного входа – это бронзовая копия знаменитых «Райских врат» Баптистерия во Флоренции.

Пол собора выполнен в технике мозаики и выложен финским мрамором и кварцитом четырех цветов – черным, розовым, серым и темно-красным. Основная тема мозаики – Вифлеемская звезда. Сами геометрические рисунки пола связаны с общим планом собора и помогают воспринимать его внутреннее убранство, как одно целое. Так под главным куполом пол оформлен кругами, сужающимися к центру. Этот рисунок вторит линиям купола. По форме и цвету композиция мозаики создает иллюзию объема, что еще больше увеличивает визуально размер храма, и он кажется совсем огромным.

Казанский кафедральный собор

Kazan Sq., 2 (Казанская пл., 2), St. Petersburg

Kazan Sq., 2 (Казанская пл., 2), St. Petersburg

Казанский кафедральный собор — один из самых больших храмов Санкт-Петербурга. Знаменитая достопримечательность России поражает воображение монументальностью и великолепием. Величественный храм считается памятником славы русского воинства. На его территории похоронен знаменитый военачальник М. Кутузов.Находится Собор Казанской иконы Божией Матери на Невском проспекте. Одним фасадом он выходит на Невский проспект, другим — на канал Грибоедова.

История Казанского собора в Санкт-Петербурге

В XVIII столетии на месте теперешнего храма была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Величественное здание из камня украсили изящным деревянным куполом и колокольней. В церковь перенесли список с Казанской иконы Божией Матери — одной из наиболее чтимых икон Российской империи. В храме проходили все самые важные богослужения страны, а на службах нередко присутствовали члены императорской семьи.

Читайте также:
Как проходит китайская свадьба

Но со временем церковь Рождества Пресвятой Богородицы стала приходить в упадок. В самом конце XVIII века император Павел I решил, что пришла пора на ее месте возвести новый храм. Он объявил конкурс на лучший проект строительства. Главное пожелание императора звучало так: храм должен быть максимально похожим на собор Святого Петра в Риме. Во время путешествия по Европе российский император был восхищен красотой римского собора. И загорелся идеей возвести такой же в России.

Выбрать подходящий проект удалось только во втором этапе конкурса. Победителем оказался молодой, но подающий большие надежды архитектор А. Воронихин. Интересно, что он был бывшим крепостным графа А. Строганова. Именно граф предложил его проект императору.

Строительство Казанского собора началось в 1801 году и продолжалось в течение десяти лет. Но работы по отделке закончились лишь в 1829 году.

В истории собора были и трагические даты. Одна из них приходится на 1913 год, в марте которого в церкви проводилась праздничная служба в честь 300-летия дома Романовых. В помещение набилось слишком много людей, что стало причиной гибели 34 человек.

В советский период интерьер собора был разграблен. Около 2 тысяч килограмм серебра власти отправили на переплавку. В том числе был уничтожен знаменитый уникальный иконостас.

В 1930-х годах в церкви начал работать Музей истории религии и атеизма.

Службы в соборе возобновились лишь в 1991 году. Через девять лет храму был присвоен статус кафедрального.

Описание

Храм возведен в форме четырехконечного латинского креста. Длина здания от его западной части до восточной составляет более 72 м. Средокрестие собора венчает изящный купол. Высота Казанского собора (СПБ) почти 72 м.

Архитектура

Архитектурный стиль Казанского собора — ампир, относящийся к позднему классицизму. По обе стороны от центральной части собора тянется колоннада, которая заканчивается монументальными портиками. 96 колонн Казанского собора образуют четыре ряда. Это напоминание о колоннах, замыкающих площадь перед римским собором Святого Петра.

Фасад строения облицован серым камнем и украшен бронзовыми скульптурами святых.

Купол изготовлен из ковкого железа. Его диаметр составляет почти 18 м. Купол установлен на четыре металлические пилоны. При его сооружении архитектор Казанского собора впервые в мире использовал металлическую конструкцию.

Интерьер внутри Казанского собора

Внутри пространство храма разделено рядами колонн на три коридора. Изящные колонны изготовлены из красивейшего розового финского гранита и венчаются вверху капителями с позолотой.

Стены, колонны и иконостас храма расписаны величайшими художниками той эпохи, такими как К. Брюллов, П. Басин, Г. Угрюмов, В. Боровиковский. Особенно знаменит запрестольный образ К. Брюллова «Взятие Богородицы на небо». Интерьер декорирован уникальными скульптурами знаменитых российских творцов — С. Пименова, В. Демут-Малиновского, И. Мартоса.

Даже пол церкви представляет собой настоящее произведение искусства. Он выложен великолепным карельским мрамором в розовых и серых тонах. Облицовка кафедры, основания царского места, ступеней и пол алтаря выполнены редкостным малиновым порфиром. Привлекает внимание оформление подкупольной части пола в виде концентрических кругов.

Купол Казанского собора состоит из нижнего и верхнего сводов. Вдоль его барабана находятся 16 окон, пропускающих в помещение солнечный свет.

Иконы Казанского собора

Икона Казанской Божьей матери в Казанском соборе — одна из самых почитаемых святынь России. Она представляет собой список с известной иконы, явившейся в Казани во второй половине XVI века.

Также знаменитой иконой собора считается картина Г. Угрюмова «Поклонение Волхвов».

Казанский собор известен такими чтимыми образами как икона Спасителя в иконостасе, икона Ченстоховской Божьей Матери, икона Воскресения Христова. Но сейчас их нет в стенах храма.

Памятники у Казанского собора

У стен храма находятся знаменитые скульптуры Северной столицы — памятники героям русско-французской войны фельдмаршалам М. Кутузову и М. Барклаю де Толли. Это работы скульптора Б. Орловского, установленные в 1837 году. Бронзовые фигуры изображают великих полководцев во весь рост.

М. Кутузов предстал в маршальском мундире, с маршальским жезлом в левой руке и шпагой в правой. У ног полководца кинуты знамена поверженной французской армии.

Военачальник М. Барклай де Толли изображен в маршальском мундире с плащом, накинутым на плечи. Его образ исполнен грусти и усталости. Даже его фельдмаршальский жезл в левой руке опущен вниз. Это не случайно: фельдмаршал командовал русскими войсками в начале войны. Именно он был во главе армии во время отступления. Однако сквозь грусть во взгляде военачальника можно разглядеть решимость и готовность идти до победного конца.

Четырехметровые статуи известных полководцев — символ неукротимости духа русского народа. Даже во времена блокады Ленинграда в период второй мировой войны их не сняли с постамента. Считалось, что вид памятников помогает жителям города выстоять в трудное время.

Казанский собор (продолжение)

Архитекторы: Воронихин А. Н.
Год постройки: 1801-1811
Стиль: Классицизм
Читайте также:
Метро Полянка. Метро Москвы Как С Добром Добраться!

Казанский собор

Адрес по Невскому пр. – условный

1733-1737 – Казанская церковь – арх. Земцов Михаил Григорьевич (не сохран.)

1801-1811 – Казанский собор – арх. Воронихин Андрей Никифорович

1811-1812 – ограда – арх. Воронихин Андрей Никифорович

1836-1837 – памятники фельдмаршалам М.И. Кутузову и

М.Б. Барклаю де Толли

1809 – фонтан – арх. Тома де Томон Жан – перенесен в 1935 г.

Детали боковыхъ
крыльевъ главнаго
иконостаса,
существовавшаго до 1836 г.
(Аплаксин Часть II; лист. 40)

План Казанского собора
**** см. ниже

Могила М.И. Кутузова
в Казанском
соборе. 1913 г.
Добавил- IVa

Оформление надгробия
М. И. Кутузова. 1942 г.
Фото Григорьева А.К.
Добавил- IVa

Грабарь “История
русского искусства”

Грабарь “История
русского искусства”
(добавил Андрей Агафонов )

Иконостас придела
Рождества Богородицы
в соборе Казанской
Божией Матери.

Икона Казанской
Божией Матери.

Служба в Казанском соборе
1911 г. Фотоателье Буллы.
Добавил – Мышь

Памятник
М.И. Кутузову 2003 г.
Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
О. В. Петрова. Невский проспект.
Дом за домом , 2013

Гласные Городской думы
возлагают венок к памятнику
М.Б. Барклаю-де Толли. 1913 г.
Добавил- IVa

Главный иконостас
(настоящее время)

1868 г. Фото – vk.com
(добавил peterburzhets)

1919-1920 гг. Временный
памятник Г. В. Плеханову.
Фото – Яков Штейнберг, vk.com
(добавил peterburzhets)

1993 г. Возвращение креста
на купол Казанского собора.
Фото – vk.com
(добавил peterburzhets)

* Чертёж колонны, находящейся внутри Казанского собора. Чертёж колонны Соборной наружной колоннады.

Аплаксинъ А. 1911 “Казанскiй соборъ” (Часть II; лист. 30)

** Главный Иконостасъ Казанскаго Собора, построенный въ 1811 году по проекту Воронихина и существовавши до 1836 года. Чертежъ снятъ съ

натуры въ 1836 г. архитекторомъ Морганомъ, хранится въ архиве Собора. (Аплаксинъ А. 1911 “Казанскiй соборъ” ( Часть II; лист. 38).

*** Иконостасъ двухъ тождественныхъ боковыхъ приделовъ Казанскаго Собора, устроенныхъ въ 1811 году Воронихинымъ. Чертежъ снятъ съ

натуры въ 1836 году архитекторомъ Морганомъ и хранится въ Архиве Собора. Аплаксинъ А. 1911 “Казанскiй соборъ” (Часть II; лист. 39).

**** Цветными точками отмечены: синий – Алтарь (помечены места расположения запрестольных образов); тёмно-зелёный – Иконостас придела

Преподобных Антония и Феодосия: светло-зелёный – Главный иконостас; сине-зелёный – Иконостас Рождество-Богородицкого придела;

чёрный – Голгофа (отмечены примерные места расположения икон и место панорамы); коричневый – Барельефы под купольным карнизом на

северной и южной стенах; голубой – Пилоны ; жёлтый – Царское место; фиолетовый – Могила Кутузова; красный – Изображения апостолов,

помещённые на стенах (между верхними и нижними окнами)

Колонны, находящиеся внутри собора.
Внутри собора 56 гранитных колонн и 12 полуколонн. (Канн П.Я. 1988 “Казанская площадь”, C. 42)
. Съ точки зренія стильности, внутренность Казанскаго собора, будучи выдержана въ дух итальянской классики, носить явные следы вліянія ампира. Въ то время какъ колоннада съ ея бронзовыми капителями и базами, завершенная карнизомъ, держитъ на себе цилиндрическіе своды, усеянные кессонами, создавая ансамбль классики, все детали, какъ-то обработка дверей, орнаментура, скульптурные фризы и прочее придаютъ всей композиціи характеръ ампирнаго стиля. Бронзовыя капители колоннъ, какъ указано выше, являются работой чеканщика Тараса Иванова по композиціи итальянца Обандеолли на тему капители коринфской, базы также композиціонны и отступаютъ отъ классическихъ профилей. (Аплаксинъ А. 1911 “Казанскiй соборъ” Часть I Текст; C. 66)
Не менее интересно выполнено и внутреннее убранство собора, расчлененное на три нефа. Колоннады из двух рядов коринфских колонн несут цилиндрические своды. Всего в соборе установлено 56 монолитных колонн, выполненных из красного гранита. Четыре пилона служат опорой подпружных арок и парусов, поддерживающих барабан и купол, состоящий из трех оболочек.
. Вот каким увидел внутреннее убранство собора журналист в 1811 г.: “. От четырех подкупольных столпов к главному олтарю, и к трем главным дверям церкви, простирается в четыре ряда колоннада Коринфского ордена, из самого лучшего Финляндского гранита, который плотностью своею и красотою цвета конечно не уступает Египетскому. Все пятьдесят шесть колонн сей колоннады цельные, в пять сажень вышины и в полтора аршина диаметра, отделаны самою высокою полировкою; базы же и капители их бронзовые полированные”.
. Великолепные колоннады из 56 коринфских колонн, вытесанных из монолитов розового финляндского гранита, добытого на острове Сорвали под Выборгом, создают основной художественный эффект оформления внутреннего пространства собора. Колонны выломаны и обработаны в начале XIX века прославленным мастером каменных работ, вологодским крестьянином Самсоном Сухановым. Бронзовые капители колонн отлил на заводе Ч. Берда литейщик Тарас Котов. (Игнатенко А. А. 2007 “Казанский собор. Страницы истории” C. 26, 27, 30)

Скульптура внутрисоборная. Неосуществлённая. Скульптура из серебра

Четыре Евангелиста у главного иконостаса.

Генералъ – фельдмаршалъ, князь Михаила Илларіоновичъ Кутузовъ-Смоленскій 23 декабря 1812 г. отправилъ Митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому Амвросію несколько слитковъ серебра и письмо такого содержанія: . Предводитель войска Донскихъ казаковъ, графъ М. И. Платовъ и вместе съ нимъ все его воины и я желаемъ, чтобы сіи слитки, составляющее весу сорокъ пудовъ серебра, были обращены въ изображенія четырехъ Евангелистовъ и служили убранствомъ церкви Казанскія Божія Матери въ С- Петербурге. По моему мненію, симъ ликамъ было бы весьма прилично стоять близъ Царскихъ Дверей передъ иконостасомъ, дабы они первые поражали взоры входящаго въ храмъ богомольца. На подножіи каждаго изваянія должна быть вырезана следующая надпись: «усердное приношеніе войска Донского».
Получивъ это письмо, Преосвященный Амвросій снесся съ Комиссіей о построеніи Казанской церкви, и архитекторъ Воронихинъ быстро изготовилъ эскизы статуй, которыя онъ полагалъ разместить попарно на двухъ пьедесталахъ, назначенныхъ стоять впереди иконостаса у подкупольныхъ столбовъ.
. 11 февраля 1813 г. проектъ Воронихина, Высочайше аппробованный, снова вернулся въ Комиссію и Чекалевскій поручилъ изготовленіе моделей четырехъ Евангелистовъ, скомпанованныхъ въ рисунки попарно въ двухъ группахъ, скульптору Мартосу. Въ половине мая Мартосъ модели и рисунки представилъ въ Комиссію. Моделямъ надлежало совершить то же путешествіе, которое совершили эскизы Воронихина, но произошло крайне непріятное осложненіе, которое помешало появиться на светъ этому, несомненно, интересному художественному произведенію. Князю Голицыну «по духовной части Оберъ-Прокурору» Мартосовскія композиціи не понравились и, вместо представленія ихъ на утвержденіе Государя, онъ переслалъ ихъ Министру Просвещенія, графу Разумовскому, съ поясненіемъ, что онъ, не касаясь части художественной, но обращаясь къ месту, где должны стоять изваянія, не лишнимъ находитъ сообщить, по части духовной, следующія замечанія: «Знатоки, любители художествъ будутъ, конечно, удивляться искусству Мартоса, но въ храмъ Божій входятъ всякаго рода люди. Статься можетъ, что не имеющій понятія объ изяществе художествъ, соблазнится, видя Евангелистовъ толико обнаженными и въ положеиіи столь принужденномъ».

Читайте также:
Английский сад – лучшее место для отдыха в Мюнхене

Четыре Евангелиста в парусах пилонов .
[Голицын] сделалъ по сему делу докладъ Его Величеству. Следствіемъ этого доклада явилось Высочайшее соизволеніе об отмене первоначальнаго постановленія о вылитіи новыхъ фигуръ евангелистовъ и о сделаніи изъ серебра барельефныхъ изваяній техъ же евангелистовъ для помещенія ихъ въ парусахъ главнаго свода, вместо существовавшихъ тамъ гипсовыхъ барельефовъ. Комиссіи по построеніи собора было предложено озаботиться подысканіемъ скульптора, который могъ бы сделать композиціи барельефовъ, руководясь при этомъ моделями существующихъ барельефовъ. Министръ Народнаго Просвещенія графъ Разумовскій предписалъ Комиссіи объявить на таковую работу конкурсъ, къ участію въ которомъ были приглашены скульпторы: Щедринъ, Прокофьевъ, Пименовъ и Демутъ. Эти художники, видимо, обиженные отношеніемъ начальства къ ихъ старшему товарищу Мартосу, отъ участія въ работе объявленнаго конкурса отказались, осторожно ссылаясь на то обстоятельство, что старыя модели утеряны, а возстановить ихъ, дескать, невозможно. Дальнийшая исторія примененія Донского серебра къ украшенію собора развертывается следующимъ образомъ. 1-го декабря 1821 г. С. Петербургская Духовная Консисторія предписала причту Казанскаго собора заказать архитектору рисунокъ и смету на обложеніе Донскимъ серебромъ иконостаса – эта мысль, какъ говорятъ, принадлежала тогдашнему Министру Внутреннихъ Делъ Козодавлеву.
(Аплаксинъ А. 1911 “Казанскiй соборъ” Часть I Текст; C. 45, 48)

Скульптура осуществлённая, но исчезнувшая.
Фриз.
Жалеть же приходится о фризе, бывшемъ ранее лепнымъ, а ныне росписаннымъ подъ лепку. Такъ какъ эта роспись подвергалась неоднократнымъ ремонтамъ, то она не типична, чувствуется не только удаленіе ея отъ подлинника, но и измененіе характера. Нетъ также сомненій и въ томъ, что громадный фризъ барабана, расписанный подъ барельефъ, былъ бы значительное и ценнее, если бы изначальная лепка его сохранилась бы до настоящего времени.

Четыре Евангелиста на парусах пилонов .
Изъ работъ художественныхъ 1809 г. интересно отметить заказъ, выполненный академикомъ Гишаромъ, состоявшій въ скульптурномъ исполненіи барельефа Святого Евангелиста Іоанна, помещавшагося въ парусе главнаго свода. За означенную композицію Комиссія уплатила Гишару 2.500 рублей.
. Темъ более приходится жалеть о замене сбитыхъ барельефовъ въ пандативахъ, изображавшихъ четырехъ евангелистовъ, масляной живописью того же содержанія, какъ и погибшіе барельефы. Изъ исторіи построенія собора намъ известно, что барельефы эти являлись произведеніями скульпторовъ: Евангелистъ Матфей – Прокофьева, Ев. Маркъ – Моисеева, Ев. Лука – Щедрина и Ев. Іоаннъ – Гошара. Отливка и постановка этихъ барельефовъ произведена была мастерами Морганти и Иваномъ Козловым.

Все плоскія покрытія между колоннадой и наружными стенами, а также архитравное перекрытіе колоннъ было украшено орнаментами и лепными порезками. (Аплаксинъ А. 1911 “Казанскiй соборъ” Часть I Текст; С. 35, 66-67)

Алебастровые фигуры старого иконостаса.
. Такъ безследно исчезли группы ангеловъ и ножные барельефы, помещавшіеся въ цокольной части иконостаса, произведенія Демута (фигуры, изображающія ветхій и новый заветы), Прокофьева – барельефы и др.
. Малые иконостасы тоже изменены, но значительно менее, чемъ главный, хотя также приходится жалеть объ исчезнувшихъ тонкихъ барельефныхъ картинахъ на евангельскіе и библейскіе сюжеты, помещавшіеся на нижнемъ поле иконостасовъ. (Аплаксинъ А. 1911 “Казанскiй соборъ” Часть I Текст; С. 68)

Читайте также:
Время полета Москва – Барнаул

Скульптура осуществлённая и оставшаяся.
Изъ всей внутренней скульптуры сохранились только два барельефа, помещающіеся надъ севернымъ и южнымъ входами, стена коихъ, представляя въ плане полуциркульную дугу, сверху прикрыта полукуполомъ. Подъ купольнымъ карнизомъ, надъ дверьми этой стены, и помещены лепные барельефы, изображающіе на северной стене: «Взятіе Іисуса Христа воинами въ вертограде» – работы скульптора Рошета, а на южной: «Несеніе Іисусомъ Христомъ Креста на лобное место» – работы скульптора Щедрина. Эти великолепные барельефы, имеющіе размеры два съ половиною на восемнадцать аршинъ /1,778 м х 12,8 м/, еще больше подчеркиваютъ значеніе потери массы скульптурныхъ произведеній, погибшихъ въ 1814 г. Когда въ указанномъ году произошла катастрофа паденія штукатурки, вскоре сплошь отбитой, по постановленію особой комиссіи, состоявшей изъ архитекторовъ, все барельефы, за исключеніемъ двухъ, и все лепныя работы, за исключеніемъ капителей пилястръ, были безследно уничтожены.
(Аплаксинъ А. 1911 “Казанскiй соборъ” Часть I Текст; C. 67)
Въ 1811 г. Ажисъ выполнилъ изъ бронзы три барельефа, помещенные на подкупольныхъ столбахъ и представляющіе изъ себя символы: веры, надежды и любви, по 1.200 рублей за каждый барельефъ.
(Аплаксинъ А. 1911 “Казанскiй соборъ” Часть I Текст; C. 38)

Наш ответ Ватикану: История и легенды Казанского собора

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Свой собственный Ватикан

По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.

Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.

Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.

Вторая колоннада

Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.

Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.

Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.

Ожидающие ангелы

Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?

Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.

Кутузовское сердце

Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.

Но дотошных ученых не удовлетворило это и те, решив докопаться до истины, в 1933 году решились вскрыть могилу, расположенную в Казанском соборе. Как думаете, что они там обнаружили? А там была банка с небальзамированным «легендарным» органом полководца. Таким образом красивая легенда разрушилась в пух и прах.

Музей истории религии и атеизма

Уникальный «юмор» советской власти не перестает удивлять. Уничтожить храм коммунисты не решились. «Ограничились» снятием крестов, бипланами на колоннаде, портретами ВКП(б)истов и вождя.

Читайте также:
Рейс SU-1711 Хабаровск - Москва: какой самолет

«Вишенкой на тортик» стал атеистический музей. Цинизм, кощунство, глумление. Для такого поступка даже название сложно подобрать.

Икона Казанской Богоматери

В здании собора располагался лик Казанской Богоматери, но потом ее переместили в Князь-Владимирский собор, а легенда, гласящая о транспортировке иконы к солдатам на фронте, звучит очень уж сомнительно.

Хотя, кто знает, может правительство того времени и дало соответствующее разрешение, в попытках опробовать все вариации. Поговаривают, что именно это, в январе 44-го года, помогло нашим солдатам. В настоящее время лик расположен на своем законном месте и готов служить многочисленным паломникам верой и правдой.

Загадки Санкт-Петербурга не заканчиваются. Мало кто знает ответ на вопрос,
как в северной столице появились дворы-колодцы .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Казанский собор, внутреннее убранство и праздник Всех Святых.2 часть.

Всем привет!
Я продолжаю свой рассказ-показ и настало время зайти во внутрь, тем более такой праздник.Было это 10 июня 2018 года, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших.В Казанском кафедральном соборе были совершены праздничные богослужения, это просто большая удача.Мне очень повезло.Делюсь фотографиями и кому интересно, могут почитать информацию найденную, для точности в соц.сетях.Сам узнал и Вам рассказал.Заходим.Вход бесплатный.

Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.

В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М.И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева “Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве”. На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.
С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М.И. Кутузова.
В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов течение года, до августа 1802 г., был петербургским губернатором.

Гробница Кутузова стала источником вдохновения для А.С. Пушкина, написавшего в 1831 году знаменитое стихотворение «Перед гробницею святой…»:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал – и спас…

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм – в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон…

Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.

Читайте также:
Найти работу можно самостоятельно

После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году.

Тогда же, как уже упоминалось, храм вновь открыли для богослужений. Чуть позже на купол снова установили золотой крест, торжественно засиявший как символ торжества сил добра над силами зла. В 2003 году, в ознаменование 300-летия Санкт-Петербурга, в цехах судостроительного Балтийского завода мастера отлили для храма четырехтонный колокол, высота которого составила более двух метров, ставший самым крупным в ряду своих «собратьев».

В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры. И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.

Понравилась проповедь в день всех Святых земли русской Митрополита Антония Сурожского.Я её потом нашёл на официальном сайте собора.Всю её я не буду излагать.Только суть.Как говориться, передать атмосферу.

В бесконечном богатстве личности Всечеловека Христа каждый народ выделил черты святости, которые ближе его сердцу, которые более понятны, которые для него более осуществимы. Сегодня из всего дивного многообразия святости, всего богатства земных и небесных человеческих возможностей мы празднуем память всех святых, в земли Российской просиявших: людей, которые нам по крови близки, жизнь которых переплелась с самыми решающими событиями нашей истории, людей, которые являются славой нашей земли, богатым, прекрасным плодом сеяния Христова, как о них говорится в праздничном тропаре.

В этом сонме русских святых, мне кажется, можно выделить три черты как характерные свойства русской святости: не в том смысле, что они отсутствовали у других народов, а в том смысле, что эти именно свойства были восприняты и возлюблены в нашей родной земле.

Первая — бесконечное терпение Господне. Святой Апостол Петр говорит, что Бог не медлит Своим судом, а терпит; Он ждет, потому что Он любит, а любовь всему верит, на все надеется, всего ожидает и никогда не перестает.
Другое свойство, которое поразило в Христе русский народ, это величие Христовой униженности. Все языческие народы искали в своих богах образ того, чем мечтали сами быть — лично, каждый человек, и вместе, весь данный народ: они выделяли славу, выделяли власть, могущество, доброту, справедливость. И даже те боги древности, которые погибали ради народа, погибали героической смертью и восставали немедленно в славе.
И третья черта, которую мне хочется отметить, которая мне кажется общей всем русским святым, это то, что на протяжении всей русской истории святость совпадает с явлением и проявлением любви.

Типы святости чередовались на нашей земле: были отшельники и были монахи, живущие в городах; были князья и были епископы; были миряне и подвижники всякого рода — не забывая и юродивых. Но все они появлялись не случайно, а в тот момент русской истории, когда в том или другом образе подвига можно было яснее явить любовь свою к Богу и любовь свою к людям.

А если не находим, то мы — вне потока русской святости, вне пути Христова в русской душе и в русской истории. Тогда мы осколок, отбросок. Как это страшно и жалко подумать! И если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих, чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь песнь Господню, хотя бы и на земле чужой, то мы должны приобщиться именно этим свойствам русской святости, русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками, которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской — кровью и не угасающей любовью.

Читайте также:
Алания отзывы туристов об отдыхе 2022

На этом пока всё, но я продолжу.Всем спасибо и берегите себя и друг друга.До встречи.

Собор Казанской иконы Божией Матери

Фото Казанского собора

Казанский собор – Санкт-Петербург, Невский проспект, 25

Невский Проспект, Адмиралтейская, Гостиный Двор

Казанский собор – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Здесь хранится икона Казанской Богоматери – основная святыня города. Храм является памятником архитектуры общегосударственного значения.

Царь Павел I, отличавшийся большой любовью ко всему европейскому, был потрясен великолепием римского собора Святого Петра, и в 1799 году он распорядился построить в Петербурге аналогичное здание.

Было решено заменить новым собором возведенную в начале XVIII в. церковь Казанской Богородицы. На объявленный царем конкурс поступили сотни проектов. Победу в тендере одержал молодой архитектор А. Воронихин.

Павел I не успел начать строительство собора: весной 1801 года царь был убит в результате заговора. Торжественную церемонию закладки первого камня в фундамент храма провел 21 августа 1801 года новый император – Александр I.

Строительство Казанского собора продолжалось вплоть до 1811 года. В соответствии с канонами, принятыми в православии, храм должен быть сориентирован с Запада на Восток. Но Невский проспект располагается в этом же направлении, поэтому Воронихину пришлось расположить главный вход на Казанской улице, а не на главной магистрали Петербурга. Тем не менее, благодаря полукруглой колоннаде с портиком, у зрителя создается иллюзия, что главный вход находится со стороны Невского.

Если смотреть на собор с высоты птичьего полета, он имеет форму католического креста с огромным куполом северного входа в перекрестье.

Для облицовки храма Воронихин использовал пудостский камень – из него выполнены многочисленные колонны, барельефы и статуи. Добывали материал в каменоломнях поблизости от Петербурга.

Скульптуры – важнейшая часть убранства Казанского собора. На аттиках порталов строители разместили барельефы на библейские темы, выполненные знаменитыми художниками И. Мартосом, И. Прокофьевым, Ж. Рашеттом.

Отдельной достопримечательностью храма являются огромные двери со стороны Невского проспекта: это абсолютная копия знаменитых «Райских врат» из храма Баптистерий во Флоренции. Выполнены врата из чистой бронзы.

Рядом с дверями находятся ниши с крупными бронзовыми скульптурами Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, Святого Владимира и Александра Невского.

Северный портик также использован под барельефы библейской и православно-житийной тематики.

Казанский собор поражает воображение не только снаружи, но и внутри. Окна настолько высокие, что купол кажется парящим в воздухе. Воронихин разработал уникальную систему колонн, благодаря которой здание изнутри кажется еще выше. Рядом с колоннами – многочисленные скульптуры и барельефы. Стены расписаны знаменитыми русскими живописцами.

Иконостас Казанского собора был отлит в 1836 году из чистого серебра, которое казаки Войска Донского отбили у наполеоновских солдат в Отечественную войну. Иконы были написаны ведущими живописцами того времени: К. Брюлловым, Ф. Бруни, О. Кипренским.

Казанский собор считается своего рода памятником в честь всех русских солдат, сложивших головы за Отечество. В 1812 году после торжественного молебна в храме, войны нашей армии уходили на смертный бой с наполеоновскими захватчиками.

Помолившись в Казанском храме, отправился в расположение российских войск знаменитый полководец М. И. Кутузов, а в 1813-ом году его тело было привезено сюда для погребения в склепе.

В соборе хранятся сотни трофеев войны с Наполеоном. Это – флаги французских дивизионов, ключи от взятых с боем городов.

В 1837 году у боковых порталов храма были установлены статуи Кутузову и Барклаю де Толли работы Б. Орловского.

После революции церковные службы в Казанском соборе были прекращены. Большевистская власть разместила в здании Музей атеизма, часть икон была отправлена в Эрмитаж.

Главную святыню храма – Казанскую икону Богоматери – перенесли в собор Князя Владимира. Большой ущерб был нанесен внутреннему убранству храма, многие ценные предметы были безвозвратно утрачены.

В 1990-ом году здание было возвращено РПЦ. В настоящее время храм является кафедральным собором Петербурга. В 2001-ом году в собор торжественно внести икону Казанской Богоматери, чтобы возвратить ее на центральное место в иконостасе.

Видео:

Как добраться:

[yandexMap name=”Казанский собор” description=”Санкт-Петербург, Невский проспект, 25″]Санкт-Петербург, Невский проспект, 25[/yandexMap]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: