Федеральная миграционная политика

«Миграционная политика и связи с соотечественниками»

Рекомендации

“Миграционная политика и связи с соотечественниками”

Москва 4 декабря 2006 года

В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялись парламентские слушания “Миграционная политика и связи с соотечественниками”.

В слушаниях приняли участие Председатель Совета Федерации С.М.Миронов, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, руководители ряда федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители международных организаций, научных кругов и средств массовой информации.

Обсудив актуальные проблемы миграционной политики, связанные с совершенствованием законодательного регулирования иммиграции соотечественников, проживающих за рубежом, как фактора решения демографических проблем, а также временной трудовой иммиграции в Россию в целях удовлетворения потребностей в рабочей силе российского рынка труда, участники парламентских слушаний отмечали необходимость активного формирования миграционной политики государства.

Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года поставил задачу совершенствования миграционной политики, где приоритетом остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников.

Это вызвано следующими причинами. Начиная с 1992 года, наблюдается сокращение общей численности населения России на 700-800 тыс. человек в год вследствие превышения смертности над рождаемостью и естественной убыли населения. Согласно прогнозу Росстата, сделанному на основании данных Всероссийской переписи населения 2002 года, население Российской Федерации к 2026 году уменьшится до 137 миллионов человек при условии некоторого увеличения уровня рождаемости и средней продолжительности жизни.

Начиная с 2007 года, прогнозируется стремительная естественная убыль трудоспособного населения: в 2007 году она будет сравнительно небольшой – около 300 тысяч человек, но уже в следующем году увеличится в два раза, а в последующие годы сокращение превысит 1 миллион человек в год.

От того, насколько Российская Федерация справится с задачей привлечения необходимого количества иммигрантов, зависят темпы ее экономического развития, уровень и качество жизни населения, социальный климат, региональные пропорции развития, сохранение ее территориальной целостности.

Одним из выходов здесь является привлечение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников из-за рубежа, тем более что за пределами России проживают порядка 29 миллионов соотечественников, большинство из которых – этнические русские.

Именно на это направлена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637.

Для организации работы с участниками Государственной программы и членами их семей на территориях вселения субъектами Российской Федерации разрабатываются региональные программы переселения. Представленными проектами региональных программ предусматривается переселение более чем 300 тысяч участников Государственной программы и членов их семей.

Помимо этого совершенствуется законодательное регулирование временной трудовой миграции в Россию, которая призвана удовлетворять потребности в рабочей силе российского рынка труда.

В целях либерализации административно-правовых механизмов учета иностранных граждан и совершенствования государственного контроля за въездом иностранных граждан на территорию России и их пребыванием в Российской Федерации принят Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», вступающий в силу с 15 января 2007 года.

Новый порядок миграционного учета создает систему, которая снимет излишние административные барьеры для тех специалистов, в притоке которых наиболее остро нуждается наша экономика. Одновременно с этим государственные органы получат достоверную статистику о пребывании в России иностранных граждан и лиц без гражданства, а как результат – новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации.

Согласно принятому 18 июля 2006 года Федеральному закону №110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» значительно будут упрощены процедуры, связанные с получением статуса временно проживающего в Российской Федерации, механизмом трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации.

С другой стороны, на различные стороны жизни общества продолжает сказываться негативное воздействие нелегальной миграции. На фоне некоторого сокращения преступности среди граждан России, преступность среди иностранцев увеличилась за последние пять лет на 15 процентов. При этом число преступлений против жизни и здоровья граждан возросло на три четверти. К числу негативных последствий процесса незаконной миграции относится также нарушение налогового законодательства Российской Федерации, увеличение оборота «теневых» денежных средств, нелегальный вывоз капитала за рубеж. Нелегальные мигранты являются одними из основных поставщиков запрещенных наркотических и психотропных веществ.

Достаточно остро стоит проблема интеграции мигрантов в российской общество. Неприятие в ряде случаев мигрантами характерных для коренных жителей правил поведения и моральных норм приводит к эскалации напряженности в некоторых регионах.

Исходя из этого и, поскольку процедуры легализации трудовых мигрантов, порядка их привлечения к труду и получения разрешений на работу значительно упрощаются, возникает необходимость в адекватных правовых мерах воздействия на нарушителей установленных миграционных правил.

В этих целях принят Федеральный закон № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации)».

Эти изменения призваны оказать превентивное воздействие на работодателей, привлекающих и использующих труд иностранных работников в нарушение утвержденных правил, установить ответственность за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан.

Современная миграционная стратегия России должна заключаться в обеспечении миграционного прироста населения для улучшения демографической ситуации в стране и обеспечения экономического роста, хозяйственного освоения и заселения территорий, имеющих для страны геополитическое значение. Необходимо стимулировать приток в страну квалифицированных трудовых иммигрантов, людей образованных и законопослушных. Приезжающие в Россию должны с уважением относиться к российской культуре. Именно таких иммигрантов можно рассматривать как резерв для пополнения постоянного населения страны.

Участники слушаний поддерживают предложения федеральных органов исполнительной власти по разработке проекта концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации в целях определения ее приоритетных направлений и ожидаемых результатов, обеспечения сбалансированности при осуществлении политики труда и занятости.

Читайте также:
Фотографии Третьяковской галереи

Указанный документ должен отражать системный подход к решению миграционных проблем, учитывать соответствующий международный опыт, преемственность в развитии отечественной миграционной политики, ее гуманистическую направленность, толерантное отношение к мигрантам, ориентировать на обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, ее национальной безопасности, геополитических интересов, а также прав и свобод человека и гражданина.

В результате реализации проекта концепции имеется в виду создание эффективно функционирующей миграционной системы Российской Федерации, отвечающей интересам личности, общества и государства, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию страны с целью повышения благосостояния российских граждан, а также обеспечивающей гибкое и устойчивое управление миграционными процессами федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вытекающие из этого основные задачи миграционной политики могут быть сформулированы следующим образом.

1. Интеграция Российской Федерации в международный рынок труда, привлечение и использование в соответствии с потребностями на внутреннем рынке труда временной иностранной рабочей силы.

2. Стимулирование иммиграции в Российскую Федерацию для обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми трудовыми ресурсами. Приоритет необходимо обеспечить гражданам СНГ – нашим соотечественникам.

3. Обеспечение условий для легализации иммигрантов, прибывших на территорию Российской Федерации после распада СССР из бывших союзных республик и проживших на ее территории более трех лет.

4. Содействие натурализации и адаптации иммигрантов, вовлечению их в российский социум. Защита прав трудящихся-мигрантов.

4. Целенаправленная деятельность по формированию у россиян толерантного отношения к мигрантам.

5. Защита российского рынка труда от нелегальной трудовой иммиграции, наносящей экономический ущерб, вытесняющей коренное население из определенных сегментов этого рынка, являющейся основой развития «теневой экономики», торговли людьми, роста криминализации общества и коррупции.

Поддерживая предпринимаемые Правительством Российской Федерации действия по привлечению временных трудовых иммигрантов, в том числе направленные на оптимизацию процедуры и условий их вовлечения в экономику страны, борьбу с незаконной трудовой миграцией, а также меры по совершенствованию законодательной базы в этой области, участники парламентских слушаний рекомендуют следующее.

1. Правительству Российской Федерации:

ускорить подготовку концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации для внесения ее на утверждение Президентом Российской Федерации, принимая во внимание возрастающее участие Российской Федерации в глобальных процессах перераспределения человеческого капитала в мировой экономике и усиления конкуренции, в том числе на международных рынках рабочей силы;

рассмотреть возможность разработки предложений по внесению изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, направленных на стимулирование переселения соотечественников в Российскую Федерацию;

подготовить к ратификации Конвенцию № 181 Международной организации труда “О частных агентствах занятости”;

способствовать созданию системы информационно-координационных центров трудового обмена на основе принципа государственно-общественно-частного партнерства, организации деятельности частных агентств занятости, трудовых миграционных бирж, кадровых агентств и их филиалов в различных регионах России и иностранных государствах;

рассмотреть вопрос о кардинальном увеличении квот на обучение в вузах и других образовательных учреждениях России на бесплатной основе молодежи из государств – участников СНГ;

при разработке мер по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, учитывать обязательства государства пред лицами, прибывшими в Российскую Федерацию в предыдущие годы и получившими в соответствии с законом статус вынужденного переселенца;

ускорить работу, необходимую для подписания проекта указа Президента Российской Федерации “О представительствах Федеральной миграционной службы за рубежом”;

в целях повышения эффективности борьбы с нелегальной миграцией рассмотреть возможность создания в структуре ФМС России и ее территориальных органов специальных подразделений по контролю и надзору в сфере миграции;

шире информировать российскую общественность и соотечественников, проживающих за рубежом, о ходе разработки нормативной правовой базы и механизмов реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

2. Комитетам Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:

продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере миграции, направленную, с одной стороны, на либерализацию административно-правового механизма учета иностранных граждан, а с другой стороны, на разработку адекватных правовых мер воздействия на нарушителей установленных миграционных правил;

в целях упорядочения процедуры административного выдворения и депортации ускорить процедуру принятия соответствующих изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», внесенных в Государственную Думу Советом Федерации в порядке реализации законодательной инициативы;

рассмотреть вопрос о внесении в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” изменений и дополнений, предусматривающих:

предоставление без каких либо дополнительных условий гражданства Российской Федерации иностранному гражданину, проходящего службу по контракту в российских силовых структурах в случае награждения его государственной наградой Российской Федерации;

особый порядок получения гражданства Российской Федерации для соотечественников, прибывающих из-за рубежа, в том числе в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

разработку упрощенного порядка предоставления российского гражданства обучающимся в российских образовательных учреждениях соотечественникам из стран СНГ, поскольку России выгодно стимулировать приток молодежи из ближнего зарубежья в учебные заведения профессионального образования, в том числе по подготовке наиболее дефицитных рабочих специальностей.

3. Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

проводить анализ экономических и социальных последствий и возможностей приема трудовых иммигрантов, перспективное прогнозирование нагрузки на сферы социального обслуживания, прежде всего здравоохранения и образования, предусматривать равномерное расселение иностранных рабочих по территории субъекта Федерации, не допуская их излишней концентрации в отдельных городах и районах;

по примеру Москвы, ряда областей Российской Федерации разрабатывать, утверждать и финансировать региональные целевые миграционные программы, предусматривающие, в том числе, мониторинг миграционной обстановки, предотвращение конфликта интересов переселяющихся лиц с коренным населением, мероприятия по адаптации мигрантов, приобщению их к культурным традициям местного населения, предотвращения со стороны местного населения фактов проявления экстремизма и мигранфобии;

заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации с административно-территориальными образованиями иностранных государств соглашения, предусматривающие привлечение специалистов востребованных на рынке труда региона;

Читайте также:
Фотографии Кижи

в целях привлечения иностранных высоко-квалифицированных специалистов, ключевого персонала содействовать заключению между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и иностранных государств соответствующих соглашений, а также установлению между ними прямых связей, созданию совместных производств и финансово-промышленных групп;

привлекать общественные организации соотечественников, проживающих за рубежом, к работе по информированию потенциальных участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, об условиях и возможностях приема в регионах вселения, в том числе проводить ознакомительные поездки представителей общественных организаций соотечественников по территориям регионов вселения, содействовать участию молодежи из стран Содружества в летнем трудовом семестре в России;

в целях координации работы по контролю за состоянием миграционных процессов создавать при руководителях субъектов Федерации, крупных городов и районов межведомственные комиссии по миграционной политике;

активизировать работу по разработке и принятию законодательных актов в части создания специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению и депортации.

4. Членам Совета Федерации, представляющим палату в межпарламентских ассамблеях государств – участников СНГ и Евразийского экономического сообщества, войти с предложениями:

сформировать пакет модельных законов МПА СНГ, регулирующих процессы миграции на пространстве Содружества Независимых Государств на основе разрабатываемых в рамках Ассамблеи Рекомендаций о законодательном обеспечении регулирования миграционных процессов;

поддержать идею создания в рамках СНГ единого координационного органа, который объединил бы возможности миграционных ведомств государств Содружества;

образовать при органах ЕврАзЭС экспертный совет по вопросам миграции.

Федеральная миграционная политика

Современную мировую политику сложно представить без протекающих в ней миграционных процессов. В поисках комфортных и благоприятных условий труда, люди устремляются в более успешные и развитые страны. Некоторым из них не удается реализовать свой потенциал, знания и умения дома, что подталкивает к переезду на новое место жительства. Многие государства поощряют поток переселенцев на свою территорию, другие, наоборот, предпринимают все меры для недопущения подобных явлений. Урегулировать и упорядочить указанные вопросы в любой стране позволяет государственная миграционная политика.

Она представляет собою ряд мер, которые для каждой конкретной державы индивидуальны. Относительно нашей страны можно смело сказать, что соответствующее явление продолжает свой длительный, нелегкий путь от становления до совершенствования и модернизации. История показывает, что права и пожелания жителей бывшего СССР постоянно ущемлялись и игнорировались. И лишь после распада Союза у людей появилась возможность законно покинуть государство, не опасаясь репрессий и преследований. Вместе с этим активизировался и процесс притока иностранцев в РФ. Ввиду этого появилась острая необходимость оптимизации потоков въезжающих и выезжающих лиц, которую смогла реализовать миграционная политика России.

О видах миграции РФ

Официально миграционное законодательство современной России было основано 12.12.1993 года. Вместе с ним позднее было принято несколько постановлений, законопроектов, межправительственных соглашений и нормативных документов, регулирующих перемещение иностранцев в России. Важно отметить Федеральный закон «О порядке выезда из РФ въезда в РФ» датированный 15.08.1996№ 114-ФЗ, «О гражданстве Российской Федерации», принятый 31.05.2012№ 115-ФЗ, а также «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002№ 115-ФЗ. Основная концепция утвержденных законов заключается в предоставлении прав жителям страны свободно перемещаться и выбирать место проживания. Контроль указанных процессов производит миграционная служба. Любое нарушение миграционного законодательства она обязана пресекать.

Разобраться во всех юридических нюансах и вопросах самостоятельно может оказаться не просто. Изначально необходимо знать, в чем состоит на законодательном уровне миграционное право, существующие типы миграции, их отличие, влияние экономику, демографию и социальную стабильность РФ. Условно миграцию можно различать по следующим критериям:

  • Причине переезда, когда принять сложное решение людей заставляет ряд факторов, в том числе семейные неурядицы, политическая обстановка, военные действия, тяжелая экономическая ситуация и т.д.;
  • Продолжительности пребывания, когда иностранцы въезжают в Россию на постоянное место жительства или временно, с возможностью последующего выезда на Родину;
  • Организационному фактору, зависящему от конкретных обстоятельств, делающих процесс принудительным, индивидуальным или массовым;
  • Поставленным целям, когда причиной могут быть внешние и внутренние факторы. В последнем варианте человек принимает решение поменять место жительства внутри страны, без выезда за границу.

Все перечисленные варианты учитывает миграционное право РФ. Отдельно стоит остановиться на трудовой миграции. Она может быть отнесена к каждому перечисленному случаю и отличается лишь своей направленностью. Основной ее идеей является поиск оптимального рабочего места с соответствующей оплатой труда. Иностранцам в России трудоустроиться можно после заключения договора, оформления трудового патента или получения разрешения. Выходцам из государств, входящих в Таможенный Союз, предоставляются особые привилегии и льготы.

Специфика политики миграции

С 2012 года в России действует президентская Концепция, обеспечивающая прогнозирование и регулирование соответствующих аспектов. В ней детально расписаны условия миграции, основные этапы процесса, задачи, цели и роль государства в этом. Согласно разработанному плану, миграционный проект на законодательном уровне в полном объеме должен быть реализован не позже 2025 года. За отведенное время необходимо осуществить ряд шагов и действий по разработке нормативных документов, развитию инфраструктуры, реализации обозначенных проектов и мониторинг проделанной работы. На заключительном этапе будет проведена экспертная оценка эффективности осуществленных мер.

Принятая концепция учитывает многолетние достижения и наработки УФМС, мировую практику, опыт и особенности того, как на протяжении более 20 лет развивалось миграционное право в РФ. Безусловно, ключевую роль в ней играет стратегическое планирование и анализ отдельных решений. В документе четко прописаны цели и задачи, которые планируется выполнить включительно до 2025 года:

  • Рост экономики России, в том числе за счет притока высококвалифицированного кадрового потенциала;
  • Равномерное расселение народа и улучшение демографической ситуации РФ;
  • Стремительное сокращение дискриминации населения, в частности между мигрантами и коренными жителями;
  • Гарантирование прав, свобод и безопасности граждан, пребывающих на законных основаниях в стране;
  • Обеспечение правильного трудового баланса.

Президентская концепция, рассчитанная до 2025 года, находится в свободном доступе на официальном сайте службы УФМС. Любой желающий может изучить действующее миграционное право и запланированную работу в данном направлении. В настоящее время оно не совершенно, поскольку не дает полной свободы по интеграции иностранцев, переселению на территории РФ, а также предоставлении им ПМЖ. С концепцией соответствующие адаптационные процессы и действующие законы будут максимально унифицированы под существующие условия и требования.

Государственной программой до 2025 года предусматривается всестороннее привлечение и занятость в жизни России опытных и профессиональных сотрудников, молодых специалистов и студентов с других стран. Согласно утвержденному проекту, к концу указанного периода, численность населения РФ должна быть не менее 146 млн. человек.

Специфика миграционного законодательства России

Государственная миграционная политика РФ представляет собою ряд действий и законов, направленных на урегулирование процесса перемещения иностранцев на территории страны, за ее пределами и их адаптацию в новых условиях. Отдельным ее направлением считается специальная программа, рассчитанная на добровольное переселение соотечественников. Принятый в 2006 году законопроект показал, что за 6 лет своего существования им воспользовались десятки тысяч людей, ввиду чего было принято отдельное решение о его бессрочном статусе.

Читайте также:
Введение личных данных

Российское миграционное право дает возможность любому желающему, отвечающему определенным критериям, на льготных условиях прибыть в страну на ПМЖ. Под соответствующую категорию граждан попадают те, кто имеет корни СССР или РФ, а также родственников на территории нашей страны. Соискателям, владеющим в совершенстве русским языком, не имеющим проблем с законом, обладающих положительной репутацией предоставляются дополнительные льготы и привилегии.

Государственная миграционная политика предусматривает необходимость обращения соискателя в любое дипломатическое представительство России на территории других государств или по месту проживания в УФМС. Получить желаемый статус получится при наличии удостоверения личности, необходимых подтверждающих документов и оснований. Обычно решение по каждому случаю выносится на протяжении 21 дня, с выдачей, в случае положительного вердикта, свидетельства участника программы.

Существующая миграционная политика государства очень лояльно относится к бывшим соотечественникам и переселенцам, предоставляя им всевозможные бонусы, государственную поддержку, отдельное финансирование, выплату подъемных и пособий (постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 года № 167). Максимальных привилегий добиваются те, кто соглашается на переселение в приоритетные районы РФ, с перечнем которых можно ознакомиться в любом отделении УФМС. В нем отсутствуют густонаселенные районы, в частности столица, Санкт — Петербург.

Основные проблемы законодательства

Ввиду постоянного совершенствования отечественного законодательства, миграционное право РФ сталкивается с рядом тяжелых моментов и существенных проблем. Особенно непростой считается ситуация с внутренней миграцией, когда жители северных и дальневосточных регионов не видят перспектив развития у себя дома и стремятся переехать в более развитые в экономическом и культурном плане районы страны. Многие обитатели деревень идут осознано на нарушение миграционного законодательства и, со временем, перебираются в крупные города. Урбанизация достигла критического уровня, при этом ощущается острая нехватка населения в мало привлекательных районах.

Приходится констатировать факт, что имеющаяся государственная миграционная политика малоэффективна и в отношении с нелегальными переселенцами. Им удается незаконно пересечь границу РФ, остаться на ее территории, а также составить конкуренцию местному населению на рынке труда. Большая их часть соглашаются работать за копейки, осуществляя демпинг в данном направлении, тем самым оставляя практически не удел высококвалифицированных отечественных специалистов. Более того, незаконные мигранты избегают уплаты налогов, при этом не стесняются пользоваться социальными гарантиями нашей державы.

Уменьшить число нелегалов помогает миграционное право и действующее законодательство, согласно которым к нарушителям применяются строгие меры административного воздействия. В зависимости от характера, длительности и степени тяжести противоправных действий возможны соответствующие санкции, варьирующиеся в пределах от 2000 до 5000 российских рублей. При повторном нарушении указанная сумма увеличивается вдвое. Более серьезные проступки и систематические преступления могут привести к депортации и ограничению въезда в Россию на неопределенный период.

Миграционная политика. Направления и задачи миграционной политики в России

Миграционная политика – это система принципов, целей и действий, с помощью которых государство и иные политические акторы регулируют потоки переселенцев. Наиболее системный характер имела Федеральная миграционная программа, утверждённая указом президента РФ от 9 августа 1994 г. На её основе затем принималась аналогичная программа на 1998–2000 гг.

ФМП определяет основную цель миграционной политики – регулированиемиграционных потоков; преодоление негативных последствий стихийных процессов миграции; создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов; обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища в РФ.

Основные задачи миграционной политики (МП):

1) защита прав и интересов мигрантов;

2) развитие системы иммиграционного контроля;

3) соблюдение государственных инте-ресов при разработке и реализации МП;

4) регулирование миграционных потоков с учётом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости,специфики психологии мигрантов и кли-матических особенностей мест расселения;

5) создание условий для приёма и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Миграционная политика основывается на следующих принципах:

1) стимулирование рационального территориального распределения потоков вынужденных переселенцев;

2) недопустимость дискриминации мигрантов;

3) личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства при государственной поддержке;

4) квотирование ежегодного приёма беженцев и предоставления временного убежища;

5) запрет высылки или принудительного возвращения беженцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами или международными договорами РФ.

Данная программа ставит задачу опре-делить формы взаимодействия федераль-ных органов исполнительной власти и ор-ганов субъектов РФ, круг их обязанностей и степень ответственности за решение проблем миграции.

Основные направления государственной миграционной политики Р.Ф. :

I. В области расширения возможностей для переселения в Российскую Федерацию на постоянное жительство:

1) содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных работников, востребованных на российском рынке труда;

2) разработка программ стимулирования миграции в Российскую Федерацию предпринимателей и инвесторов;

3) упрощение правил переселения в Российскую Федерацию в целях воссоединения семей;

4) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

5) реформирование института разрешения на временное проживание, совершенствование процедур получения вида на жительство и натурализации;

Читайте также:
Сколько лететь до Крита из Сакнт-Петербурга

6) обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

II. В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:

1) совершенствование механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе, отказ от механизма квотирования привлечения иностранных работников;

2) введение дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, предусматривающих использование различных механизмов отбора, условий въезда, пребывания и осуществления трудовой деятельности, в том числе:

3) формирование конкурентоспособных программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, востребованным на российском рынке труда;

4) упрощение въезда и пребывания для иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию в деловых целях.

III. В области содействия пространственной мобильности населения Российской Федерации:

1) обеспечение доступа граждан к социальным и иным видам услуг по месту фактического проживания;

2) развитие разных форм временной пространственной мобильности; содействие локальной пространственной мобильности, прежде всего вблизи городских агломераций;

3) содействие переселению избыточного населения из регионов с тяжелыми природно-климатическими условиями.

IV. В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:

1) создание условий для поступления в российские образовательные учреждения на разные уровни подготовки для российских и иностранных абитуриентов, вне зависимости от гражданства и места проживания;

2) расширение контингента студентов в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств-участников СНГ;

3) предоставление иностранным студентам, обучающимся в России, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения на тех же основаниях, что и российским студентам;

4) разрешение иностранным студентам, завершившим обучение, без каких-либо ограничений работать по полученной специальности;

V. В области поддержки академической мобильности:

1) содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных и научных организациях;

2) организационное, информационное и финансовое содействие научным и образовательным организациям в реализации программ международной академической мобильности и в привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов.

VI. В области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов:

1) создание благоприятных условий для социально-экономической интеграции, реализация их конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и лиц, лишившихся жилья в результате вооруженных конфликтов на территории России;

VII. В области содействия адаптации, интеграции и реинтеграции мигрантов, формированию взаимной толерантности между мигрантами и местным населением:

1) содействие развитию в обществе толерантных межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у населения навыков межкультурного общения, противодействие ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;

2) создание условий для адаптации временных мигрантов, в том числе путем формирования соответствующей инфраструктуры в странах их происхождения, а также в регионах Российской Федерации, испытывающих наибольший приток мигрантов;

3) реформирование институтов социализации детей мигрантов и упрощение процедур натурализации детей мигрантов;

VIII В области противодействия незаконной миграции:

1) законодательное закрепление понятия «иммиграционный контроль» и правового статуса должностных лиц, его осуществляющих;

2) создание инфраструктуры для выдворения, депортации, а также реадмиссии;

3) противодействие организации незаконной миграции;

4) урегулирование статуса лиц, длительное время проживающих в России, не приобретших российского гражданства и не имеющих возможности легализовать свое пребывание в стране в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Этапы реализации

I. (2012-2015 годы) планируется:

– разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики;

– создание информационно-аналитической системы обеспечения миграционной политики;
разработка и пилотирование программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

– проведение государственных выборочных обследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции;

– разработка методики и проведение иных выборочных обследования по вопросам внутренней и международной миграции.

II. (2016-2020 годы) планируется:

– принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

III. (2021-2025 годы) планируется:

– оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики;

– уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений государственной миграционной политики и корректировка программ.

Федеральная миграционная политика

Современную мировую политику сложно представить без протекающих в ней миграционных процессов. В поисках комфортных и благоприятных условий труда, люди устремляются в более успешные и развитые страны. Некоторым из них не удается реализовать свой потенциал, знания и умения дома, что подталкивает к переезду на новое место жительства. Многие государства поощряют поток переселенцев на свою территорию, другие, наоборот, предпринимают все меры для недопущения подобных явлений. Урегулировать и упорядочить указанные вопросы в любой стране позволяет государственная миграционная политика.

Она представляет собою ряд мер, которые для каждой конкретной державы индивидуальны. Относительно нашей страны можно смело сказать, что соответствующее явление продолжает свой длительный, нелегкий путь от становления до совершенствования и модернизации. История показывает, что права и пожелания жителей бывшего СССР постоянно ущемлялись и игнорировались. И лишь после распада Союза у людей появилась возможность законно покинуть государство, не опасаясь репрессий и преследований. Вместе с этим активизировался и процесс притока иностранцев в РФ. Ввиду этого появилась острая необходимость оптимизации потоков въезжающих и выезжающих лиц, которую смогла реализовать миграционная политика России.

О видах миграции РФ

Официально миграционное законодательство современной России было основано 12.12.1993 года. Вместе с ним позднее было принято несколько постановлений, законопроектов, межправительственных соглашений и нормативных документов, регулирующих перемещение иностранцев в России. Важно отметить Федеральный закон «О порядке выезда из РФ въезда в РФ» датированный 15.08.1996№ 114-ФЗ, «О гражданстве Российской Федерации», принятый 31.05.2012№ 115-ФЗ, а также «О правовом положении иностранных граждан в России» от 25.07.2002№ 115-ФЗ. Основная концепция утвержденных законов заключается в предоставлении прав жителям страны свободно перемещаться и выбирать место проживания. Контроль указанных процессов производит миграционная служба. Любое нарушение миграционного законодательства она обязана пресекать.

Разобраться во всех юридических нюансах и вопросах самостоятельно может оказаться не просто. Изначально необходимо знать, в чем состоит на законодательном уровне миграционное право, существующие типы миграции, их отличие, влияние экономику, демографию и социальную стабильность РФ. Условно миграцию можно различать по следующим критериям:

  • Причине переезда, когда принять сложное решение людей заставляет ряд факторов, в том числе семейные неурядицы, политическая обстановка, военные действия, тяжелая экономическая ситуация и т.д.;
  • Продолжительности пребывания, когда иностранцы въезжают в Россию на постоянное место жительства или временно, с возможностью последующего выезда на Родину;
  • Организационному фактору, зависящему от конкретных обстоятельств, делающих процесс принудительным, индивидуальным или массовым;
  • Поставленным целям, когда причиной могут быть внешние и внутренние факторы. В последнем варианте человек принимает решение поменять место жительства внутри страны, без выезда за границу.
Читайте также:
Верона, Италия — все о городе, достопримечательности, фото и видео

Все перечисленные варианты учитывает миграционное право РФ. Отдельно стоит остановиться на трудовой миграции. Она может быть отнесена к каждому перечисленному случаю и отличается лишь своей направленностью. Основной ее идеей является поиск оптимального рабочего места с соответствующей оплатой труда. Иностранцам в России трудоустроиться можно после заключения договора, оформления трудового патента или получения разрешения. Выходцам из государств, входящих в Таможенный Союз, предоставляются особые привилегии и льготы.

Специфика политики миграции

С 2012 года в России действует президентская Концепция, обеспечивающая прогнозирование и регулирование соответствующих аспектов. В ней детально расписаны условия миграции, основные этапы процесса, задачи, цели и роль государства в этом. Согласно разработанному плану, миграционный проект на законодательном уровне в полном объеме должен быть реализован не позже 2025 года. За отведенное время необходимо осуществить ряд шагов и действий по разработке нормативных документов, развитию инфраструктуры, реализации обозначенных проектов и мониторинг проделанной работы. На заключительном этапе будет проведена экспертная оценка эффективности осуществленных мер.

Принятая концепция учитывает многолетние достижения и наработки УФМС, мировую практику, опыт и особенности того, как на протяжении более 20 лет развивалось миграционное право в РФ. Безусловно, ключевую роль в ней играет стратегическое планирование и анализ отдельных решений. В документе четко прописаны цели и задачи, которые планируется выполнить включительно до 2025 года:

  • Рост экономики России, в том числе за счет притока высококвалифицированного кадрового потенциала;
  • Равномерное расселение народа и улучшение демографической ситуации РФ;
  • Стремительное сокращение дискриминации населения, в частности между мигрантами и коренными жителями;
  • Гарантирование прав, свобод и безопасности граждан, пребывающих на законных основаниях в стране;
  • Обеспечение правильного трудового баланса.

Президентская концепция, рассчитанная до 2025 года, находится в свободном доступе на официальном сайте службы УФМС. Любой желающий может изучить действующее миграционное право и запланированную работу в данном направлении. В настоящее время оно не совершенно, поскольку не дает полной свободы по интеграции иностранцев, переселению на территории РФ, а также предоставлении им ПМЖ. С концепцией соответствующие адаптационные процессы и действующие законы будут максимально унифицированы под существующие условия и требования.

Государственной программой до 2025 года предусматривается всестороннее привлечение и занятость в жизни России опытных и профессиональных сотрудников, молодых специалистов и студентов с других стран. Согласно утвержденному проекту, к концу указанного периода, численность населения РФ должна быть не менее 146 млн. человек.

Специфика миграционного законодательства России

Государственная миграционная политика РФ представляет собою ряд действий и законов, направленных на урегулирование процесса перемещения иностранцев на территории страны, за ее пределами и их адаптацию в новых условиях. Отдельным ее направлением считается специальная программа, рассчитанная на добровольное переселение соотечественников. Принятый в 2006 году законопроект показал, что за 6 лет своего существования им воспользовались десятки тысяч людей, ввиду чего было принято отдельное решение о его бессрочном статусе.

Российское миграционное право дает возможность любому желающему, отвечающему определенным критериям, на льготных условиях прибыть в страну на ПМЖ. Под соответствующую категорию граждан попадают те, кто имеет корни СССР или РФ, а также родственников на территории нашей страны. Соискателям, владеющим в совершенстве русским языком, не имеющим проблем с законом, обладающих положительной репутацией предоставляются дополнительные льготы и привилегии.

Государственная миграционная политика предусматривает необходимость обращения соискателя в любое дипломатическое представительство России на территории других государств или по месту проживания в УФМС. Получить желаемый статус получится при наличии удостоверения личности, необходимых подтверждающих документов и оснований. Обычно решение по каждому случаю выносится на протяжении 21 дня, с выдачей, в случае положительного вердикта, свидетельства участника программы.

Существующая миграционная политика государства очень лояльно относится к бывшим соотечественникам и переселенцам, предоставляя им всевозможные бонусы, государственную поддержку, отдельное финансирование, выплату подъемных и пособий (постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 года № 167). Максимальных привилегий добиваются те, кто соглашается на переселение в приоритетные районы РФ, с перечнем которых можно ознакомиться в любом отделении УФМС. В нем отсутствуют густонаселенные районы, в частности столица, Санкт — Петербург.

Основные проблемы законодательства

Ввиду постоянного совершенствования отечественного законодательства, миграционное право РФ сталкивается с рядом тяжелых моментов и существенных проблем. Особенно непростой считается ситуация с внутренней миграцией, когда жители северных и дальневосточных регионов не видят перспектив развития у себя дома и стремятся переехать в более развитые в экономическом и культурном плане районы страны. Многие обитатели деревень идут осознано на нарушение миграционного законодательства и, со временем, перебираются в крупные города. Урбанизация достигла критического уровня, при этом ощущается острая нехватка населения в мало привлекательных районах.

Приходится констатировать факт, что имеющаяся государственная миграционная политика малоэффективна и в отношении с нелегальными переселенцами. Им удается незаконно пересечь границу РФ, остаться на ее территории, а также составить конкуренцию местному населению на рынке труда. Большая их часть соглашаются работать за копейки, осуществляя демпинг в данном направлении, тем самым оставляя практически не удел высококвалифицированных отечественных специалистов. Более того, незаконные мигранты избегают уплаты налогов, при этом не стесняются пользоваться социальными гарантиями нашей державы.

Читайте также:
Авиация Первой мировой войны

Уменьшить число нелегалов помогает миграционное право и действующее законодательство, согласно которым к нарушителям применяются строгие меры административного воздействия. В зависимости от характера, длительности и степени тяжести противоправных действий возможны соответствующие санкции, варьирующиеся в пределах от 2000 до 5000 российских рублей. При повторном нарушении указанная сумма увеличивается вдвое. Более серьезные проступки и систематические преступления могут привести к депортации и ограничению въезда в Россию на неопределенный период.

Миграционная политика РФ

Сущность, виды, принципы, задачи, основные направления миграционной политике

Одним из важнейших источников формирования населения в Росси и в ее отдельных регионах стала миграция населения. В понятие “миграция населения” различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл. Под миграцией населения (от лат. migratio – переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения. Она связана с перемещением по территории страны, обусловлена влиянием разнообразных факторов – социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов [2].

Территориальный признак является главным в миграционной подвижности населения. Примером этого могут служить ежедневные поездки на работу и домой, из пригородов в города и обратно. Данные поездки носят локальный характер и не сказываются на географическом рисунке расселения, но оказывая при этом существенное влияние на формирование местных систем расселения.

Также существует функциональный признак, по которому миграцию можно подразделить на трудовую, культурно-бытовую, рекреационную (туризм, отдых).

По временному признаку выделяются:

  • 1) временная, или возвратная,
  • 2) постоянная, или безвозвратная.

По направлению миграционных потоков их делят:

  • 1. внешние (межконтинентальные и межгосударственные). К внешней миграции относятся эмиграция (выезд из страны проживания) и иммиграция (въезд в страну), а также репатриация (возвращение, выехавших на родину).
  • 2. внутренние (межрайонные, внутрирайонные). Примерами внутренних миграций могут, служить переезды жителей из одного города в другой, из села в город и т.д. Внутренние сезонные миграции усиливаются в период активизации сельскохозяйственных работ (весна, лето, осень) или во время летних отпусков.

По форме организации миграция населения делится на два вида:

  • 1. Организованную, осуществляемую при участии и с помощью государства.
  • 2. Неорганизованную (самодеятельную).

Иммиграционная политика регламентирует правила и нормы принятия иностранных граждан. Эмиграционная политика – выезд граждан за рубеж.

Экзистенциальная миграция – концепт, возникший в результате феноменологических исследований жизни добровольных мигрантов, оставивших свои дома исключительно из желания жить в чужой стране.

Целью такой миграции являются в сущности познание неких аспектов человеческого бытия, которые не могут быть познаны другим путем.

Существует ряд мотивов для такой миграции:

стремление более полно реализовать свой потенциал,

стремление к свободе и независимости, открытость новому опыту, восприятие чего-то, как стимула к расширению самосознание.

Также существует еще один вид миграции это этническая миграция – совокупность миграционных потоков, в которых численно преобладают лица с общей этнической принадлежностью, перемещающиеся из одного крупного этнокультурного ареала в другой.

По причинам переезда на новое место жительства можно разделить:

  • 1. экономические (трудовые), связанные с поиском мест с более высокооплачиваемой работой и более высоким уровнем жизни.
  • 2. политические, вызванные изменением границ государства, дискриминацией отдельных групп населения.

Государственная миграционная политика РФ – совокупность, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также положениями Конституции РФ, в результате чего выражаются в федеральных законов и нормативно – правовых актов, федеральных органов исполнительной власти.

Целью миграционной политики является оптимизация миграционного движения населения, обеспечивающая соответствие трудовых ресурсов рабочим местам. Миграционная политика определяется государством на основе законодательства, учитывающего интересы общества и отдельных его членов. «Международная миграционная политика в отличие от внутренней применяет более жесткие требования к регулированию потоков мигрантов по объему, национальному и профессиональному составу. Международная миграционная политика осуществляется Международной организацией труда, региональными экономическими сообществами и другими организациями». [14]

Миграционная политика осуществляется государством в области миграции населения и трудовых ресурсов, а также международными организациями.

При реализации миграционной политики перед федеральными органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, а также общественными объединениями стоят следующие задачи:

В политической и государственно-правовой сфере:

выработка государственных мер, связанных с притоком мигрантов;

достижение согласия между государственными органами власти по вопросам регулирования миграционных процессов;

принятие федеральных законов и правовых актов РФ для ликвидации свободы передвижения, пребывание иностранных граждан без гражданства и использования иностранной рабочей силы;

согласование интересов государства при разработке и реализации миграционных программ, затрагивающих интересы мигрантов;

защита и обеспечение законных прав и интересов мигрантов.

В социально – экономической сфере:

регулирование ситуации на рынках труда, жилья и т.д.;

формирование федерального бюджета;

разработка и реализация региональных и межрегиональных программ;

развитие систем коммуникации в целях информирования;

содействие общественным организациям мигрантов.

в области внешней политики:

мирное разрешение этнополитических и региональных конфликтов;

присоединение к соглашениям о правах трудящихся – мигрантов;

упрощение приграничной торговли, бытовых или иных контактов;

полноправное развитие и обеспечение духовных связей с Россией;

реализация соглашений о защите национальных меньшинств.

В духовной сфере:

информирование населения о специфике психологии мигрантов;

распространение идей дружбы народов и чувства патриотизма;

распространение знаний об истории и культуре народов – мигрантов;

учет национальных обычаев, традиций и обрядов мигрантов.

Миграционная политика РФ основывается на следующих принципах:

согласования государственных интересов России и ее субъектов;

применения федеральных законов в области защиты прав мигрантов;

Направлениями государственной миграционной политики Российской Федерации являются: предупреждение, предотвращение и минимизация негативных последствий стимулированных миграционных потоков.

Важнейшим направлением предупреждения вынужденных миграций из-за пределов России и незаконной иммиграции является учет правового и социально-экономического положения соотечественников в установлении Россией двусторонних отношений с государствами нового зарубежья. [15]

Органы государственной власти Российской Федерации будут содействовать скорейшему заключению и практической реализации межгосударственных соглашений, регулирующих процессы переселения граждан, гарантирующих их права и обязанности органов государственной власти по содействию добровольному переселению. Нарушение прав и свобод человека и гражданина является важнейшей причиной возникновения потоков перемещенных лиц на территории России.

Читайте также:
Заметки из самостоятельного путешествия в Лаос

Органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать и принимать соответствующие законы и иные нормативные правовые акты с учетом разграничения предметов ведения в этой сфере, установленной Конституцией Российской Федерации и имеющихся международных обязательств России по защите прав национальных меньшинств.

В Российской Федерации есть регионы, нуждающиеся в определенных мерах государственной помощи для поддержания основ жизнедеятельности проживающего в них населения. Это относится к большинству регионов Крайнего Севера, прежде всего к тем населенным пунктам, в которых в результате действий государственных и негосударственных структур произошла невосполнимая ликвидация рабочих мест и сокращение учреждений социальной сферы.

Также они должны принимать все необходимые меры по совершенствованию законодательства о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, использовании иностранной рабочей силы. Особое внимание будет уделено разработке механизмов депортации лиц, незаконно находящихся на территории России.(16)

Федеральным органам власти необходимо осуществлять меры по контролю за целесообразностью привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий, борьбу с нелегальной трудовой миграцией и т.д.

Органы государственной власти Российской Федерации должны способствовать развитию взаимовыгодного миграционного обмена, в том числе и в области трудовой миграции, с приграничными государствами на основе действующего трудового законодательства Российской Федерации.

Субъекты РФ вправе регулировать социально-экономические миграции, исходя из складывающейся социально-экономической, экологической обстановки и иных обстоятельств в рамках федерального законодательства. В отдельных субъектах приняты законы и иные нормативные правовые акты, предоставляющие преференции выходцам из этих регионов, лицам, переселяющимся из северных регионов России, военнослужащим и т.д. В ряде субъектов приняты ограничительные меры, препятствующие притоку мигрантов из других субъектов Федерации и из-за ее пределов.

«Преференции или ограничения для отдельных категорий мигрантов должны быть законодательно оформлены и четко артикулированы в региональных миграционных программах, иных подзаконных актах и не могут противоречить федеральному законодательству». [17]

Органы государственной власти Российской Федерации стремятся к расширению возможностей субъектов РФ по самостоятельному регулированию миграционных процессов на их территории в пределах их компетенции, в том числе путем заключения соответствующих договоров и соглашений.

Основными направлениями государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

В области расширения возможностей переселения на постоянное жительство:

наличие квалифицированных специалистов;

разработка программ стимулирования миграции предпринимателей;

упрощение правил переселения в целях воссоединения семей;

обеспечение доступа иммигрантов к социальным, медицинским и образовательным услугам.

В области разработки дифференцированных механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы:

совершенствование механизма, привлечение иностранных работников;

введение программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции;

развитие программ сезонной миграции работников;

стимулирование иностранных работников;

упрощение правил въезда на территорию РФ иностранных граждан.

В области образовательной миграции в Российскую Федерацию:

создание условий поступления иностранных абитуриентов;

расширение базы студентов в российских ВУЗах;

разрешение иностранным студентам работать по специальности;

упрощение миграционного учета иностранных граждан;

экспорт российских образовательных программ.

В области выполнения обязательств в отношении мигрантов:

создание благоприятных условий для учебы, работы;

совершенствование системы предоставления убежища;

создание систем обмена информацией;

формирование взаимности между мигрантами и местным населением:

развитие межкультурного общения;

создание условий для адаптации временных мигрантов;

реформирование институтов социализации детей мигрантов;

содействие распространению русского языка и русской культуры;

В области противодействия незаконной миграции:

закрепление понятия «иммиграционный контроль»;

противодействие организации незаконной миграции [3].

Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 03.07.2021 2021-07-03

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Пайрамова, И. В. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в сфере миграции / И. В. Пайрамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 209-212. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83067/ (дата обращения: 31.01.2022).

В статье анализируются взгляды ученых на процесс миграции с точки зрения юриспруденции, и рассматривается специфика государственного управления в данной области

Ключевые слова: миграция населениz, федеральные органы исполнительной власти

Миграция населения — процесс довольно таки сложный и многогранный: его можно рассматривать с позиции демографии, социологии, экономики, истории, психологии, юриспруденции и т. д. Миграцией населения называется перемещение ледюй из одного региона (города, страны) в иной по какой-либо причине [2, с. 5]. Термин «миграция» повзаимствован из латинского языка и обозначает «переселение». Он может употребляться как в широком (понимается как совокупность различных перемещений людей в пространстве) и в узком смысле (комплекс передвижения индивидов, который характеризует их смену места жительства на сравнительно длительный период).

Под «миграцией населения» в юридической науке чаще всего понимается «перемещение населения из одного региона страны в другой (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная, трансграничная миграция)» [1, с. 6]. Современными исследователями миграция населения анализируется как социальное, естественное и исторически вызванное перемещение. Так, А. В. Дмитриев под «миграцией» понимает «определенный тип перемещения людей, который завершается сменой места жительства» [3]. Рассматривая миграцию как территориальное перемещение, С. Л. Тихвинский определяет, что данный процесс представляет собой «разноаспектное явление», которое «постоянно интенсифицируется в результате расширения коммуникативных процессов» [11, с. 8], а А. В. Пятигорский добавляет, что миграция есть «перемещение, являющееся историческим событием» [7, с. 12].

А. В. Семенова считает, что миграция — это «совокупность массовых перемещений как отдельных физических лиц (граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства), так и различных социальных групп, обусловленных социально экономическими и политическими проблемами, возникающими на определенной территории, как ограниченными, так и неограниченными продолжительностью места пребывания и жительства, их соотношением с другими правовыми категориями, например социальное медицинское обслуживание и т. д., а также видами перемещений физических лиц и их основных групп» [9, с. 5]. При этом цитируемый автор подчеркивает, что в данном процессе участвуют не только иностранные граждане, но и граждане России. Отсюда следует вывод, что миграция происходит не только на межгосударственном уровне, но и на внутригосударственном.

Читайте также:
Отдых в Алании в 2022 году: куда поехать

Согласно суждению автора, политика Российской Федерации в области контроля и управления миграционными процессами остается до конца несформированной.

А. В. Семеновой также было рассмотрена специфика государственного управления в области миграции. На основе анализа нормативно правовых актов в рассматриваемой области, ученый приходит к выводу, что законодательство не дает конкретного определения функций органов исполнительной власти. По мнению автора, «государственная деятельность в сфере миграции — это опосредованный правом объем полномочий соответствующих органов исполнительной власти Российской Федерации, а также органов исполнительной власти субъектов Федерации по контролю за пребыванием на территории государства мигрантов в целях восполнения и воспроизводства общества» [10, с. 32]. Государственная миграционная политика осуществляется как необходимая, независимая объективно обусловленная деятельность.

В своих трудах ученый выделил 3 составляющих миграционной функции органов исполнительной власти:

1) миграционный учет;

2) государственный контроль и надзор в сфере миграционных прав и свобод;

3) трудовая миграция, представляющая собой самостоятельный объект миграционной деятельности государства.

Миграционная функция проявляется в контроле за соответствием условиям норм законодательства Российской Федерации о миграции, рациональности и защищенности миграционных потоков, состоящих не только из отдельных лиц, но и социальных групп.

Помимо А. В. Семеновой, делали попытки дать определение термину «миграция» и другие ученые-правоведы. Но определения некоторых являются дискуссионными. К примеру, Н. И. Орешина в своих трудах миграцию определяет как «совокупность различных по цели и срокам территориальных перемещений. сопровождающихся получением… правового статуса мигранта и его реализации через административные правовые отношения» [6, 69]. Данный подход акцентирует внимание на регулировании миграционных процессов административным законодательством. Однако, такое определение противоречит правовой природе анализируемого социального процесса, так как данное явление наступает не при получении статуса, а при конкретном перемещении иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию определенной страны и регулируется нормами всех отраслей права (конституционного, административного, уголовного, трудового и т. д.).

Сущность миграционного процесса, на которую ориентирована регулятивно-управленческая функция государства, касается каждого человека, который законно находится на территории Российской Федерации, и его прав на выбор места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, свободу передвижения, на свободный выезд из страны (для российских граждан — на беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию). По мнению Т. Я. Хабриевой, Федеративная реформа в области миграции в России не завершена. В нормативно-правовых актах, касающихся данной сферы, не представлен нужный объем полномочий каждого уровня власти.

Т. Я. Хабриева выделяет следующие положения, которые должен определить законодатель в рассматриваемой сфере:

1) вопросы, согласно которым на федеральном уровне обуславливается не только особенности полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, но и определенный объем их осуществления, а также главные процедуры деятельности по их осуществлению. Автор поясняет, что за субъектом РФ закрепляются только исполнительные полномочия. В соответствии со сказанным, финансовое обеспечение осуществления данных полномочий поручается федеральному центру и реализуется с помощью предоставляемых субъектам РФ целевых субсидий. Это могли бы быть полномочия по обеспечению мигрантов государственными гарантиями в области образования и здравоохранения;

2) вопросы общегосударственной значимости, требующие прямого и детального регулирования федеральным законом и в некоторых случаях законами субъектов РФ. По данному классу полномочий Федерацией помимо регулирования осуществляется и исполнение нормативных предписаний. В более полном законодательном регулировании на федеральном уровне нуждаются права мигрантов, чтобы на практике более эффективно обеспечить реализацию миграционной политики на всей территории государства, а также установить общие принципы регламентации в данной сфере, гарантировать систему соответствующей охраны мигрантов от дискриминации по имущественному положению, расовым, национальным, религиозным, половым признакам;

3) вопросы, требующие установления лишь их принадлежности органам государственной власти субъектов РФ на федеральном уровне и наиболее общих принципов реализации полномочий. Существенный объем полномочий, как исполнительно-распорядительных, так и регулятивных должен осуществляться субъектами РФ за счет их бюджетов. Вместе с тем, за субъектами должно закрепляться право самостоятельного определения объема финансов данных полномочий.

Также Т. Я. Хабриева в своих трудах анализирует роль и функции федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции [12, с. 90]. Так как главным органом исполнительной власти является Правительство, автор начинает анализ с рассмотрения компетенций данного органа в сфере миграции. По мнению ученого, в обязанности Правительства РФ, с целью реализации общей государственной миграционной политики входит: обеспечение согласованной связи федеральных органов исполнительной власти по регулированию миграционных процессов; установление приоритетов в вопросах внешней и внутренней миграции населения с учетом перемен в развитии данных процессов в России и в других странах; утверждение федеральных целевых программ, концепции регулирования миграционных процессов; заключение межправительственных соглашений по миграционным вопросам; заслушивание представителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о работе по выполнению данными органами порученных им обязательств.

Автором была предложена классификация полномочий Правительства РФ в сфере управления миграционными отношениями по следующим направлениям:

— обеспечение контроля над миграционными процессами, протекающими в Российской Федерации;

— предоставление помощи в вопросе добровольного переезда в Российскую Федерацию соотечественников, живущих за рубежом;

— формирование механизма расселения иммигрантов по территории государства отталкиваясь от интересов социально-экономического развития регионов страны, с учетом запросов трудовых рынков регионов и их демографической ситуации;

— прагматизация внутренних миграционных процессов, а также содействие результативному применению трудовых ресурсов;

— интегрирование беженцев и вынужденных мигрантов в РФ, реализация их прав и свобод;

— вовлечение иммигрантов в трудовую деятельность для обеспечения экономики как страны в целом, так и отдельных регионов трудовыми ресурсами;

— формирование условий для добровольного возвращения российских граждан, временно проживающих в других странах;

— обеспечение эвакуации российских граждан из зарубежных государств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и др.

Помимо Правительства РФ, Т. Я. Хабриева выделяет и другие органы исполнительной власти, участвующие в обеспечении миграционной политики Российской Федерации, и делит их на 2 группы:

Читайте также:
Отдых в Алании в 2022 году: куда поехать

1) Министерство внутренних дел РФ, Министерство иностранных дел РФ, Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ — для данных органов реализация миграционной политики является непосредственной задачей;

2) Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство регионального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство морского и речного транспорта — она тесно связана с их основной компетенцией.

Из вышеперечисленных органов исполнительной власти, Т. Я. Хабриева выделяет как основной Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ (ГУВМ МВД России). В своих трудах ученый-правовед указывает на необходимость разграничений полномочия между данным органом и другими органами публичной власти в анализируемой области. В идее, выдвинутой В. А. Лянным, определение «федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции» обоснованно нужно зафиксировать за ГУВМ МВД России, так как данное управление владеет специальными полномочиями в формировании и осуществлении государственной миграционной политики.

В. А. Лянной в своих работах подчеркивает, что в настоящее время миграционное законодательство Российской Федерации представляет собой достаточно сложную, многогранную, высокомобильную систему. Это связано, во-первых, с необходимостью оперативно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в миграционной сфере, непрерывным поиском более адекватных правовых решений, попыткой адаптировать миграционное законодательство к потребностям бизнеса и т. д. Во-вторых, его межотраслевой характер (он включает нормы административного, жилищного, семейного, налогового, трудового и других отраслей права). В-третьих, добавление самостоятельных правовых актов, непосредственно влияющих на регулирование миграционных процессов, большого количества нормативных правовых актов различного уровня подведомственности. Как следствие, очень сложно понять законодательство в сфере миграции в целом по структуре и вероятность его комментирования для практического использования [5].

В целом, если оценивать правовые акты, регулирующие рассматриваемое явление в Российской Федерации с точки зрения их юридической силы, то можно сделать вывод, что подавляющее большинство имеют характер подзаконных актов, регламентирующих и уточняющих порядок деятельности юридических лиц (государственных органов, иностранных граждан и лиц без гражданства, работодателей и др.). Такая ситуация создает существенные проблемы для их практического применения в связи со сложностью системы итоговых правовых норм, сущность которых определяется большим количеством самостоятельных нормативных правовых актов.

В результате большинство субъектов миграционных отношений не понимают законодательства в этой сфере, а его практическое применение вызывает определенные трудности.

В. А. Лянной приходит к выводу, что действующее законодательство Российской Федерации не обеспечивает необходимой правовой базы для эффективного регулирования отношений в миграционной сфере. Поэтому необходимо внести дополнения и изменения в ряд правовых актов Российской Федерации.

В последнее время ученые и правоведы все чаще в своих исследованиях поднимают вопросы об определении сути миграции и ее потоков, а также трудности выделения миграционного законодательства в самостоятельную отрасль права. В то время как проблемы развития структуры компетентных органов исполнительной власти, разделения и соотнесения полномочий среди субъектов миграционной деятельности все еще остается недостаточно изученным.

Так, В. А. Коробеевым была предложена следующая классификация миграционных органов исполнительной власти [8, с. 21]:

1) органы общей компетенции (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание РФ, Правительство России);

2) органы специальной компетенции, которые в свою очередь делятся на две группы:

а) органы, напрямую исполняющие функции по осуществлению миграционной политики (Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ);

б) органы в сфере миграции, осуществляющие отдельные полномочия (Министерство иностранных дел, Министерство юстиции, Министерство образования и науки, Министерство обороны, Министерство труда и социальной защиты, Федеральная служба безопасности России и др.)

Также, отталкиваясь от отмеченных направлений деятельности уполномоченных органов и в связи со степенью их роли в реализации поставленных задач в области миграции, ученый-правовед А. Н. Сандугей в собственных трудах разделяет федеральные органы исполнительной власти РФ по следующим критериям [8, с. 133]:

  1. По иерархии в миграционной системе: головной (Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ), ведущий (Администрация Президента Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации), вспомогательный (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации), Обеспечение (Министерство юстиции Российской Федерации и другие);
  2. Степень воздействия на управляемые объекты миграционной сферы: прямое воздействие (например, пограничные органы ФСБ России); косвенное, через свое воздействие (например, Федеральная служба исполнения наказаний); содействие миграционной деятельности (например, Министерство образования и науки России).

Так, в представленных классификациях ученые ранжируют компетентные органы по степени их непосредственного осуществления миграционных функций в зависимости от компетенции, закрепленной Конституцией России и федеральными законами, а также от количества закрепленных за ними полномочий. В то же время эти классификации имеют сходные позиции, которые проявляются в выделении МВД России и Федеральной миграционной службы в качестве органов специальной компетенции, в обобщении высших государственных органов на группу «общей компетенции», в наделении конкретных министерств и федеральных служб отдельными («головными») полномочиями, а также в дифференциации по иерархии в миграционной системе.

  1. Андриченко, Л. В. Миграционное законодательство в системе российского законодательста // Журнал российского права.– 2018.– № 3.– С. 5–16.
  2. Бутов В. И. Демография. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2003. — 592 с.
  3. Дмитриев А. В. Миграция. Конфликтное измерение: монография. М.: Альфа-М, 2007. С. 20
  4. Коробеев В. А. Конституционно-правовые основы миграционной политики: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2008. С. 21
  5. Лянной В. А. Правовые и организационные основы деятельности правоохранительных органов государств-членов Европейского Союза по противодействию нелегальной миграции: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. С. 12.
  6. Орешина Н. И. Административно-правовое регулирование противодействия незаконной миграции в зарубежных странах: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 53, 67–89.
  7. Пятигорский А. В. Миграция. Диффузия. Антропоток // Государство и антропоток. М., 2004. С. 12.
  8. Сандугей А. Н. Проблемы формирования и реализации миграционной политики в Российской Федерации: монография. М., 2008. С. 133–134.
  9. Семенова А. В. Государственное управление в сфере реализации миграционной политики Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С.5
  10. Семенова, А. В. Современное состояние миграционных процессов в России // Вестник Поволжского института управления. — 2007.– № 8.– С. 30–36.
  11. Тихвинский С. Л. ХХ век. Взгляд с близкого расстояния: монография. М., 2004. С. 8–10.
  12. Хабриева Т. Я. Избранные труды: в 10 т. Т. 4: монографии. Содерж.: Миграционное право России: теория и практика. — М., 2018–352 с.
Читайте также:
Фотографии Кижи

Реализация миграционной политики Российской Федерации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Миграционная политика – это часть политики страны, представляющая собой систему целей, задач, принципов, стратегий, планов и мероприятий, направленных на урегулирование миграционных процессов: процедуры въезда и выезда с государственной территории лиц без гражданства или с иностранным гражданством, порядка пребывания таких лиц на территории страны, а также порядок их трудоустройства и занятости.

Проблемы реализации миграционной политики Российской Федерации

На территорию Российской Федерации традиционно прибывает значительное число граждан из государств, которые ранее входили в состав Советского Союза. Указанное обусловлено разнообразными причинами, в том числе исторической общностью этих территорий, характером и объемом хозяйственных и экономических связей между ними.

Современный опыт миграционного управления, как в России, так и в зарубежных государствах, позволяет констатировать, что использование миграционной политики как инструмента манипулирования общественным мнением от чрезмерной либерализации до чрезмерного ужесточения нельзя признать эффективным.

По данным органов внутренних дел, ведающих вопросами миграции в России, число регистрирующихся лиц без гражданства или с иностранным гражданством ежегодно растет; фактически современное российское общество уже не способно обеспечить собственные интересы без постоянного притока мигрантов.

Здесь важно понимать, миграционные притоки лиц без гражданства или с иностранным гражданством важны для современного государства, они связаны с такими позитивными последствиями:

  • прежде всего, обеспечивается прирост населения, в том числе молодежи. Возрастной состав многих развитых и развивающихся государств сегодня демонстрирует тенденцию старения населения. Указанное в полной мере распространяется и на Россию, то есть фактически сокращается число лиц трудоспособного возраста. Одним из направлений преодоления названной проблемы является привлечение лиц трудоспособного возраста из других государств. Когда прибывающие на территорию государства мигранты – это лица среднего возраста, которые прибывают для получения работы, создают семьи, у них рождаются дети, то результатом их прибытия становится увеличение численности населения;
  • значительное число лиц, прибывающих из зарубежных государств, прибывают в качестве трудовых мигрантов: когда такие мигранты высококвалифицированные специалисты, а не лица, согласные на осуществление низкоквалифицированной работы, их прибытие поддерживает экономику и др.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на значительное число мигрантов, ежегодно прибывающих в Россию, по прогнозам службы статистики население страны сокращается и будет сокращаться дальше. В части миграционных процессов это значит, что среди лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, основную долю составляют нелегалы и трудовые мигранты, которые, заработав необходимый объем денежных средств, возвращаются в государство, что фактически не влияет на демографические показатели в стране.

Мигранты в Россию прибывают из стран, в которых наличествует сложная экономическая, политическая или санитарно-эпидемиологическая ситуация, что является предпосылками для нелегального пребывания на территории России, развития и утверждение в среде мигрантов криминогенных факторов и пр.

Указанное обуславливает необходимость привлечения в страну в качестве трудовых мигрантов высококвалифицированных специалистов и организации борьбы с распространением незаконных процедур привлечения мигрантов на территорию страны.

Содержание и основные направления реализации миграционной политики Российской Федерации

Содержание миграционной политики определяется теми целями и задачами, которые государство ставит перед собой в области управления миграционными потоками на соответствующем этапе исторического развития.

Впервые вопросы разработки и реализации миграционной политики были поставлены в России еще в девяностых годах, после распада Советского государства. В качестве основного акта нормативно-правового регулирования миграционных процессов на тот момент действовал указ главы государства, закрепляющий федеральную миграционную программу.

В качестве основных целей и задач программа называла:

  • упорядочение миграционных потоков;
  • ликвидацию отрицательных последствий стихийной миграции;
  • формирование нормальной среды для осуществления мигрантами своих прав и обеспечения гуманного отношения к ним.

В 2012 г. главой государства была утверждена концепция политической деятельности в области миграции до 2025 г. Концепция государственной миграционной политики в стране предусматривает в качестве основных целей реализации миграционной политики следующие:

  • соблюдение требований национальной безопасности, обеспечение защищенности и благосостояния населения страны;
  • стабилизация численности населения страны и увеличение ее;
  • обеспечение адекватных нужд экономики в рабочей силе.

Основные направления реализации миграционной политики в соответствии с концепцией остаются в целом прежними. На повестку дня ставятся вопросы:

  • привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, которые бы смогли обеспечить инновационное прогрессивное развитие экономики;
  • привлечение лиц с иностранным гражданством или без гражданства на территорию страны на постоянной основе для увеличения численности населения.

Реализация первого названного направления миграционной политики требует формирования на территории страны среды привлекательной с точки зрения инфраструктуры, финансов, поддержки государства для высококвалифицированных иностранных специалистов. Другими словами, Россия должна составлять конкуренцию другим странам в борьбе за наиболее ценные трудовые ресурсы.

При этом и на сегодняшний момент Россия остается малопривлекательной страной для высококвалифицированных трудовых ресурсов; в основном сюда прибывают лица из стран СНГ, при этом необходимо отметить, что молодое поколение эмигрантов в отличие от их предшественников не имеет необходимого уровня образования, плохо владеет русским языком, имеет недостаточные навыки и умения профессиональной подготовки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: