Европейский союз объявил о безроуминговом пространстве

Переломный год для внешней политики Европейского союза

ЕС хочет стать глобальным игроком наравне с основными центрами силы

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор политических наук

На министерской встрече во французском Бресте обсуждалась роль ЕС в обеспечении европейской безопасности. Фото Reuters

Европейский союз вступил в 2022-й более уверенным и подготовленным, чем год назад. Хотя еще далеко до полной победы над пандемией, она уже не внушает того ужаса, который Европа и весь мир испытали с ее началом. Коронавирус продолжает порождать все новые штаммы, но появились перспективные вакцины и лекарства. В настоящее время в ЕС вакцинировано от коронавируса 77% взрослого населения (66% от числа всех жителей), и теперь перед руководством Евросоюза остается задача дальнейшей вакцинации населения для получения коллективного иммунитета.

Общая борьба в ЕС с пандемией стимулировала расширение интеграции на те сферы, которые традиционно находились в национальной компетенции, – здравоохранение, биомедицинские исследования, энергоснабжение. Запуск программы по восстановлению экономики ЕС Next Generation EU дал положительный импульс рынкам. По мнению некоторых европейских экспертов, перспективы экономического роста на 2022 год для еврозоны выглядят даже лучше, чем они были до COVID-19, хотя со стороны Еврокомиссии (ЕК) слышатся предупреждения против излишнего оптимизма.

Среди положительных результатов, с которыми Евросоюз вошел в 2022 год, отмечается усиление позиции ЕК, взявшей на себя помимо программы восстановления экономики руководство «зеленой сделкой», цифровизацией экономики и социальной устойчивостью. Однако истинной проверкой на прочность стратегии ЕК, как и всего руководства ЕС, будут президентские выборы во Франции и Словении, а также парламентские выборы в Венгрии, в которых сойдутся в схватке за власть еврооптимисты-либералы и евроскептики-популисты.

Особую важность эта борьба приобретает во Франции, поскольку от ее исхода будет зависеть будущее не только страны, но и франко-германского тандема, главного мотора европейской интеграции, а значит, и всего Евросоюза. Конечно, в слаженной работе тандема не менее важна роль и второго участника – коалиционного правительства Олафа Шольца, в котором наметились разногласия вокруг «Северного потока – 2» и отношений с Москвой. В целом проевропейский курс нового правительства ФРГ внушает оптимизм руководству ЕС, которому придется решать в 2022 году важнейшие внутренние и внешние проблемы.

К внутренним проблемам ЕС прежде всего относится кризис в отношениях с Польшей, которая отказывается признавать верховенство европейского законодательства над национальным. Не решены проблемы и в отношениях с Великобританией вокруг протокола по Северной Ирландии и разногласий по вопросу рыболовного промысла возле острова Джерси в Ла-Манше.

Однако самыми серьезными вызовами ЕС остаются внешние проблемы. Рост международной напряженности вокруг Украины, продолжающийся миграционный кризис, региональные конфликты вблизи границ ЕС в контексте сохраняющихся противоречий с КНР, США и Россией поставили перед Брюсселем задачу ускоренного движения к стратегической самостоятельности. Повышение роли в международных делах останется главной задачей для ЕС на ближайшее будущее. Как сказал председатель Европейского совета Шарль Мишель, «чтобы стать более эффективным и активным на международной арене, Евросоюзу необходимо расширить свои возможности действовать автономно как экономическая сила – через наш единый рынок, стандарты (климат, энергетика, цифровая, промышленная политика), а также в сфере безопасности и обороны ЕС».

Ожидается, что 2022-й станет годом европейской обороны. В первой половине года под председательством Франции должен быть принят «Стратегический компас» – первая конкретная военно-политическая стратегия ЕС. В этом документе будут определены угрозы европейской безопасности, возможности ЕС в отражении этих угроз и проецировании влияния Европы как регионального и глобального игрока. Кроме того, руководство ЕС планирует разработать совместно с НАТО новую политическую декларацию к июню – саммиту Североатлантического альянса в Мадриде.

Представляется, что достижение амбициозных целей Брюсселя в меняющемся международном контексте потребует четкого определения внешнеполитических приоритетов, прежде всего в отношениях ЕС с Китаем и США. В последние годы в подходе Евросоюза к Китаю главную роль играли экономические факторы и интересы отдельных государств-членов. Руководство ЕС нередко обвиняли в том, что оно пытается усидеть на двух стульях – добиваясь прочных экономических отношений с Пекином и в то же время признавая, что китайское правительство является нарушителем прав человека и системным соперником. Массовое нарушение прав человека в Синьцзяне и агрессивная экономическая экспансия Китая побудили ЕС пересмотреть свой подход к этой стране. В мае 2021 года депутаты Европарламента большинством голосов утвердили резолюцию, которая фактически замораживает подготовку и ратификацию нового инвестиционного соглашения ЕС с Китаем. Ожидается, что в текущем году Евросоюз будет сосредоточен на претворении в жизнь последовательной стратегии на китайском направлении, которая предусматривает ряд политических мер, нацеленных на противодействие Китаю, независимо от того, что это может означать для его инвестиций в Европе.

Соперничество США и Китая еще больше осложняет отношения ЕС с обоими партнерами. США требуют от ЕС ужесточения отношений с Китаем и настаивают на поддержке европейцев в бойкоте зимних Олимпийских игр в Пекине. Вместе с тем, по мнению европейских экспертов, США делают все возможное, чтобы сохранить китайский рынок открытым для американских предприятий. Это вызывает опасения Брюсселя относительно того, что именно европейские компании будут расплачиваться за ужесточение позиции Брюсселя.

Читайте также:
Фото Зальцбурга

Если говорить об отношениях ЕС с США, то европейские политики, с одобрением встретив победу Джозефа Байдена над Дональдом Трампом, тем не менее не строили иллюзий относительно возвращения Европы на первое место в ряду внешнеполитических приоритетов Вашингтона. Байден еще больше укрепил курс США на Азию, прежде всего на противодействие влиянию Китая. В этих целях 15 сентября 2021 года был создан трехсторонний альянс в области безопасности с Австралией и Британией (AUKUS). По мнению экспертов, это должно вдохнуть и новую жизнь в Четырехсторонний диалог по безопасности (QUAD) между Вашингтоном, Канберрой, Дели и Токио, созданный в 2007-м. Несомненно, Индо-Тихоокеанский регион приобретает для США особое значение. Как таковой новый альянс не является результатом каких-либо разногласий между США и Европой, как и не ставит под сомнение обязательства США перед европейскими союзниками в сфере безопасности. Отмена контракта о поставках в Австралию 12 французских подводных лодок без каких-либо консультаций между Парижем и Канберрой, а также Лондоном и Вашингтоном выглядит как чисто техническая проблема. Тем не менее это событие, по оценкам европейских дипломатов, вызывало вопросы относительно того, что это значит в принципе быть союзником США. Сильный удар по партнерству Европы и США произошел в середине августа, когда европейцы осознали и почувствовали на себе все последствия скоропалительного вывода войск из Афганистана.

В отличие от своего предшественника Байден никогда не допустит уничижительных высказываний в адрес Евросоюза. Однако для него Европа – это прежде всего европейские союзники по НАТО, а ЕС имеет сугубо экономическое прикладное значение как торговый партнер и конкурент. Не случайно руководство ЕС болезненно отреагировало на запланированные переговоры по европейской безопасности между Россией и США/НАТО без своего участия. «Европейская безопасность – это наша безопасность. Это о нас», – сказал глава внешнеполитического ведомства ЕС Жозеп Боррель в преддверии январских переговоров России с США и НАТО. Встречи министров иностранных дел и обороны стран ЕС в Бресте 13–14 января при участии Борреля и генсека НАТО Йенса Столтенберга были призваны подтвердить роль ЕС в обеспечении европейской безопасности.

Одной из главных тем в Бресте стал вопрос об отношениях ЕС с Россией в контексте растущей напряженности вокруг Украины. Боррель представил 10 принципов об основах европейской безопасности, которые адресованы России. Выдвигаемые ЕС условия для взаимодействия с Россией – пять принципов Федерики Могерини, три принципа Борреля и, наконец, его же 10 принципов – не находят отклика в Кремле и создают впечатление директив для внутреннего потребления. Боррелевский деколог заслуживает отдельного анализа, однако и при беглом чтении возникает немало вопросов, причем при полном абстрагировании от идеологических преференций. Если руководство ЕС против «попыток России создать свои сферы влияния в Европе» и подчеркивает, что Ялта-2 неприемлема в современном мире, то как следует относиться к расширению сферы влияния НАТО? Если руководство ЕС подтверждает приверженность Хельсинкским принципам и Парижской хартии, то, как быть с нарушением этих принципов бомбардировками НАТО бывшей Югославии, а затем односторонним признанием Косово? И почему при всей заинтересованности ЕС в деэскалации сегодняшней ситуации «перезапуск работы по разоружению и контролю над вооружениями» поставлен на девятое место? История не знает сослагательного наклонения, но политика его знает. Без объективного анализа Западом прошлых ошибок все призывы к «требовательному диалогу с Россией» обречены на провал.

Европейский политический истеблишмент ожидает, что 2022 год может стать переломным для внешней политики Евросоюза. Представляется, что ключ к этому лежит прежде всего на российском направлении. Новый непредвзятый подход Европейского союза к нашему недавнему прошлому, основанный на общем императиве предотвращения большой войны в Европе, может стать переломным моментом в обретении ЕС полноценной роли в международных делах.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Европарламент объявил ЕС “зоной свободы ЛГБТ”, Эстония не осталась в стороне

Большинством голосов депутаты Европарламента объявили ЕС “пространством свободы для ЛГБТ”, представителям Эстонии тоже пришлось сделать свой выбор по данному вопросу.

ТАЛЛИН, 12 мар – Sputnik Meedia. Пространством свободы для LGBTIQ* объявили территорию Европейского Союза депутаты Европарламента. Решение об этом, по сообщению парламентской пресс-службы, было принято 11 марта большинством голосов.

За превращение ЕС в зону свободы ЛГБТ проголосовали 492 евродепутата, против – 141, в основном националисты, консерваторы и традиционалисты. 46 европарламентариев предпочли воздержаться от голосования по данному вопросу.

“Быть ​​собой – это не идеология. Это ваша идентичность. Никто и никогда не сможет этого отнять”, – заявила по поводу принятого евродепутатами ЛГБТ-постановления глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Being yourself is not an ideology. It’s your identity. No one can ever take it away.

— Ursula von der Leyen (@vonderleyen) March 10, 2021

Читайте также:
Япония - оформление визы для жителей Российской Федерации

​Комиссар ЕС по вопросам равенства Элена Далли также поддержала решение Европарламента. “Европейский Союз должен быть пространством свободы для всех нас без исключения”, – сообщила она.

Европейские ЛГБТ-сообщества уже поприветствовали постановление Европарламента, однако потребовали “более конкретных шагов” в этом направлении.

За чьи “грехи”

Поводом к принятию такого постановления стало недавнее решение почти ста польских и венгерских муниципалитетов объявить себя зоной, свободной от идеологии ЛГБТ, что означало отказ городских властей финансировать за счет налогоплательщиков деятельность сексуальных меньшинств.

В ответ на это Еврокомиссия лишила своего финансирования проекты свободных от идеологии ЛГБТ муниципалитетов Польши и Венгрии. Однако такой меры Брюсселю показалось недостаточно, что и повлекло объявление всей территории ЕС “пространством свободы для ЛГБТ”.

Евродепутаты призвали Европейскую комиссию активнее бороться с противниками идеологии ЛГБТ, используя против них все имеющиеся способы, в том числе статью 7 Договора о ЕС, а также недавно принятые правила о защите бюджета Евросоюза.

Как голосовали депутаты от Эстонии

За объявление территории ЕС “пространством свободы для ЛГБТ” проголосовали пять из семи евродепутатов от Эстонии: Яна Тоом от Центристской партии, Марина Кальюранд и Свен Миксер от Социал-демократической партии, а также Урмас Паэт и Андрус Ансип от Партии реформ.

Против проголосовал Яак Мадисон, представляющий Эстонскую консервативную народную партию (EKRE), а бывший командующий Силами обороны Эстонии генерал Рихо Террас из партии Isamaa (“Отечество”) не захотел определиться по данному вопросу и предпочел вообще воздержаться от голосования.

“В Европарламенте много говорят о якобы имеющих место фактах дискриминации представителей ЛГБТ. Я не понимаю – о чем идет речь, где это происходит? У нас что, где-то наказывают или сажают в тюрьму за гомосексуализм? Нет, никого не волнует вопрос о том, кто с кем спит”, – заявил Мадисон по поводу итогов голосования.

По его мнению, в данном случае речь идет об усилении пропаганды ЛГБТ и увеличении ее государственного финансирования, в том числе и с целью издания специальных детских книг, посвященных этой тематике. На эти цели, по его данным, Брюссель уже выделил около полумиллиона евро.

“Держите ухо востро, ибо никогда заранее не знаешь, каких еще безумств можно ожидать от Евросоюза и эстонского правительства”, – призвал он своих избирателей.

В самой Эстонии государство и муниципалитеты уже давно финансируют деятельность ЛГБТ-сообществ. В Таллине, к примеру, эстонские власти финансово поддержали проведение нескольких гей-парадов, а городские управы Раквере и Пярну – проведение ЛГБТ-кинофестивалей на своей территории.

Традиционалистские и националистические круги неоднократно критиковали Министерство социальных дел Эстонии за регулярное выделение средств организациям сексуальных меньшинств, активно пропагандирующим свой образ жизни.

* Англоязычная аббревиатура LGBTIQ используется для обозначения гомосексуалистов (лесбиянок и геев), бисексуалов, трансгендеров, “интерсекс-людей” и извращенцев (Queer).

Приложение I. Концепция общего европейского экономического пространства (ОЕЭП)

Принято в Риме 6 ноября 2003 года

1. На саммите Россия–ЕС в октябре 2001 года Стороны договорились о создании совместной Группы высокого уровня (ГВУ) для разработки концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП). В марте 2002 г. Совет сотрудничества в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве выдал ГВУ мандат на разработку к октябрю 2003 г. концепции более тесных экономических отношений между Россией и ЕС. Сопредседателями ГВУ были назначены Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.Б.Христенко и Комиссар ЕС К.Паттен.

2. За период с мая 2001 г. состоялось пять заседаний ГВУ с целью разработки концепции. В соответствии со своим мандатом ГВУ оценила возможный эффект от более тесной экономической интеграции и сближения законодательства и рассмотрела направления дальнейшей работы. Она также определила средства и механизмы для достижения общих целей.

3. На своей второй встрече в марте 2002 г. ГВУ приняла рабочий план на 2002–2003 гг., одной из задач которого была оценка потенциального эффекта от создания ОЕЭП. Стороны заказали проведение серии экспертных исследований по оценке эффекта от создания ОЕЭП как на экономику в целом, так и на ряд ее отдельных секторов, с особенным акцентом на оценку последствий сближения в области регулирования и устранения тарифных и нетарифных барьеров для торговли и инвестиций. В своем докладе саммиту Россия–ЕС в ноябре 2002 г. ГВУ с удовлетворением отметила, что предварительные выводы этих экспертных исследований оказались положительными.

4. На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. ЕС и Россия вновь заявили о своем намерении укрепить сотрудничество по ряду направлений, что предполагает встраивание проекта ОЕЭП в более широкий контекст четырех Общих пространств (экономическое пространство; пространство свободы, безопасности и правосудия; пространство общей внешней безопасности; пространство науки, исследований, образования и культуры), которые должны быть созданы в долгосрочной перспективе.

5. При разработке концепции ОЕЭП Стороны учитывали существующий уровень сотрудничества в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и продолжающиеся переговоры о присоединении России к ВТО. Без ущерба для исхода этих переговоров ГВУ исходила из необходимости обеспечения совместимости концепции ОЕЭП и предстоящего присоединения России к ВТО. ГВУ также учитывала проводимые в России экономические реформы, также как и развитие Внутреннего рынка ЕС.

Читайте также:
Топ лучших стран для посещения в сентябре в 2022 году

6. Представляемая концепция ОЕЭП определяет стратегические цели ОЕЭП, достижение которых должно осуществляться поэтапно. Она обозначает основные элементы и базовые составляющие ОЕЭП, пути и средства их достижения. Настоящая концепция определяет ряд руководящих принципов работы по достижению краткосрочных целей ОЕЭП, в то время как более конкретные задачи на перспективу должны быть обсуждены и поставлены на более позднем этапе.

7. Россия и ЕС близко расположены друг к другу географически, обладают взаимодополняющими экономическими структурами и ресурсами, а также существенным взаимным интересом в дальнейшей экономической интеграции. Исходя из этих предпосылок, существует серьезный потенциал для роста взаимной торговли и инвестиций, превышающего существующие темпы и уровень. Реализация этого потенциала обеспечит сбалансированное и устойчивое экономическое развитие и стабильность в ЕС и России, а также создание конкурентоспособных и динамичных экономик обеих сторон.

8. Существующий потенциал используется не в полной мере. Таким образом, существует очевидная необходимость сближения России и ЕС и придания экономическому взаимодействию большей динамичности путем установления стабильного и предсказуемого торгового режима, основанного на общих, гармонизированных или совместимых правилах. Это отвечало бы как нашей географической близости, так и существующему уровню сотрудничества во многих областях. Экспертные исследования по оценке экономического эффекта, проведенные независимо обеими Сторонами, четко продемонстрировали положительные последствия создания ОЕЭП и в то же время выявили слабые места нашего сотрудничества в отдельных областях, которые должны быть устранены в ходе дальнейшей работы над ОЕЭП.

9. Предстоящее расширение ЕС приведет к увеличению протяженности общих границ и росту общих интересов России и ЕС и, таким образом, придаст новый импульс углублению сотрудничества. ЕС является основным внешнеторговым партнером России, и его роль еще более возрастет в результате расширения. Более тесная интеграция приведет к усилению взаимной зависимости России и ЕС в экономике и общественной жизни. ОЕЭП отражает эту новую ситуацию и станет важным инструментом повышения эффективности дальнейших усилий, направленных на сближение России и ЕС.

10. Экономическая интеграция между двумя партнерами не является самоцелью: ее усиление послужит росту благосостояния обеих Сторон, повышению уровня жизни, стандартов охраны здоровья людей и окружающей среды и в итоге позволит укрепить политическую стабильность в регионе и во всем мире.

11. Создание ОЕЭП отвечает этим задачам. Оно внесет вклад в достижение указанных целей, обязывая в среднесрочной перспективе обе стороны тесно взаимодействовать в рамках хорошо структурированного процесса с целью раскрытия выявленного потенциала. Высокий уровень сближения в области законодательства и правил регулирования, а также облегчение торговли и инвестиций принесут существенные выгоды и для России, и для ЕС, не в последнюю очередь за счет предоставления экономическим операторам возможностей действовать на основе общих правил и в одинаковых условиях, а также роста доверия предпринимателей и инвесторов к предсказуемости и транспарентности правил.

Определение, цели и руководящие принципы

12. ОЕЭП представляет собой открытый и интегрированный рынок между Россией и ЕС, основанный на общих или совместимых правилах и системах регулирования, включая совместимую административную практику, обеспечивающий взаимодополняющий эффект развития и использование преимуществ экономики масштаба и, как следствие, обеспечивающий повышение конкурентоспособности обеих Сторон на внешних более крупных рынках. В конечном итоге ОЕЭП должно охватить большинство секторов экономики.

13. С этой целью ОЕЭП направлено на:

стимулирование торговли и инвестиций между Россией и ЕС, основанных на эффективно функционирующих рыночных экономиках, направленное на обеспечение устойчивого развития и учитывающее международно признанные принципы, такие как, inter alia, недискриминация, транспарентность и добросовестное управление;

создание новых возможностей для экономических операторов путем установления общих, гармонизированных или совместимых правил и систем регулирования, а также путем создания взаимосвязанных инфраструктурных сетей;

повышение мировой конкурентоспособности экономик России и ЕС.

14. ОЕЭП будет основано на существующих и будущих обязательствах Сторон в рамках СПС и ВТО. Его охват будет шире и глубже в сравнении с обязательствами в рамках ВТО и СПС. Стороны будут обеспечивать совместимость ОЕЭП с их существующими и будущими обязательствами в контексте ВТО.

15. Концепция ОЕЭП охватывает как горизонтальные, так и секторальные задачи. Ряд областей для практических действий уже рассмотрен (стандартизация; техническое регулирование и оценка соответствия; таможенное регулирование; аудит и бухгалтерский учет; госзакупки; конкуренция; финансовые услуги; телекоммуникации; сотрудничество в сфере космических запусков; ряд отраслей промышленности и сельского хозяйства), другие сектора/сферы взаимодействия будут добавляться по мере необходимости.

16. ОЕЭП будет создаваться постепенно, в несколько этапов с соответствующими промежуточными пересмотрами плана действий. Хотя конкретные действия будут предприняты в выбранных приоритетных секторах с тем, чтобы продемонстрировать возможность достижения реальных результатов как можно скорее, необходимо иметь в виду, что ОЕЭП нацелено на охват большинства секторов экономики. Стороны будут обеспечивать соответствие предпринимаемых действий описанным выше стратегическим целям ОЕЭП, особенно в части выработки общих договорных рамок дальнейшего экономического сотрудничества. При этом должен быть использован опыт текущей деятельности и, насколько и где возможно, задействованы возможности взаимодополнения новых инициатив и существующего секторального сотрудничества.

Читайте также:
Карта сайта - Загранпаспорт РФ

17. Достигнутый уровень взаимодействия в отдельных секторах (в частности, в рамках Энергодиалога) будет продолжать развиваться самостоятельно в существующих методологических и договорно-правовых рамках, имея в виду последующую интеграцию результатов в ОЕЭП. Обе Стороны будут обеспечивать согласованность и совместимость концепции ОЕЭП и сотрудничества в конкретных секторах.

Компоненты и инструменты реализации

18. ОЕЭП будет сфокусировано на устранении препятствий и создании новых возможностей в четырех основных сферах экономической деятельности, к ним относятся:

трансграничная торговля товарами, охватывающая основную часть промышленных и сельскохозяйственных товаров, включая необходимые правила, установленные стандартами, техническими условиями или другими законодательными требованиями и правилами регулирования; организационные структуры и процедуры; одновременно необходимо обеспечить, чтобы не создавались необоснованные препятствия в торговле и поддерживался эквивалентный уровень стандартов защиты здоровья, обеспечения безопасности и охраны окружающей среды.

трансграничная торговля услугами, включая соответствующие стандарты и требования в области регулирования.

учреждение и деятельность компаний, включая, inter alia, вопросы движения капитала, экологические стандарты и добросовестное корпоративное управление.

связанные с построением ОЕЭП аспекты движения физических лиц в соответствующих областях экономической деятельности.

19. Основными инструментами, которые должны применяться в данных сферах, являются открытие рынка, сближение в области регулирования и облегчение торговли. Эти инструменты должны применяться в соответствии со следующими положениями:

открытие рынка: соответствующие меры должны обеспечить, по мере возможности, постепенное устранение барьеров для торговли и инвестиций между Россией и ЕС. Определение конкретных задач и мер в этой области будет обусловлено обязательствами России и ЕС в рамках ВТО, а также общими принципами ВТО.

сближение в области регулирования: сотрудничество в этой области, в частности в отношении сближения законодательства, является существенным элементом для развития торговли и инвестиций между Россией и ЕС. Сближение в области регулирования является важным условием для усиления двусторонних экономических связей. Это в особенности относится к сфере стандартов, технического регулирования и оценки соответствия, но также должно охватывать и другие сферы.

облегчение торговли: меры в области облегчения торговли будут являться еще одним важным элементом создания ОЕЭП. Эти меры могут относиться к упрощению, стандартизации и автоматизации торговых процедур, в частности, импортных, экспортных и транзитных требований и процедур, применяемых таможенными и другими органами.

20. Сотрудничество и ведение специальных диалогов. Обе стороны будут наращивать и усиливать кооперацию в улучшении и развитии инфраструктурных систем (транспортной, энергетической, телекоммуникационной, научно-технического сотрудничества). Укрепление кооперации в этих сферах будет иметь двойной эффект, с одной стороны, интегрируя важные сектора экономики России и ЕС, что окажет положительный эффект на развитие этих секторов, и, с другой стороны, способствуя улучшению и оздоровлению рамочных условий других форм экономической деятельности.

Обсуждение путей улучшения существующих связей между энергетическими, транспортными и телекоммуникационными сетями Сторон уже ведется. Необходимые рамочные условия для этого, например в секторе транспорта, существуют (в частности, трансъевропейские транспортные коридоры и т. д.). В энергетическом секторе ключевые проекты строительства газо- и нефтепроводов, а также объединения электроэнергетических сетей были определены как проекты, представляющие «общий интерес» в рамках Энергодиалога Россия–ЕС, и работа продолжается в этом формате. В рамках ОЕЭП России и ЕС следует сфокусировать усилия на транспортном секторе и стимулировать прогресс в этой области.

Обе стороны обладают значительным потенциалом в области научно-технических разработок и в рамках своей внутренней политики заявляют, что развитие науки, инноваций и технологий является основополагающим элементом собственной конкурентоспособности и долгосрочного развития. Ряд инструментов сотрудничества в этой сфере, направленных на стимулирование взаимных контактов, обмена инновациями и технологиями между российскими и европейскими партнерами с целью взаимовыгодного достижения высокого научного уровня, уже широко используется. Работа в рамках ОЕЭП должна служить дальнейшему расширению сотрудничества путем объединения ресурсов и обеспечения взаимного доступа к научно-техническим программам, урегулирования проблем, связанных с правами интеллектуальной собственности в этой сфере, и содействия в использовании результатов научных исследований. Развитие сотрудничества в этой сфере также должно исходить из решения майского 2003 г. саммита Россия–ЕС (Санкт-Петербург) о создании общего «пространства» науки и образования.

21. Во всех этих областях Стороны будут содействовать более тесному и структурированному взаимодействию между соответствующими институтами, как государственными, так и частными. Достигнутое в результате улучшение информационного обмена и более тесное сотрудничество являются предпосылками достижения заявленных целей и в то же время позволят каждой из Сторон в максимальной степени избежать нежелательных побочных эффектов от применения мер, направленных на решение других, более широких задач. Развитие совместимых институциональных структур, а также создание специальных совместных институтов может быть предусмотрено в рамках отдельных обязательств и соглашений. Деятельность подобных институтов должна быть направлена на осуществление достигнутых договоренностей и решений.

Институциональные и правовые аспекты

22. Чтобы придать концепции практический характер, вышеуказанные цели должны быть трансформированы в набор конкретных задач и мер путем формирования планов действий.

23. Разработка планов действий и соответствующие переговоры будут проводиться под руководством и при координации Группы высокого уровня. О проведенной работе ГВУ будет регулярно докладывать саммиту Россия–ЕС. Она, в частности, определит порядок рассмотрения достигнутого прогресса в конце первого этапа реализации ОЕЭП. Соответствующий мандат будет запрошен. В процессе создания ОЕЭП Стороны будут максимально широко привлекать экспертный вклад органов СПС и использовать положения СПС. В случаях, когда планы действий будут направлены в основном на практическую реализацию существующих положений СПС, они могут принимать форму политических заявлений или меморандумов о взаимопонимании.

Читайте также:
Прага в марте: стоит ли приезжать

24. Однако в случаях, когда реализация какого‑либо положения плана действий требует проведения переговоров, обе Стороны будут использовать свои внутренние правила и принципы для подготовки и проведения таких переговоров, а механизмы переговоров между Сторонами будут соответствовать обычной практике. В таких случаях план действий будет предусматривать заключение двустороннего соглашения, оформленного в виде Протокола – приложения к СПС или, если это потребуется, самостоятельного соглашения.

25. Для разрешения разногласий, которые могут возникнуть у Сторон в ходе выполнения двусторонних соглашений, заключенных в контексте ОЕЭП, необходимо иметь механизм разрешения споров, основанный на правилах ВТО. С этой целью необходимо рассматривать возможность применения существующего в рамках СПС механизма разрешения споров до тех пор, пока он соответствует положениям новых соглашений.

В Европе отменен сотовый роуминг. Даты, цены

31 страна без роуминга

На пленарной сессии Европарламента 27 октября 2015 г. единогласным голосованием принято решение о полной отмене мобильного роуминга внутри ЕС с 2017 г. Решение принято в рамках проведения последовательной политики единого цифрового рынка Евросоюза.

Закон об отмене мобильного роуминга внутри ЕС был принят депутатами Европарламента в первом чтении без единой поправки. Таким образом, с 15 июня 2017 г. Запрещено взимание дополнительной оплаты за звонки, отправление SMS и использование мобильного интернета в роуминге как на территории всех 29 стран, входящих в ЕС, так и на территории так называемой «Европейской экономической зоны», в которую помимо стран ЕС также входят три страны из Европейской ассоциации свободной торговли – Исландия, Норвегия и Лихтенштейн.

Отмена мобильного роуминга коснется лишь пользователей сотовых операторов одной из 31 стран, вошедших в зону действия нового закона. Гостям Евросоюза, чтобы воспользоваться преимуществами нового безроумингового пространства, придется по прибытии приобрести местную сим-карту, а не и использовать карту своего домашнего оператора.

«Запрет на дополнительные сборы за внутри-европейский роуминг долго ждали все: обычные люди, стартапы, средний и малый бизнес, организации всех типов, – заявила перед голосованием представитель Испании, докладчик Пилар дель Кастилио (Pilar del Castillo), как указано на сайте Европарламента. – Благодаря новому соглашению, Европа станет единственным регионом мира, юридически гарантирующим свободу доступа в интернет и сетевой нейтралитет. Принцип сетевого нейтралитета будет применяться непосредственно во всех 28 странах, входящих в ЕС, что также послужит гарантией отсутствия двухскоростного интернета».

Промежуточный этап с небольшой ценой роуминга

Помимо запрета дополнительных платежей за роуминг с лета 2017 г., новый закон также предписывает промежуточный этап в виде ограничения платежей с весны 2016 г. Начиная с 30 апреля 2016 г., дополнительные сборы внутри ЕС за роуминг (в дополнение к действующему тарифу домашней сети) не должны превышать 5 евроцентов за минуту при исходящих голосовых звонках, 2 евроцента за отправку SMS и 5 евроцентов за мегабайт мобильного интернет-трафика. Потолок расценок на входящие голосовые звонки будет определен до конца 2015 г., и, как ожидается, будет значительно меньше, нежели для исходящих звонков.

Согласно новому закону, если мобильный оператор сможет привести доказательства невозможности покрытия своих издержек и необходимости в связи с этим менять расценки на локальную связь, национальные регулирующие органы в исключительных случаях смогут выдать им разрешение на минимальные надбавки для компенсации расходов.

Для защиты телекоммуникационной отрасли от злоупотреблений вроде «постоянного роуминга», операторам в исключительных случаях в рамках «добросовестной» политики может быть позволено взимать небольшую оплату, не превышающую действующие установленные лимиты. Точные рамки ограничений будут определены Еврокомиссией и телекоммуникационными регуляторами.

Интернет-роуминг в Европе «на единых началах»

Новый закон обязывает провайдеров предоставлять доступ в интернет на единых началах, то есть, не блокировать и не ограничивать скорость обмена данными для разных абонентов, за исключением случаев судебных запретов, соблюдения законов и предотвращения перегрузки сетей или случаев кибератак. В случае возникновения необходимости управления сетевым трафиком, такие меры должны быть «прозрачными, недискриминационными и соразмерными, со продолжительностью действия не более чем необходимо».

В то же время, операторам не возбраняется предлагать пользователям специализированные сервисы с повышенным качеством интернета для специфических нужд, но только при условии отсутствия влияния на общее качество интернета.

Странная политика Евросоюза

В Брюсселе открывается саммит «Восточного партнерства» , но если взглянуть на эту программу с точки зрения его эволюции за прошедшие 11 лет, то нельзя не заметить, что при значительном прогрессе на институциональном и практическом уровнях, политические цели этой программы – как заявленные, так и подразумеваемые – в лучшем случае выполнены не до конца, а в худшем не выполнены вовсе. С одной стороны, базовый институциональный механизм «Восточного партнерства» в виде двусторонних соглашений об ассоциации за прошедшее время сформирован и «запущен в эксплуатацию» в трех странах-участницах программы (на Украине , в Молдове и Грузии ). С другой стороны, политическая эффективность этого замысла становится все более относительной. Если ориентироваться на заявленную в документах «Восточного партнерства» цель стабилизации пространства Восточной Европы путем стимулирования соседних стран к принятию ценностей, норм и стандартов ЕС , подписания соглашений об ассоциации и создания зон свободной торговли, то полученный на данный момент результат является прямо противоположным. Как признают даже европейские эксперты, со стабильностью и безопасностью в пространстве восточного соседства сегодня дело обстоит намного хуже, чем десять лет назад. А ЕС и США продолжают политику двойных стандартов.
Глава Европейского совета Шарль Мишель на встрече с экс-кандидатом в президенты Белоруссии Светланой Тихановской в Брюсселе выразил надежду, что на следующем саммите программы «Восточное партнерство» в 2022 году в кресле главы республики он увидит «демократически избранного президента».
«15 декабря на саммите в Брюсселе кресло лидера Белоруссии останется пустым. Однако я надеюсь, что к следующему саммиту в этом кресле будет сидеть демократически избранный президент Белоруссии », – заявил Мишель на встрече в Брюсселе с экс-кандидатом в президенты Белоруссии Светланой Тихановской и представителями антиправительственных сил и организаций, базирующихся за границей Белоруссии , игнорируя тот факт, что Минск официально объявил о выходе из европейской программы «Восточное партнерство» еще в июне 2021 года, передает ТАСС.
Глава Евросовета также объявил о выделении ЕС дополнительных 15 млн. евро в качестве поддержки неправительственных организаций и СМИ, вещающих на Белоруссию из-за границы. Кроме того, он напомнил об обещании ЕК выделить Минску после «демократической передачи власти» 3 млрд евро, которое было сформулировано еще в 2020 году. Мишель в очередной раз обвинил власти Белоруссии в репрессиях против оппозиции и СМИ, а также в других нарушениях прав человека. «Через нашу миссию в Минске мы пристально мониторим ситуацию и проводим регулярные встречи с членами семей и адвокатами политических заключенных. И для нас особенно важна помощь, которую мы предоставляем международным механизмам, собирающим юридические свидетельства нарушений прав человека режимом Лукашенко. Так мы привлечем их (власти Белоруссии ) к ответственности за их преступления. Они должны знать, что их преступления записываются, что доказательства собираются, и что их привлекут к суду», – заявил глава Европейского совета .
« ЕС с вами в это трудное время», – заключил Мишель, обращаясь к Тихановской . То есть, игнорируя мнение большинства белорусов, ЕС вновь пытается навязать им свои ценности. Это касается отношения этой структуры к странам Южного Кавказа. Если же исходить из того, что главная цель восточной политики Европейского союза в последние годы заключалась в поступательном смещении в свою пользу геополитического баланса в региональном, а впоследствии – и в континентальном масштабе, путем включения соседних стран в свою нормативную и экономическую орбиту и получения ключевых рычагов влияния на их внутреннюю политику, то и в этом случае достигнутый эффект выглядит весьма сомнительно. Вместо планируемого поступательного неконфронтационного смещения баланса, подобное включение привело к резкой эскалации напряженности, никак не способствующей усилению политической роли ЕС на континенте. Очевидно, что сложившееся положение не может удовлетворять евроинтеграционное сообщество, поэтому два месяца назад оно инициировало очередной раунд пересмотра Европейской политики соседства, который неизбежно затронет и «Восточное партнерство». Однако в ходе данного процесса Евросоюз неизбежно сталкивается, среди прочего, с тремя проблемами, значительно усложняющими задачу качественного переосмысления основ его восточной политики.
Первой такой проблемой является ограниченность практического инструментария и недостаток действенных стимулов в арсенале «Восточного партнерства» после заключения соглашений об ассоциации. В некотором смысле ЕС попал в собственноручно выстроенную ловушку, сконструировав эти соглашения в виде единого целостного пакета обязательств.
Выделение Республике Армения , стране-агрессору, помощи в размере 2,6 млрд. евро, притом, что от ее агрессии пострадало другое государство – Азербайджан – препятствует решению многих задач (разминирование всех освобожденных территорий, требующее огромных материальных ресурсов; восстановление разрушенных городов и сел со всей инфраструктурой; создание вновь всей экономики региона; восстановление исторических и культурных памятников и т.д.), а территория Армении , кстати, от военных действий никак не пострадала.. Это значит, что ЕС в данной ситуации занял одностороннюю, предвзятую позицию по поддержке агрессора. Об этом заявил накануне и глава государства Ильхам Алиев в интервью Азербайджанскому телевидению.
По словам И.Алиева , это несправедливая позиция: “Что касается Азербайджана , то была озвучена цифра 150 миллионов евро, но нам конкретно не сказали, что это за цифра, когда средства будут предоставлены, будут ли предоставлены и на каких условиях. Конечно, я считаю эту позицию несправедливой, потому что Азербайджан является самой большой страной Южного Кавказа – и по территории, и по населению, и по потенциалу. До сих пор странам Южного Кавказа не предоставлялись такие крупные средства. То есть это говорит о том, что данные средства предоставляются именно после войны. То есть причина предоставления этих средств – война. В противном случае могли бы предоставить 30 лет назад, почему именно сейчас? Если так, то Азербайджан является страной, наиболее пострадавшей от войны. Эти средства должны быть предоставлены Азербайджану . Территория площадью 10 тысяч квадратных километров полностью разрушена, уничтожена армянскими вандалами. Заложены сотни тысяч мин, уничтожены все здания, исторические здания, вся инфраструктура. При этом деньги предоставляют Армении . В Армении есть какие-либо разрушения? Нет. Мы заложили там мины? Нет. Была ли страна, которая в такой степени пострадала от оккупации? Нет. Конечно, это несправедливо. Разумеется, состоялся обмен мнениями по данному вопросу. Ответ был такой, что Азербайджану средства как бы не нужны. Во-первых, нам никто не предлагал, предложите – и я скажу, нужны они нам или нет. Разве мы не должны восстановить освобожденные земли? Нужны миллиарды долларов, они падают с неба? Азербайджан – прозрачная страна. Его финансовые ресурсы тоже известны. Да, мы – страна, которая сама себя обеспечивает. Но если нам, как Армении , предоставят средства в качестве гранта, мы никогда не откажемся”.
Почему ЕС поступает таким образом? Единственно, что приходит на ум в качестве основания подобной позиции, – это победа исламофобских, тюркофобских сил в Европе. Ведь в Европейском союзе хорошо знают, что за 30 лет оккупации азербайджанских территорий Армения полностью их разрушила и разграбила и что на восстановление требуются миллиарды долларов. Как получилось, что в результате долгих лет оккупации пострадал Азербайджан , а помощь выделяется Армении ? Это можно охарактеризовать как очередные двойные стандарты ЕС . Согласно этой логике, чтобы помочь Азербайджану в восстановлении разрушенных армянами городов и сел, ЕС должен был бы выделить Азербайджану не менее 5 миллиардов евро. Брюссель объявил развитие экономики Армении более приоритетной задачей, нежели послевоенное восстановление Южного Кавказа, трансформацию конфликта, включая разминирование пострадавших от армянской интервенции азербайджанских территорий, социально-экономическое развитие всего региона, установление мира между Азербайджаном и Арменией и примирение народов двух стран. В то время как на весь регион выделяется всего 2,3 млрд. евро. Таким образом, 70% предполагаемой помощи Евросоюз отдает Армении , пострадавшей из-за военно-политической авантюры своего правительства и многолетней оккупационной политики. И всего 30% получают Азербайджан с Грузией . ЕС предполагает отпустить Азербайджану примерно 150 млн. евро. То есть почти ничего.
Вот такая странная у Евросоюза политика…

Читайте также:
Как учатся дети в китае 2022

Евросоюз послал Москву на три принципа

Новая стратегия ЕС в отношении России мало отличается от планов НАТО

«Давать отпор, сковывать, взаимодействовать» — такова триада принципов, из которых Евросоюз впредь будет исходить при выстраивании отношений с Россией. Новую стратегию политики на российском направлении, по формулировкам и содержанию скорее напоминающую документ НАТО, а не ЕС, вчера представил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. В российском МИДе сочли, что «у людей, которые придумали такую концепцию, явно проблемы со знанием истории, восприятием реальности и преобладанием фобий над креативным мировосприятием».

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель выступил в нехарактерном для дипломата ключе, заявив, что партнерские отношения и более тесное сотрудничество между ЕС и Россией в ближайшей перспективе невозможны

Фото: Johanna Geron/Pool, Reuters

Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель выступил в нехарактерном для дипломата ключе, заявив, что партнерские отношения и более тесное сотрудничество между ЕС и Россией в ближайшей перспективе невозможны

Фото: Johanna Geron/Pool, Reuters

Европейская служба внешних связей в среду представила новую стратегию политики Евросоюза на российском направлении. Как ожидается, документ будет официально одобрен на заседании глав государств и правительств ЕС 24–25 июня. О его ключевых моментах рассказал глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Отныне, по его словам, политика ЕС в отношении России будет строиться на трех принципах:

«Давать отпор, сковывать, взаимодействовать».

«В нынешних обстоятельствах обновленное партнерство между ЕС и Россией кажется отдаленной перспективой»,— заявил Жозеп Боррель на пресс-конференции в Брюсселе. При этом в европейской внешнеполитической службе считают, что виновата в сложившейся ситуации Москва: «К ухудшению отношений между ЕС и Россией ведет выбранный (Москвой.— “Ъ” ) политический курс и преднамеренные враждебные действия российских властей, в частности незаконная аннексия Крымского полуострова в 2014 году и продолжающаяся дестабилизирующая деятельность в отношении как государств ЕС, так и соседних стран». «Наша цель должна состоять в том, чтобы изучить пути, которые могли бы помочь перевести нынешнюю динамику в более предсказуемые и стабильные отношения с Россией»,— заявил Жозеп Боррель. Достижению этой цели, как следует из его выступления, и служит новая триада принципов.

Читайте также:
Фото Банчианга

«Давать отпор» Евросоюз намерен «нарушению Россией прав человека, принципов демократии и международного права». Делать это планируется как на территории России, так и на постсоветском пространстве. Жозеп Боррель особо выделил намерение препятствовать нарушениям Россией суверенитета Украины, противодействовать «вредоносным действиям правительства России, включая гибридные атаки», и ограничивать «ресурсы, которые власти России могут привлечь для проведения разрушительной внешней политики».

В ЕС ждут от Москвы готовности к диалогу

«Сковывание» будет направлено на «попытки России подорвать интересы ЕС» — как на территории самого Евросоюза, так и на международных площадках. В рамках реализации этого принципа Брюссель намерен противодействовать попыткам Москвы влиять на умы своих граждан и вносить раскол в свои ряды. Кроме того, Евросоюз впредь будет теснее координировать свои действия с США, НАТО и «группой семи».

В то же время Евросоюз надеется «взаимодействовать» с Россией «для продвижения собственных интересов». Речь идет о таких сферах, как борьба с изменением климата, противодействие распространению коронавирусной инфекции, взаимодействие в Арктике, урегулирование региональных конфликтов. Кроме того, как добавили в Брюсселе, «ЕС заинтересован в решении конкретных экономических вопросов, среди которых российские протекционистские меры и частичный запрет на ввоз сельскохозяйственной продовольственной продукции из ЕС».

Намеренно или нет, но по формулировкам и содержанию новая стратегия Евросоюза как будто списана с документов НАТО.

Североатлантический альянс после конфликта вокруг Украины тоже объявил о намерении придерживаться в отношении России определенных принципов, правда, их только два: «оборона и диалог». При этом оборона явно превалирует, а диалог фактически полностью заморожен. И в альянсе в последнее время тоже все чаще используют по отношению к России терминологию холодной войны, среди прочего говоря о необходимости ее «сдерживания». Предварительно представляя новые принципы политики в отношении России, Жозеп Боррель еще в конце февраля использовал именно термин «сдерживать» — contain. Но затем в Брюсселе все же решили смягчить риторику и уйти от ассоциаций с противостоянием прошлого века. Так из contain стало constrain — «сковывать». При этом в переводе нового позиционного документа Евросоюза на русский язык представители внешнеполитической службы ЕС явно пытались еще немного сгладить жесткость формулировок и перевели это слово как «ограничивать».

Читайте также:
Фото Персеполя

Как бы то ни было, новая триада, как пояснили в Брюсселе, добавится к одобренным Евросоюзом в 2016 году «пяти принципам (бывшей главы МИД ЕС.— “Ъ” ) Федерики Могерини». Жозеп Боррель напомнил о них: «Полное выполнение минских соглашений (по урегулированию ситуации в Донбассе.— “Ъ” ) как ключевое условие любых существенных изменений в отношениях ЕС с РФ; укрепление отношений со всеми шестью участниками “Восточного партнерства” (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина.— “Ъ” ) и странами Центральной Азии; укрепление устойчивости ЕС в таких областях, как энергетическая безопасность, гибридные угрозы и стратегическая коммуникация; избирательное взаимодействие с Россией по вопросам, представляющим явный интерес для ЕС; развитие контактов между народами и поддержка российского гражданского общества».

Жозеп Боррель в ходе пресс-конференции пояснил, как эта сложная конструкция должна работать:

«Представьте себе, что пять принципов (Могерини.— “Ъ” ) — это строчки, а три новых принципа — это столбцы. И в рамках этой матрицы будут приниматься решения Евросоюза (на российском направлении.— “Ъ” )».

В российском МИДе на оглашение новой стратегии ЕC отреагировали предсказуемо негативно. Первой ее в своем Telegram-канале прокомментировала представитель министерства Мария Захарова. По ее мнению, «у людей, которые придумали такую концепцию, явно проблемы со знанием истории, восприятием реальности и преобладанием фобий над креативным мировосприятием».

Неединая Европа — 2021: энергокризис и коронавирус вносят разлад в европейский дом

Уходящий год стал серьезным испытанием для новой доктрины экономической политики Евросоюза, ориентированной на расширение «зеленых сделок». Резкий рост цен на традиционные энергоносители привел к значительному ускорению инфляции в ключевых европейских странах, а единой позиции по ряду ключевых аспектов перевода экономики на новую технологическую платформу так и не появилось. Не оправдались и ожидания, связанные с быстрой вакцинацией от коронавируса: новая волна пандемии спровоцировала усиление ограничений, которые вызывают массовое недовольство граждан.

По итогам 2021 года экономика еврозоны вырастет на 5,1%, сообщила несколько дней назад глава Европейского центробанка (ЕЦБ) Кристин Лагард. Это несколько лучше предшествующих оценок, однако полностью отыграть провал 2020 года, когда ВВП еврозоны упал на 6,8%, в любом случае не удалось. Восстановление продолжится в следующем году, но уже заметно меньшими темпами: в 2022 году ЕЦБ ожидает рост на 4,2%, а затем экономика еврозоны вернется к своей привычной низкой динамике, — по прогнозу, в 2024 году она прибавит всего 1,6%.

На этом фоне замедления роста ЕЦБ прогнозирует дальнейшее ускорение инфляции: если в этом году она составит 2,6% в среднем по еврозоне, то в следующем может вырасти до 3,2%. Но это именно «средняя температура по больнице» — данные по отдельным странам Евросоюза демонстрируют куда более существенный инфляционный всплеск в основных его экономиках. Например, в Германии в ноябре потребительские цены, рассчитанные по национальным стандартам, выросли на 5,2% в годовом выражении — это максимальный показатель с середины 1992 года, когда инфляция сильно росла в процессе трансформации экономики после объединения страны. Безоговорочным лидером роста цен стала бытовая энергия: по сравнению с ноябрем 2020 года она подорожала в Германии более чем на 22%.

Читайте также:
Фото деревни Венген

Почти такой же темп роста цен на энергоносители зафиксирован в ноябре и во Франции, хотя основу ее энергосистемы формирует «мирный атом». В конце года электричество в стране может стать еще дороже, поскольку примерно треть французских атомных реакторов была остановлена — как на плановое техобслуживание, так и в силу форс-мажорных обстоятельств, связанных с обнаружением дефектов в оборудовании. Но на фоне этих тревожных новостей французские власти лишь наращивают действия по продвижению новой ядерной программы, рассматривая ее как стимул для всей промышленности страны в нынешнем десятилетии. Соответствующие планы президент страны Эммануэль Макрон представил в обращении к нации в ноябре, причем теперь они оформляются в виде специфической разновидности «зеленой сделки»: Франция рассматривает развитие ядерной энергетики в качестве одного из главных аспектов декарбонизации своей экономики к 2050 году.

Такая позиция главной атомной державы Европы вносит разлад в стройное движение к «чистому нулю» выбросов к середине столетия, поскольку позиция Германии совершенно иная: атомная энергия не является «устойчивой» — последние работающие немецкие АЭС планируется заглушить в следующем году. Так что уже больше года Еврокомиссия так и не может определиться, считать ли инвестиции в ядерную энергетику «зелеными», что позволит им претендовать на различные субсидии и преференции. Предполагалось, что этот вопрос будет окончательно решен в ходе саммита Евросоюза, состоявшегося несколько дней назад в Брюсселе, но итоговая версия зеленой таксономии так и не появилась.

Более того, выяснилось, что Франция смогла сколотить коалицию второстепенных членов Евросоюза, которые стоят горой за «мирный атом». Наиболее громко в его защиту на недавнем саммите выступил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, который заодно потребовал и реабилитации природного газа — здесь единого мнения относительно экологичности инвестиций у Евросоюза тоже не появилось. Кроме того, на стороне Франции в атомной дилемме играют Чехия с ее развитым сегментом ядерной генерации, Венгрия, Словакия и балканские члены Евросоюза, а за несколько дней до саммита о намерении строить новые атомные реакторы объявили власти Нидерландов, также мотивировав этот план необходимостью выполнения климатических обещаний.

В целом же энергетический кризис 2021 года вполне наглядно продемонстрировал, что так называемая экономика замкнутого цикла — доктрина, крайне популярная в Евросоюзе в предыдущем политическом сезоне, — оказалась пока лишь неким далеким ориентиром. К тому же повышенная уязвимость многих европейских экономик к внешним шокам, таким как стоимость энергоносителей, усиливается внутренним стремлением отдельных стран максимально ускорить ход истории, беря на себя опережающие обязательства в сфере изменений климата.

Главным локомотивом здесь опять же выступает Германия, где «Зеленые» в новом правительстве смогли реализовать свой замысел создания «суперминистерства», которое будет курировать экономику, энергетику и климатические вопросы. Возглавивший это ведомство и параллельно занявший пост вице-канцлера Роберт Хабек уже смог одержать первую большую лоббистскую победу. На днях немецкое правительство объявило о внесении 60 млрд евро из неиспользованных заемных средств в климатический фонд, который должен обеспечить восстановление инвестиций, сократившихся во время пандемии в несколько раз. Новый канцлер Олаф Шольф, лидер немецких социал-демократов и министр финансов в последнем правительстве Ангелы Меркель, еще до утверждения на своем нынешнем посту объявил, что Германию ждет «десятилетие инвестиций». Однако планы СДПГ и «Зеленых» по повышению налогов на богатых провести не удалось, поскольку категорически против этого был третий партнер коалиции — лидер Свободной демократической партии Кристиан Линднер, ставший министром финансов. Он же заверил, что для пополнения климатического фонда новых займов Германии не потребуется.

Зато для куда более экономически слабой Италии постоянное наращивание долгов остается нормой жизни и при новом премьер-министре Марио Драги, одном из самых титулованных финансистов Европы, который возглавлял ЕЦБ в период борьбы с последствиями мирового кризиса 2008 года. Как опытный евробюрократ, 74-летний Драги также решил сделать ставку на сулящую миллиардные субсидии зеленую повестку, в лидеры которой Италия в последнее время активно стремится. Но справиться с хронической болезнью итальянских финансов — запредельно высоким размером госдолга как в абсолютном выражении, так и в отношении к ВВП — Драги так и не смог. К середине года размер итальянского долга подобрался к фантасмагорическим 2,7 трлн евро (более 150% ВВП), хотя одновременно правительству страны удалось утвердить свою заявку на получение средств из фонда восстановления экономики Евросоюза. При ближайшем рассмотрении эти средства также наращивают итальянский долг: 122 млрд из 191 млрд евро приходится на новые кредиты, пусть и льготные.

За пределами Италии усилия Драги по оживлению ее экономики находят весьма благосклонное отношение: совсем недавно британский журнал The Economist назвал Италию «страной года — 2021», отметив также успехи нового правительства в вакцинации от коронавируса. Официальная статистика действительно впечатляет: на середину декабря полный цикл вакцинации прошли около 46 млн итальянцев, или более 85% населения страны. Однако добиваться такого результата правительству пришлось драконовскими мерами, например фактически поставив непривитых вне рынка труда: с середины октября в Италии действует запрет на работу для тех, кто не вакцинировался или не переболел коронавирусом. А в ноябре правительство, взяв на вооружение опыт соседней Австрии, объявило о введении «суперзеленого пропуска», без которого нельзя будет ходить в рестораны, посещать горнолыжные курорты и т. д.

Читайте также:
Интервью с путешественницей про зимовку в Тайланде

Все эти меры принимались несмотря на массовые протесты, которые подпитываются данными о новых заболевших, которые соседствуют с заявлениями о близящейся к поголовному уровню вакцинации. К середине лета заболеваемость упала до мизерного уровня в пределах тысячи новых случаев в день, что позволило провести очень успешный туристический сезон, подстегнувший итальянскую экономику. Но с середины октября стартовала новая волна — к настоящему моменту в Италии выявляется уже порядка 30 тысяч случаев коронавируса в сутки.

Схожая картина совсем недавно наблюдалась и в Германии, где к концу ноября заболеваемость превышала 50 тысяч человек в день, хотя теперь снова идет на спад. На тот момент уровень полной вакцинации в стране подобрался к 70%, но это не помешало очередному всплеску, в разгар которого немецкий министр здравоохранения Йенс Шпан философски заметил, что к концу зимы все жители страны либо вакцинируются, либо переболеют, либо умрут. Такая позиция властей в сочетании с усилением антиковидных ограничений провоцирует нарастающий протест: в последние дни в немецких городах проходят регулярные акции противников принудительных мер борьбы с пандемией.

Развитие коронавирусного сюжета в 2021 году демонстрирует еще одну линию раскола в Евросоюзе — на сей раз между элитами и массами. Всего год назад с массовой вакцинацией связывались основные надежды на оживление экономики: считалось, что быстрое разворачивание вакцин позволит ликвидировать ограничения, приведет к восстановлению прежней мобильности людей, а быть может, и к победе над вирусом. Реальность оказалась несколько иной. Высокий уровень вакцинации в Евросоюзе действительно достигнут, но новая волна пандемии как будто этот факт игнорирует. Экономика пусть и не слишком быстро, но восстанавливается, однако галопирующая инфляция пожирает положительные эффекты роста. Новые всеобщие локдауны вводятся лишь в отдельных странах, но теперь отсутствие сертификата о прививке фактически становится инструментом социальной дискриминации.

Эти вполне очевидные для обычного европейца противоречия не могут не провоцировать недовольство, однако в ответ власти неизменно дают понять, что принципиальных изменений в их политике не будет — Европа стремительно движется к добровольно-принудительной вакцинации и ужесточению инструментов социального контроля, которые сложно было представить даже в прошлом году.

Но пока властям стран Евросоюза удается вполне успешная нейтрализация протеста. К примеру, в Германии немалая часть противников ковидной дискриминации относится к электорату правой партии «Альтернатива для Германии», которая целенаправленно маргинализируется в политическом поле, хотя по-прежнему способна проводить своих представителей в бундестаг. Кроме того, выборы в немецкий парламент прошли совсем недавно и победившие партии пока могут пользоваться мандатом, врученным им избирателями. В Италии же Марио Драги вообще обходится без этого мандата — его появление во главе правительства страны изначально было результатом кулуарных договоренностей элит: предложение сформировать новый кабинет министров ему сделал президент страны Серджо Маттарелла после досрочной отставки предыдущего премьера Джузеппе Конти. Это обстоятельство теоретически может создать для Драги, которого никто не выбирал, проблемы с легитимностью, поэтому в преддверии новых выборов парламента, намеченных на 2023 год, ему обязательно нужны экономические успехи — следующий год будет для правительства Драги принципиальным.

Главные же выборы Евросоюза в 2022 году состоятся во Франции, где Эммануэлю Макрону уже в апреле предстоит борьба за второй срок. Как демонстрируют социологические опросы, его рейтинг в уходящем году остался почти неизменным, а популярность Марин Ле Пен, соперничавшей с Макроном во втором туре предыдущих выборов, существенно снизилась. Поэтому не исключено, что основную конкуренцию действующему президенту составит кандидат от Республиканской партии Франции Валери Пекресс, возглавляющая столичный регион Иль-де-Франс и активно набирающая популярность. Поэтому ряд осмотрительных мер, чтобы не спровоцировать протестные настроения, Макрон уже принял, например отказавшись вводить локдаун для невакцинированных.

Дополнительные политические очки ему может принести полугодовое председательство Франции в Евросоюзе, которое начнется 1 января: представленный Макроном несколько дней назад план действий на уровне ЕС фактически можно считать его предвыборной декларацией. В экономической части этой программы акцент сделан на необходимости новой модели экономического роста — теперь Франция попробует взяться за эту задачу, решение которой в 2021 году у Евросоюза явно не заладилось. Среди ключевых предложений Макрона присутствует необходимость пересмотреть бюджетные рамки и правила Евросоюза — одну из его «священных коров». По сути, ряд критериев Маастрихтских соглашений наподобие удержания соотношения госдолга к ВВП в пределах 60% (Италия тому характерный пример) давно не работают, но с учетом жесткой бюджетной позиции Германии такая постановка вопроса со стороны Франции намечает еще одну линию потенциального конфликта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: